Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: З.Т.А.
Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи - Д.Г.И.,
судей Б.А.Е. и Д.Т.А.,
при секретаре судебного заседания - Д.Т.М.
по докладу судьи областного суда - Д.Г.И.
рассмотрев в порядке апелляционного производства материалы дела по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области на решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 23.01.2013 года по делу по заявлению Д С Ю к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "...", Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "..." о признании недействительными результатов определения кадастровой стоимости земельного участка управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, о понуждении произвести перерасчет кадастровой стоимости земельного участка,
установила:
Д С.Ю. обратился в суд с заявлением о признании недействительными результатов определения кадастровой стоимости земельного участка управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, о понуждении произвести перерасчет кадастровой стоимости земельного участка.
В обоснование заявленных требований указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: строительство автомойки с сервисным обслуживанием автомобилей, общей площадью "..." (плюс - минус "...") кв. метров, кадастровый номер "...", находящийся по адресу: "адрес обезличено", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 23 марта 2011 года.
Государственная кадастровая оценка земельных участков земель населенных пунктов на территории Нижегородской области проводилась в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэконом развития России от 15 февраля 2007 года N 39. Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Нижегородской области в установленном порядке утверждены постановлением Правительства Нижегородской области от 15 июня 2010 года N 358 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области".
Согласно п. 4 Постановления Правительства Нижегородской области в целях анализа общих результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области утвердить обобщенные (минимальные, средние, максимальные) показатели результатов расчета кадастровой стоимости земель в населенных пунктах, муниципальных районах (городских округах) Нижегородской области, определены по состоянию на 01 января 2007 года.
По результатам проведенной кадастровой оценки земель участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области по состоянию на 01.01.2007 года кадастровая стоимость земельного участка истца с кадастровым номером "..." установлена в размере "сумма обезличено".
Согласно ст. 66 ЗК РФ государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, в постановлении от 28 июня 2011 года N "...", устанавливающем единообразие правоприменительной практики, изложил следующую правовую позицию в отношении фактических обстоятельств, возникших до декабря 2010 года.
Федеральным законом 22.07.2010 г. N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Однако на спорные правоотношения эти нормы не распространяются и заявитель воспользоваться механизмом Закона N 167-ФЗ не может.
Тем не менее, п. 3 ст. 66 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до Федерального закона от 22.07.2010 г. N 167-ФЗ, то есть до 01.12.2011 г.) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время п. 3 ст. 66 ЗК РФ действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, п. 3 ст. 66 ЗК РФ, как в прежней, так и в действующей редакции, допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Исходя из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 г. N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Согласно отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка рыночная стоимость земельного участка (без учета НДС) по состоянию на 01.01.2007 года составляет "сумма обезличено" рублей, что в 6,8 раза меньше кадастровой стоимости земельного участка внесенной в государственный кадастр недвижимости.
Указанный отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка прошел экспертизу в экспертном совете НП СРО "....", членом которой является оценщик (ООО "...").
29 ноября 2012 г. он обратился в Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "..." по Нижегородской области с заявлением об определении кадастровой стоимости его земельного участка в размере равном его рыночной стоимости и внесении соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости, на что был получен письменный отказ.
На основании изложенного, просил суд признать недействительными результаты определения кадастровой стоимости земельного участка управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области; обязать управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области произвести перерасчет кадастровой стоимости спорного земельного участка, исходя из размера его рыночной стоимости "сумма обезличено" рублей и внести соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости.
В суде первой инстанции Д С.Ю. поддержал заявленные исковые требования в полном объеме.
Представитель филиала федерального государственного бюджетного учреждения "..." по Нижегородской области по доверенности П В.А. в суде первой инстанции заявленные требования не признал, мотивируя тем, что они не являются надлежащими ответчиками по заявленным требованиям. Филиал не является юридическим лицом. На Росреестр, как на федеральный орган возлагается обязанность по организации и проведению государственной кадастровой оценки. Государственная кадастровая оценка земельного участка проводилась в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов и расценками, установленными Правительством Нижегородской области. Истцом не соблюден досудебный порядок разрешения заявленных требований.
Решением Арзамасского городского суда Нижегородской области от 23.01.2013 года требования Д С Ю к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области удовлетворены.
Признаны недействительными результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, находящегося по адресу: "адрес обезличено", кадастровый номер "...".
Обязали Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области произвести перерасчет кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "..." общей площадью "..." кв. метров, находящегося по адресу: "адрес обезличено", исходя из размера рыночной стоимости "сумма обезличено" рублей и внести сведения об изменении размера рыночной стоимости "сумма обезличено" рублей в государственный кадастр недвижимости.
В удовлетворении исковых требований Д С Ю к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "...", Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области и Федеральному государственному бюджетному учреждению "..." отказано.
В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области просит решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 23.01.2013 года отменить вследствие несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении обстоятельствам дела, а также неправильного применения норм процессуального права (подп. 3, 4 п. 1 ст. 330 ГПК РФ).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что состоявшееся по данному делу решение суда подлежит изменению.
Как усматривается из материалов дела Д С.Ю. на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель земли населенных пунктов, разрешенное использование: строительство автомойки с сервисным обслуживанием автомобилей, общей площадью "..." (плюс - минус "...") кв. метров, кадастровый номер "...", находящийся по адресу: "адрес обезличено", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 23 марта 2011 года (л.д. 7).
На основании утвержденных постановлением Правительства Нижегородской области N 358 от 15.06.2010 года результатов государственной кадастровой оценки населенных пунктов кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "..." общей площадью "..." (плюс - минус "...") кв. метров., находящегося по адресу: "адрес обезличено", установлена в размере "сумма обезличено".
Указанная кадастровая стоимость земельного участка внесена в государственный кадастр недвижимости, что следует из кадастрового паспорта вышеназванного земельного участка (л.д. 10).
Согласно отчета об оценке N 02-10-12, выполненного Приволжским центром судебных экспертиз, рыночная стоимость земельного участка общей площадью "..." кв. м с кадастровым номером "...", находящегося по адресу: "адрес обезличено" составляет "сумма обезличено", (л.д. 11-13).
Экспертным заключением N "..." от 02.11.2012 Саморегулируемой организации "..." г. М, подтверждено соответствие отчета об оценке 02-10-12, выполненного "...", требованием законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (л.д. 14-18).
Указывая на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости Д С.Ю. обратился в суд.
В соответствии с п. 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который была включена глава "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
При этом пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указа: *** его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственных кадастр недвижимости кадастровой стоимости опорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза (постановление Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N "...").
В данном случае заявленные обществом требования, содержат прямое указание на обязание внести в государственный кадастр недвижимости соответствующие изменения, касающиеся кадастровой стоимости земельных участков в виде его рыночной стоимости.
Отчетом об оценке N "...", выполненного Приволжским центром судебных экспертиз, рыночная стоимость земельного участка общей площадью "..." кв. м с кадастровым номером "...", находящегося по адресу: "адрес обезличено" составляет "сумма обезличено", (л.д. 11-13).
Как указывалось выше, соответствие указанного отчета требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности подтверждено экспертным заключением от 31.07.2012.
Оценив представленные доказательства, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований Д С.Ю.
Между тем, возлагая обязанность произвести перерасчет кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "..." общей площадью "..." кв. метров, находящегося по адресу: "адрес обезличено", исходя из размера рыночной стоимости "сумма обезличено" рублей и внести сведения об изменении размера рыночной стоимости "сумма обезличено" рублей в государственный кадастр недвижимости на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области и отказывая в удовлетворении требований Д С.Ю. к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "...", Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области и Федеральному государственному бюджетному учреждению "...", суд первой инстанции не учел следующие обстоятельства.
Согласно части 1 статьи 3 Закона РФ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции ведения государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки.
Вместе с тем, в соответствии с частью 2 статьи 3 Закона РФ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотренные настоящим Законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Согласно пункту 2 приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "..." ("...") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" федеральные государственные учреждения "..." ("...") по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, надлежащим ответчиком по настоящему делу является ФГБУ "..." в лице его филиала по Нижегородской области, наделенная функциями органа кадастрового учета, а потому на него должна быть возложена обязанность внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка кадастровый номер "..." в размере "сумма обезличено" рублей.
При таких обстоятельствах, решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 23.01.2013 года нельзя признать законным, и обоснованным, оно принято с нарушением норм процессуального права, что в силу ст. 330 ГПК РФ является основанием для его изменения.
Положениями ст. 328 ГПК РФ установлено, что по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления, суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения заявленного спора полностью установлены на основании представленных доказательств, суд апелляционной инстанции, полагает необходимым решение суда первой инстанции изменить, и в изменой части принять новое решение, которым - Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью "..." кв. м, кадастровый номер "...", расположенный по адресу: "адрес обезличено" в размере рыночной стоимости в сумме "сумма обезличено" рублей.
Обязать ФГБУ "..." в лице филиала по Нижегородской области с момента вступления решения суда в законную силу внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка кадастровый номер "..." в размере "сумма обезличено" рублей.
В удовлетворении заявления Д С Ю к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области - отказать.
В остальной части решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 23.01.2013 года оставить без изменения.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда
определила:
Решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 23.01.2013 года - изменить.
Принять в измененной части новое решение, которым - Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью "..." кв. м, кадастровый номер "...", расположенный по адресу: "адрес обезличено" в размере рыночной стоимости в сумме "сумма обезличено" рублей.
Обязать ФГБУ "..." в лице филиала по Нижегородской области с момента вступления решения суда в законную силу внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка кадастровый номер "..." в размере "сумма обезличено" рублей.
В удовлетворении заявления Д С Ю к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области - отказать.
В остальной части решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 23.01.2013 года оставить без изменения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НИЖЕГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 22.05.2013 ПО ДЕЛУ N 33-4170/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 мая 2013 г. по делу N 33-4170/2013
Судья: З.Т.А.
Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи - Д.Г.И.,
судей Б.А.Е. и Д.Т.А.,
при секретаре судебного заседания - Д.Т.М.
по докладу судьи областного суда - Д.Г.И.
рассмотрев в порядке апелляционного производства материалы дела по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области на решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 23.01.2013 года по делу по заявлению Д С Ю к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "...", Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "..." о признании недействительными результатов определения кадастровой стоимости земельного участка управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, о понуждении произвести перерасчет кадастровой стоимости земельного участка,
установила:
Д С.Ю. обратился в суд с заявлением о признании недействительными результатов определения кадастровой стоимости земельного участка управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, о понуждении произвести перерасчет кадастровой стоимости земельного участка.
В обоснование заявленных требований указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: строительство автомойки с сервисным обслуживанием автомобилей, общей площадью "..." (плюс - минус "...") кв. метров, кадастровый номер "...", находящийся по адресу: "адрес обезличено", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 23 марта 2011 года.
Государственная кадастровая оценка земельных участков земель населенных пунктов на территории Нижегородской области проводилась в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэконом развития России от 15 февраля 2007 года N 39. Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Нижегородской области в установленном порядке утверждены постановлением Правительства Нижегородской области от 15 июня 2010 года N 358 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области".
Согласно п. 4 Постановления Правительства Нижегородской области в целях анализа общих результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области утвердить обобщенные (минимальные, средние, максимальные) показатели результатов расчета кадастровой стоимости земель в населенных пунктах, муниципальных районах (городских округах) Нижегородской области, определены по состоянию на 01 января 2007 года.
По результатам проведенной кадастровой оценки земель участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области по состоянию на 01.01.2007 года кадастровая стоимость земельного участка истца с кадастровым номером "..." установлена в размере "сумма обезличено".
Согласно ст. 66 ЗК РФ государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, в постановлении от 28 июня 2011 года N "...", устанавливающем единообразие правоприменительной практики, изложил следующую правовую позицию в отношении фактических обстоятельств, возникших до декабря 2010 года.
Федеральным законом 22.07.2010 г. N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Однако на спорные правоотношения эти нормы не распространяются и заявитель воспользоваться механизмом Закона N 167-ФЗ не может.
Тем не менее, п. 3 ст. 66 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до Федерального закона от 22.07.2010 г. N 167-ФЗ, то есть до 01.12.2011 г.) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время п. 3 ст. 66 ЗК РФ действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, п. 3 ст. 66 ЗК РФ, как в прежней, так и в действующей редакции, допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Исходя из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 г. N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Согласно отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка рыночная стоимость земельного участка (без учета НДС) по состоянию на 01.01.2007 года составляет "сумма обезличено" рублей, что в 6,8 раза меньше кадастровой стоимости земельного участка внесенной в государственный кадастр недвижимости.
Указанный отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка прошел экспертизу в экспертном совете НП СРО "....", членом которой является оценщик (ООО "...").
29 ноября 2012 г. он обратился в Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "..." по Нижегородской области с заявлением об определении кадастровой стоимости его земельного участка в размере равном его рыночной стоимости и внесении соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости, на что был получен письменный отказ.
На основании изложенного, просил суд признать недействительными результаты определения кадастровой стоимости земельного участка управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области; обязать управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области произвести перерасчет кадастровой стоимости спорного земельного участка, исходя из размера его рыночной стоимости "сумма обезличено" рублей и внести соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости.
В суде первой инстанции Д С.Ю. поддержал заявленные исковые требования в полном объеме.
Представитель филиала федерального государственного бюджетного учреждения "..." по Нижегородской области по доверенности П В.А. в суде первой инстанции заявленные требования не признал, мотивируя тем, что они не являются надлежащими ответчиками по заявленным требованиям. Филиал не является юридическим лицом. На Росреестр, как на федеральный орган возлагается обязанность по организации и проведению государственной кадастровой оценки. Государственная кадастровая оценка земельного участка проводилась в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов и расценками, установленными Правительством Нижегородской области. Истцом не соблюден досудебный порядок разрешения заявленных требований.
Решением Арзамасского городского суда Нижегородской области от 23.01.2013 года требования Д С Ю к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области удовлетворены.
Признаны недействительными результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, находящегося по адресу: "адрес обезличено", кадастровый номер "...".
Обязали Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области произвести перерасчет кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "..." общей площадью "..." кв. метров, находящегося по адресу: "адрес обезличено", исходя из размера рыночной стоимости "сумма обезличено" рублей и внести сведения об изменении размера рыночной стоимости "сумма обезличено" рублей в государственный кадастр недвижимости.
В удовлетворении исковых требований Д С Ю к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "...", Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области и Федеральному государственному бюджетному учреждению "..." отказано.
В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области просит решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 23.01.2013 года отменить вследствие несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении обстоятельствам дела, а также неправильного применения норм процессуального права (подп. 3, 4 п. 1 ст. 330 ГПК РФ).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что состоявшееся по данному делу решение суда подлежит изменению.
Как усматривается из материалов дела Д С.Ю. на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель земли населенных пунктов, разрешенное использование: строительство автомойки с сервисным обслуживанием автомобилей, общей площадью "..." (плюс - минус "...") кв. метров, кадастровый номер "...", находящийся по адресу: "адрес обезличено", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 23 марта 2011 года (л.д. 7).
На основании утвержденных постановлением Правительства Нижегородской области N 358 от 15.06.2010 года результатов государственной кадастровой оценки населенных пунктов кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "..." общей площадью "..." (плюс - минус "...") кв. метров., находящегося по адресу: "адрес обезличено", установлена в размере "сумма обезличено".
Указанная кадастровая стоимость земельного участка внесена в государственный кадастр недвижимости, что следует из кадастрового паспорта вышеназванного земельного участка (л.д. 10).
Согласно отчета об оценке N 02-10-12, выполненного Приволжским центром судебных экспертиз, рыночная стоимость земельного участка общей площадью "..." кв. м с кадастровым номером "...", находящегося по адресу: "адрес обезличено" составляет "сумма обезличено", (л.д. 11-13).
Экспертным заключением N "..." от 02.11.2012 Саморегулируемой организации "..." г. М, подтверждено соответствие отчета об оценке 02-10-12, выполненного "...", требованием законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (л.д. 14-18).
Указывая на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости Д С.Ю. обратился в суд.
В соответствии с п. 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который была включена глава "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
При этом пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указа: *** его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственных кадастр недвижимости кадастровой стоимости опорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза (постановление Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N "...").
В данном случае заявленные обществом требования, содержат прямое указание на обязание внести в государственный кадастр недвижимости соответствующие изменения, касающиеся кадастровой стоимости земельных участков в виде его рыночной стоимости.
Отчетом об оценке N "...", выполненного Приволжским центром судебных экспертиз, рыночная стоимость земельного участка общей площадью "..." кв. м с кадастровым номером "...", находящегося по адресу: "адрес обезличено" составляет "сумма обезличено", (л.д. 11-13).
Как указывалось выше, соответствие указанного отчета требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности подтверждено экспертным заключением от 31.07.2012.
Оценив представленные доказательства, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований Д С.Ю.
Между тем, возлагая обязанность произвести перерасчет кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "..." общей площадью "..." кв. метров, находящегося по адресу: "адрес обезличено", исходя из размера рыночной стоимости "сумма обезличено" рублей и внести сведения об изменении размера рыночной стоимости "сумма обезличено" рублей в государственный кадастр недвижимости на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области и отказывая в удовлетворении требований Д С.Ю. к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "...", Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области и Федеральному государственному бюджетному учреждению "...", суд первой инстанции не учел следующие обстоятельства.
Согласно части 1 статьи 3 Закона РФ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции ведения государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки.
Вместе с тем, в соответствии с частью 2 статьи 3 Закона РФ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотренные настоящим Законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Согласно пункту 2 приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "..." ("...") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" федеральные государственные учреждения "..." ("...") по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, надлежащим ответчиком по настоящему делу является ФГБУ "..." в лице его филиала по Нижегородской области, наделенная функциями органа кадастрового учета, а потому на него должна быть возложена обязанность внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка кадастровый номер "..." в размере "сумма обезличено" рублей.
При таких обстоятельствах, решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 23.01.2013 года нельзя признать законным, и обоснованным, оно принято с нарушением норм процессуального права, что в силу ст. 330 ГПК РФ является основанием для его изменения.
Положениями ст. 328 ГПК РФ установлено, что по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления, суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения заявленного спора полностью установлены на основании представленных доказательств, суд апелляционной инстанции, полагает необходимым решение суда первой инстанции изменить, и в изменой части принять новое решение, которым - Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью "..." кв. м, кадастровый номер "...", расположенный по адресу: "адрес обезличено" в размере рыночной стоимости в сумме "сумма обезличено" рублей.
Обязать ФГБУ "..." в лице филиала по Нижегородской области с момента вступления решения суда в законную силу внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка кадастровый номер "..." в размере "сумма обезличено" рублей.
В удовлетворении заявления Д С Ю к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области - отказать.
В остальной части решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 23.01.2013 года оставить без изменения.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда
определила:
Решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 23.01.2013 года - изменить.
Принять в измененной части новое решение, которым - Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью "..." кв. м, кадастровый номер "...", расположенный по адресу: "адрес обезличено" в размере рыночной стоимости в сумме "сумма обезличено" рублей.
Обязать ФГБУ "..." в лице филиала по Нижегородской области с момента вступления решения суда в законную силу внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка кадастровый номер "..." в размере "сумма обезличено" рублей.
В удовлетворении заявления Д С Ю к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области - отказать.
В остальной части решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 23.01.2013 года оставить без изменения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)