Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 26.03.2015 ПО ДЕЛУ N 33-4634/2015

Требование: О признании незаконным отказа в постановке на учет гражданина, как имеющего право на получение земельного участка.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Гражданину было отказано в постановке на учет, так как он имеет на праве собственности земельный участок.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 марта 2015 г. по делу N 33-4634/2015


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Железнова О.Ф.,
судей Смирновой О.В.,
Фроловой Т.Е.,
при секретаре П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора г. Уфы Республики Башкортостан на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 11 ноября 2014 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска прокурора г. Уфы Республики Башкортостан, действующего в интересах Х.Р., Х.А.Ф. к администрации городского округа города Уфа Республики Башкортостан, о признании незаконным отказ в постановке на учет и обязании поставить на учет как гражданина имеющего право на получение земельного участка однократно и бесплатно для целей индивидуального жилищного строительства, отказать.
Заслушав доклад судьи Смирновой О.В., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан

установила:

прокурор г. Уфы Республики Башкортостан, действующий в интересах Х.Р., Х.А.Ф., обратился в суд с иском к администрации городского округа города Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказ в постановке на учет, возложении обязанности поставить на учет как гражданина, имеющего право на получение земельного участка однократно и бесплатно для целей индивидуального жилищного строительства.
В обосновании исковых требований указал, что прокуратурой г. Уфы по обращению Х.Р. проведена проверка, в ходе которой установлено, что Х.Р. является матерью ребенка-инвалида Х.А.Ф., <дата> г.р.
<дата> Х.Р. обратилась с заявлением к ответчику о постановке ее на учет как гражданина, имеющего право на получение земельного участка однократно и бесплатно для целей индивидуального жилищного строительства. Протоколом заседании Комиссии Х.Р. отказано на основании того, что заявитель имеет на праве собственности земельный участок по адресу: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства. Считает, что действия администрации ГО г. Уфа являются незаконными и необоснованными, т.к. согласно ст. 17 Федерального закона N 181-ФЗ инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Просил признать незаконным отказ администрации ГО г. Уфа РБ в постановке Х.Р. на учет как гражданина, имеющего право на получение земельного участка однократно и бесплатно для целей индивидуального жилищного строительства; обязать администрацию ГО г. Уфа РБ поставить Х.Р. на учет как гражданина, имеющего право на получение земельного участка однократно и бесплатно для целей индивидуального жилищного строительства, в соответствии с очередностью по ее заявлению от <дата>.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционном представлении прокурором г. Уфы РБ М. ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, поскольку законодатель не ставит в зависимость предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства от нуждаемости в улучшении в жилом помещении. Так п. 6 ст. 10 Закона РБ "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" предусмотрено предоставление указанной категории граждан земельных участков, независимо от признания их нуждающимися в жилых помещениях.
Заслушав объяснения Х.Р., поддержавшей доводы апелляционного представления, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия находит обжалуемое решение подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, в силу пунктов 17, 18 которых инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления. Дополнительные льготы инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, могут устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления за счет собственных средств.
В соответствии с пп. 5 п. 2.1. ст. 10 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" (далее по тексту - Закон) к категории граждан, которым предоставляются однократно и бесплатно земельные участки для индивидуального жилищного строительства, относятся граждане, имеющие ребенка-инвалида.
В силу положений п. 3, 4 Закона наличие у гражданина на праве собственности, пожизненного наследуемого владения постоянного (бессрочного) пользования, аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (приусадебного земельного участка), садоводства является основанием для отказа в однократном и бесплатном предоставлении в собственность земельного участка соответственно для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (приусадебного земельного участка), садоводства, за исключением предоставления однократно и бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства категории граждан, предусмотренной пунктом 4 части 2.1 настоящей статьи.
Повторное бесплатное предоставление гражданину в собственность земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан или муниципальной собственности, допускается в случаях, связанных со стихийными бедствиями, либо в силу иных чрезвычайных обстоятельств, вследствие которых невозможно дальнейшее использование земельного участка по его целевому назначению, и при условии возврата ранее предоставленного земельного участка в государственную или муниципальную собственность.
Как следует из материалов дела, Х.А.Ф. <дата> рождения, является инвалидом ... группы, что подтверждается справкой серии <дата> N .... Х.Р. обратилась в администрацию ГО г. Уфа РБ с заявлением о предоставлении ей в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии со ст. 10 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан".
Решением комиссии по вопросу однократного и бесплатного предоставления земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства, изложенном в протоколе от <дата> N ... в предоставлении земельного участка Х.Р. отказано в связи с наличием у нее в собственности земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства на территории населенного пункта.
<дата> Х.Р. обратилась с заявлением к прокурору г. Уфы о проведении проверки по факту отказа в постановки ее на учет как гражданина, имеющего ребенка-инвалида, в связи с чем, право на получение земельного участка однократно и бесплатно для целей индивидуального жилищного строительства.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что Х.Р., проживающая совместно с ребенком-инвалидом, обеспечена жилым помещением, не признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, вследствие чего не приобрела право на получение земельного участка в собственность однократно и бесплатно.
Судебная коллегия считает выводы суда об отказе в удовлетворении иска законным и обоснованным по следующим основаниям.
Сторонами не оспаривалось, что Х.Р. и ФИО1 до настоящего времени состоят в браке.
В период брака за ФИО1 на основании выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от <дата> выданной администрацией сельского поселения <адрес>, зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером N ... площадью ... кв. м с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: <адрес>.
На указанном земельном участке супругами возведен жилой дом общей площадью ... кв. м.
Права на данный земельный участок и жилой дом зарегистрированы в ЕГРП, что подтверждается выпиской из ЕГРП от <дата> N ....
Судебная коллегия, применяя положения ст. 34 СК РФ, приходит к выводу о наличии права совместной собственности супругов на земельный участок, поскольку он приобретен ими в период брака независимо от того на имя кого из супругов оформлен.
Следовательно, поскольку семье Х-вых ранее бесплатно органом местного самоуправления предоставлялся в собственность земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, на котором супругами возведен жилой дом, то, предусмотренная законом субъекта РФ мера социальной поддержки семей, имеющих ребенка-инвалида, направленная на обеспечение их жилым помещением, в силу прямого указания п. 3 ст. 10 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", не распространяется на спорные правоотношения.
Оснований для повторного бесплатного предоставления земельного участка истице судебная коллегия также не усматривает.
Довод прокурора о том, что наличие земельного участка в собственности у одного из родителей ребенка-инвалида не влечет отказ в предоставлении земельного участка по основанию, указанному п. 3. ст. 10 Закона РБ от 05.01.2004 г. N 59-з, судебная коллегия находит несостоятельным, основанным на неправильном истолковании норм материального права.
Довод прокурора о том, что законодатель не ставит в зависимость предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства от нуждаемости в улучшении в жилом помещении (п. 6 ст. 10 Закона РБ "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан"), судебная коллегия считает необоснованным.
В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" при рассмотрении дел судам надлежит учитывать, что если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений п. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом.
Согласно п. 1 ст. 2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
В силу п. 6 ст. 10 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" гражданам, указанным в пунктах 4 и 5 части 2.1 настоящей статьи, земельные участки предоставляются бесплатно и однократно независимо от признания их нуждающимися в жилых помещениях.
Между тем, исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, и соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.
Данный подход соответствует принципу справедливости как соразмерности предоставления прав субъектам правоотношений.
С учетом изложенного по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из юридически значимых обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции при разрешении спора обоснованно руководствовался положениями не закона субъекта РФ, а федеральным законодательством.
Следовательно, по доводам апелляционного представления оснований для отмены или изменения судебного постановления не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328.229 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 11 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционному представлению прокурора г. Уфы Республики Башкортостан - без удовлетворения.

Председательствующий
О.Ф.ЖЕЛЕЗНОВ

Судьи
О.В.СМИРНОВА
Т.Е.ФРОЛОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)