Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 21.10.2014 ПО ДЕЛУ N 3-60/2014

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



[^2] }\par\pard\plain\s0\f0\fs20\qj\fi0\li0\b0\i0\nosupersub\ul0\strike0\par\pard\plain\s0\f0\fs20\qj\fi540\li0\b0\i0\nosupersub\ul0\strike0где: А - размер арендной платы в рублях, рассчитываемый за 12 месяцев, подлежащий уплате в бюджет;\par\pard\plain\s0\f0\fs20\qj\fi540\li0\b0\i0\nosupersub\ul0\strike0 [^2] } - ставка арендной платы, руб./кв. метров;\par\pard\plain\s0\f0\fs20\qj\fi540\li0\b0\i0\nosupersub\ul0\strike0S - площадь земельного участка, кв. метров. Площадь земельного участка определяется на основании сведений государственного кадастра недвижимости.\par\pard\plain\s0\f0\fs20\qj\fi540\li0\b0\i0\nosupersub\ul0\strike0В соответствии с пунктом 2.2. Положения ставка арендной платы устанавливается на год в расчете на единицу площади земельного участка по видам разрешенного использования земельного участка и рассчитывается по следующей формуле:\par\pard\plain\s0\f0\fs20\qj\fi0\li0\b0\i0\nosupersub\ul0\strike0\par\pard\plain\s0\f0\fs20\qc\fi0\li0\b0\i0\nosupersub\ul0\strike0 [^2] } - коэффициент по виду разрешенного использования и зонированию территорий.

Данными формулами предусмотрен единый порядок определения арендной платы за аренду земельных участков, относящихся к одной категории земель и виду разрешенного использования, предоставленных по одним и тем же основаниям.
При определении ставки арендной платы применяются значения коэффициентов по виду разрешенного использования, утвержденные этим же Постановлением N 411-пр, в том числе, оспариваемые прокурором коэффициенты 0,585 для земельных участков, предназначенных для размещения нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, а также объектов, необходимых для их эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта (п.п. 13.9), и коэффициент 1,394 для земельных участков трубопроводного транспорта, включающих в себя земельные участка для размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов; размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта (п.п. 25.5), установление которых, по мнению прокурора, противоречит пункту 2 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2015 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи.
При этом годовой размер арендной платы устанавливается в пределах:
- двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков;
- трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
- полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Изменение годового размера арендной платы, определенного в соответствии с настоящим пунктом, может предусматриваться договорами аренды указанных земельных участков только в связи с изменением кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
Доводы прокурора о том, что установление Правительством Хабаровского края оспариваемых значений коэффициентов позволяет производить расчет арендной платы за пользование земельными участками, занятыми линейными объектами, без учета пределов, предусмотренных законодательством, что нарушает права арендаторов данных земельных участков, суд считает не обоснованными.
В соответствии с пунктом 2.3 Положения в случаях, установленных пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", арендная плата устанавливается в пределах: два процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков; три десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; полтора процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте. При переоформлении прав на земельные участки в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" размер арендной платы не должен превышать более чем в два раза размера земельного налога в отношении таких земельных участков.
Таким образом, в пункте 2.3 Положения не только воспроизведена норма Федерального закона N 137-ФЗ (которой по мнению прокурора противоречит оспариваемый нормативный правовой акт), но и сделана ссылка на этот Федеральный закон.
Прокурор в обоснование своей позиции по делу ссылается на пункт 2.2 Положения и не учитывает требования п. 2.3 Положения, устанавливающего пределы годового размера арендной платы в предусмотренных федеральным законодательством случаях.
Из системного анализа оспариваемого правового акта весьма ясно и определенно следует, что коэффициент разрешенного использования является одним из составляющих элементов формулы, по которой определяется ставка арендной платы. В связи с этим, сами по себе установленные субъектом Российской Федерации оспариваемые размеры коэффициентов разрешенного использования при наличии ограничений, предусмотренных п. 2.3 Положения не могут свидетельствовать о возможности расчета арендной платы за пользование земельными участками, на которых расположены линейные объекты, без учета пределов, предусмотренных законодательством, и нарушении права арендаторов земельных участков.
Доводы прокурора о том, что на практике при заключении договоров аренды на земельные участки, на которых расположены линейные объекты, положения п. 2 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ применяются только при переоформлении права право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды, в то время как по смыслу данной нормы установленный ею предельный размер арендной платы должен применяться независимо от того, заключен договор аренды в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок или нет, к предмету рассматриваемого спора отношения не имеют.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Правительства Хабаровского края, федеральному закону не противоречит, в связи с чем, основания для удовлетворения требования прокурора отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Прокурору Хабаровского края в удовлетворении требования о признании противоречащим законодательству и недействующими подпункта 13.9 пункта 13 и подпункта 25.5 пункта 25 Значений коэффициентов по виду разрешенного использования и зонированию территорий для расчета арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденных постановлением Правительства Хабаровского края от 30 декабря 2009 года N 411-пр "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Хабаровского края", отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 24 октября 2014 года
Судья Хабаровского краевого суда
И.Г.МОРОЗ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)