Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Мищенко Е.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
заявителя по делу - индивидуального предпринимателя Дробышева А.В. (по паспорту),
от администрации Чеховского муниципального района Московской области - Мамонтова А.И. (представителя по доверенности от 25.12.2014),
от Министерства строительного комплекса Московской области - Молчановой Л.Г. (представителя по доверенности от 07.09.2015),
от Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области - извещено, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Министерства строительного комплекса Московской области и администрации Чеховского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 08.06.2015 по делу N А41-16963/15, принятое судьей Кулматовым Т.Ш.,
установил:
индивидуальный предприниматель Дробышев Андрей Валерьевич (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Московской области к администрации Чеховского муниципального района Московской области (далее - администрация) и Министерству строительного комплекса Московской области (далее - министерство) со следующими требованиями (с учетом принятого судом уточнения требований):
- - признать незаконными действия (бездействия) администрации по невыдаче градостроительного плана;
- - признать незаконными действия (бездействия) администрации по невыдаче разрешения на строительство.
- обязать министерство выдать разрешение на строительство и градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 50:31:0020501:273 общей площадью 9580 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства жилых и нежилых строений, расположенного по адресу: Московская область, г. Чехов.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует в деле Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области (далее - управление).
Решением от 08.06.2015 Арбитражный суд Московской области признал незаконными действия (бездействие) администрации по невыдаче градостроительного плана и разрешения на строительство, а также обязал министерство рассмотреть заявления предпринимателя о выдаче разрешения на строительство и о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 50:31:0020501:273, общей площадью 9580 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства жилых и нежилых строений, расположенного по адресу: Московская область, г. Чехов.
В апелляционных жалобах министерство и администрация просят решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Представители министерства и администрации в судебном заседании поддержали доводы апелляционных жалоб.
Предприниматель в судебном заседании возражал против доводов апелляционных жалоб по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Апелляционные жалобы рассмотрены в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя управления.
Изучив апелляционные жалобы, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей явившихся в судебное заседание лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Предприниматель является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:31:0020501:273 площадью 9 580 кв. м категории "земли населенных пунктов" вид разрешенного использования "для строительства жилых и нежилых строений", расположенного по адресу: Московская область, г. Чехов.
Предприниматель 08.10.2014 обратился в администрацию с просьбой разработать и выдать первичную исходно-разрешительную документацию для проектирования и строительства нежилого здания с автостоянкой, а именно генеральный план земельного участка.
Предприниматель 29.10.2014 получил отказ со ссылкой на то, что земельный участок входит в состав зоны Т2, которая согласно генерального плана г. Чехова, предусмотрена для размещения гаражных кооперативов и многоярусных автостоянок.
В письме от 07.11.2014 предприниматель обратился в администрацию с просьбой разъяснить ситуацию относительно правил землепользования и застройки и принадлежности спорного участка к той или иной зоне в данный момент.
Согласно ответу администрации от 02.12.2014 генеральный план г.п. Чехов утвержден Советом депутатов г. Чехова 18.10.2013, однако проект правил землепользования и застройки, в который входит генеральный план в качестве карты градостроительного зонирования, не прошел публичные слушания в мае 2014 года и отправлен на доработку, а следовательно, является недействующим. Также было сообщено, что участок в соответствии со схемой использования территории г.п. Чехов отнесен к прочим территориям. В Генплане г.п. Чехов и проекте Правил землепользования и застройки г.п. Чехов участок частично отнесен к двум зонам: зона планируемых ярусных гаражей, автостоянок и реконструкции боксовых гаражей под ярусные (подземные) и территория, на которую градостроительные регламенты не распространяются. Также в данном письме предпринимателю предложено инициировать процедуру внесения изменений в генеральный план и в проект землепользования и застройки.
Предприниматель 25.11.2014 обратился в администрацию с предложением внести изменения в генеральный план г. Чехова в отношении принадлежащего ему земельного участка.
В ответе от 25.12.2014 администрация отказала во внесении изменений в Генплан, указав на специальный порядок таких изменений и отсутствие для этого оснований.
Предприниматель 30.11.2014 обратился в администрацию с заявлениями об утверждении градостроительного плана земельного участка, а также разрешить и утвердить исходно-градостроительную документацию (проект планировки территории) под размещение нежилого здания с автостоянкой, и выдать разрешение на строительство нежилого здания с автостоянкой, предполагаемого к размещению на земельном участке, расположенном по адресу: Московская область, Чеховский район, г. Чехов, с КН 50:31:0020501:273, общей площадью 9580 кв. метров.
Письмом от 31.12.2014 администрация сообщила последовательность действий для получения разрешения на строительство объектов капитального строительства: 1) внести соответствующие изменения в генеральный план города Чехова; 2) обратиться в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на проектирование для получения разрешения на разработку и согласование документации по планировке территории (проект планировки, проект межевания территории); 3) разработать, согласовать и утвердить в установленном законом порядке документацию по планировке территории; 4) обратиться в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство.
Не согласившись с данным ответом, предприниматель обратился в Арбитражный суд Московской области с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции признал их обоснованными в части признания незаконными действий (бездействий) администрации по невыдаче градостроительного плана и разрешения на строительство. Обязывая министерство рассмотреть заявления предпринимателя о выдаче разрешения на строительство и о выдаче градостроительного плана земельного участка, суд пришел к выводу о том, что фактически заявления предпринимателя в установленном законом порядке администрацией рассмотрены не были и решения по нему в установленный срок не приняты.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии со статьей 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
В составе градостроительного плана земельного участка указываются, в т.ч.: границы земельного участка; информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент).
Согласно статье 45 Градостроительного кодекса органы местного самоуправления муниципального района обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования муниципального района, если такими документами предусмотрено размещение линейных объектов местного значения или объектов капитального строительства на межселенных территориях, а также на основании правил землепользования и застройки межселенных территорий.
Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 Градостроительного кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
В случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы (часть 17 статьи 46 Градостроительного кодекса).
Таким образом, статьями 44, 45, 46 Градостроительного кодекса установлена обязанность уполномоченного органа выдать обратившемуся к нему заявителю градостроительный план земельного участка в соответствии с действующим градостроительным регламентом участка.
В соответствии с частью 9 статьи 1 Градостроительного кодекса градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно статье 35 Градостроительного кодекса в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В состав жилых зон могут включаться:
1) зоны застройки индивидуальными жилыми домами;
2) зоны застройки малоэтажными жилыми домами;
3) зоны застройки среднеэтажными жилыми домами;
4) зоны застройки многоэтажными жилыми домами;
5) зоны жилой застройки иных видов.
В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.
В состав общественно-деловых зон могут включаться:
1) зоны делового, общественного и коммерческого назначения;
2) зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения;
3) зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности;
4) общественно-деловые зоны иных видов.
Общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.
В перечень объектов капитального строительства, разрешенных для размещения в общественно-деловых зонах, могут включаться жилые дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи.
Частью 1 статьи 36 Градостроительного кодекса установлено, что градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Согласно части 2 статьи 37 Градостроительного кодекса применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В силу пункта 2 части 1 статьи 18, статьи 23 Градостроительного кодекса генеральный план поселения является документом территориального планирования поселения. Генеральный план содержит в т.ч. положение о территориальном планировании, которое включает в себя:
1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов;
2) параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов.
В силу пункта 2 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (часть 1 статьи 1 Градостроительного кодекса).
Согласно статье 30 Градостроительного кодекса Правила землепользования и застройки включают в себя:
1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;
2) карту градостроительного зонирования;
3) градостроительные регламенты.
В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:
1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в генеральном плане поселения указываются планируемые объекты и функциональные зоны, а применяемые виды разрешенного использования земельных участков содержатся в Правилах землепользования и застройки.
Советом депутатов г. Чехова 18.10.2013 утвержден генеральный план г. Чехова, а утвержденные правила землепользования и застройки г. Чехова отсутствуют, имеется только их проект.
Земельный участок предпринимателя поставлен на кадастровый учет в 2008 году, с установленным видом разрешенного использования "для строительства жилых и нежилых помещений".
Следовательно, его предприниматель имеет право на его использование в соответствии с его разрешенным видом, на настоящее время вид разрешенного использования участка не изменен.
Статьями 44 - 46 Градостроительного кодекса не предусмотрен отказ в утверждении и выдаче градостроительного плана заявителю, а установлено, что градостроительный план должен быть выдан заявителю в течение 30 дней с момента получения обращения.
В своих ответах от 29.10.2014, от 02.12.2014 на обращения предпринимателя об утверждении и выдаче градостроительной документации спорного земельного участка администрация сослалась на изменение вида его разрешенного использования, и для строительства объектов предпринимателю следует инициировать изменения в градостроительную документацию поселения.
На заявление предпринимателя от 30.11.2014 об утверждении градостроительного плана земельного участка администрация разъяснила предпринимателю последовательность действий для выдачи разрешения на строительство.
С учетом требований действующего градостроительного законодательства указанные действия администрации по не выдаче испрашиваемой предпринимателем градостроительной документации (градостроительного плана) земельного участка нарушают требования законодательства, а также его права и законные интересы заявителя.
В силу статьи 51 Градостроительного кодекса разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом.
В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи орган.
К указанному заявлению прилагаются следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории; материалы, содержащиеся в проектной документации; положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства.
Согласно распискам администрации в получении документов от 30.11.2014 указанные документы прилагались к его заявлению в администрацию о выдаче разрешения на строительство от 30.11.2014.
В соответствии с частью 11 статьи 51 Градостроительного кодекса уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Поскольку предприниматель предоставил администрации весь пакет документов, предусмотренных статьей 51 Градостроительного кодекса, у администрации отсутствовали основания для невыдачи предпринимателю разрешения на строительство.
Более того, в данном случае внесения изменений в Генплан г. Чехова, а, следовательно, выполнение последующих действий, не требуется, поскольку градостроительная документация города (Правила землепользования и застройки) на настоящий момент не утверждены.
При данных обстоятельствах отказ администрации в выдаче разрешения на строительство от 31.12.2014 и не принятие ею мер по содействию заявителю в получении испрашиваемого разрешения (в частности, выдача градостроительного плана земельного участка) являются незаконными и нарушают права и интересы заявителя.
Градостроительный кодекс связывает принятие решения уполномоченным органом с подачей в его адрес соответствующего заявления.
Подача заявления о выдаче градостроительного плана земельного участка и разрешения на строительство порождает обязанность органа местного самоуправления рассмотреть данный вопрос и принять законное решение.
Администрация обязана была рассмотреть заявление предпринимателя и дать по нему мотивированный ответ, а в случае необходимости запросить дополнительные документы, предусмотренные нормами градостроительного законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Государственный орган, орган местного самоуправления дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (подпункт 4 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации").
Согласно статье 12 названного Закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Поскольку по истечении 30 дней со дня получения администрацией заявления предпринимателя с приложением всех документов ответ в установленный законом срок с удовлетворением заявления или отказом в его удовлетворении, требования закона о рассмотрении заявки и даче письменного ответа администрацией не соблюдены, в силу чего также усматривается нарушение прав предпринимателя, выразившееся в не рассмотрении заявки предпринимателя, соответственно, не принятии решения о предоставлении земельного участка в собственность либо об отказе в предоставлении земельного участка.
Таким образом, обжалуемые действия (бездействие) администрации являются незаконными и необоснованными.
Подача заявлений об утверждении и выдаче градостроительного плана земельного участка и о выдаче разрешения на строительство порождает обязанность органа местного самоуправления рассмотреть указанные вопросы по существу и принять законное и мотивированное решение.
Администрация не выдала предпринимателю градостроительный план земельного участка и разрешения на строительство, а также отказы в их выдаче.
Таким образом, фактически заявления предпринимателя в порядке, предусмотренном Градостроительного кодекса, администрацией рассмотрены не были и решения по нему в установленный срок не приняты.
Указанное свидетельствует о нарушении, допущенном администрацией, являвшейся на тот момент уполномоченным органом по выдаче указанных документов, бездействия, которое нарушает требования закона, а также права и интересы предпринимателя.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В соответствии с подпунктами 4, 5 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон об организации СМУ), утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений, относятся к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ статья 17 Закон об организации СМУ дополнена частью 1.2, предусматривающей следующие положения: Законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года. Не допускается отнесение к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сферах управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления охраны общественного порядка, установления структуры органов местного самоуправления, изменения границ территории муниципального образования, а также полномочий, предусмотренных пунктами 1, 2, 7, 8 части 1 статьи 17 и частью 10 статьи 35 настоящего Федерального закона.
На основании этих положений принят Закон Московской области от 24.07.2014 N 106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области" (далее - Закон о перераспределении полномочий).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 2 Закона о перераспределении полномочий Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления городских поселений по утверждению и выдаче градостроительных планов земельных участков и выдаче разрешения на строительство капитальных объектов.
Согласно части 2 статьи 6 Закона о перераспределении полномочий данный Закон вступает в силу с 01.01.2015, за исключением статьи 5 Закона.
Таким образом, с 01.01.2015 полномочия по рассмотрению указанных заявлений на территории Московской области отнесены к ведению Министерства строительства комплекса Московской области.
Поскольку предприниматель предоставил администрации весь пакет документов, предусмотренных статьей 51 Градостроительного кодекса, а администрация заявления предпринимателя в порядке, предусмотренном ГрК РФ не рассмотрела, апелляционный суд приходит к выводу о том, что суд первой инстанции избрал надлежащий способ защиты нарушенных прав предпринимателя в виде обязания министерство рассмотреть заявления предпринимателя о выдаче разрешения на строительство и о выдаче градостроительного плана земельного участка.
Ссылка министерства на то, что ему не были представлены были заявления предпринимателя и проектная документация, отклоняется как не соответствующая действительности. По доводам апелляционной жалобы предприниматель представил апелляционному суду доказательства представления этих документов как администрации, так и министерства. Обстоятельств, которые могли бы препятствовать рассмотрению соответствующих заявлений предпринимателя в соответствии с обжалуемым решением суда, не усматривается.
Что касается довода предпринимателя о том, что министерство выдало ему "пустой" ГПЗУ, то предприниматель не лишен возможности в рамках исполнительного производства добиться выдачи ему надлежащего ГПЗУ.
Из доводов министерства и администрации, материалов дела оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 08.06.2015 по делу N А41-16963/15 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
Судьи
Е.А.МИЩЕНКО
М.А.НЕМЧИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.10.2015 N 10АП-8317/2015 ПО ДЕЛУ N А41-16963/15
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 октября 2015 г. по делу N А41-16963/15
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Мищенко Е.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
заявителя по делу - индивидуального предпринимателя Дробышева А.В. (по паспорту),
от администрации Чеховского муниципального района Московской области - Мамонтова А.И. (представителя по доверенности от 25.12.2014),
от Министерства строительного комплекса Московской области - Молчановой Л.Г. (представителя по доверенности от 07.09.2015),
от Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области - извещено, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Министерства строительного комплекса Московской области и администрации Чеховского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 08.06.2015 по делу N А41-16963/15, принятое судьей Кулматовым Т.Ш.,
установил:
индивидуальный предприниматель Дробышев Андрей Валерьевич (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Московской области к администрации Чеховского муниципального района Московской области (далее - администрация) и Министерству строительного комплекса Московской области (далее - министерство) со следующими требованиями (с учетом принятого судом уточнения требований):
- - признать незаконными действия (бездействия) администрации по невыдаче градостроительного плана;
- - признать незаконными действия (бездействия) администрации по невыдаче разрешения на строительство.
- обязать министерство выдать разрешение на строительство и градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 50:31:0020501:273 общей площадью 9580 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства жилых и нежилых строений, расположенного по адресу: Московская область, г. Чехов.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует в деле Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области (далее - управление).
Решением от 08.06.2015 Арбитражный суд Московской области признал незаконными действия (бездействие) администрации по невыдаче градостроительного плана и разрешения на строительство, а также обязал министерство рассмотреть заявления предпринимателя о выдаче разрешения на строительство и о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 50:31:0020501:273, общей площадью 9580 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства жилых и нежилых строений, расположенного по адресу: Московская область, г. Чехов.
В апелляционных жалобах министерство и администрация просят решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Представители министерства и администрации в судебном заседании поддержали доводы апелляционных жалоб.
Предприниматель в судебном заседании возражал против доводов апелляционных жалоб по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Апелляционные жалобы рассмотрены в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя управления.
Изучив апелляционные жалобы, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей явившихся в судебное заседание лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Предприниматель является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:31:0020501:273 площадью 9 580 кв. м категории "земли населенных пунктов" вид разрешенного использования "для строительства жилых и нежилых строений", расположенного по адресу: Московская область, г. Чехов.
Предприниматель 08.10.2014 обратился в администрацию с просьбой разработать и выдать первичную исходно-разрешительную документацию для проектирования и строительства нежилого здания с автостоянкой, а именно генеральный план земельного участка.
Предприниматель 29.10.2014 получил отказ со ссылкой на то, что земельный участок входит в состав зоны Т2, которая согласно генерального плана г. Чехова, предусмотрена для размещения гаражных кооперативов и многоярусных автостоянок.
В письме от 07.11.2014 предприниматель обратился в администрацию с просьбой разъяснить ситуацию относительно правил землепользования и застройки и принадлежности спорного участка к той или иной зоне в данный момент.
Согласно ответу администрации от 02.12.2014 генеральный план г.п. Чехов утвержден Советом депутатов г. Чехова 18.10.2013, однако проект правил землепользования и застройки, в который входит генеральный план в качестве карты градостроительного зонирования, не прошел публичные слушания в мае 2014 года и отправлен на доработку, а следовательно, является недействующим. Также было сообщено, что участок в соответствии со схемой использования территории г.п. Чехов отнесен к прочим территориям. В Генплане г.п. Чехов и проекте Правил землепользования и застройки г.п. Чехов участок частично отнесен к двум зонам: зона планируемых ярусных гаражей, автостоянок и реконструкции боксовых гаражей под ярусные (подземные) и территория, на которую градостроительные регламенты не распространяются. Также в данном письме предпринимателю предложено инициировать процедуру внесения изменений в генеральный план и в проект землепользования и застройки.
Предприниматель 25.11.2014 обратился в администрацию с предложением внести изменения в генеральный план г. Чехова в отношении принадлежащего ему земельного участка.
В ответе от 25.12.2014 администрация отказала во внесении изменений в Генплан, указав на специальный порядок таких изменений и отсутствие для этого оснований.
Предприниматель 30.11.2014 обратился в администрацию с заявлениями об утверждении градостроительного плана земельного участка, а также разрешить и утвердить исходно-градостроительную документацию (проект планировки территории) под размещение нежилого здания с автостоянкой, и выдать разрешение на строительство нежилого здания с автостоянкой, предполагаемого к размещению на земельном участке, расположенном по адресу: Московская область, Чеховский район, г. Чехов, с КН 50:31:0020501:273, общей площадью 9580 кв. метров.
Письмом от 31.12.2014 администрация сообщила последовательность действий для получения разрешения на строительство объектов капитального строительства: 1) внести соответствующие изменения в генеральный план города Чехова; 2) обратиться в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на проектирование для получения разрешения на разработку и согласование документации по планировке территории (проект планировки, проект межевания территории); 3) разработать, согласовать и утвердить в установленном законом порядке документацию по планировке территории; 4) обратиться в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство.
Не согласившись с данным ответом, предприниматель обратился в Арбитражный суд Московской области с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции признал их обоснованными в части признания незаконными действий (бездействий) администрации по невыдаче градостроительного плана и разрешения на строительство. Обязывая министерство рассмотреть заявления предпринимателя о выдаче разрешения на строительство и о выдаче градостроительного плана земельного участка, суд пришел к выводу о том, что фактически заявления предпринимателя в установленном законом порядке администрацией рассмотрены не были и решения по нему в установленный срок не приняты.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии со статьей 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
В составе градостроительного плана земельного участка указываются, в т.ч.: границы земельного участка; информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент).
Согласно статье 45 Градостроительного кодекса органы местного самоуправления муниципального района обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования муниципального района, если такими документами предусмотрено размещение линейных объектов местного значения или объектов капитального строительства на межселенных территориях, а также на основании правил землепользования и застройки межселенных территорий.
Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 Градостроительного кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
В случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы (часть 17 статьи 46 Градостроительного кодекса).
Таким образом, статьями 44, 45, 46 Градостроительного кодекса установлена обязанность уполномоченного органа выдать обратившемуся к нему заявителю градостроительный план земельного участка в соответствии с действующим градостроительным регламентом участка.
В соответствии с частью 9 статьи 1 Градостроительного кодекса градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно статье 35 Градостроительного кодекса в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В состав жилых зон могут включаться:
1) зоны застройки индивидуальными жилыми домами;
2) зоны застройки малоэтажными жилыми домами;
3) зоны застройки среднеэтажными жилыми домами;
4) зоны застройки многоэтажными жилыми домами;
5) зоны жилой застройки иных видов.
В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.
В состав общественно-деловых зон могут включаться:
1) зоны делового, общественного и коммерческого назначения;
2) зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения;
3) зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности;
4) общественно-деловые зоны иных видов.
Общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.
В перечень объектов капитального строительства, разрешенных для размещения в общественно-деловых зонах, могут включаться жилые дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи.
Частью 1 статьи 36 Градостроительного кодекса установлено, что градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Согласно части 2 статьи 37 Градостроительного кодекса применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В силу пункта 2 части 1 статьи 18, статьи 23 Градостроительного кодекса генеральный план поселения является документом территориального планирования поселения. Генеральный план содержит в т.ч. положение о территориальном планировании, которое включает в себя:
1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов;
2) параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов.
В силу пункта 2 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (часть 1 статьи 1 Градостроительного кодекса).
Согласно статье 30 Градостроительного кодекса Правила землепользования и застройки включают в себя:
1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;
2) карту градостроительного зонирования;
3) градостроительные регламенты.
В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:
1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в генеральном плане поселения указываются планируемые объекты и функциональные зоны, а применяемые виды разрешенного использования земельных участков содержатся в Правилах землепользования и застройки.
Советом депутатов г. Чехова 18.10.2013 утвержден генеральный план г. Чехова, а утвержденные правила землепользования и застройки г. Чехова отсутствуют, имеется только их проект.
Земельный участок предпринимателя поставлен на кадастровый учет в 2008 году, с установленным видом разрешенного использования "для строительства жилых и нежилых помещений".
Следовательно, его предприниматель имеет право на его использование в соответствии с его разрешенным видом, на настоящее время вид разрешенного использования участка не изменен.
Статьями 44 - 46 Градостроительного кодекса не предусмотрен отказ в утверждении и выдаче градостроительного плана заявителю, а установлено, что градостроительный план должен быть выдан заявителю в течение 30 дней с момента получения обращения.
В своих ответах от 29.10.2014, от 02.12.2014 на обращения предпринимателя об утверждении и выдаче градостроительной документации спорного земельного участка администрация сослалась на изменение вида его разрешенного использования, и для строительства объектов предпринимателю следует инициировать изменения в градостроительную документацию поселения.
На заявление предпринимателя от 30.11.2014 об утверждении градостроительного плана земельного участка администрация разъяснила предпринимателю последовательность действий для выдачи разрешения на строительство.
С учетом требований действующего градостроительного законодательства указанные действия администрации по не выдаче испрашиваемой предпринимателем градостроительной документации (градостроительного плана) земельного участка нарушают требования законодательства, а также его права и законные интересы заявителя.
В силу статьи 51 Градостроительного кодекса разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом.
В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи орган.
К указанному заявлению прилагаются следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории; материалы, содержащиеся в проектной документации; положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства.
Согласно распискам администрации в получении документов от 30.11.2014 указанные документы прилагались к его заявлению в администрацию о выдаче разрешения на строительство от 30.11.2014.
В соответствии с частью 11 статьи 51 Градостроительного кодекса уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Поскольку предприниматель предоставил администрации весь пакет документов, предусмотренных статьей 51 Градостроительного кодекса, у администрации отсутствовали основания для невыдачи предпринимателю разрешения на строительство.
Более того, в данном случае внесения изменений в Генплан г. Чехова, а, следовательно, выполнение последующих действий, не требуется, поскольку градостроительная документация города (Правила землепользования и застройки) на настоящий момент не утверждены.
При данных обстоятельствах отказ администрации в выдаче разрешения на строительство от 31.12.2014 и не принятие ею мер по содействию заявителю в получении испрашиваемого разрешения (в частности, выдача градостроительного плана земельного участка) являются незаконными и нарушают права и интересы заявителя.
Градостроительный кодекс связывает принятие решения уполномоченным органом с подачей в его адрес соответствующего заявления.
Подача заявления о выдаче градостроительного плана земельного участка и разрешения на строительство порождает обязанность органа местного самоуправления рассмотреть данный вопрос и принять законное решение.
Администрация обязана была рассмотреть заявление предпринимателя и дать по нему мотивированный ответ, а в случае необходимости запросить дополнительные документы, предусмотренные нормами градостроительного законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Государственный орган, орган местного самоуправления дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (подпункт 4 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации").
Согласно статье 12 названного Закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Поскольку по истечении 30 дней со дня получения администрацией заявления предпринимателя с приложением всех документов ответ в установленный законом срок с удовлетворением заявления или отказом в его удовлетворении, требования закона о рассмотрении заявки и даче письменного ответа администрацией не соблюдены, в силу чего также усматривается нарушение прав предпринимателя, выразившееся в не рассмотрении заявки предпринимателя, соответственно, не принятии решения о предоставлении земельного участка в собственность либо об отказе в предоставлении земельного участка.
Таким образом, обжалуемые действия (бездействие) администрации являются незаконными и необоснованными.
Подача заявлений об утверждении и выдаче градостроительного плана земельного участка и о выдаче разрешения на строительство порождает обязанность органа местного самоуправления рассмотреть указанные вопросы по существу и принять законное и мотивированное решение.
Администрация не выдала предпринимателю градостроительный план земельного участка и разрешения на строительство, а также отказы в их выдаче.
Таким образом, фактически заявления предпринимателя в порядке, предусмотренном Градостроительного кодекса, администрацией рассмотрены не были и решения по нему в установленный срок не приняты.
Указанное свидетельствует о нарушении, допущенном администрацией, являвшейся на тот момент уполномоченным органом по выдаче указанных документов, бездействия, которое нарушает требования закона, а также права и интересы предпринимателя.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В соответствии с подпунктами 4, 5 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон об организации СМУ), утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений, относятся к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ статья 17 Закон об организации СМУ дополнена частью 1.2, предусматривающей следующие положения: Законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года. Не допускается отнесение к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сферах управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления охраны общественного порядка, установления структуры органов местного самоуправления, изменения границ территории муниципального образования, а также полномочий, предусмотренных пунктами 1, 2, 7, 8 части 1 статьи 17 и частью 10 статьи 35 настоящего Федерального закона.
На основании этих положений принят Закон Московской области от 24.07.2014 N 106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области" (далее - Закон о перераспределении полномочий).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 2 Закона о перераспределении полномочий Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления городских поселений по утверждению и выдаче градостроительных планов земельных участков и выдаче разрешения на строительство капитальных объектов.
Согласно части 2 статьи 6 Закона о перераспределении полномочий данный Закон вступает в силу с 01.01.2015, за исключением статьи 5 Закона.
Таким образом, с 01.01.2015 полномочия по рассмотрению указанных заявлений на территории Московской области отнесены к ведению Министерства строительства комплекса Московской области.
Поскольку предприниматель предоставил администрации весь пакет документов, предусмотренных статьей 51 Градостроительного кодекса, а администрация заявления предпринимателя в порядке, предусмотренном ГрК РФ не рассмотрела, апелляционный суд приходит к выводу о том, что суд первой инстанции избрал надлежащий способ защиты нарушенных прав предпринимателя в виде обязания министерство рассмотреть заявления предпринимателя о выдаче разрешения на строительство и о выдаче градостроительного плана земельного участка.
Ссылка министерства на то, что ему не были представлены были заявления предпринимателя и проектная документация, отклоняется как не соответствующая действительности. По доводам апелляционной жалобы предприниматель представил апелляционному суду доказательства представления этих документов как администрации, так и министерства. Обстоятельств, которые могли бы препятствовать рассмотрению соответствующих заявлений предпринимателя в соответствии с обжалуемым решением суда, не усматривается.
Что касается довода предпринимателя о том, что министерство выдало ему "пустой" ГПЗУ, то предприниматель не лишен возможности в рамках исполнительного производства добиться выдачи ему надлежащего ГПЗУ.
Из доводов министерства и администрации, материалов дела оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 08.06.2015 по делу N А41-16963/15 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
Судьи
Е.А.МИЩЕНКО
М.А.НЕМЧИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)