Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.
судей Т.Г. Гуденица,О.Ю. Ефимова
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Далоевым А.Т.,
при участии:
от заявителя: представитель по доверенности от 19.12.2013 Шевченко О.И., удостоверение N 0198854; представитель по доверенности от 08.07.2014 Горбунов Д.А., паспорт.
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом.
от третьих лиц: представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 29.04.2014 по делу N А01-2080/2013, принятое в составе судьи Меликяна Э.Н.,
по заявлению открытого акционерного общества "Российские Железные Дороги"
к заинтересованному лицу Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея
при участии третьих лиц: ООО "БТИ, землеустройство, оценка"; ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Республике Адыгея
о признании незаконным бездействия, об обязании
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея (далее - управление) признании незаконным бездействия ТУ Росимущества в РА, выразившегося в непринятии решения о предоставлении в аренду ОАО "РЖД" земельных участков, расположенных по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, площадью 85,4213 га с кадастровым номером 01:05:0000000:1218 (земли населенных пунктов), площадью 12,0372 га с кадастровым номером 01:05:0000000:1219 (земли населенных пунктов), площадью 5,0232 га с кадастровым номером 01:05:0000000:1220 (земли населенных пунктов), площадью 88,6489 га с кадастровым номером 01:05:0000000:1221 (земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения), площадью 2,7942 га с кадастровым номером 01:05:3116003:1139 (земли населенных пунктов), площадью 1,0853 га с кадастровым номером 01:05:3116003:1140 (земли населенных пунктов); обязании ТУ Росимущества в РА принять решение о предоставлении в аренду ОАО "РЖД" земельных участков, расположенных по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, площадью 85,4213 га с кадастровым номером 01:05:0000000:1218 (земли населенных пунктов) площадью 12,0372 га с кадастровым номером 01:05:0000000:1219 (земли населенных пунктов), площадью 5,0232 га с кадастровым номером 01:05:0000000:1220 (земли населенных пунктов), площадью 88,6489 га с кадастровым номером 01:05:0000000:1221 (земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения), площадью 2,7942 га с кадастровым номером 01:05:3116003:1139 (земли населенных пунктов), площадью 1,0853 га с кадастровым номером 01:05:3116003:1140 (земли населенных пунктов) и обязании ТУ Росимущества в РА направить в адрес ОАО "РЖД" проекты договоров аренды земельных участков, расположенных по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, площадью 85,4213 га с кадастровым номером 01:05:0000000:1218 (земли населенных пунктов), площадью 12,0372 га с кадастровым номером 01:05:0000000:1219 (земли населенных пунктов), площадью 5,0232 га с кадастровым номером 01:05:0000000:1220 (земли населенных пунктов), площадью 88,6489 га с кадастровым номером 01:05:0000000:1221 (земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения), площадью 2,7942 га с кадастровым номером 01:05:3116003:1139 (земли населенных пунктов), площадью 1,0853 га с кадастровым номером 01:05:3116003:1140 (земли населенных пунктов).
Заявленные требования мотивированы наличием прав общества на земельные участки по причине наличия на них объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы за обществом.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "БТИ, землеустройство, оценка"; ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Республике Адыгея.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 29.04.2014 заявленные требования удовлетворены. Решение мотивировано тем, что общество представило документы, предусмотренные перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной собственности.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на следующее. Конфигурация земельного участка полосы отвода была изменена. Раздел земельного участка осуществлен без согласия правообладателя. Действий, противоречащих закону, а равно нарушающих права общества, управление не совершало.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители общества дали суду пояснения об обстоятельствах дела, доложили доводы отзыва, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения. Дело рассмотрено в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей заинтересованного лица и третьих лиц, уведомленных о дате и времени судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 20.01.1995 г. земельный участок, занятый полосой отвода железной дороги Горячеключевской дистанции, расположенный в Тахтамукайском районе Республики Адыгея, площадью 195,01 га согласно государственному акту N РА-2 N 001182 был предоставлен в постоянное бессрочное пользование Краснодарскому отделению Северо-Кавказской железной дороги. Земельному участку площадью 195,01 га присвоен кадастровый номер 01:05:0000000:0008.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 12.07.2004 серия 01-РА N 122093 на указанный земельный участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
27.12.2005 на основании распоряжения ТУ Росимущества в РА N 314 от 09.12.2005 между заявителем и заинтересованным лицом был заключен договор N 48 аренды указанного земельного участка сроком на 11 месяцев.
30.01.2007 заявителем в адрес ТУ Росимущества в РА было направлено письмо N 58/НОДРИ с приложением заявления о предоставлении спорного земельного участка полосы отвода Тахтамукайского района в аренду со сроком на 11 месяцев, последним было в аренде отказано в связи с отсутствием материалов межевания.
Письмом от 08.04.2011 N 1031 Территориальное управление уведомило заявителя об отмене распоряжения от 27.12.2005 N 314 "О предоставлении в аренду земельного участка ОАО "РЖД", поскольку границы земельного участка с кадастровым номером 01:05:0000000:0008 не установлены в соответствии с действующим законодательством.
Заявителем проведено межевание полосы отвода железной дороги в Тахтамукайском районе непосредственно под объектами, являющимся собственностью ОАО "РЖД", поскольку земельный участок с кадастровым номером 01:05:0000000:0008 находился на учете с декларированной площадью, подлежащей уточнению.
В результате межевания земельный участок с кадастровым номером 01:05:0000000:0008 разделен на шесть земельных участков: площадью 85,4213 га с кадастровым номером 01:05:0000000:1218 (земли населенных пунктов); площадью 12,0372 га с кадастровым номером 01:05:0000000:1219 (земли населенных пунктов); площадью 5,0232 га с кадастровым номером 01:05:0000000:1220 (земли населенных пунктов); площадью 88,6489 га с кадастровым номером 01:05:0000000:1221 (земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения); площадью 2,7942 га с кадастровым номером 01:05:3116003:1139 (земли населенных пунктов); площадью 1,0853 га с кадастровым номером 01:05:3116003:1140 (земли населенных пунктов).
Указанные земельные участки были поставлены на кадастровый учет, что подтверждается кадастровыми паспортами земельных участков от 04.10.2010 N 0100/401/2012-58903, N 0100/401/2012-58901, N 0100/401/2012-58902, N 0100/401/2012-58904, N 0100/401/2012-58905, N 0100/401/2012-58906.
С целью заключения долгосрочных договоров аренды указанных шести земельных участков заявитель неоднократно обращался в Территориальное управление (письма от 12.10.2012 N 776/НРИрег.2, от 24.01.2013 N 36/НРИрег.2, от 04.04.2013 N 231) с приложением соответствующих документов. Однако данные обращения оставались без удовлетворения, по существу вопрос о передаче участков в аренду заявителю не разрешался.
Непринятие Территориальным управлением конкретного решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении испрашиваемых земельных участков на праве аренды явилось основанием для обращения общества в суд.
Заявленные требования общество основывает на положениях пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Обществу на праве постоянного бессрочного пользования принадлежит земельный участок площадью 195,01 га.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса РФ.
В пункте 1 постановления от 24 марта 2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил следующее: рассматривая споры, связанные с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ лица, которым предоставлены земельные участки на таком праве до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, вправе до 01.01.2006 по своему выбору приобрести их в аренду или в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 Земельного кодекса РФ, независимо от того, для какой цели были предоставлены земельные участки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом РФ.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Как установил суд первой инстанции, общество представило надлежащий пакет документов для целей реализации правомочий, предусмотренных пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Доводы управления касаются изменения конфигурации земельного участка.
Земельный участок с кадастровым номером 01:05:0000000:0008 находился на учете с декларированной площадью, подлежащей уточнению. По итогам межевания, проведенного обществом, сформированы земельные участки общей площадью 195,01 га, в связи с чем имущественные интересы Российской Федерации как собственника земельного участка общей площадью 195,01 га, первоначально имевшего кадастровый номер 01:05:0000000:0008, в результате внесения указанных сведений не нарушены. Выделение земельных участков под объектами, принадлежащими обществу, управление не отрицает, их площадь применительно к нормам эксплуатации не оспаривает.
Довод о том, что обществом произведен раздел земельного участка, имевшего кадастровый номер 01:05:0000000:0008, без учета мнения собственника, надлежит отклонить.
Управление обоснованно указывает на то, что Российской Федерацией в лице его уполномоченных органов, как собственником земельного участка с кадастровым номером 01:05:0000000:0008 не принималось решение о разделе земельного участка.
Вместе с тем, данное обстоятельство не может свидетельствовать о незаконности требований общества о предоставлении ему в долгосрочную аренду спорных земельных участков по следующим основаниям.
Пункт 5 части 1 статьи 11.3 Земельного кодекса содержит исключение из общего правила, согласно которому федеральными законами могут быть предусмотрены случаи, когда для образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не требуется принятия решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Земельного кодекса.
Процедура приобретения в собственность земельного участка под объектом недвижимости состоит из обращения заинтересованного лица в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта и документов, перечень которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти, принятия названным органом решения о предоставлении земельного участка на праве собственности, подготовку проекта договора купли-продажи и направления его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 14 постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснил, что при рассмотрении споров, связанных с применением положений пункта 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса, определяющих права покупателя недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, необходимо учитывать, что покупатель здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве аренды, с момента регистрации перехода права собственности на такую недвижимость приобретает право пользования земельным участком, занятым зданием, строением, сооружением и необходимым для их использования на праве аренды, независимо от того, оформлен ли в установленном порядке договор аренды между покупателем недвижимости и собственником земельного участка.
Установленная статьей 36 Земельного кодекса процедура не предусматривает принятие на каком-либо этапе уполномоченным органом в порядке части 1 статьи 11.3 Земельного кодекса решения об образовании земельного участка.
Кроме того, согласно положениям пункта 2 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации, введенным в действие Федеральным законом от 22.07.2008 N 141-ФЗ, при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
Таким образом, в настоящее время Российская Федерация является собственником образованных в результате раздела земельных участков, при этом суммарная площадь данных участков (195,01 га) полностью совпадает с площадью ранее существовавшего земельного участка с кадастровым номером 01:05:0000000:0008.
Пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, осуществляет Российская Федерация в лице уполномоченных органов (статья 29 названного Кодекса).
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, таким органом является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество). Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества (пункт 1 указанного Положения). Федеральное агентство по управлению государственным имуществом организует в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Согласно пункту 4 данного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации.
С учетом изложенного, в целях реализации своего преимущественного права на приобретение спорных земельных участков на праве аренды общество обоснованно обратилось в ТУ ФАУГИ в Республике Адыгея.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. При этом исполнительные органы, рассматривающие соответствующее заявление, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов (пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что документы, предусмотренные приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475, были представлены заинтересованному лицу в полном объеме, что подтверждается имеющимися в деле заявлениями общества, и не оспаривается заинтересованным лицом.
Учитывая, что оснований для не предоставления в аренду ОАО "РЖД" земельных участков с кадастровыми номерами 01:05:0000000:1218, 01:05:0000000:1219, 01:05:0000000:1220, 01:05:0000000:1221, 01:05:3116003:1139, 01:05:3116003:1140 не имелось, управление согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации было обязано в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 Кодекса заявления принять решение о предоставлении земельных участков обществу в аренду. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельных участков в аренду управление было обязано осуществить подготовку проектов договоров аренды земельных участков и направить их заявителю с предложением о заключении соответствующих договоров.
Данной обязанности ТУ ФАУГИ в КК не исполнило, доказательства наличия законных оснований для не предоставления ОАО "РЖД" в аренду испрашиваемых земельных участков управление не представило, что свидетельствует о допущении им бездействия, не соответствующего нормам действующего законодательства, которое повлекло нарушение прав и законных интересов ОАО "РЖД".
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что заявленные ОАО "РЖД" требования подлежали удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 29.04.2014 по делу N А01-2080/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.А.СУЛИМЕНКО
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
О.Ю.ЕФИМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.07.2014 N 15АП-10083/2014 ПО ДЕЛУ N А01-2080/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июля 2014 г. N 15АП-10083/2014
Дело N А01-2080/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.
судей Т.Г. Гуденица,О.Ю. Ефимова
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Далоевым А.Т.,
при участии:
от заявителя: представитель по доверенности от 19.12.2013 Шевченко О.И., удостоверение N 0198854; представитель по доверенности от 08.07.2014 Горбунов Д.А., паспорт.
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом.
от третьих лиц: представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 29.04.2014 по делу N А01-2080/2013, принятое в составе судьи Меликяна Э.Н.,
по заявлению открытого акционерного общества "Российские Железные Дороги"
к заинтересованному лицу Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея
при участии третьих лиц: ООО "БТИ, землеустройство, оценка"; ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Республике Адыгея
о признании незаконным бездействия, об обязании
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея (далее - управление) признании незаконным бездействия ТУ Росимущества в РА, выразившегося в непринятии решения о предоставлении в аренду ОАО "РЖД" земельных участков, расположенных по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, площадью 85,4213 га с кадастровым номером 01:05:0000000:1218 (земли населенных пунктов), площадью 12,0372 га с кадастровым номером 01:05:0000000:1219 (земли населенных пунктов), площадью 5,0232 га с кадастровым номером 01:05:0000000:1220 (земли населенных пунктов), площадью 88,6489 га с кадастровым номером 01:05:0000000:1221 (земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения), площадью 2,7942 га с кадастровым номером 01:05:3116003:1139 (земли населенных пунктов), площадью 1,0853 га с кадастровым номером 01:05:3116003:1140 (земли населенных пунктов); обязании ТУ Росимущества в РА принять решение о предоставлении в аренду ОАО "РЖД" земельных участков, расположенных по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, площадью 85,4213 га с кадастровым номером 01:05:0000000:1218 (земли населенных пунктов) площадью 12,0372 га с кадастровым номером 01:05:0000000:1219 (земли населенных пунктов), площадью 5,0232 га с кадастровым номером 01:05:0000000:1220 (земли населенных пунктов), площадью 88,6489 га с кадастровым номером 01:05:0000000:1221 (земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения), площадью 2,7942 га с кадастровым номером 01:05:3116003:1139 (земли населенных пунктов), площадью 1,0853 га с кадастровым номером 01:05:3116003:1140 (земли населенных пунктов) и обязании ТУ Росимущества в РА направить в адрес ОАО "РЖД" проекты договоров аренды земельных участков, расположенных по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, площадью 85,4213 га с кадастровым номером 01:05:0000000:1218 (земли населенных пунктов), площадью 12,0372 га с кадастровым номером 01:05:0000000:1219 (земли населенных пунктов), площадью 5,0232 га с кадастровым номером 01:05:0000000:1220 (земли населенных пунктов), площадью 88,6489 га с кадастровым номером 01:05:0000000:1221 (земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения), площадью 2,7942 га с кадастровым номером 01:05:3116003:1139 (земли населенных пунктов), площадью 1,0853 га с кадастровым номером 01:05:3116003:1140 (земли населенных пунктов).
Заявленные требования мотивированы наличием прав общества на земельные участки по причине наличия на них объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы за обществом.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "БТИ, землеустройство, оценка"; ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Республике Адыгея.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 29.04.2014 заявленные требования удовлетворены. Решение мотивировано тем, что общество представило документы, предусмотренные перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной собственности.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на следующее. Конфигурация земельного участка полосы отвода была изменена. Раздел земельного участка осуществлен без согласия правообладателя. Действий, противоречащих закону, а равно нарушающих права общества, управление не совершало.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители общества дали суду пояснения об обстоятельствах дела, доложили доводы отзыва, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения. Дело рассмотрено в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей заинтересованного лица и третьих лиц, уведомленных о дате и времени судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 20.01.1995 г. земельный участок, занятый полосой отвода железной дороги Горячеключевской дистанции, расположенный в Тахтамукайском районе Республики Адыгея, площадью 195,01 га согласно государственному акту N РА-2 N 001182 был предоставлен в постоянное бессрочное пользование Краснодарскому отделению Северо-Кавказской железной дороги. Земельному участку площадью 195,01 га присвоен кадастровый номер 01:05:0000000:0008.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 12.07.2004 серия 01-РА N 122093 на указанный земельный участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
27.12.2005 на основании распоряжения ТУ Росимущества в РА N 314 от 09.12.2005 между заявителем и заинтересованным лицом был заключен договор N 48 аренды указанного земельного участка сроком на 11 месяцев.
30.01.2007 заявителем в адрес ТУ Росимущества в РА было направлено письмо N 58/НОДРИ с приложением заявления о предоставлении спорного земельного участка полосы отвода Тахтамукайского района в аренду со сроком на 11 месяцев, последним было в аренде отказано в связи с отсутствием материалов межевания.
Письмом от 08.04.2011 N 1031 Территориальное управление уведомило заявителя об отмене распоряжения от 27.12.2005 N 314 "О предоставлении в аренду земельного участка ОАО "РЖД", поскольку границы земельного участка с кадастровым номером 01:05:0000000:0008 не установлены в соответствии с действующим законодательством.
Заявителем проведено межевание полосы отвода железной дороги в Тахтамукайском районе непосредственно под объектами, являющимся собственностью ОАО "РЖД", поскольку земельный участок с кадастровым номером 01:05:0000000:0008 находился на учете с декларированной площадью, подлежащей уточнению.
В результате межевания земельный участок с кадастровым номером 01:05:0000000:0008 разделен на шесть земельных участков: площадью 85,4213 га с кадастровым номером 01:05:0000000:1218 (земли населенных пунктов); площадью 12,0372 га с кадастровым номером 01:05:0000000:1219 (земли населенных пунктов); площадью 5,0232 га с кадастровым номером 01:05:0000000:1220 (земли населенных пунктов); площадью 88,6489 га с кадастровым номером 01:05:0000000:1221 (земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения); площадью 2,7942 га с кадастровым номером 01:05:3116003:1139 (земли населенных пунктов); площадью 1,0853 га с кадастровым номером 01:05:3116003:1140 (земли населенных пунктов).
Указанные земельные участки были поставлены на кадастровый учет, что подтверждается кадастровыми паспортами земельных участков от 04.10.2010 N 0100/401/2012-58903, N 0100/401/2012-58901, N 0100/401/2012-58902, N 0100/401/2012-58904, N 0100/401/2012-58905, N 0100/401/2012-58906.
С целью заключения долгосрочных договоров аренды указанных шести земельных участков заявитель неоднократно обращался в Территориальное управление (письма от 12.10.2012 N 776/НРИрег.2, от 24.01.2013 N 36/НРИрег.2, от 04.04.2013 N 231) с приложением соответствующих документов. Однако данные обращения оставались без удовлетворения, по существу вопрос о передаче участков в аренду заявителю не разрешался.
Непринятие Территориальным управлением конкретного решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении испрашиваемых земельных участков на праве аренды явилось основанием для обращения общества в суд.
Заявленные требования общество основывает на положениях пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Обществу на праве постоянного бессрочного пользования принадлежит земельный участок площадью 195,01 га.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса РФ.
В пункте 1 постановления от 24 марта 2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил следующее: рассматривая споры, связанные с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ лица, которым предоставлены земельные участки на таком праве до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, вправе до 01.01.2006 по своему выбору приобрести их в аренду или в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 Земельного кодекса РФ, независимо от того, для какой цели были предоставлены земельные участки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом РФ.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Как установил суд первой инстанции, общество представило надлежащий пакет документов для целей реализации правомочий, предусмотренных пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Доводы управления касаются изменения конфигурации земельного участка.
Земельный участок с кадастровым номером 01:05:0000000:0008 находился на учете с декларированной площадью, подлежащей уточнению. По итогам межевания, проведенного обществом, сформированы земельные участки общей площадью 195,01 га, в связи с чем имущественные интересы Российской Федерации как собственника земельного участка общей площадью 195,01 га, первоначально имевшего кадастровый номер 01:05:0000000:0008, в результате внесения указанных сведений не нарушены. Выделение земельных участков под объектами, принадлежащими обществу, управление не отрицает, их площадь применительно к нормам эксплуатации не оспаривает.
Довод о том, что обществом произведен раздел земельного участка, имевшего кадастровый номер 01:05:0000000:0008, без учета мнения собственника, надлежит отклонить.
Управление обоснованно указывает на то, что Российской Федерацией в лице его уполномоченных органов, как собственником земельного участка с кадастровым номером 01:05:0000000:0008 не принималось решение о разделе земельного участка.
Вместе с тем, данное обстоятельство не может свидетельствовать о незаконности требований общества о предоставлении ему в долгосрочную аренду спорных земельных участков по следующим основаниям.
Пункт 5 части 1 статьи 11.3 Земельного кодекса содержит исключение из общего правила, согласно которому федеральными законами могут быть предусмотрены случаи, когда для образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не требуется принятия решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Земельного кодекса.
Процедура приобретения в собственность земельного участка под объектом недвижимости состоит из обращения заинтересованного лица в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта и документов, перечень которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти, принятия названным органом решения о предоставлении земельного участка на праве собственности, подготовку проекта договора купли-продажи и направления его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 14 постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснил, что при рассмотрении споров, связанных с применением положений пункта 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса, определяющих права покупателя недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, необходимо учитывать, что покупатель здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве аренды, с момента регистрации перехода права собственности на такую недвижимость приобретает право пользования земельным участком, занятым зданием, строением, сооружением и необходимым для их использования на праве аренды, независимо от того, оформлен ли в установленном порядке договор аренды между покупателем недвижимости и собственником земельного участка.
Установленная статьей 36 Земельного кодекса процедура не предусматривает принятие на каком-либо этапе уполномоченным органом в порядке части 1 статьи 11.3 Земельного кодекса решения об образовании земельного участка.
Кроме того, согласно положениям пункта 2 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации, введенным в действие Федеральным законом от 22.07.2008 N 141-ФЗ, при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
Таким образом, в настоящее время Российская Федерация является собственником образованных в результате раздела земельных участков, при этом суммарная площадь данных участков (195,01 га) полностью совпадает с площадью ранее существовавшего земельного участка с кадастровым номером 01:05:0000000:0008.
Пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, осуществляет Российская Федерация в лице уполномоченных органов (статья 29 названного Кодекса).
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, таким органом является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество). Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества (пункт 1 указанного Положения). Федеральное агентство по управлению государственным имуществом организует в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Согласно пункту 4 данного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации.
С учетом изложенного, в целях реализации своего преимущественного права на приобретение спорных земельных участков на праве аренды общество обоснованно обратилось в ТУ ФАУГИ в Республике Адыгея.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. При этом исполнительные органы, рассматривающие соответствующее заявление, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов (пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что документы, предусмотренные приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475, были представлены заинтересованному лицу в полном объеме, что подтверждается имеющимися в деле заявлениями общества, и не оспаривается заинтересованным лицом.
Учитывая, что оснований для не предоставления в аренду ОАО "РЖД" земельных участков с кадастровыми номерами 01:05:0000000:1218, 01:05:0000000:1219, 01:05:0000000:1220, 01:05:0000000:1221, 01:05:3116003:1139, 01:05:3116003:1140 не имелось, управление согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации было обязано в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 Кодекса заявления принять решение о предоставлении земельных участков обществу в аренду. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельных участков в аренду управление было обязано осуществить подготовку проектов договоров аренды земельных участков и направить их заявителю с предложением о заключении соответствующих договоров.
Данной обязанности ТУ ФАУГИ в КК не исполнило, доказательства наличия законных оснований для не предоставления ОАО "РЖД" в аренду испрашиваемых земельных участков управление не представило, что свидетельствует о допущении им бездействия, не соответствующего нормам действующего законодательства, которое повлекло нарушение прав и законных интересов ОАО "РЖД".
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что заявленные ОАО "РЖД" требования подлежали удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 29.04.2014 по делу N А01-2080/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.А.СУЛИМЕНКО
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
О.Ю.ЕФИМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)