Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 03 февраля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 февраля 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Гуцалюк,
судей О.Ю. Еремеевой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью Юридическая компания "Аверс",
апелляционное производство N 05АП-15997/2013
на решение от 04.12.2013
судьи И.С. Чугаевой
по делу N А51-29837/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Юридическая компания "Аверс" (ИНН 2536256456, ОГРН 1122536009705, дата государственной регистрации: 24.09.2012)
к администрации г. Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата государственной регистрации: 12.12.2002), Управлению Градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации: 20.05.2009)
- о признании незаконным решения;
- при участии:
- от администрации г. Владивостока - Фрейдун В.А., представитель по доверенности от 23.12.2013 N 1-3/4602 (со специальными полномочиями), сроком действия до 31.12.2013; служебное удостоверение N 4279;
- от управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока - Фрейдун В.А., представитель по доверенности от 17.12.2013 N 27/1-1-4182 (со специальными полномочиями), сроком действия до 31.12.2013; служебное удостоверение N 4279;
- от ООО Юридическая компания "Аверс" - не явились, извещены;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью Юридическая компания "Аверс" (далее по тексту - общество, ООО ЮК "Аверс") обратилось с заявлением о призвании незаконным решения администрации г. Владивостока (далее по тексту - администрация), оформленного письмом от 16.09.2013 N 23401/20у, и обязании Управления Градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее по тексту - УГА г. Владивостока, управление) обеспечить выбор земельного участка, утвердить схему расположения земельного участка ориентировочной площадью 1.000 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Русская, 73б для строительства объекта складского назначения (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 04.12.2013 суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции. В обоснование жалобы указывает, что у администрации была возможность скорректировать площадь и расположение испрашиваемого земельного участка с учетом имеющихся ограничений. Считает, что использование спорного земельного участка для испрашиваемых целей возможно даже с учетом наличия трассировки электрического кабеля и кабеля связи.
ООО ЮК "Аверс", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителя общества.
Представитель Администрации и Управления Градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока в судебном заседании и в представленных в материалы дела письменных возражениях с доводами апелляционной жалобы не согласилась. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению.
Исследовав материалы дела, апелляционная коллегия установила следующее:
05.08.2013 ООО ЮК "Аверс" обратилось в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее по тексу - Департамент) с заявлением вх.N 20-30522 о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 1.000 кв. м с предварительным согласованием места размещения склада в районе г. Владивосток, ул. Русская, 73б, с целью дальнейшего оформления земельного участка в аренду сроком на 5 лет для строительства в порядке статьей 30, 31, 32 ЗК РФ. Как указано в заявлении, планируемая площадь застройки будет составлять 300 кв. м, остальная часть территории будет необходима для эксплуатации здания (проведение погрузочно-разгрузочных работ и т.д). Граница земельного участка, указанная в схеме является одним из вариантов выбора земельного участка. В случае, если в указанных границах предоставление земельного участка не возможно, то согласны осуществить выбор земельного участка в иных границах, в пределах территории, обозначенной на схеме.
Письмом от 13.08.2013 N 20/03/02-12/19621 Департамент обратился на имя главы г. Владивостока с заявлением об обеспечении выбора земельного участка для строительства с приложением документов, полученных от общества.
16.09.2013 администрация в лице УГА г. Владивостока письмом N 23401/20у по существу обращения сообщила обществу, что при изучении представленной топографической съемки установлено, что около 40% испрашиваемого земельного участка расположено непосредственно в трассировки электрического кабеля и кабеля связи, где запрещается производить всякого рода действия, которые могут нарушить работу кабельных электрических линий и связи, в том числе огораживать трассы, препятствуя свободному доступу к ним технологического персонала.
Дополнительно УГА г. Владивостока сообщило о расположении испрашиваемого земельного участка в территориальной зоне производственно-коммунальных объектов V класса вредности.
Не согласившись с отказом администрации, посчитав его нарушающим права и законные интересы, ООО ЮК "Аверс" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый Обществом отказ администрации соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, в отзыве на нее, заслушав представителя лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия пришла к следующим выводам:
В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 2 статьи 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий:
- - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту;
- - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Согласно статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласований мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В случае предоставления земельного участка с предварительным согласованием гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, согласно статье 31 ЗК РФ обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В таком заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Частью 2 статьи 31 ЗК РФ предусмотрено, что орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии с частью 5 указанной статьи, результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны.
К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Таким образом, процедура выбора земельного участка обязательна и предшествует принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта или отказу в его размещении по правилам статьи 29 ЗК РФ.
Пунктом 1.1 Регламента предоставления администрацией города Владивостока услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденного Постановлением администрации г. Владивостока от 30.12.2010 N 1608 (далее по тексту - Административный Регламент) предусмотрено, что он разработан в целях повышения качества предоставления и доступности услуги, создание комфортных условий для получателей услуги, определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при осуществлении администрацией города Владивостока полномочий по предоставлению услуги.
Решением Думы г. Владивостока от 03.04.2009 N 259 учреждено Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Владивостока, к полномочиям которого отнесено обеспечение выбора земельного участка, выдача акта о выборе земельного участка для строительства, а также утверждение схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Согласно Административному Регламенту, процедура выбора земельного участка с утверждением акта выбора и схемы расположения земельного участка предусмотрена пунктами 3.9 - 3.20 Административного Регламента, предусматривающая, рассмотрение обращения о выборе земельного участка и приложенных документов в отделах управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока, направление в согласующие организации на предмет согласования возможности размещения объекта недвижимости, запроса информации о технических условиях подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения (ОАО "Водоканал", МУПВ "ВПЭС", управление охраны окружающей среды и природопользования администрации г. Владивостока, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю и др.).
Процедура осуществления необходимых согласований происходит в процессе работы комиссии по вопросам выдачи актов о выборе и технических условий, организованной при уполномоченном органе.
Если возможность размещения объекта недвижимости проходит все необходимые согласования, то в двухнедельный срок оформляется акт о выборе земельного участка по форме, утвержденной распоряжением управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока от 27.05.2010 N 1589 "Об утверждении формы акта о выборе земельного участка для строительства", который затем согласовывается в структурных подразделениях уполномоченного органа.
Пунктом 2.8 Административного Регламента установлен исчерпывающий перечень основаниями для отказа в предоставлении услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории":
- - заявление не соответствует требованиям действующего законодательства;
- - заявителем подано обращение о прекращении рассмотрения его заявления либо заявление на отзыв доверенности на право представления его интересов доверенным лицом;
- - наличие на испрашиваемом земельном участке следующих градостроительных ограничений - красных линий инженерных сетей и автодорог, размещение испрашиваемого земельного участка на территории общего пользования;
- - нарушение Земельного, Градостроительного, Водного кодексов Российской Федерации и прочих нормативных правовых актов в указанной сфере при предоставлении услуги;
- - изъятия земельных участков из оборота;
- - наличие установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
- - резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Из материалов дела видно, что ООО ЮК "Аверс" реализовало право, предоставленное ему статьями 30, 31 ЗК РФ, и обратилось в Департамент земельных отношений с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта для целей, связанных со строительством - для строительства склада. В свою очередь, Департамент, действуя в соответствии со статьей 31 ЗК РФ, направил заявление общества в администрацию для обеспечения выбора земельного участка.
При этом, обращаясь в Департамент как в надлежащий орган государственной власти с заявлением о предоставлении земельного участка, ООО ЮК "Аверс" указало испрашиваемое право на землю, предполагаемые размеры участка и местоположение, цель использования земельного участка.
В этой связи коллегия суда апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что администрации в силу прямого указания закона следовало обеспечить выбор земельного участка для строительства.
Вместе с тем, апелляционная коллегия признает ошибочным вывод суда первой инстанции о законности отказа в обеспечении выбора земельного участка в силу следующего:
Согласно оспариваемому решению от 16.09.2013, около 40% испрашиваемого земельного участка расположено непосредственно в трассировки электрического кабеля и кабеля связи, где запрещается производить всякого рода действия, которые могут нарушить работу кабельных электрических линий и связи, в том числе огораживать трассы, препятствуя свободному доступу к ним технологического персонала.
Вместе с тем, в силу положений части 2 статьи 31 ЗК РФ, определение вариантов размещения объекта и определение границ земельных участков, в соответствии с возможными вариантами размещения объекта, с учетом условий использования территории, является непосредственной обязанностью органов местного самоуправления в рамках обеспечения выбора земельного участка для строительства.
Из содержания заявления, поданного ООО ЮК "Аверс" в Департамент (т. 1 л.д. 50), следует, что общество согласно на корректировку границ испрашиваемого земельного участка. При этом в заявлении о предоставлении участка обществом указана именно примерная площадь участка, что также свидетельствует о согласии ООО ЮК "Аверс" на корректировку как площади участка так, и его границ, при наличии на то оснований.
Однако в материалах дела отсутствуют доказательства того, что органом местного самоуправления предлагались иные варианты расположения испрашиваемого земельного участка, а общество отказалось от предложенных вариантов. При этом, Обществом представлены графические материалы, подтверждающие возможность выбора земельного участка.
Учитывая вышеизложенное, коллегия апелляционного суда полагает, что в рассматриваемом случае администрацией не были представлены доказательства невозможности формирования земельного участка в указанном заявителем районе для испрашиваемых им целей вне трассировки пролегающих в указанном районе кабельных электрических линий и линий связи.
При подаче заявления о предоставлении земельного участка в Департамент границы испрашиваемого земельного участка определяются заявителем условно, а его площадь указывается ориентировочно, а при выборе участка и утверждении схемы расположения этого участка на кадастровом плане соответствующей территории, его площадь и границы могут быть скорректированы органом местного самоуправления, с учетом имеющихся ограничений.
При этом апелляционная коллегия учитывает, что выяснение вопросов о возможности формирования земельного участка в испрашиваемых или откорректированных границах, определения вариантов размещения объекта на испрашиваемом земельном участке, выявление смежных землепользователей, а также экологических, градостроительных и иных ограничений подлежит выяснению именно при обеспечении выбора земельного участка.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что невозможность формирования земельного участка в границах указанных обществом, не означает, что этот участок не может быть сформирован в иных, скорректированных границах.
Указание администрации в оспариваемом решении на то обстоятельство, что испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне производственно-коммунальных объектов V класса вредности, судебной коллегией не принимается в качестве основания законности отказа в силу следующего:
Действительно, согласно фрагменту карты ИСОГД (т. 1 л.д. 40), испрашиваемый ООО ЮК "Аверс" земельный участок находится в зоне производственно-коммунальных объектов V класса вредности (П-4).
Решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462 утверждены Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа (далее по тексту - Правила землепользования и застройки).
В соответствии с частью 1 статьи 36 Правил землепользования и застройки, зона производственно-коммунальных объектов V класса вредности определена для размещения промышленных и производственно-коммунальных предприятий V класса вредности с низким уровнем шума и загрязнения окружающей среды. В границах зоны допускается размещение объектов общественно-деловой застройки, связанных с обслуживанием объектов зоны.
Часть 2 статьи 36 Правил землепользования и застройки закрепляет, что одним из основных разрешенных видов использования земельных участков в данной зоне является, в том числе, и размещение объектов складского назначения.
Учитывая, что ООО ЮК "Аверс" подавало заявление о предоставлении спорного земельного участка в аренду для размещения склада, апелляционная коллегия приходит к выводу, что цель, для которой общество испрашивает земельный участок, совпадает с видом разрешенного использования в данной зоне.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что в материалах дела отсутствуют доказательства наличия обстоятельств, в силу пунктом 2.8 Регламента являющихся основанием для отказа в выдаче акта о выборе земельного участка.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 1 июля 1996 года "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", спорные акты могут быть признаны недействительными только при одновременном наличии двух условий: 1) несоответствии их закону или иному правовому акту; 2) нарушении указанными актами гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Бремя доказывания факта нарушения прав и интересов заявителя следует также и из положений статьи 4 АПК РФ, согласно которым лицо, заинтересованное в защите своих прав, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав. Заинтересованность как процессуальная категория предполагает собой нарушение охраняемых законом прав и (или) интересов заявителя. Если заявителем не будет доказан факт нарушения его прав в результате издания ненормативного правового акта, решения, осуществления противоправных действий (бездействия), суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
Принимая во внимание обстоятельства настоящего дела, суд апелляционной инстанции считает, что отказ администрации, оформленный письмом от 16.09.2013 N 23401/20у, обеспечить выбор земельного участка и утвердить схему расположения земельного участка ориентировочной площадью 1.000 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Русская, 73б для строительства объекта складского назначения, нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с требования общества на основании части 2 статьи 201 АПК РФ подлежат удовлетворению.
Установив незаконность оспариваемого отказа администрации и принимая во внимание, что администрация г. Владивостока и Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока предложенный ООО ЮК "Аверс" вариант не рассмотрели, своих предложений об уточнении границ площади участка предпринимателю не направили, не предприняли действий к определению иных возможных вариантов размещения объекта, коллегия апелляционного суда в соответствии с положениями статьи 201 АПК РФ в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов общества считает необходимым возложить на Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока обязанность обеспечить выбор земельного участка примерной площадью 1000 кв. м, в районе ул. Русская, 73б, г. Владивосток, для строительства объекта складского назначения в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Выяснение вопросов о возможности формирования земельного участка в испрашиваемых или откорректированных границах, определения вариантов размещения объекта на испрашиваемом земельном участке, выявление смежных землепользователей, а также экологических, градостроительных и иных ограничений подлежит выяснению именно при обеспечении выбора земельного участка.
Обеспечение выбора земельного участка как первоначальный этап по формированию земельного участка в целях, связанных со строительством, предполагает выявление всевозможных ограничений, существующих на спорной территории, информация о которых должна быть отражена в соответствующей схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами выбора.
При этом суд апелляционной инстанции не возлагает на ответчика обязанность по утверждению схемы расположения земельного участка и (или) выдаче акта выбора земельного участка, поскольку процесс обеспечения выбора земельного участка предполагает не только самостоятельное формирование органом местного самоуправления границ земельного участка с учетом указанных выше условий и факторов, влияющих на возможность предоставления участка для испрашиваемой цели, но также информирование населения о предстоящем предоставлении и согласования с органами и организациями, в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
С учетом изложенного, границы участка могут корректироваться как на стадии публичного информирования (в случае выявления нарушения прав смежных землепользователей или наложение на границы участков, права в отношении которых возникли до вступления в силу закона о государственной регистрации прав), так и на стадии согласования с уполномоченными органами и организациями.
В соответствии с частью 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба ООО ЮК "Аверс" является обоснованной, решение суда первой инстанции подлежит отмене, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Кроме того, с учетом результатов рассмотрения настоящего спора коллегия апелляционного суда, руководствуясь положениями статьи 110 АПК РФ, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления и апелляционной жалобы относит на администрацию г. Владивостока.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 04.12.2013 по делу N А51-29837/2013 отменить.
Признать незаконным решение администрации г. Владивостока, изложенное в письме от 16.09.2013 N 23401/20у, об отказе в обеспечении выбора и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, ориентировочной площадью 1000 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Русская, 73б, для строительства объекта складского назначения, как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации.
Обязать Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока обеспечить выбор земельного участка примерной площадью 1000 кв. м, в районе ул. Русская, 73б, г. Владивосток, для строительства объекта складского назначения в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Взыскать с Администрации г. Владивостока в пользу общества с ограниченной ответственностью Юридическая компания "Аверс" судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3000 (три тысячи) рублей, в том числе по заявлению в сумме 2.000 (две тысячи) рублей и по апелляционной жалобе в сумме 1.000 (одна тысяча) рублей.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительные листы.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
С.В.ГУЦАЛЮК
Судьи
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
А.В.ГОНЧАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.02.2014 N 05АП-15997/2013 ПО ДЕЛУ N А51-29837/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 февраля 2014 г. N 05АП-15997/2013
Дело N А51-29837/2013
Резолютивная часть постановления оглашена 03 февраля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 февраля 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Гуцалюк,
судей О.Ю. Еремеевой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью Юридическая компания "Аверс",
апелляционное производство N 05АП-15997/2013
на решение от 04.12.2013
судьи И.С. Чугаевой
по делу N А51-29837/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Юридическая компания "Аверс" (ИНН 2536256456, ОГРН 1122536009705, дата государственной регистрации: 24.09.2012)
к администрации г. Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата государственной регистрации: 12.12.2002), Управлению Градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации: 20.05.2009)
- о признании незаконным решения;
- при участии:
- от администрации г. Владивостока - Фрейдун В.А., представитель по доверенности от 23.12.2013 N 1-3/4602 (со специальными полномочиями), сроком действия до 31.12.2013; служебное удостоверение N 4279;
- от управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока - Фрейдун В.А., представитель по доверенности от 17.12.2013 N 27/1-1-4182 (со специальными полномочиями), сроком действия до 31.12.2013; служебное удостоверение N 4279;
- от ООО Юридическая компания "Аверс" - не явились, извещены;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью Юридическая компания "Аверс" (далее по тексту - общество, ООО ЮК "Аверс") обратилось с заявлением о призвании незаконным решения администрации г. Владивостока (далее по тексту - администрация), оформленного письмом от 16.09.2013 N 23401/20у, и обязании Управления Градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее по тексту - УГА г. Владивостока, управление) обеспечить выбор земельного участка, утвердить схему расположения земельного участка ориентировочной площадью 1.000 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Русская, 73б для строительства объекта складского назначения (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 04.12.2013 суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции. В обоснование жалобы указывает, что у администрации была возможность скорректировать площадь и расположение испрашиваемого земельного участка с учетом имеющихся ограничений. Считает, что использование спорного земельного участка для испрашиваемых целей возможно даже с учетом наличия трассировки электрического кабеля и кабеля связи.
ООО ЮК "Аверс", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителя общества.
Представитель Администрации и Управления Градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока в судебном заседании и в представленных в материалы дела письменных возражениях с доводами апелляционной жалобы не согласилась. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению.
Исследовав материалы дела, апелляционная коллегия установила следующее:
05.08.2013 ООО ЮК "Аверс" обратилось в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее по тексу - Департамент) с заявлением вх.N 20-30522 о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 1.000 кв. м с предварительным согласованием места размещения склада в районе г. Владивосток, ул. Русская, 73б, с целью дальнейшего оформления земельного участка в аренду сроком на 5 лет для строительства в порядке статьей 30, 31, 32 ЗК РФ. Как указано в заявлении, планируемая площадь застройки будет составлять 300 кв. м, остальная часть территории будет необходима для эксплуатации здания (проведение погрузочно-разгрузочных работ и т.д). Граница земельного участка, указанная в схеме является одним из вариантов выбора земельного участка. В случае, если в указанных границах предоставление земельного участка не возможно, то согласны осуществить выбор земельного участка в иных границах, в пределах территории, обозначенной на схеме.
Письмом от 13.08.2013 N 20/03/02-12/19621 Департамент обратился на имя главы г. Владивостока с заявлением об обеспечении выбора земельного участка для строительства с приложением документов, полученных от общества.
16.09.2013 администрация в лице УГА г. Владивостока письмом N 23401/20у по существу обращения сообщила обществу, что при изучении представленной топографической съемки установлено, что около 40% испрашиваемого земельного участка расположено непосредственно в трассировки электрического кабеля и кабеля связи, где запрещается производить всякого рода действия, которые могут нарушить работу кабельных электрических линий и связи, в том числе огораживать трассы, препятствуя свободному доступу к ним технологического персонала.
Дополнительно УГА г. Владивостока сообщило о расположении испрашиваемого земельного участка в территориальной зоне производственно-коммунальных объектов V класса вредности.
Не согласившись с отказом администрации, посчитав его нарушающим права и законные интересы, ООО ЮК "Аверс" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый Обществом отказ администрации соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, в отзыве на нее, заслушав представителя лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия пришла к следующим выводам:
В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 2 статьи 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий:
- - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту;
- - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Согласно статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласований мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В случае предоставления земельного участка с предварительным согласованием гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, согласно статье 31 ЗК РФ обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В таком заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Частью 2 статьи 31 ЗК РФ предусмотрено, что орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии с частью 5 указанной статьи, результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны.
К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Таким образом, процедура выбора земельного участка обязательна и предшествует принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта или отказу в его размещении по правилам статьи 29 ЗК РФ.
Пунктом 1.1 Регламента предоставления администрацией города Владивостока услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденного Постановлением администрации г. Владивостока от 30.12.2010 N 1608 (далее по тексту - Административный Регламент) предусмотрено, что он разработан в целях повышения качества предоставления и доступности услуги, создание комфортных условий для получателей услуги, определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при осуществлении администрацией города Владивостока полномочий по предоставлению услуги.
Решением Думы г. Владивостока от 03.04.2009 N 259 учреждено Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Владивостока, к полномочиям которого отнесено обеспечение выбора земельного участка, выдача акта о выборе земельного участка для строительства, а также утверждение схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Согласно Административному Регламенту, процедура выбора земельного участка с утверждением акта выбора и схемы расположения земельного участка предусмотрена пунктами 3.9 - 3.20 Административного Регламента, предусматривающая, рассмотрение обращения о выборе земельного участка и приложенных документов в отделах управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока, направление в согласующие организации на предмет согласования возможности размещения объекта недвижимости, запроса информации о технических условиях подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения (ОАО "Водоканал", МУПВ "ВПЭС", управление охраны окружающей среды и природопользования администрации г. Владивостока, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю и др.).
Процедура осуществления необходимых согласований происходит в процессе работы комиссии по вопросам выдачи актов о выборе и технических условий, организованной при уполномоченном органе.
Если возможность размещения объекта недвижимости проходит все необходимые согласования, то в двухнедельный срок оформляется акт о выборе земельного участка по форме, утвержденной распоряжением управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока от 27.05.2010 N 1589 "Об утверждении формы акта о выборе земельного участка для строительства", который затем согласовывается в структурных подразделениях уполномоченного органа.
Пунктом 2.8 Административного Регламента установлен исчерпывающий перечень основаниями для отказа в предоставлении услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории":
- - заявление не соответствует требованиям действующего законодательства;
- - заявителем подано обращение о прекращении рассмотрения его заявления либо заявление на отзыв доверенности на право представления его интересов доверенным лицом;
- - наличие на испрашиваемом земельном участке следующих градостроительных ограничений - красных линий инженерных сетей и автодорог, размещение испрашиваемого земельного участка на территории общего пользования;
- - нарушение Земельного, Градостроительного, Водного кодексов Российской Федерации и прочих нормативных правовых актов в указанной сфере при предоставлении услуги;
- - изъятия земельных участков из оборота;
- - наличие установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
- - резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Из материалов дела видно, что ООО ЮК "Аверс" реализовало право, предоставленное ему статьями 30, 31 ЗК РФ, и обратилось в Департамент земельных отношений с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта для целей, связанных со строительством - для строительства склада. В свою очередь, Департамент, действуя в соответствии со статьей 31 ЗК РФ, направил заявление общества в администрацию для обеспечения выбора земельного участка.
При этом, обращаясь в Департамент как в надлежащий орган государственной власти с заявлением о предоставлении земельного участка, ООО ЮК "Аверс" указало испрашиваемое право на землю, предполагаемые размеры участка и местоположение, цель использования земельного участка.
В этой связи коллегия суда апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что администрации в силу прямого указания закона следовало обеспечить выбор земельного участка для строительства.
Вместе с тем, апелляционная коллегия признает ошибочным вывод суда первой инстанции о законности отказа в обеспечении выбора земельного участка в силу следующего:
Согласно оспариваемому решению от 16.09.2013, около 40% испрашиваемого земельного участка расположено непосредственно в трассировки электрического кабеля и кабеля связи, где запрещается производить всякого рода действия, которые могут нарушить работу кабельных электрических линий и связи, в том числе огораживать трассы, препятствуя свободному доступу к ним технологического персонала.
Вместе с тем, в силу положений части 2 статьи 31 ЗК РФ, определение вариантов размещения объекта и определение границ земельных участков, в соответствии с возможными вариантами размещения объекта, с учетом условий использования территории, является непосредственной обязанностью органов местного самоуправления в рамках обеспечения выбора земельного участка для строительства.
Из содержания заявления, поданного ООО ЮК "Аверс" в Департамент (т. 1 л.д. 50), следует, что общество согласно на корректировку границ испрашиваемого земельного участка. При этом в заявлении о предоставлении участка обществом указана именно примерная площадь участка, что также свидетельствует о согласии ООО ЮК "Аверс" на корректировку как площади участка так, и его границ, при наличии на то оснований.
Однако в материалах дела отсутствуют доказательства того, что органом местного самоуправления предлагались иные варианты расположения испрашиваемого земельного участка, а общество отказалось от предложенных вариантов. При этом, Обществом представлены графические материалы, подтверждающие возможность выбора земельного участка.
Учитывая вышеизложенное, коллегия апелляционного суда полагает, что в рассматриваемом случае администрацией не были представлены доказательства невозможности формирования земельного участка в указанном заявителем районе для испрашиваемых им целей вне трассировки пролегающих в указанном районе кабельных электрических линий и линий связи.
При подаче заявления о предоставлении земельного участка в Департамент границы испрашиваемого земельного участка определяются заявителем условно, а его площадь указывается ориентировочно, а при выборе участка и утверждении схемы расположения этого участка на кадастровом плане соответствующей территории, его площадь и границы могут быть скорректированы органом местного самоуправления, с учетом имеющихся ограничений.
При этом апелляционная коллегия учитывает, что выяснение вопросов о возможности формирования земельного участка в испрашиваемых или откорректированных границах, определения вариантов размещения объекта на испрашиваемом земельном участке, выявление смежных землепользователей, а также экологических, градостроительных и иных ограничений подлежит выяснению именно при обеспечении выбора земельного участка.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что невозможность формирования земельного участка в границах указанных обществом, не означает, что этот участок не может быть сформирован в иных, скорректированных границах.
Указание администрации в оспариваемом решении на то обстоятельство, что испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне производственно-коммунальных объектов V класса вредности, судебной коллегией не принимается в качестве основания законности отказа в силу следующего:
Действительно, согласно фрагменту карты ИСОГД (т. 1 л.д. 40), испрашиваемый ООО ЮК "Аверс" земельный участок находится в зоне производственно-коммунальных объектов V класса вредности (П-4).
Решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462 утверждены Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа (далее по тексту - Правила землепользования и застройки).
В соответствии с частью 1 статьи 36 Правил землепользования и застройки, зона производственно-коммунальных объектов V класса вредности определена для размещения промышленных и производственно-коммунальных предприятий V класса вредности с низким уровнем шума и загрязнения окружающей среды. В границах зоны допускается размещение объектов общественно-деловой застройки, связанных с обслуживанием объектов зоны.
Часть 2 статьи 36 Правил землепользования и застройки закрепляет, что одним из основных разрешенных видов использования земельных участков в данной зоне является, в том числе, и размещение объектов складского назначения.
Учитывая, что ООО ЮК "Аверс" подавало заявление о предоставлении спорного земельного участка в аренду для размещения склада, апелляционная коллегия приходит к выводу, что цель, для которой общество испрашивает земельный участок, совпадает с видом разрешенного использования в данной зоне.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что в материалах дела отсутствуют доказательства наличия обстоятельств, в силу пунктом 2.8 Регламента являющихся основанием для отказа в выдаче акта о выборе земельного участка.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 1 июля 1996 года "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", спорные акты могут быть признаны недействительными только при одновременном наличии двух условий: 1) несоответствии их закону или иному правовому акту; 2) нарушении указанными актами гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Бремя доказывания факта нарушения прав и интересов заявителя следует также и из положений статьи 4 АПК РФ, согласно которым лицо, заинтересованное в защите своих прав, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав. Заинтересованность как процессуальная категория предполагает собой нарушение охраняемых законом прав и (или) интересов заявителя. Если заявителем не будет доказан факт нарушения его прав в результате издания ненормативного правового акта, решения, осуществления противоправных действий (бездействия), суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
Принимая во внимание обстоятельства настоящего дела, суд апелляционной инстанции считает, что отказ администрации, оформленный письмом от 16.09.2013 N 23401/20у, обеспечить выбор земельного участка и утвердить схему расположения земельного участка ориентировочной площадью 1.000 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Русская, 73б для строительства объекта складского назначения, нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с требования общества на основании части 2 статьи 201 АПК РФ подлежат удовлетворению.
Установив незаконность оспариваемого отказа администрации и принимая во внимание, что администрация г. Владивостока и Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока предложенный ООО ЮК "Аверс" вариант не рассмотрели, своих предложений об уточнении границ площади участка предпринимателю не направили, не предприняли действий к определению иных возможных вариантов размещения объекта, коллегия апелляционного суда в соответствии с положениями статьи 201 АПК РФ в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов общества считает необходимым возложить на Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока обязанность обеспечить выбор земельного участка примерной площадью 1000 кв. м, в районе ул. Русская, 73б, г. Владивосток, для строительства объекта складского назначения в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Выяснение вопросов о возможности формирования земельного участка в испрашиваемых или откорректированных границах, определения вариантов размещения объекта на испрашиваемом земельном участке, выявление смежных землепользователей, а также экологических, градостроительных и иных ограничений подлежит выяснению именно при обеспечении выбора земельного участка.
Обеспечение выбора земельного участка как первоначальный этап по формированию земельного участка в целях, связанных со строительством, предполагает выявление всевозможных ограничений, существующих на спорной территории, информация о которых должна быть отражена в соответствующей схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами выбора.
При этом суд апелляционной инстанции не возлагает на ответчика обязанность по утверждению схемы расположения земельного участка и (или) выдаче акта выбора земельного участка, поскольку процесс обеспечения выбора земельного участка предполагает не только самостоятельное формирование органом местного самоуправления границ земельного участка с учетом указанных выше условий и факторов, влияющих на возможность предоставления участка для испрашиваемой цели, но также информирование населения о предстоящем предоставлении и согласования с органами и организациями, в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
С учетом изложенного, границы участка могут корректироваться как на стадии публичного информирования (в случае выявления нарушения прав смежных землепользователей или наложение на границы участков, права в отношении которых возникли до вступления в силу закона о государственной регистрации прав), так и на стадии согласования с уполномоченными органами и организациями.
В соответствии с частью 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба ООО ЮК "Аверс" является обоснованной, решение суда первой инстанции подлежит отмене, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Кроме того, с учетом результатов рассмотрения настоящего спора коллегия апелляционного суда, руководствуясь положениями статьи 110 АПК РФ, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления и апелляционной жалобы относит на администрацию г. Владивостока.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 04.12.2013 по делу N А51-29837/2013 отменить.
Признать незаконным решение администрации г. Владивостока, изложенное в письме от 16.09.2013 N 23401/20у, об отказе в обеспечении выбора и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, ориентировочной площадью 1000 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Русская, 73б, для строительства объекта складского назначения, как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации.
Обязать Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока обеспечить выбор земельного участка примерной площадью 1000 кв. м, в районе ул. Русская, 73б, г. Владивосток, для строительства объекта складского назначения в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Взыскать с Администрации г. Владивостока в пользу общества с ограниченной ответственностью Юридическая компания "Аверс" судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3000 (три тысячи) рублей, в том числе по заявлению в сумме 2.000 (две тысячи) рублей и по апелляционной жалобе в сумме 1.000 (одна тысяча) рублей.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительные листы.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
С.В.ГУЦАЛЮК
Судьи
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
А.В.ГОНЧАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)