Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 14 ноября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 ноября 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей С.В. Гуцалюк, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Ю. Федосенко,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы администрации г. Владивостока, управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока,
апелляционные производства N 05АП-12539/2013, 05АП-12540/2013
на решение от 30.08.2013
судьи Т.Е. Мангер
по делу N А51-20597/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эри" (ИНН 2536246458, ОГРН 1112536015690, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 09.09.2011)
к администрации г. Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.12.2002), Управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009)
третье лицо: департамент земельных и имущественных отношений Приморского края
о признании незаконным решения администрации г. Владивостока, изложенного в письме от 01.07.2013 N 17421/20У; обязании обеспечить выбор земельного участка,
при участии в заседании:
- от общества: не явились, уведомлены надлежаще;
- от администрации г. Владивостока: представитель А.Ю.Грачева (удостоверение, доверенность от 03.12.2012);
- от УГА г. Владивостока: представитель А.Ю. Грачева (удостоверение, доверенность от 19.12.2012);
- от департамента: не явились, уведомлены надлежаще;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Эри" (далее по тексту - "заявитель", "общество") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения администрации г. Владивостока, изложенного в письме от 01.07.2013 N 17421/20У, об отказе в выборе земельного участка для строительства и об обязании Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее по тексту - "УГА г. Владивостока") в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации обеспечить выбор земельного участка по заявлению департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (далее по тексту - "департамент") от 05.06.2013 N 20/03/02-12/11488 "Об обеспечении выбора земельного участка в районе ул. 4-я Восточная, д. 111-а для строительства" по обращению общества.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 30.08.2013 заявленные требования удовлетворены.
Обжалуя в апелляционном порядке указанное решение, администрация г. Владивостока и УГА г. Владивостока просят его отменить как незаконное и необоснованное. Пояснили, что заявитель просит произвести выбор земельного участка для строительства на территории сложившейся застройки, ограниченной как фактически существующими объектами недвижимости, так и территорией, необходимой для их использования. Настаивают на том, что выбор земельного участка в указанном районе под строительство объекта заявителя будет противоречить требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, так как расстояние до ближайшего жилого дома составляет 21 и 21,8 м. Со ссылкой на постановление Президиума ВАС РФ от 18.06.2013 N 727/13 считает, что, поскольку обществом представлен проект схемы расположения испрашиваемого земельного участка, у администрации г. Владивостока отсутствовала возможность выбора вариантов размещения заявителя объекта посредством изменения места расположения либо размера земельного участка.
Заявитель и третье лицо в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены надлежаще.
На основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела апелляционные жалобы в отсутствие представителей указанных лиц.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
13.05.2013 общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 3 года земельного участка примерной площадью 2500 кв. м в районе ул. 4-я Восточная, д. 111а в г. Владивостоке для строительства капитального гаража.
Заявление общества с приложенными к нему документами направлено департаментом в администрацию г. Владивостока для организации выбора земельного участка письмом от 05.06.2013 N 20/03/02-12/11488.
11.06.2013 обществом в УГА г. Владивостока представлены проект схемы расположения, ситуационный план земельного участка, каталог координат вершин и топографическая съемка.
Письмом от 01.07.2013 N 17421/20У администрация г. Владивостока отказала в выборе земельного участка, указав на несоответствие представленного заявителем проекта схемы расположения земельного участка санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, а также на наличие на земельном участке городских зеленых насаждений (деревьев).
Посчитав, что отказ администрации г. Владивостока не соответствует требованиям земельного законодательства и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Оценив доводы лиц, участвующих в деле, и представленные в материалы дела документы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установлен пунктом 5 данной статьи и включает в себя:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Кодекса).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Кодекса).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Кодекса).
Как следует из материалов дела, общество обратилось в департамент с заявлением о согласовании места размещения капитального гаража на земельном участке ориентировочной площадью 2500 кв. м, расположенном в районе ул. 4-я Восточная, 111а в г. Владивостоке.
Заявление общества и представленный с ним пакет документов соответствовали требованиям статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем правомерно направлены департаментом в администрацию г. Владивостока для выбора земельного участка.
Отказывая в выборе земельного участка, администрация г. Владивостока указала на несоответствие представленного заявителем проекта схемы расположения земельного участка санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, а также на наличие на земельном участке городских зеленых насаждений (деревьев).
Между тем доказательства того, что выбор и формирование земельного участка, испрашиваемого заявителем, с учетом соблюдения требований постановления главы города Владивостока от 10.02.2011 N 111 "Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Владивостокского городского округа" и СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" в части расстояний от сооружений для хранения легкового транспорта до объектов застройки (фасады жилых домов и торцы с окнами), невозможно, в материалах дела отсутствуют.
Коллегия учитывает, что пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации определение вариантов размещения объекта отнесено к компетенции органа местного самоуправления, который имеет возможность осуществить выбор земельного участка таким образом, чтобы обеспечить соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов для размещения планируемого строительством объекта. По смыслу пункта 5 статьи 31 Кодекса схема расположения земельного участка составляется и утверждается только после выбора земельного участка и подготовки соответствующего акта о выборе.
Однако органом местного самоуправления выбор и формирование земельного участка для строительства объекта заявителя не производился. Проект схемы расположения земельного участка был подготовлен и представлен в администрацию г. Владивостока обществом.
Согласно пункту 3.14 Регламента предоставления администрацией г. Владивостока услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденного постановлением администрации г. Владивостока от 30.12.2010 N 1608, проверка схем расположения границ земельных участков с целью исключения наложений на границы участков смежных землепользователей с учетом кадастрового плана территории, на соответствие функциональному и территориальному зонированию по генеральному плану Владивостокского городского округа, утвержденному решением Думы г. Владивостока от 15.09.2008 N 119, а также проведение предварительного анализа возможности размещения объекта недвижимого имущества на испрашиваемом земельном участке с точки зрения градостроительных норм относится к компетенции УГУ г. Владивостока.
С учетом указанных обстоятельств коллегия приходит к выводу о том, что, получив от общества проект схемы расположения, администрация г. Владивостока обязана была откорректировать его после выбора земельного участка, в том числе с учетом требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Доказательства того, что такая корректировка имела место, и что обществу предлагались какие-либо варианты формирования земельного участка, в том числе на земельном участке меньшей площадью либо иной конфигурации, от которых он отказался, администрацией не представлено.
Коллегия также учитывает, что добровольное представление заявителем проекта схемы расположения земельного участка не влечет правовых последствий в виде передачи обязанности по выбору и формированию земельного участка от органа местного самоуправления к заявителю, поскольку такая передача не предусмотрена нормами Земельного кодекса Российской Федерации.
Ссылка администрации на постановление Президиума ВАС РФ от 18.06.2013 N 727/13 в данном случае не может быть принята во внимание, так как данный судебный акт принят с учетом иных обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения спора.
В данной части судом первой инстанции сделан правильный вывод о недоказанности администрацией г. Владивостока невозможности выбора спорного земельного участка.
Наличия на земельном участке зеленых насаждений также не препятствует его выбору для строительства.
Так, согласно статье 61 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к зеленому фонду городских поселений относятся территории, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территориях в границах этих поселений.
Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.
На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.
Приказом Госстроя России от 15.12.1999 N 153 утверждены Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1.1 Правил зеленый фонд города является составной частью природного комплекса города и включает в себя озелененные и лесные территории всех категорий и видов, образующие систему городского озеленения в пределах городской черты, а также озелененные территории, лесные территории за пределами городской черты, если эти территории решениями федеральных органов управления или органов управления субъектов Федерации переданы в ведение местного городского самоуправления для экологической защиты и организации рекреации городского населения.
По смыслу данных норм, ограничения на осуществление деятельности в границах территории, занятой деревьями и кустарниками, могут применяться только в том случае, если данная территория включена в состав зеленого фонда.
Между тем администрацией г. Владивостока не представлены доказательства того, что испрашиваемый заявителем земельный участок находится в границах территории зеленого фонда г. Владивостока, в пределах которого запрещается хозяйственная и иная деятельность.
С учетом изложенного, нахождение на земельном участке зеленых насаждений не препятствует его выбору и формированию по заявлению общества.
Коллегия также учитывает, что вопросы возможности предоставления земельного участка либо сохранения зеленых насаждений на земельном участке, даже с учетом того, что они не входят в состав зеленого фонда, подлежат разрешению при принятии департаментом решения о предоставлении земельного участка, в том числе путем внесения соответствующих условий в договор аренды.
Поскольку каких-либо препятствий в выборе земельного участка под строительство объекта заявителя в ходе рассмотрения дела выявлено не было, учитывая, что отказ администрации г. Владивостока препятствует реализации права заявителя на получение земельного участка, суд первой инстанции обоснованно признал оспариваемый отказ незаконным и удовлетворил заявленные требования.
Примененный судом первой инстанции способ восстановления нарушенного права заявителя соразмерен допущенному нарушению, отвечает целям восстановления нарушенного права и не выходит за пределы, необходимые для его применения.
С учетом изложенного, коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального и материального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 30.08.2013 по делу N А51-20597/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
С.В.ГУЦАЛЮК
Е.Н.НОМОКОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.11.2013 N 05АП-12539/2013 ПО ДЕЛУ N А51-20597/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 ноября 2013 г. N 05АП-12539/2013
Дело N А51-20597/2013
Резолютивная часть постановления оглашена 14 ноября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 ноября 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей С.В. Гуцалюк, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Ю. Федосенко,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы администрации г. Владивостока, управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока,
апелляционные производства N 05АП-12539/2013, 05АП-12540/2013
на решение от 30.08.2013
судьи Т.Е. Мангер
по делу N А51-20597/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эри" (ИНН 2536246458, ОГРН 1112536015690, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 09.09.2011)
к администрации г. Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.12.2002), Управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009)
третье лицо: департамент земельных и имущественных отношений Приморского края
о признании незаконным решения администрации г. Владивостока, изложенного в письме от 01.07.2013 N 17421/20У; обязании обеспечить выбор земельного участка,
при участии в заседании:
- от общества: не явились, уведомлены надлежаще;
- от администрации г. Владивостока: представитель А.Ю.Грачева (удостоверение, доверенность от 03.12.2012);
- от УГА г. Владивостока: представитель А.Ю. Грачева (удостоверение, доверенность от 19.12.2012);
- от департамента: не явились, уведомлены надлежаще;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Эри" (далее по тексту - "заявитель", "общество") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения администрации г. Владивостока, изложенного в письме от 01.07.2013 N 17421/20У, об отказе в выборе земельного участка для строительства и об обязании Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее по тексту - "УГА г. Владивостока") в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации обеспечить выбор земельного участка по заявлению департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (далее по тексту - "департамент") от 05.06.2013 N 20/03/02-12/11488 "Об обеспечении выбора земельного участка в районе ул. 4-я Восточная, д. 111-а для строительства" по обращению общества.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 30.08.2013 заявленные требования удовлетворены.
Обжалуя в апелляционном порядке указанное решение, администрация г. Владивостока и УГА г. Владивостока просят его отменить как незаконное и необоснованное. Пояснили, что заявитель просит произвести выбор земельного участка для строительства на территории сложившейся застройки, ограниченной как фактически существующими объектами недвижимости, так и территорией, необходимой для их использования. Настаивают на том, что выбор земельного участка в указанном районе под строительство объекта заявителя будет противоречить требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, так как расстояние до ближайшего жилого дома составляет 21 и 21,8 м. Со ссылкой на постановление Президиума ВАС РФ от 18.06.2013 N 727/13 считает, что, поскольку обществом представлен проект схемы расположения испрашиваемого земельного участка, у администрации г. Владивостока отсутствовала возможность выбора вариантов размещения заявителя объекта посредством изменения места расположения либо размера земельного участка.
Заявитель и третье лицо в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены надлежаще.
На основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела апелляционные жалобы в отсутствие представителей указанных лиц.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
13.05.2013 общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 3 года земельного участка примерной площадью 2500 кв. м в районе ул. 4-я Восточная, д. 111а в г. Владивостоке для строительства капитального гаража.
Заявление общества с приложенными к нему документами направлено департаментом в администрацию г. Владивостока для организации выбора земельного участка письмом от 05.06.2013 N 20/03/02-12/11488.
11.06.2013 обществом в УГА г. Владивостока представлены проект схемы расположения, ситуационный план земельного участка, каталог координат вершин и топографическая съемка.
Письмом от 01.07.2013 N 17421/20У администрация г. Владивостока отказала в выборе земельного участка, указав на несоответствие представленного заявителем проекта схемы расположения земельного участка санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, а также на наличие на земельном участке городских зеленых насаждений (деревьев).
Посчитав, что отказ администрации г. Владивостока не соответствует требованиям земельного законодательства и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Оценив доводы лиц, участвующих в деле, и представленные в материалы дела документы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установлен пунктом 5 данной статьи и включает в себя:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Кодекса).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Кодекса).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Кодекса).
Как следует из материалов дела, общество обратилось в департамент с заявлением о согласовании места размещения капитального гаража на земельном участке ориентировочной площадью 2500 кв. м, расположенном в районе ул. 4-я Восточная, 111а в г. Владивостоке.
Заявление общества и представленный с ним пакет документов соответствовали требованиям статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем правомерно направлены департаментом в администрацию г. Владивостока для выбора земельного участка.
Отказывая в выборе земельного участка, администрация г. Владивостока указала на несоответствие представленного заявителем проекта схемы расположения земельного участка санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, а также на наличие на земельном участке городских зеленых насаждений (деревьев).
Между тем доказательства того, что выбор и формирование земельного участка, испрашиваемого заявителем, с учетом соблюдения требований постановления главы города Владивостока от 10.02.2011 N 111 "Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Владивостокского городского округа" и СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" в части расстояний от сооружений для хранения легкового транспорта до объектов застройки (фасады жилых домов и торцы с окнами), невозможно, в материалах дела отсутствуют.
Коллегия учитывает, что пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации определение вариантов размещения объекта отнесено к компетенции органа местного самоуправления, который имеет возможность осуществить выбор земельного участка таким образом, чтобы обеспечить соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов для размещения планируемого строительством объекта. По смыслу пункта 5 статьи 31 Кодекса схема расположения земельного участка составляется и утверждается только после выбора земельного участка и подготовки соответствующего акта о выборе.
Однако органом местного самоуправления выбор и формирование земельного участка для строительства объекта заявителя не производился. Проект схемы расположения земельного участка был подготовлен и представлен в администрацию г. Владивостока обществом.
Согласно пункту 3.14 Регламента предоставления администрацией г. Владивостока услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденного постановлением администрации г. Владивостока от 30.12.2010 N 1608, проверка схем расположения границ земельных участков с целью исключения наложений на границы участков смежных землепользователей с учетом кадастрового плана территории, на соответствие функциональному и территориальному зонированию по генеральному плану Владивостокского городского округа, утвержденному решением Думы г. Владивостока от 15.09.2008 N 119, а также проведение предварительного анализа возможности размещения объекта недвижимого имущества на испрашиваемом земельном участке с точки зрения градостроительных норм относится к компетенции УГУ г. Владивостока.
С учетом указанных обстоятельств коллегия приходит к выводу о том, что, получив от общества проект схемы расположения, администрация г. Владивостока обязана была откорректировать его после выбора земельного участка, в том числе с учетом требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Доказательства того, что такая корректировка имела место, и что обществу предлагались какие-либо варианты формирования земельного участка, в том числе на земельном участке меньшей площадью либо иной конфигурации, от которых он отказался, администрацией не представлено.
Коллегия также учитывает, что добровольное представление заявителем проекта схемы расположения земельного участка не влечет правовых последствий в виде передачи обязанности по выбору и формированию земельного участка от органа местного самоуправления к заявителю, поскольку такая передача не предусмотрена нормами Земельного кодекса Российской Федерации.
Ссылка администрации на постановление Президиума ВАС РФ от 18.06.2013 N 727/13 в данном случае не может быть принята во внимание, так как данный судебный акт принят с учетом иных обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения спора.
В данной части судом первой инстанции сделан правильный вывод о недоказанности администрацией г. Владивостока невозможности выбора спорного земельного участка.
Наличия на земельном участке зеленых насаждений также не препятствует его выбору для строительства.
Так, согласно статье 61 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к зеленому фонду городских поселений относятся территории, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территориях в границах этих поселений.
Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.
На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.
Приказом Госстроя России от 15.12.1999 N 153 утверждены Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1.1 Правил зеленый фонд города является составной частью природного комплекса города и включает в себя озелененные и лесные территории всех категорий и видов, образующие систему городского озеленения в пределах городской черты, а также озелененные территории, лесные территории за пределами городской черты, если эти территории решениями федеральных органов управления или органов управления субъектов Федерации переданы в ведение местного городского самоуправления для экологической защиты и организации рекреации городского населения.
По смыслу данных норм, ограничения на осуществление деятельности в границах территории, занятой деревьями и кустарниками, могут применяться только в том случае, если данная территория включена в состав зеленого фонда.
Между тем администрацией г. Владивостока не представлены доказательства того, что испрашиваемый заявителем земельный участок находится в границах территории зеленого фонда г. Владивостока, в пределах которого запрещается хозяйственная и иная деятельность.
С учетом изложенного, нахождение на земельном участке зеленых насаждений не препятствует его выбору и формированию по заявлению общества.
Коллегия также учитывает, что вопросы возможности предоставления земельного участка либо сохранения зеленых насаждений на земельном участке, даже с учетом того, что они не входят в состав зеленого фонда, подлежат разрешению при принятии департаментом решения о предоставлении земельного участка, в том числе путем внесения соответствующих условий в договор аренды.
Поскольку каких-либо препятствий в выборе земельного участка под строительство объекта заявителя в ходе рассмотрения дела выявлено не было, учитывая, что отказ администрации г. Владивостока препятствует реализации права заявителя на получение земельного участка, суд первой инстанции обоснованно признал оспариваемый отказ незаконным и удовлетворил заявленные требования.
Примененный судом первой инстанции способ восстановления нарушенного права заявителя соразмерен допущенному нарушению, отвечает целям восстановления нарушенного права и не выходит за пределы, необходимые для его применения.
С учетом изложенного, коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального и материального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 30.08.2013 по делу N А51-20597/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
С.В.ГУЦАЛЮК
Е.Н.НОМОКОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)