Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 19.03.2014 ПО ДЕЛУ N 33-1743, А-25

Требование: Об установлении границы земельного участка, возложении обязанности по внесению изменений в описание его границ и площади.

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: Истец ссылался на то, что было проведено межевание земельного участка с увеличением его площади, однако ответчик не внес изменения в описание его границ и площади земельного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 марта 2014 г. по делу N 33-1743, А-25


Судья: Анисимова Ю.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
Председательствующего Туровой Т.В.
судей Деева А.В., Ашихминой Е.Ю.
при секретаре П.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Деева А.В. гражданское дело по иску по иску К.Л.В. к Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю об установлении границы земельного участка, возложении обязанности по внесению изменений в описание границ и площади земельного участка
по апелляционной жалобе представителя филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю - К.Л.
на решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 14 мая 2013 года, которым постановлено:
"Иск К.Л.В. к администрации Емельяновского района, ФГБУ "Кадастровая палата" по Красноярскому краю о признании права собственности на земельный участок удовлетворить полностью.
Установить границы земельного участка кадастровый номер N, расположенный по адресу: <адрес>2 в координатах межевого плана, составленного ООО "Межа" 02.03.2011 г., изменив площадь земельного участка с 1652 кв. м на 1816 кв. м.
Прекратить право собственности К.Л.В. на земельный участок с кадастровым номером N расположенный по адресу: <адрес>2, площадью 1652,00 кв. м.
Снять земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: <адрес>2, площадью 1652,00 кв. м с государственного кадастрового учета.
Поставить на Государственный кадастровый учет земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>2, площадью 1816,00 кв. м в координатах межевого плана, составленного ООО "Межа" 02.03.2011 г.
Признать право собственности К.Л.В. на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>2, площадью 1816,00 кв. м в координатах межевого плана, составленного ООО "Межа" 02.03.2011 г.".
Заслушав докладчика, судебная коллегия

установила:

К.Л.В. обратилась в суд с иском к филиалу ФГБУ "Кадастровая палата" по Красноярскому краю об установлении границы земельного участка, возложении обязанности по внесению изменений в описание границ земельного участка. Требования мотивировала тем, что в соответствии с постановлением Администрации Солонцовского сельсовета от 26.09.2002 г. N 124 приобрела земельный участок с кадастровым номером N площадью 1652 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>. В соответствии с договором купли-продажи от 10.11.2010 г. истица приобрела смежный земельный участок с кадастровым номером N площадью 2811,48 кв. м расположенный по адресу: <адрес>1. После чего, за счет земельного участка с кадастровым номером N К.Л.В. приняла решение об увеличении площади земельного участка с кадастровым номером N, в связи с чем, проведено межевание указанных участков с увеличением площади земельного участка N за счет уменьшения площади участка с кадастровым номером N. В соответствии с ответом Емельяновского отдела Управления Росреестра от 08.04.2011 г. принято решение о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости изменений в отношения участка с кадастровым номером N, а именно кадастровый номер участка изменен на N, площадь земельного участка изменена на 2590 кв. м. В соответствии с договором купли-продажи от 11.04.2012 г. земельный участок с кадастровым номером N истица продала К.А.П. Вместе с тем, площадь и границы участка с кадастровым номером N ответчиком не изменены, в результате чего между указанными участками образовалось пространство, неучтенное в государственном кадастре, которое фактически принадлежит истице на праве собственности. Поскольку ФГБУ "Кадастровая палата" самостоятельно изменить сведения кадастрового учета, истица просит установить границы земельного участка кадастровый номер 24:11:090202:0176 расположенного по адресу: <адрес> в координатах межевого плана представленного ООО "Межа" 02.03.2011 г., изменить площадь участка с 1652 кв. м на 1816 кв. м, а также возложить на ФГБУ "Кадастровая палата" по Красноярскому краю обязанность внести соответствующие изменения в данные государственного кадастрового учета.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю - К.Л. просит решение суда отменить как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что суд вышел за пределы заявленных истицей исковых требований в части снятия земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1652 кв. м с государственного кадастрового учета и его постановки на государственный кадастровый учет с указанием новой площади - 1816,00 кв. м. Также указывает, что филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю является ненадлежащим ответчиком по делу.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата", извещался о рассмотрении дела заказным письмом, которое получено 27.02.2014 г., не явился представитель третьего лица Администрации Емельяновского района, извещался о рассмотрении дела заказным письмом, которое получено 27.02.2014 г., не явилась К.Л.В., извещалась о рассмотрении дела заказным письмом по месту жительства, которое возвращено по истечении срока хранения, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещенных о слушании дела.
Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии со ст. 1 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
На основании ст. 16 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости. Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пунктах 9 и 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В силу ст. 28 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: - техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях); - воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях). Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению в срок не более чем пять рабочих дней со дня ее обнаружения органом кадастрового учета, поступления в орган кадастрового учета такого заявления или указанного решения суда. Орган кадастрового учета в случае поступления такого заявления обязан проверить содержащуюся в нем информацию и устранить соответствующую техническую ошибку или не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного настоящей частью срока, принять решение об отклонении такого заявления с обоснованием причин отклонения, направив данное решение посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении обратившемуся с таким заявлением лицу по указанному в заявлении почтовому адресу. Данное решение может быть обжаловано в судебном порядке. Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Согласно ст. 38 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в собственности К.Л.В. находится земельный участок с кадастровым номером 24:11:090202:0176, однако, сведения о его границах и площади, содержащиеся в данных государственного кадастрового учета не соответствуют фактическим границам, поскольку в соответствии со сведениями о межевании участка, выполненные ООО "Межа", установлены новые границы участка и изменена его площадь - с 1652 на 1816 кв. м.
Однако, с указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться, поскольку они постановлены с нарушением норм материального и процессуального права, а также в связи несоответствием выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Администрации Солонцовского сельсовета от 26.09.2002 г. N 124 К.Л.В. предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>.
Из кадастрового паспорта указанного земельного участка от 21.01.2003 г. следует, что участок поставлен на государственный кадастровый учет, присвоен номер N площадью 1652 кв. м, границы участка соответствуют материалам межевания.
13.02.2003 г. осуществлена государственная регистрация права собственности истицы на указанное недвижимое имущество.
В соответствии с договором купли-продажи от 10.11.2010 г. К.Л.В. приобрела право собственности на смежный земельный участок с кадастровым номером N площадью 2811,48 кв. м расположенный по адресу: <адрес>.
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером N, земельный участок поставлен на кадастровый учет 26.04.2006 г. площадью 2 811,48 кв. м, при этом площадь земельного участка соответствовала материалам межевания.
В целях уточнения границ названных земельных участков, по заказу истицы, ООО "Межа" составлен межевой план земельного участка с кадастровым номером N, в соответствии с которым площадь земельного участка составила 1 816 кв., а земельного участка с кадастровым номером N - 2 590 кв. м.
В соответствии с извещением ФГБУ Государственная кадастровая палата, 05 апреля 2011 г. государственным регистратором принято решение о внесении изменений в записи ЕГРП на объект - земельный участок с кадастровым номером N по адресу Россия, <адрес>1, кадастровый номер изменен на N, площадь участка изменена с 2811,48 на 2590 кв. м.
На основании договора купли-продажи от 11.04.2012 г. земельный участок с кадастровым номером 24:11:090202:245 истица продала К.А.П.
Оценивая указанные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю об установлении границы земельного участка, возложении обязанности по внесению изменений в описание границ и площади земельного участка, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 1 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости (федеральный государственный информационный ресурс) сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно ч. 5 ст. 1 Закона о кадастре осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Таким образом, кадастровый учет, осуществляемый уполномоченным государственным органом, относится к сфере публичных правоотношений.
В соответствии со ст. 38 ГПК РФ ответчиком является лицо, допустившее нарушение материального права истца.
При этом, Администрация Емельяновского района Красноярского края в качестве ответчика не указывалась истцом, была привлечена в качестве третьего лица на основании Определения судьи от 01.04.2013 г. Определение о привлечении указанного лица в качестве ответчика, соответчика в материалах дела отсутствуют. К участию в деле не привлекались собственники смежных земельных участков.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований К.Л.В., поскольку они заявлены к ненадлежащему ответчику. В свою очередь требования об оспаривании отказа филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю об отказе в исправлении кадастровой ошибки подлежат рассмотрению по правилам Главы 25 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 14 мая 2013 года отменить.
Рассмотреть по существу исковые требования К.Л.В. к Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю об установлении границы земельного участка, возложении обязанности по внесению изменений в описание границ и площади земельного участка, отказав в их удовлетворении.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)