Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.,
при участии:
- от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма "Встреча"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 28.02.2014 по делу N А32-35662/2013, принятое судьей Левченко О.С.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма "Встреча"
к заинтересованному лицу администрации муниципального образования г. Геленджик
о признании незаконным действия,
установил:
ООО производственно-коммерческая фирма "Встреча", г. Геленджик (далее - фирма) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным отказа администрации муниципального образования город-курорт Геленджик (далее - администрация) в изготовлении схемы расположения земельного участка, выраженного в письме от 18.07.2013 N 110-15-8383/13-36-02 и обязании администрации изготовить и выдать фирме схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, земельного участка, расположенного по адресу: г. Геленджик, ул. Луначарского, 106 в границах согласно межевому плану от 22.04.2013.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судом также отклонено ходатайство заявителя о назначении по делу экспертизы. Судебный акт мотивирован ссылкой на нормы статей 33, 35, 36 Земельного кодекса РФ, согласно которым границы земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка, предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, и необходимой для их использования, определяются исходя из утвержденных норм отвода земель для конкретных видов деятельности. С учетом изложенных норм судом установлено, что фирме принадлежит объект недвижимости площадью 182 кв. м, площадь фактически используемого участка составляет 940 кв. м, застроенная площадь земельного участка - 485 кв. м; доказательства регистрации права собственности на расположенные на земельном участке пристройки отсутствуют. Необходимость размещения автотранспорта либо элементов инфраструктуры и благоустройства не дает преимущественного права на приобретение необходимой для его размещения земли. Данное обстоятельство не является основанием для получения участка в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Учитывая изложенное, суд пришел к выводу, что заявленное ходатайство о назначении по делу экспертизы не направлено на установление обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и удовлетворить заявленные требования, сославшись на то, что помещение кафе передано ему по договору передачи выделенной доли имущества, согласно которому помещение кафе введено в эксплуатацию еще в 1960 году, задолго до введения в действие Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Именно данный документ, по мнению заявителя, является правоустанавливающим документом в отношении здания кафе. Факт подписания договора аренды земельного участка не является доказательством согласия с площадью земельного участка, необходимого для эксплуатации здания кафе. Заявитель указывает, что необходимость земельного участка большей площади обусловлено функциональным назначением здания кафе. С учетом изложенного, в целях определения действительной площади земельного участка, необходимого для эксплуатации здания кафе, заявитель просит назначить по делу судебную экспертизу. Также полагает необходимым учесть фактическое использование испрашиваемого земельного участка, которое никем не оспаривается.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация муниципального образования город-курорт Геленджик не согласилась с доводами апелляционной жалобы, указав, что на основании постановления администрации от 26.04.2010 N 949 обществу уже предоставлен земельный участок в границах, обозначенных в кадастровом плане, для эксплуатации здания кафе. Повторное предоставление земельного участка по тем же основаниям законом не предусмотрено. Испрашиваемый земельный участок, прилегающий к зданию кафе, не застроен. Документы, подтверждающие наличие на спорном земельном участке принадлежащих заявителю объектов недвижимого имущества, не представлены.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили. О месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ООО ПКФ "Встреча" на праве собственности принадлежит здание кафе "Встреча", литеры А, а, площадью 182 кв. м, расположенное по адресу: г. Геленджик, ул. Луначарского, 106. Данный факт подтверждается выпиской из ЕГРП от 20.02.2013 N 12/0292013-228.
На основании постановления администрации от 26.04.2010 N 949 администрация (арендодатель) и фирма (арендатор) заключили договор аренды от 27.04.2010 N 4000001901 земельного участка с кадастровым номером 23:40:0410001:0029, площадью 543 кв. м, расположенного по адресу: г. Геленджик, ул. Луначарского, 106 для эксплуатации здания кафе "Встреча".
27 мая 2013 года фирма обратилась в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду дополнительного земельного участка площадью 380 кв. м, прилегающего к ранее предоставленному участку, и изготовлении схемы земельного участка для постановки его на кадастровый учет.
В письме от 18.07.2013 N 110-15-8383/13-36-02 администрация отказала заявителю в предоставлении земельного участка в аренду, сославшись на отсутствие на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих заявителю на каком-либо праве.
Фирма, полагая, что отказ администрации противоречит действующему законодательству, обратилась в арбитражный суд.
Требования общества мотивированы положениями статьи 36 Земельного кодекса РФ, закрепляющими исключительное право собственников объектов недвижимое имущество на приобретение прав на земельный участок, необходимый для эксплуатации соответствующего недвижимого имущества.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ).
Согласно пункту 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
На основании пункта 8 статьи 36 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Вместе с тем из материалов дела следует, что в порядке статьи 36 Земельного кодекса РФ в 2010 году по результатам проведенных землеустроительных работ по установлению размеров и точных границ земельного участка заявителю передан в аренду земельный участок общей площадью 543 кв. м для эксплуатации здания кафе.
На основании постановления главы администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 26.04.2010 N 949 обществу в аренду предоставлен земельный участок, кадастровый номер 23:40:04 10 001:0029 для эксплуатации здания кафе сроком на 49 лет. Площадь предоставленного в аренду земельного участка составляет 543 кв. м 27 апреля 2010 года заключен соответствующий договор аренды указанного земельного участка.
Таким образом, земельный участок, необходимый для эксплуатации принадлежащего заявителя на праве собственности здания кафе уже предоставлен обществу.
Доказательства того, что на дополнительно испрашиваемом земельном участке находятся иные объекты недвижимого имущества, принадлежащие заявителю на праве собственности, в деле отсутствуют.
В обоснование необходимости предоставления дополнительного участка площадью 380 кв. м для эксплуатации здания кафе заявитель ссылается на следующие обстоятельства:
- - в соответствии с договором передачи выделенной доли имущества от 25.11.1992 площадь переданного фирме помещения, введенного в эксплуатацию в 1960 году, составляла 1609 кв. м;
- - переданный объект представлял собой комплекс основных и вспомогательных подсобных помещений, расположенных на земельном участке, значительно превышающем площадь участка, находящегося в фактическом пользовании заявителя в настоящий момент;
- - по состоянию на сегодняшний день фактическая площадь здания составляет 387,6 кв. м, в фактическом пользовании заявителя находится земельный участок площадью 940 кв. м, в том числе застроенная часть - 485 кв. м, незастроенная часть - 455 кв. м;
- - предоставленный заявителю в аренду земельный участок (543 кв. м) недостаточен для эксплуатации здания кафе "Встреча";
- - сложившийся на протяжении длительного времени порядок пользования незастроенной частью земельного участка продиктован необходимостью наличия подъездных путей к зданию, противопожарных проездов, размещения на территории элементов инфраструктуры (накопительной емкости для воды, туалетов, мусоросборочных площадок и пр.), элементов благоустройства, стоянок для транспорта.
Вместе с тем согласно абзацу 2 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ местоположение границ предоставляемого в порядке статьи 36 Земельного кодекса РФ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Как установлено судом, при предоставлении в 2010 году обществу земельного участка для эксплуатации здания кафе были проведены необходимые кадастровые работы, сформированы границы земельного участка с учетом площади, необходимой для эксплуатации указанного объекта недвижимости.
Согласно пункту 2 статьи 35 Земельного кодекса РФ предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 настоящего Кодекса исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
В пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса РФ, исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Таким образом, собственникам недвижимости земельные участки предоставляются в границах, необходимых для эксплуатации этого объекта недвижимости.
С учетом изложенных правовых норм, факт предоставления в 2010 году обществу земельного участка для эксплуатации здания кафе свидетельствует о том, что заявитель реализовал свое право на приобретение земельного участка в порядке статьи 36 Земельного кодекса РФ относительно принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимого имущества - здания кафе, литеры А, а, площадью 182 кв. м, расположенного по адресу: г. Геленджик, ул. Луначарского,106.
Иных объектов недвижимого имущества на территории, прилегающей к указанному объекту недвижимости, за заявителем в установленном Законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним порядке не зарегистрировано.
Согласно техническому паспорту на земельном участке по ул. Луначарского, 106 в г. Геленджике расположены следующие строения 2005 года постройки - кафе "Встреча" (литера А) и пристройки (литеры АI, AII, AIII, АIV). Площадь фактически используемого земельного участка составляет 940 кв. м, из нее застроенная - 485 кв. м.
Однако доказательства осуществления государственной регистрации права собственности заявителя на пристройки (литеры АI, AII, AIII, АIV), как на объекты недвижимого имущества, отсутствуют, также как отсутствуют доказательства возведения указанных пристроек до 1995 года либо возведения их с соблюдением градостроительных норм и правил. Напротив, из технического паспорта следует, что в отношении данных пристроек градостроительные документы отсутствуют.
Заявитель настаивает на приобретении большей территории, мотивируя это тем, что свободную от строений площадь он будет использовать в целях осуществляемой деятельности как автостоянку, а также для размещения на территории элементов инфраструктуры (накопительной емкости для воды, туалетов, мусоросборочных площадок и пр.), элементов благоустройства.
Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, указанная позиция не основана на нормах права. Необходимость размещения автотранспорта либо элементов инфраструктуры и благоустройства не дает преимущественного права на приобретение необходимой для его размещения земли. Данное обстоятельство не является основанием для получения земельного участка в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах отказ администрации в предоставлении заявителю спорного земельного участка соответствует действующему земельному законодательству.
С учетом установленных судом по делу обстоятельств суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения ходатайства общества о назначении по делу судебной экспертизы с целью определения действительной площади земельного участка, необходимого для эксплуатации здания кафе.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
В удовлетворении ходатайства общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма "Встреча" о назначении судебной экспертизы отказать.
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2014 по делу N А32-35662/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
С.С.ФИЛИМОНОВА
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
М.В.СОЛОВЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.05.2014 N 15АП-6434/2014 ПО ДЕЛУ N А32-35662/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 мая 2014 г. N 15АП-6434/2014
Дело N А32-35662/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.,
при участии:
- от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма "Встреча"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 28.02.2014 по делу N А32-35662/2013, принятое судьей Левченко О.С.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма "Встреча"
к заинтересованному лицу администрации муниципального образования г. Геленджик
о признании незаконным действия,
установил:
ООО производственно-коммерческая фирма "Встреча", г. Геленджик (далее - фирма) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным отказа администрации муниципального образования город-курорт Геленджик (далее - администрация) в изготовлении схемы расположения земельного участка, выраженного в письме от 18.07.2013 N 110-15-8383/13-36-02 и обязании администрации изготовить и выдать фирме схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, земельного участка, расположенного по адресу: г. Геленджик, ул. Луначарского, 106 в границах согласно межевому плану от 22.04.2013.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судом также отклонено ходатайство заявителя о назначении по делу экспертизы. Судебный акт мотивирован ссылкой на нормы статей 33, 35, 36 Земельного кодекса РФ, согласно которым границы земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка, предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, и необходимой для их использования, определяются исходя из утвержденных норм отвода земель для конкретных видов деятельности. С учетом изложенных норм судом установлено, что фирме принадлежит объект недвижимости площадью 182 кв. м, площадь фактически используемого участка составляет 940 кв. м, застроенная площадь земельного участка - 485 кв. м; доказательства регистрации права собственности на расположенные на земельном участке пристройки отсутствуют. Необходимость размещения автотранспорта либо элементов инфраструктуры и благоустройства не дает преимущественного права на приобретение необходимой для его размещения земли. Данное обстоятельство не является основанием для получения участка в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Учитывая изложенное, суд пришел к выводу, что заявленное ходатайство о назначении по делу экспертизы не направлено на установление обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и удовлетворить заявленные требования, сославшись на то, что помещение кафе передано ему по договору передачи выделенной доли имущества, согласно которому помещение кафе введено в эксплуатацию еще в 1960 году, задолго до введения в действие Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Именно данный документ, по мнению заявителя, является правоустанавливающим документом в отношении здания кафе. Факт подписания договора аренды земельного участка не является доказательством согласия с площадью земельного участка, необходимого для эксплуатации здания кафе. Заявитель указывает, что необходимость земельного участка большей площади обусловлено функциональным назначением здания кафе. С учетом изложенного, в целях определения действительной площади земельного участка, необходимого для эксплуатации здания кафе, заявитель просит назначить по делу судебную экспертизу. Также полагает необходимым учесть фактическое использование испрашиваемого земельного участка, которое никем не оспаривается.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация муниципального образования город-курорт Геленджик не согласилась с доводами апелляционной жалобы, указав, что на основании постановления администрации от 26.04.2010 N 949 обществу уже предоставлен земельный участок в границах, обозначенных в кадастровом плане, для эксплуатации здания кафе. Повторное предоставление земельного участка по тем же основаниям законом не предусмотрено. Испрашиваемый земельный участок, прилегающий к зданию кафе, не застроен. Документы, подтверждающие наличие на спорном земельном участке принадлежащих заявителю объектов недвижимого имущества, не представлены.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили. О месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ООО ПКФ "Встреча" на праве собственности принадлежит здание кафе "Встреча", литеры А, а, площадью 182 кв. м, расположенное по адресу: г. Геленджик, ул. Луначарского, 106. Данный факт подтверждается выпиской из ЕГРП от 20.02.2013 N 12/0292013-228.
На основании постановления администрации от 26.04.2010 N 949 администрация (арендодатель) и фирма (арендатор) заключили договор аренды от 27.04.2010 N 4000001901 земельного участка с кадастровым номером 23:40:0410001:0029, площадью 543 кв. м, расположенного по адресу: г. Геленджик, ул. Луначарского, 106 для эксплуатации здания кафе "Встреча".
27 мая 2013 года фирма обратилась в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду дополнительного земельного участка площадью 380 кв. м, прилегающего к ранее предоставленному участку, и изготовлении схемы земельного участка для постановки его на кадастровый учет.
В письме от 18.07.2013 N 110-15-8383/13-36-02 администрация отказала заявителю в предоставлении земельного участка в аренду, сославшись на отсутствие на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих заявителю на каком-либо праве.
Фирма, полагая, что отказ администрации противоречит действующему законодательству, обратилась в арбитражный суд.
Требования общества мотивированы положениями статьи 36 Земельного кодекса РФ, закрепляющими исключительное право собственников объектов недвижимое имущество на приобретение прав на земельный участок, необходимый для эксплуатации соответствующего недвижимого имущества.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ).
Согласно пункту 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
На основании пункта 8 статьи 36 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Вместе с тем из материалов дела следует, что в порядке статьи 36 Земельного кодекса РФ в 2010 году по результатам проведенных землеустроительных работ по установлению размеров и точных границ земельного участка заявителю передан в аренду земельный участок общей площадью 543 кв. м для эксплуатации здания кафе.
На основании постановления главы администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 26.04.2010 N 949 обществу в аренду предоставлен земельный участок, кадастровый номер 23:40:04 10 001:0029 для эксплуатации здания кафе сроком на 49 лет. Площадь предоставленного в аренду земельного участка составляет 543 кв. м 27 апреля 2010 года заключен соответствующий договор аренды указанного земельного участка.
Таким образом, земельный участок, необходимый для эксплуатации принадлежащего заявителя на праве собственности здания кафе уже предоставлен обществу.
Доказательства того, что на дополнительно испрашиваемом земельном участке находятся иные объекты недвижимого имущества, принадлежащие заявителю на праве собственности, в деле отсутствуют.
В обоснование необходимости предоставления дополнительного участка площадью 380 кв. м для эксплуатации здания кафе заявитель ссылается на следующие обстоятельства:
- - в соответствии с договором передачи выделенной доли имущества от 25.11.1992 площадь переданного фирме помещения, введенного в эксплуатацию в 1960 году, составляла 1609 кв. м;
- - переданный объект представлял собой комплекс основных и вспомогательных подсобных помещений, расположенных на земельном участке, значительно превышающем площадь участка, находящегося в фактическом пользовании заявителя в настоящий момент;
- - по состоянию на сегодняшний день фактическая площадь здания составляет 387,6 кв. м, в фактическом пользовании заявителя находится земельный участок площадью 940 кв. м, в том числе застроенная часть - 485 кв. м, незастроенная часть - 455 кв. м;
- - предоставленный заявителю в аренду земельный участок (543 кв. м) недостаточен для эксплуатации здания кафе "Встреча";
- - сложившийся на протяжении длительного времени порядок пользования незастроенной частью земельного участка продиктован необходимостью наличия подъездных путей к зданию, противопожарных проездов, размещения на территории элементов инфраструктуры (накопительной емкости для воды, туалетов, мусоросборочных площадок и пр.), элементов благоустройства, стоянок для транспорта.
Вместе с тем согласно абзацу 2 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ местоположение границ предоставляемого в порядке статьи 36 Земельного кодекса РФ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Как установлено судом, при предоставлении в 2010 году обществу земельного участка для эксплуатации здания кафе были проведены необходимые кадастровые работы, сформированы границы земельного участка с учетом площади, необходимой для эксплуатации указанного объекта недвижимости.
Согласно пункту 2 статьи 35 Земельного кодекса РФ предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 настоящего Кодекса исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
В пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса РФ, исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Таким образом, собственникам недвижимости земельные участки предоставляются в границах, необходимых для эксплуатации этого объекта недвижимости.
С учетом изложенных правовых норм, факт предоставления в 2010 году обществу земельного участка для эксплуатации здания кафе свидетельствует о том, что заявитель реализовал свое право на приобретение земельного участка в порядке статьи 36 Земельного кодекса РФ относительно принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимого имущества - здания кафе, литеры А, а, площадью 182 кв. м, расположенного по адресу: г. Геленджик, ул. Луначарского,106.
Иных объектов недвижимого имущества на территории, прилегающей к указанному объекту недвижимости, за заявителем в установленном Законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним порядке не зарегистрировано.
Согласно техническому паспорту на земельном участке по ул. Луначарского, 106 в г. Геленджике расположены следующие строения 2005 года постройки - кафе "Встреча" (литера А) и пристройки (литеры АI, AII, AIII, АIV). Площадь фактически используемого земельного участка составляет 940 кв. м, из нее застроенная - 485 кв. м.
Однако доказательства осуществления государственной регистрации права собственности заявителя на пристройки (литеры АI, AII, AIII, АIV), как на объекты недвижимого имущества, отсутствуют, также как отсутствуют доказательства возведения указанных пристроек до 1995 года либо возведения их с соблюдением градостроительных норм и правил. Напротив, из технического паспорта следует, что в отношении данных пристроек градостроительные документы отсутствуют.
Заявитель настаивает на приобретении большей территории, мотивируя это тем, что свободную от строений площадь он будет использовать в целях осуществляемой деятельности как автостоянку, а также для размещения на территории элементов инфраструктуры (накопительной емкости для воды, туалетов, мусоросборочных площадок и пр.), элементов благоустройства.
Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, указанная позиция не основана на нормах права. Необходимость размещения автотранспорта либо элементов инфраструктуры и благоустройства не дает преимущественного права на приобретение необходимой для его размещения земли. Данное обстоятельство не является основанием для получения земельного участка в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах отказ администрации в предоставлении заявителю спорного земельного участка соответствует действующему земельному законодательству.
С учетом установленных судом по делу обстоятельств суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения ходатайства общества о назначении по делу судебной экспертизы с целью определения действительной площади земельного участка, необходимого для эксплуатации здания кафе.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
В удовлетворении ходатайства общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма "Встреча" о назначении судебной экспертизы отказать.
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2014 по делу N А32-35662/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
С.С.ФИЛИМОНОВА
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
М.В.СОЛОВЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)