Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Ананьева Р.В., Петрушкина В.А.,
при участии представителя:
заявителя - Кудиновой Т.В. (доверенность от 18.09.2013),
в отсутствие:
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 24.12.2013 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2014 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Марчик Н.Ю.)
по делу N А55-21059/2013
по заявлению индивидуального предпринимателя Латышкина Эдуарда Александровича, г. Самара (ОГРНИП <...>) к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа и обязании,
установил:
индивидуальный предприниматель Латышкин Эдуард Александрович (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Самарской области к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - заинтересованное лицо) с заявлением о признании незаконным решения от 04.07.2012 N 12-4/0343/12 об отказе в предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью 6 кв. м, занимаемого временным торговым киоском для торговли хлебобулочными изделиями, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Воронежская, у дома N 127/110, обязании по вступлении решения суда в законную силу принять решение о предоставлении земельного участка площадью 6 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Воронежская, у дома N 127/110, кадастровый номер 63:01:0715001:278 в собственность за плату на основании договора купли-продажи, заключаемого по рыночной стоимости испрашиваемого земельного участка, направить в адрес индивидуального предпринимателя Латышкина Эдуарда Александровича проект договора купли-продажи земельного участка площадью 6 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Воронежская, у дома N 127/110, кадастровый номер 63:01:0715001:278.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.12.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2014, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Министерство имущественных отношений Самарской области просит решение и постановление отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 23.05.2012 индивидуальный предприниматель Латышкин Эдуард Александрович обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлениями N 12-4/0343/12 о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью 6 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный р-н, ул. Воронежская, у дома N 127/1 10, занимаемого временным торговым киоском для торговли хлебобулочными изделиями (л.д. 123).
04 июля 2012 года письмом N 12-4/0343/12 Министерство имущественных отношений Самарской области отказало заявителю в предоставлении названного земельного участка (л.д. 119 - 122). В обоснование отказа Министерство имущественных отношений Самарской области ссылается на отсутствие у лица, распоряжающегося земельным участком, намерения продать земельный участок со ссылкой на статью 250 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункт 8 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение и постановление, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; указанные органы обязаны уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, регламентирована постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара".
Согласно пунктам 2.1, 2.2, 2.3 и 2.4 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
Судами установлено, что на момент обращения заявителя в Министерство действовала редакция абзаца 6 пункта 3.1 Порядка предоставления земельных участков, утвержденная постановлением Правительства Самарской области от 06.10.2010 N 484, которая позволяла предоставлять земельные участки без проведения торгов в форме аукциона по продаже земельного участка заявителям при условии расположения на таком земельном участке строений, сооружений, не подлежащих постановке на технический учет в качестве объектов капитального строительства (далее - временные объекты); наличии акта уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для размещения временного объекта, принятый до 01.07.2006, или акта принятия в эксплуатацию временного объекта, выданного уполномоченным органом местного самоуправления после предоставления в установленном законодательством порядке земельного участка, на котором расположен временный объект; подачи заявления о предоставлении земельного участка лицом, права которого на временный объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 63:01:0715001:278 (л.д. 23 - 26, 64 - 104, 112 - 117). Разрешенное использование: занимаемый временным киоском для торговли хлебобулочными изделиями.
Распоряжением администрации Промышленного района г. Самары от 17.09.2003 N 1452 предпринимателю Латышкину Э.А. предоставлен в аренду земельный участок под установку временного киоска по ул. Воронежская у дома N 127/110 (л.д. 36). Данное распоряжение явилось основанием для заключения договора аренды земельного участка от 12.01.2004 N 013961з (л.д. 37 - 41).
На основании распоряжения администрации Промышленного района г. Самары от 14.10.2005 N 1411 между Комитетом по управлению имуществом г. Самары и предпринимателем Латышкиным Э.А. заключен договор N 025544з аренды земельного участка площадью 6 кв. м с кадастровым номером 63:01:0715001:0278, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Воронежская, у дома N 127/110, который зарегистрирован в установленном законом порядке (л.д. 44 - 55, 56).
Согласно заключению ФГУП "Ростехинвентаризация" - Федеральное БТИ" от 02.05.2012 N 09/6158 вышеназванный временный объект, расположенный на испрашиваемом земельном участке, по своим техническим характеристикам не является объектом капитального строительства (л.д. 33).
Впоследствии 16.04.2010 между Министерством имущественных отношений Самарской области и индивидуальным предпринимателем Латышкиным Э.А. на испрашиваемый земельный участок заключен договор аренды N 1450а-2008/2013 (л.д. 15 - 32). Срок действия договора с 28.10.2008 по 26.10.2013.
Суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что предприниматель имеет право на предоставление испрашиваемого земельного участка в собственность на основании постановления Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ Министерства имущественных отношений Самарской области незаконен.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, поэтому оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 24.12.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2014 по делу N А55-21059/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
В.А.КАРПОВА
Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
В.А.ПЕТРУШКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 01.07.2014 ПО ДЕЛУ N А55-21059/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июля 2014 г. по делу N А55-21059/2013
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Ананьева Р.В., Петрушкина В.А.,
при участии представителя:
заявителя - Кудиновой Т.В. (доверенность от 18.09.2013),
в отсутствие:
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 24.12.2013 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2014 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Марчик Н.Ю.)
по делу N А55-21059/2013
по заявлению индивидуального предпринимателя Латышкина Эдуарда Александровича, г. Самара (ОГРНИП <...>) к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа и обязании,
установил:
индивидуальный предприниматель Латышкин Эдуард Александрович (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Самарской области к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - заинтересованное лицо) с заявлением о признании незаконным решения от 04.07.2012 N 12-4/0343/12 об отказе в предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью 6 кв. м, занимаемого временным торговым киоском для торговли хлебобулочными изделиями, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Воронежская, у дома N 127/110, обязании по вступлении решения суда в законную силу принять решение о предоставлении земельного участка площадью 6 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Воронежская, у дома N 127/110, кадастровый номер 63:01:0715001:278 в собственность за плату на основании договора купли-продажи, заключаемого по рыночной стоимости испрашиваемого земельного участка, направить в адрес индивидуального предпринимателя Латышкина Эдуарда Александровича проект договора купли-продажи земельного участка площадью 6 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Воронежская, у дома N 127/110, кадастровый номер 63:01:0715001:278.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.12.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2014, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Министерство имущественных отношений Самарской области просит решение и постановление отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 23.05.2012 индивидуальный предприниматель Латышкин Эдуард Александрович обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлениями N 12-4/0343/12 о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью 6 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный р-н, ул. Воронежская, у дома N 127/1 10, занимаемого временным торговым киоском для торговли хлебобулочными изделиями (л.д. 123).
04 июля 2012 года письмом N 12-4/0343/12 Министерство имущественных отношений Самарской области отказало заявителю в предоставлении названного земельного участка (л.д. 119 - 122). В обоснование отказа Министерство имущественных отношений Самарской области ссылается на отсутствие у лица, распоряжающегося земельным участком, намерения продать земельный участок со ссылкой на статью 250 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункт 8 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение и постановление, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; указанные органы обязаны уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, регламентирована постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара".
Согласно пунктам 2.1, 2.2, 2.3 и 2.4 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
Судами установлено, что на момент обращения заявителя в Министерство действовала редакция абзаца 6 пункта 3.1 Порядка предоставления земельных участков, утвержденная постановлением Правительства Самарской области от 06.10.2010 N 484, которая позволяла предоставлять земельные участки без проведения торгов в форме аукциона по продаже земельного участка заявителям при условии расположения на таком земельном участке строений, сооружений, не подлежащих постановке на технический учет в качестве объектов капитального строительства (далее - временные объекты); наличии акта уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для размещения временного объекта, принятый до 01.07.2006, или акта принятия в эксплуатацию временного объекта, выданного уполномоченным органом местного самоуправления после предоставления в установленном законодательством порядке земельного участка, на котором расположен временный объект; подачи заявления о предоставлении земельного участка лицом, права которого на временный объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 63:01:0715001:278 (л.д. 23 - 26, 64 - 104, 112 - 117). Разрешенное использование: занимаемый временным киоском для торговли хлебобулочными изделиями.
Распоряжением администрации Промышленного района г. Самары от 17.09.2003 N 1452 предпринимателю Латышкину Э.А. предоставлен в аренду земельный участок под установку временного киоска по ул. Воронежская у дома N 127/110 (л.д. 36). Данное распоряжение явилось основанием для заключения договора аренды земельного участка от 12.01.2004 N 013961з (л.д. 37 - 41).
На основании распоряжения администрации Промышленного района г. Самары от 14.10.2005 N 1411 между Комитетом по управлению имуществом г. Самары и предпринимателем Латышкиным Э.А. заключен договор N 025544з аренды земельного участка площадью 6 кв. м с кадастровым номером 63:01:0715001:0278, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Воронежская, у дома N 127/110, который зарегистрирован в установленном законом порядке (л.д. 44 - 55, 56).
Согласно заключению ФГУП "Ростехинвентаризация" - Федеральное БТИ" от 02.05.2012 N 09/6158 вышеназванный временный объект, расположенный на испрашиваемом земельном участке, по своим техническим характеристикам не является объектом капитального строительства (л.д. 33).
Впоследствии 16.04.2010 между Министерством имущественных отношений Самарской области и индивидуальным предпринимателем Латышкиным Э.А. на испрашиваемый земельный участок заключен договор аренды N 1450а-2008/2013 (л.д. 15 - 32). Срок действия договора с 28.10.2008 по 26.10.2013.
Суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что предприниматель имеет право на предоставление испрашиваемого земельного участка в собственность на основании постановления Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ Министерства имущественных отношений Самарской области незаконен.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, поэтому оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 24.12.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2014 по делу N А55-21059/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
В.А.КАРПОВА
Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
В.А.ПЕТРУШКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)