Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29.09.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 06.10.2014.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Протасова Ю.В., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Лазарева Евгения Ивановича, г. Нижний Новгород (ОГРНИП 307526218500012; ИНН 526200022506)
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.07.2014
по делу N А43-7136/2014,
принятое судьей Чепурных М.Г.
по заявлению индивидуального предпринимателя Лазарева Евгения Ивановича о признании незаконным бездействия администрации города Нижнего Новгорода.
при участии в судебном заседании представителей:
индивидуального предпринимателя Лазарева Евгения Ивановича - Дворецкого А.В. по доверенности от 19.09.2014 сроком действия три года,
и
индивидуальный предприниматель Лазарев Евгений Иванович (далее - ИП Лазарев Е.И., Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации города Нижнего Новгорода (далее - администрация г. Нижнего Новгорода, орган местного самоуправления), выразившегося в непринятии мотивированного решения по его заявлению от 20.01.2014 N 9240 о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством. Одновременно Предприниматель просил обязать администрацию г. Нижнего Новгорода устранить допущенное нарушение прав.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 09.07.2014 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Лазарев Е.И. обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
В судебном заседании представитель Предпринимателя поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на ее удовлетворении.
Администрация г. Нижнего Новгорода явку представителя в судебное заседание не обеспечила, отзыв на апелляционную жалобу не представила.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По делу установлено, что на основании свидетельств о государственной регистрации права N 52-АЕ 096560 от 03.07.2013 и N 52-АЕ 411796 от 26.02.2014 Предпринимателю принадлежат на праве собственности здание общей площадью 19,3 кв. м, кадастровый номер 52:18:0070191:369, назначение - нежилое, этажность - 1, и земельный участок общей площадью 1729 кв. м, кадастровый номер 52:18:0070191:122, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под здание склада типа "Док N 2" литер Э и автомобильные дороги литер 6, по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Бекетова, 13.
20.01.2014 (вх. N 9240) Предприниматель обратился в администрацию г. Нижнего Новгорода с заявлением о предоставлении в аренду на срок 5 лет на условиях участия в развитии инфраструктуры и социально-экономическом развитии города для организации подъезда к зданию лит. Э, принадлежащему ему на праве собственности, земельного участка примерной площадью 84 кв. м, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, Советский район, ул. Бекетова, между д. 13 лит. О и д. 15.
Поскольку в установленный законодательством срок он не получил никакого ответа на свое обращение, Предприниматель посчитал, что со стороны администрации г. Нижнего Новгорода усматривается незаконное бездействие, и обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Нижегородской области руководствовался статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 29, 34 Земельного кодекса Российской Федерации, и исходил из того, что не установлена предусмотренная статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность условий для признания незаконным бездействия органа местного самоуправления.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
- несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьями 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управления и распоряжение земельными участками, которые находятся в собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
- Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Во исполнение указанных положений федерального законодательства решением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 20.06.2012 N 101 утвержден Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством на территории города Нижнего Новгорода (далее - Порядок).
В силу главы 3 Порядка граждане, юридические лица и индивидуальные предприниматели, заинтересованные в предоставлении в собственность или аренду земельных участков для целей, не связанных со строительством (далее - заявители), обращаются с заявлением в администрацию города Нижнего Новгорода. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение с указанием ориентиров, испрашиваемое право на землю. Перечень прилагаемых к заявлению документов определяется Административным регламентом по оказанию муниципальной услуги "Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории города Нижнего Новгорода", утверждаемым администрацией города Нижнего Новгорода.
Заявления регистрируются в установленном порядке в день подачи документов.
Администрация г. Нижнего Новгорода в 10-дневный срок со дня регистрации заявления устанавливает возможность (невозможность) предоставления земельного участка.
Администрация г. Нижнего Новгорода отказывает заявителю в предоставлении земельного участка в случае, если:
- земельный участок обременен правами третьих лиц;
- принятие решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка не входит в компетенцию администрации города Нижнего Новгорода;
- указанные в заявлении цели использования земельного участка не соответствуют требованиям действующих градостроительных регламентов;
- земельный участок отнесен к землям, изъятым из оборота;
- площадь земельного участка не соответствует установленным предельным размерам земельных участков для заявленных целей;
- в отношении земельного участка установлены в соответствии с действующим законодательством РФ ограничения, не позволяющие использовать его в заявленных целях.
Администрация г. Нижнего Новгорода уведомляет заявителя об отказе в предоставлении земельного участка с обоснованием причин отказа в 3-дневный срок со дня принятия такого решения.
В случае установления возможности предоставления земельного участка администрация в течение 10 дней со дня регистрации заявления обеспечивает подготовку и публикацию в официальном печатном издании города Нижнего Новгорода информации о предстоящем предоставлении земельного участка в аренду или собственность.
В случае если в течение 14 дней после опубликования информации о предстоящем предоставлении земельного участка в аренду или собственность в администрацию поступят заявки от иных лиц, заинтересованных в приобретении прав на данный земельный участок, администрация принимает решение о проведении торгов в порядке, установленном федеральным законодательством, и проводит работу по формированию земельного участка в срок 6 месяцев со дня принятия решения о проведении торгов.
Администрация г. Нижнего Новгорода в течение 3 дней со дня принятия решения о проведении торгов письменно уведомляет заявителя о принятом решении.
Порядок и форма принятия решений об отказе в предоставлении земельного участка, об утверждении схемы расположения земельного участка, о предоставлении земельного участка, о проведении торгов, а также уведомления заявителя о принятых решениях определяются Административным регламентом по оказанию муниципальной услуги "Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории города Нижнего Новгорода", утверждаемым администрацией города Нижнего Новгорода (до настоящего времени не принят).
По делу установлено, что 20.01.2014 Лазарев Е.И. обратился в администрацию г. Нижнего Новгорода с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для целей, не связанных со строительством.
Вопреки требованиям статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации и главы 3 Порядка администрация г. Нижнего Новгорода не совершила последовательно все необходимые действия по рассмотрению обращения Предпринимателя.
Уполномоченный орган до настоящего времени не принял решение ни о предоставлении заявителю земельного участка в аренду, ни об отказе в предоставлении земельного участка в аренду.
Ссылка администрации г. Нижнего Новгорода и суда первой инстанции на утвержденное главой администрации г. Нижнего Новгорода решение комиссии по инвестиционной политике и земельным отношениям от 20.03.2014 N 630, которое предложено заявителю оспорить в отдельном порядке, признается несостоятельной, основанной на неверном толковании норм действующего законодательства.
Земельный кодекс Российской Федерации в статье 34 и действующий в г. Нижнем Новгороде Порядок не предусматривают возможность принятия от имени органа местного самоуправления решения каким-либо другим органом или должностным лицом.
Комиссия по инвестиционной политике и земельным отношениям не является органом местного самоуправления, на который возложена обязанность принять заявку заинтересованного лица и совершить для ее рассмотрения все необходимые действия.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к заключению о том, что со стороны администрации г. Нижнего Новгорода усматривается бездействие, которое не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, Порядку и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований.
Вопреки требованиям статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления не доказал законность и обоснованность своего бездействия.
Неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями для отмены решения суда первой инстанции.
Решение Арбитражного суда Нижегородской области подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
Согласно части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
С учетом предмета спора и обстоятельств дела суд считает необходимым обязать администрацию г. Нижнего Новгорода устранить допущенное нарушение прав индивидуального предпринимателя Лазарева Евгения Ивановича путем последовательного совершения действий, предусмотренных статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и решением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 20.06.2012 N 101.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами состоявшегося судебного спора. Иными словами, после прекращения отношений истца с государством по поводу уплаты государственной пошлины и рассмотрения судом дела возникают отношения между сторонами судебного спора (истцом и ответчиком) по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых законодателем включена уплаченная сумма государственной пошлины.
При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
В этой связи то обстоятельство, что в конкретном случае ответчиком является государственный или муниципальный орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, не должно влечь отказ истцу в возмещении его судебных расходов.
Законодателем не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Напротив, в части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.
Поскольку суд апелляционной инстанции удовлетворил заявленные Предпринимателем требования, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации взыскивает с органа местного самоуправления в пользу заявителя понесенные им по делу судебные расходы в сумме 300 рублей.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта не допущено.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.07.2014 по делу N А43-7136/2014 отменить.
Признать бездействие администрации города Нижнего Новгорода, выразившееся в нерассмотрении заявления индивидуального предпринимателя Лазарева Евгения Ивановича от 20.01.2014, незаконным, не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации, решению Городской Думы города Нижнего Новгорода от 20.06.2012 N 101.
Обязать администрацию г. Нижнего Новгорода устранить допущенное нарушение прав индивидуального предпринимателя Лазарева Евгения Ивановича, последовательно совершив действия, предусмотренные статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и решением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 20.06.2012 N 101.
Взыскать с администрации г. Нижнего Новгорода в пользу индивидуального предпринимателя Лазарева Евгения Ивановича судебные расходы в сумме 300 (триста) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.10.2014 ПО ДЕЛУ N А43-7136/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 октября 2014 г. по делу N А43-7136/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 29.09.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 06.10.2014.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Протасова Ю.В., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Лазарева Евгения Ивановича, г. Нижний Новгород (ОГРНИП 307526218500012; ИНН 526200022506)
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.07.2014
по делу N А43-7136/2014,
принятое судьей Чепурных М.Г.
по заявлению индивидуального предпринимателя Лазарева Евгения Ивановича о признании незаконным бездействия администрации города Нижнего Новгорода.
при участии в судебном заседании представителей:
индивидуального предпринимателя Лазарева Евгения Ивановича - Дворецкого А.В. по доверенности от 19.09.2014 сроком действия три года,
и
установил:
индивидуальный предприниматель Лазарев Евгений Иванович (далее - ИП Лазарев Е.И., Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации города Нижнего Новгорода (далее - администрация г. Нижнего Новгорода, орган местного самоуправления), выразившегося в непринятии мотивированного решения по его заявлению от 20.01.2014 N 9240 о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством. Одновременно Предприниматель просил обязать администрацию г. Нижнего Новгорода устранить допущенное нарушение прав.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 09.07.2014 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Лазарев Е.И. обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
В судебном заседании представитель Предпринимателя поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на ее удовлетворении.
Администрация г. Нижнего Новгорода явку представителя в судебное заседание не обеспечила, отзыв на апелляционную жалобу не представила.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По делу установлено, что на основании свидетельств о государственной регистрации права N 52-АЕ 096560 от 03.07.2013 и N 52-АЕ 411796 от 26.02.2014 Предпринимателю принадлежат на праве собственности здание общей площадью 19,3 кв. м, кадастровый номер 52:18:0070191:369, назначение - нежилое, этажность - 1, и земельный участок общей площадью 1729 кв. м, кадастровый номер 52:18:0070191:122, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под здание склада типа "Док N 2" литер Э и автомобильные дороги литер 6, по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Бекетова, 13.
20.01.2014 (вх. N 9240) Предприниматель обратился в администрацию г. Нижнего Новгорода с заявлением о предоставлении в аренду на срок 5 лет на условиях участия в развитии инфраструктуры и социально-экономическом развитии города для организации подъезда к зданию лит. Э, принадлежащему ему на праве собственности, земельного участка примерной площадью 84 кв. м, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, Советский район, ул. Бекетова, между д. 13 лит. О и д. 15.
Поскольку в установленный законодательством срок он не получил никакого ответа на свое обращение, Предприниматель посчитал, что со стороны администрации г. Нижнего Новгорода усматривается незаконное бездействие, и обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Нижегородской области руководствовался статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 29, 34 Земельного кодекса Российской Федерации, и исходил из того, что не установлена предусмотренная статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность условий для признания незаконным бездействия органа местного самоуправления.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
- несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьями 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управления и распоряжение земельными участками, которые находятся в собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
- Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Во исполнение указанных положений федерального законодательства решением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 20.06.2012 N 101 утвержден Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством на территории города Нижнего Новгорода (далее - Порядок).
В силу главы 3 Порядка граждане, юридические лица и индивидуальные предприниматели, заинтересованные в предоставлении в собственность или аренду земельных участков для целей, не связанных со строительством (далее - заявители), обращаются с заявлением в администрацию города Нижнего Новгорода. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение с указанием ориентиров, испрашиваемое право на землю. Перечень прилагаемых к заявлению документов определяется Административным регламентом по оказанию муниципальной услуги "Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории города Нижнего Новгорода", утверждаемым администрацией города Нижнего Новгорода.
Заявления регистрируются в установленном порядке в день подачи документов.
Администрация г. Нижнего Новгорода в 10-дневный срок со дня регистрации заявления устанавливает возможность (невозможность) предоставления земельного участка.
Администрация г. Нижнего Новгорода отказывает заявителю в предоставлении земельного участка в случае, если:
- земельный участок обременен правами третьих лиц;
- принятие решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка не входит в компетенцию администрации города Нижнего Новгорода;
- указанные в заявлении цели использования земельного участка не соответствуют требованиям действующих градостроительных регламентов;
- земельный участок отнесен к землям, изъятым из оборота;
- площадь земельного участка не соответствует установленным предельным размерам земельных участков для заявленных целей;
- в отношении земельного участка установлены в соответствии с действующим законодательством РФ ограничения, не позволяющие использовать его в заявленных целях.
Администрация г. Нижнего Новгорода уведомляет заявителя об отказе в предоставлении земельного участка с обоснованием причин отказа в 3-дневный срок со дня принятия такого решения.
В случае установления возможности предоставления земельного участка администрация в течение 10 дней со дня регистрации заявления обеспечивает подготовку и публикацию в официальном печатном издании города Нижнего Новгорода информации о предстоящем предоставлении земельного участка в аренду или собственность.
В случае если в течение 14 дней после опубликования информации о предстоящем предоставлении земельного участка в аренду или собственность в администрацию поступят заявки от иных лиц, заинтересованных в приобретении прав на данный земельный участок, администрация принимает решение о проведении торгов в порядке, установленном федеральным законодательством, и проводит работу по формированию земельного участка в срок 6 месяцев со дня принятия решения о проведении торгов.
Администрация г. Нижнего Новгорода в течение 3 дней со дня принятия решения о проведении торгов письменно уведомляет заявителя о принятом решении.
Порядок и форма принятия решений об отказе в предоставлении земельного участка, об утверждении схемы расположения земельного участка, о предоставлении земельного участка, о проведении торгов, а также уведомления заявителя о принятых решениях определяются Административным регламентом по оказанию муниципальной услуги "Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории города Нижнего Новгорода", утверждаемым администрацией города Нижнего Новгорода (до настоящего времени не принят).
По делу установлено, что 20.01.2014 Лазарев Е.И. обратился в администрацию г. Нижнего Новгорода с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для целей, не связанных со строительством.
Вопреки требованиям статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации и главы 3 Порядка администрация г. Нижнего Новгорода не совершила последовательно все необходимые действия по рассмотрению обращения Предпринимателя.
Уполномоченный орган до настоящего времени не принял решение ни о предоставлении заявителю земельного участка в аренду, ни об отказе в предоставлении земельного участка в аренду.
Ссылка администрации г. Нижнего Новгорода и суда первой инстанции на утвержденное главой администрации г. Нижнего Новгорода решение комиссии по инвестиционной политике и земельным отношениям от 20.03.2014 N 630, которое предложено заявителю оспорить в отдельном порядке, признается несостоятельной, основанной на неверном толковании норм действующего законодательства.
Земельный кодекс Российской Федерации в статье 34 и действующий в г. Нижнем Новгороде Порядок не предусматривают возможность принятия от имени органа местного самоуправления решения каким-либо другим органом или должностным лицом.
Комиссия по инвестиционной политике и земельным отношениям не является органом местного самоуправления, на который возложена обязанность принять заявку заинтересованного лица и совершить для ее рассмотрения все необходимые действия.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к заключению о том, что со стороны администрации г. Нижнего Новгорода усматривается бездействие, которое не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, Порядку и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований.
Вопреки требованиям статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления не доказал законность и обоснованность своего бездействия.
Неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями для отмены решения суда первой инстанции.
Решение Арбитражного суда Нижегородской области подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
Согласно части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
С учетом предмета спора и обстоятельств дела суд считает необходимым обязать администрацию г. Нижнего Новгорода устранить допущенное нарушение прав индивидуального предпринимателя Лазарева Евгения Ивановича путем последовательного совершения действий, предусмотренных статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и решением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 20.06.2012 N 101.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами состоявшегося судебного спора. Иными словами, после прекращения отношений истца с государством по поводу уплаты государственной пошлины и рассмотрения судом дела возникают отношения между сторонами судебного спора (истцом и ответчиком) по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых законодателем включена уплаченная сумма государственной пошлины.
При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
В этой связи то обстоятельство, что в конкретном случае ответчиком является государственный или муниципальный орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, не должно влечь отказ истцу в возмещении его судебных расходов.
Законодателем не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Напротив, в части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.
Поскольку суд апелляционной инстанции удовлетворил заявленные Предпринимателем требования, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации взыскивает с органа местного самоуправления в пользу заявителя понесенные им по делу судебные расходы в сумме 300 рублей.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта не допущено.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.07.2014 по делу N А43-7136/2014 отменить.
Признать бездействие администрации города Нижнего Новгорода, выразившееся в нерассмотрении заявления индивидуального предпринимателя Лазарева Евгения Ивановича от 20.01.2014, незаконным, не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации, решению Городской Думы города Нижнего Новгорода от 20.06.2012 N 101.
Обязать администрацию г. Нижнего Новгорода устранить допущенное нарушение прав индивидуального предпринимателя Лазарева Евгения Ивановича, последовательно совершив действия, предусмотренные статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и решением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 20.06.2012 N 101.
Взыскать с администрации г. Нижнего Новгорода в пользу индивидуального предпринимателя Лазарева Евгения Ивановича судебные расходы в сумме 300 (триста) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.А.ЗАХАРОВА
Т.А.ЗАХАРОВА
Судьи
Ю.В.ПРОТАСОВ
Е.А.РУБИС
Ю.В.ПРОТАСОВ
Е.А.РУБИС
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)