Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Председательствующий: Ретуева О.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Латышенко Н.Ф.,
судей областного суда Иволгиной Н.В., Илларионова А.В.,
при секретаре У.
рассмотрела в судебном заседании 05 марта 2014 года дело по апелляционной жалобе представителя А.Д.Х. - Ш. на решение Центрального районного суда г. Омска от 26 декабря 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении требования А.Д.Х. о признании отказа Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от <...> г. N <...> незаконным, отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Латышенко Н.Ф., судебная коллегия
установила:
А.Д.Х. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от <...> года N <...> об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане.
В обоснование требований указала, что является собственником нежилого здания площадью <...> кв. м по <...>, расположенного на земельном участке с кадастровым N <...>. <...> года в Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска ею была представлена для утверждения схема образования земельного участка, в чем ей было отказано.
Полагает, что положения ст. ст. 31 - 34 ЗК Российской Федерации не содержат норм, позволяющих отказать в выдаче указанной схемы. Наличие схемы заявителю необходимо для рассмотрения уполномоченным органом вопроса по возможному предоставлению испрашиваемого земельного участка. Полагает, что утверждение схемы не порождает правовых последствий в виде обязательного предоставления земельного участка.
Просит признать незаконным отказ Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от <...> года N <...> в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, местоположение которого установлено относительно нежилого здания по <...>, а также обязать Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска утвердить и выдать схему расположения земельного участка кадастровым N <...>.
В судебном заседании заявитель А.Д.Х. участия не принимала.
Представитель заявителя Ш. заявленные требования поддержала. Дополнительно указала, что Департамент в 2-х недельный срок обязан был принять решение об утверждении схемы земельного участка. Отсутствие утвержденной схемы влечет невозможность сформировать земельный участок. Указанное строение самовольной постройкой не является.
Представители Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска "...", возражали против удовлетворения требований заявителя. Пояснили, что при обследовании земельного участка установлено, что данное строение является самовольной постройкой. В Куйбышевском районном суде г. Омска рассматривается иск о сносе указанного строения. Испрашиваемый заявителем земельный участок относится к землям общего пользования, находится в зоне наземного транспорта, его использование для объектов торговли, питания запрещено. Утверждение схемы земельного участка фактически повлечет за собой оформление межевого дела и постановку его на кадастровый учет при отсутствии законных на то оснований.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель А.Д.Х. - Ш. просит решение суда отменить. Указывает, что орган местного самоуправления обязан утвердить и выдать схему расположения земельного участка, поскольку отказ от указанных действий нормами права не предусмотрен. Полагает, что Департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска не был соблюден месячный срок для выдачи ответа на ее заявление.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке (л.д. <...>).
Представитель Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска "..." приняла участие в судебном заседании. Иные лица в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не известили, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь частью 3 статьи 167, частью 1 статьи 327 ГПК Российской Федерации, сочла возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителя Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска "...", поддержавшую доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.
Как следует из материалов дела и установлено судом, А.Д.Х. является собственником нежилого здания площадью <...> кв. м, инвентаризационный номер N <...>, литер <...>, <...>, <...>, кадастровый номер N <...> по адресу: <...> на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности от <...> года (л.д. <...>). Указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N <...> (л.д. <...>).
Данное строение приобретено по договору купли-продажи от <...> года у "..." (л.д. <...>).
По заявлению "..." ООО ГЮЦН "<...>" были проведены работы по формированию схемы земельного участка, расположенного по адресу: <...>, составлению текстовой и графической части указанной схемы.
Схема расположения земельного участка была представлена на утверждение в Департамент имущественных отношений администрации г. Омска <...> года (л.д. <...>).
Из пояснительной записки к схеме следует, что она была подготовлена в связи с образованием земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером N <...>, с сохранением исходного земельного участка в измененных границах. На вновь образуемом земельном участке (N <...>) расположено нежилое здание. Разрешенное использование земельного участка - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Площадь испрашиваемого земельного участка - <...> кв. м (л.д. <...>).
Исходя из ответа Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от <...> года в утверждении схемы отказано, так как в результате проверки, проведенной муниципальным земельным контролем, было выявлено, что указанный участок для строительства здания кафе в установленном законом порядке не предоставлялся, разрешение на ввод в эксплуатацию здания не представлено.
Также, согласно представленным материалам, образуемый земельный участок расположен в границах территориальной зоны ИТ-2, являющейся зоной городского наземного транспорта. Предполагаемое использование земельного участка в виде размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания является запрещенным видом разрешенного использования для данной градостроительной зоны (л.д. <...>).
Разрешая спор, суд правильно исходил из того, что в силу пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанного заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Пунктом Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" установлено, что схема расположения земельных участков подлежит обязательному включению в состав межевого плана независимо от вида кадастровых работ.
Таким образом, предусмотренное пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, является этапом процесса формирования земельного участка в целях постановки на кадастровый учет при обращении лица, имеющего в собственности здание, с заявлением о предоставлении ему земельного участка, на котором это здание расположено.
Из пунктов 2, 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения соответствующих технических регламентов.
В соответствии со статьей 10 Правил землепользования и застройки муниципального образования городского округа Омск Омской области, утвержденных Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 года N 201, к видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства относят виды деятельности, объекты, осуществлять и размещать которые на земельных участках разрешено в силу поименования этих видов деятельности согласно статье 42 (таблица N 1), 43 указанных правил.
Исходя из акта обследования земельного участка от <...> года, следует, что спорный земельный участок не сформирован, не учтен в государственном кадастре недвижимости, расположен в границах земельного участка с кадастровым номером N <...>. Также в границах указанного участка расположено нежилое здание самовольной постройки площадью <...> кв. м, принадлежащее на праве собственности А.Д.Х., которое используется как объект общественного питания - кафе "<...>" (л.д. <...>).
В материалах дела имеется кадастровая выписка о земельном участке с кадастровым номером N <...>, местоположением <...>, относится к землям общего пользования и находится в собственности муниципального образования городской округ город Омск, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от <...> года (л.д. <...>).
Согласно градостроительному заключению N <...> от <...> года, в соответствии с перечнем территориальных зон приведенных Правил, земельный участок N <...>, как и спорный земельный участок N <...>, расположены в территориальной зоне ИТ-2, являющейся зоной городского наземного транспорта, где предполагаемое использование земельного участка в виде размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, запрещено. Объект самовольного строительства (кафе "<...>") расположен в границах красных линий магистрали общегородского значения улицы <...>, в границах технической зоны сетей инженерной инфраструктуры (л.д. <...>).
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Красные линии обозначают как существующие, так и планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и границы земельных участков линейных объектов, отделяя территории общего пользования, предназначенные для беспрепятственного пользования неограниченного круга лиц (включая улицы, проезды, и т.д.), от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических или юридических лиц.
Таким образом, земельные участки, ограниченные красными линиями Генеральных планов, относятся к землям общего пользования, которые в силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации представляют собой территории общего пользования, и их приватизация в силу закона исключается.
Судебная коллегия отмечает, что впервые право собственности на нежилое здание было зарегистрировано по праву собственности за "..." <...> года на основании договора аренды с правом выкупа от <...> года (л.д. <...>).
То есть государственная регистрация осуществлена после выявления факта самовольного строительства на землях общего пользования и в границах красных линий.
Не вступившем в законную силу решением Куйбышевского районного суда г. Омска от <...> года указанное строение признано самовольной постройкой и подлежащей сносу.
Таким образом, Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска правомерно отказал заявителю в утверждении схемы расположения земельного участка.
Утверждения заявителя о том, что положения Земельного кодекса Российской Федерации не содержат норм, позволяющих органу местного самоуправления отказать в выдаче и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, основаны на неверном толковании закона.
Довод жалобы о том, что Департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска не был соблюден месячный срок для выдачи ответа на заявление об утверждении и выдачи схемы, отмену постановленного решения не влечет.
Нарушений или неправильного применения судом норм материального либо процессуального права, которые могли бы привести к принятию неправильного судебного акта, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Омска от 26 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя А.Д.Х. - Ш. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 05.03.2014 ПО ДЕЛУ N 33-1329/2014
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 марта 2014 г. по делу N 33-1329/2014
Председательствующий: Ретуева О.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Латышенко Н.Ф.,
судей областного суда Иволгиной Н.В., Илларионова А.В.,
при секретаре У.
рассмотрела в судебном заседании 05 марта 2014 года дело по апелляционной жалобе представителя А.Д.Х. - Ш. на решение Центрального районного суда г. Омска от 26 декабря 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении требования А.Д.Х. о признании отказа Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от <...> г. N <...> незаконным, отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Латышенко Н.Ф., судебная коллегия
установила:
А.Д.Х. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от <...> года N <...> об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане.
В обоснование требований указала, что является собственником нежилого здания площадью <...> кв. м по <...>, расположенного на земельном участке с кадастровым N <...>. <...> года в Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска ею была представлена для утверждения схема образования земельного участка, в чем ей было отказано.
Полагает, что положения ст. ст. 31 - 34 ЗК Российской Федерации не содержат норм, позволяющих отказать в выдаче указанной схемы. Наличие схемы заявителю необходимо для рассмотрения уполномоченным органом вопроса по возможному предоставлению испрашиваемого земельного участка. Полагает, что утверждение схемы не порождает правовых последствий в виде обязательного предоставления земельного участка.
Просит признать незаконным отказ Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от <...> года N <...> в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, местоположение которого установлено относительно нежилого здания по <...>, а также обязать Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска утвердить и выдать схему расположения земельного участка кадастровым N <...>.
В судебном заседании заявитель А.Д.Х. участия не принимала.
Представитель заявителя Ш. заявленные требования поддержала. Дополнительно указала, что Департамент в 2-х недельный срок обязан был принять решение об утверждении схемы земельного участка. Отсутствие утвержденной схемы влечет невозможность сформировать земельный участок. Указанное строение самовольной постройкой не является.
Представители Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска "...", возражали против удовлетворения требований заявителя. Пояснили, что при обследовании земельного участка установлено, что данное строение является самовольной постройкой. В Куйбышевском районном суде г. Омска рассматривается иск о сносе указанного строения. Испрашиваемый заявителем земельный участок относится к землям общего пользования, находится в зоне наземного транспорта, его использование для объектов торговли, питания запрещено. Утверждение схемы земельного участка фактически повлечет за собой оформление межевого дела и постановку его на кадастровый учет при отсутствии законных на то оснований.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель А.Д.Х. - Ш. просит решение суда отменить. Указывает, что орган местного самоуправления обязан утвердить и выдать схему расположения земельного участка, поскольку отказ от указанных действий нормами права не предусмотрен. Полагает, что Департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска не был соблюден месячный срок для выдачи ответа на ее заявление.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке (л.д. <...>).
Представитель Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска "..." приняла участие в судебном заседании. Иные лица в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не известили, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь частью 3 статьи 167, частью 1 статьи 327 ГПК Российской Федерации, сочла возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителя Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска "...", поддержавшую доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.
Как следует из материалов дела и установлено судом, А.Д.Х. является собственником нежилого здания площадью <...> кв. м, инвентаризационный номер N <...>, литер <...>, <...>, <...>, кадастровый номер N <...> по адресу: <...> на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности от <...> года (л.д. <...>). Указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N <...> (л.д. <...>).
Данное строение приобретено по договору купли-продажи от <...> года у "..." (л.д. <...>).
По заявлению "..." ООО ГЮЦН "<...>" были проведены работы по формированию схемы земельного участка, расположенного по адресу: <...>, составлению текстовой и графической части указанной схемы.
Схема расположения земельного участка была представлена на утверждение в Департамент имущественных отношений администрации г. Омска <...> года (л.д. <...>).
Из пояснительной записки к схеме следует, что она была подготовлена в связи с образованием земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером N <...>, с сохранением исходного земельного участка в измененных границах. На вновь образуемом земельном участке (N <...>) расположено нежилое здание. Разрешенное использование земельного участка - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Площадь испрашиваемого земельного участка - <...> кв. м (л.д. <...>).
Исходя из ответа Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от <...> года в утверждении схемы отказано, так как в результате проверки, проведенной муниципальным земельным контролем, было выявлено, что указанный участок для строительства здания кафе в установленном законом порядке не предоставлялся, разрешение на ввод в эксплуатацию здания не представлено.
Также, согласно представленным материалам, образуемый земельный участок расположен в границах территориальной зоны ИТ-2, являющейся зоной городского наземного транспорта. Предполагаемое использование земельного участка в виде размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания является запрещенным видом разрешенного использования для данной градостроительной зоны (л.д. <...>).
Разрешая спор, суд правильно исходил из того, что в силу пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанного заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Пунктом Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" установлено, что схема расположения земельных участков подлежит обязательному включению в состав межевого плана независимо от вида кадастровых работ.
Таким образом, предусмотренное пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, является этапом процесса формирования земельного участка в целях постановки на кадастровый учет при обращении лица, имеющего в собственности здание, с заявлением о предоставлении ему земельного участка, на котором это здание расположено.
Из пунктов 2, 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения соответствующих технических регламентов.
В соответствии со статьей 10 Правил землепользования и застройки муниципального образования городского округа Омск Омской области, утвержденных Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 года N 201, к видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства относят виды деятельности, объекты, осуществлять и размещать которые на земельных участках разрешено в силу поименования этих видов деятельности согласно статье 42 (таблица N 1), 43 указанных правил.
Исходя из акта обследования земельного участка от <...> года, следует, что спорный земельный участок не сформирован, не учтен в государственном кадастре недвижимости, расположен в границах земельного участка с кадастровым номером N <...>. Также в границах указанного участка расположено нежилое здание самовольной постройки площадью <...> кв. м, принадлежащее на праве собственности А.Д.Х., которое используется как объект общественного питания - кафе "<...>" (л.д. <...>).
В материалах дела имеется кадастровая выписка о земельном участке с кадастровым номером N <...>, местоположением <...>, относится к землям общего пользования и находится в собственности муниципального образования городской округ город Омск, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от <...> года (л.д. <...>).
Согласно градостроительному заключению N <...> от <...> года, в соответствии с перечнем территориальных зон приведенных Правил, земельный участок N <...>, как и спорный земельный участок N <...>, расположены в территориальной зоне ИТ-2, являющейся зоной городского наземного транспорта, где предполагаемое использование земельного участка в виде размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, запрещено. Объект самовольного строительства (кафе "<...>") расположен в границах красных линий магистрали общегородского значения улицы <...>, в границах технической зоны сетей инженерной инфраструктуры (л.д. <...>).
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Красные линии обозначают как существующие, так и планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и границы земельных участков линейных объектов, отделяя территории общего пользования, предназначенные для беспрепятственного пользования неограниченного круга лиц (включая улицы, проезды, и т.д.), от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических или юридических лиц.
Таким образом, земельные участки, ограниченные красными линиями Генеральных планов, относятся к землям общего пользования, которые в силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации представляют собой территории общего пользования, и их приватизация в силу закона исключается.
Судебная коллегия отмечает, что впервые право собственности на нежилое здание было зарегистрировано по праву собственности за "..." <...> года на основании договора аренды с правом выкупа от <...> года (л.д. <...>).
То есть государственная регистрация осуществлена после выявления факта самовольного строительства на землях общего пользования и в границах красных линий.
Не вступившем в законную силу решением Куйбышевского районного суда г. Омска от <...> года указанное строение признано самовольной постройкой и подлежащей сносу.
Таким образом, Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска правомерно отказал заявителю в утверждении схемы расположения земельного участка.
Утверждения заявителя о том, что положения Земельного кодекса Российской Федерации не содержат норм, позволяющих органу местного самоуправления отказать в выдаче и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, основаны на неверном толковании закона.
Довод жалобы о том, что Департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска не был соблюден месячный срок для выдачи ответа на заявление об утверждении и выдачи схемы, отмену постановленного решения не влечет.
Нарушений или неправильного применения судом норм материального либо процессуального права, которые могли бы привести к принятию неправильного судебного акта, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Омска от 26 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя А.Д.Х. - Ш. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)