Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28.07.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 04.08.2014
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Фриева А.Л. и Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Илюхиной Е.Е., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Ахлебинино" (г. Калуга, ОГРН 1114029001041, ИНН 7702070139) - Носыревой Л.В. (приказ от 17.09.2012), от заинтересованного лица - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (г. Москва, ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) в лице филиала по Калужской области - Евстратовой Н.С. (доверенность от 15.01.2014), Соловьевой С.Е. (доверенность от 03.09.2013), Рябчинского С.С. (доверенность от 10.07.2013), от третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Север Альянс" - Сухорукова Д.Р. (решение от 07.01.2013 N 8), в отсутствие представителей третьих лиц: администрации муниципального района "Перемышльский район" и общества с ограниченной ответственностью УК "Базовый элемент", извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ахлебинино" на решение Арбитражного суда Калужской области от 24.04.2014 по делу N А23-3025/2013 (судья Сидорычева Л.П.),
установил:
следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Ахлебинино" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - учреждение) о признании незаконными действий и отмене решения от 04.07.2013 N 40/13-1-66458 "Об отказе в учете изменений объекта недвижимости", обязании ответчика исправить техническую ошибку.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель уточнил требования и просил:
1. Признать незаконными действия и отменить решение ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра"по Калужской области от 04.07.2013 "Об отказе в учете изменений объекта недвижимости".
2. Признать недействительными решения ФГБУ "ФКП Росреестра по Калужской области" от 08.02.2010 N Ф40/10-279, 280, 281, 282 об исправлении технической ошибки, которое вынесено с превышением должностных полномочий сотрудниками кадастровой службы.
3. Отменить кадастровые паспорта от 07.06.2011 N 40/11-57127; 40/11-57026; 40/11-57079; 40/11-57118, категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенный вид использования - для сельскохозяйственного производства, которые выписаны незаконно, без согласия заявителя, против его воли.
4. Обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Калужской области внести ранее существующую запись в государственный кадастр недвижимости категории и вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами: N 40:17:010502:7, N 40:17:010502:1, N 40:17:010502:2, N 40:17:010502:3, принадлежащих обществу, в категорию земель - земли населенных пунктов, разрешенный вид использования - под жилищное строительство.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального района "Перемышльский район", общество с ограниченной ответственностью "Север Альянс", общество с ограниченной ответственностью УК "Базовый элемент".
Решением Арбитражного суда Калужской области от 24.04.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
В отзывах на апелляционную жалобу ООО "Север Альянс" и ООО УК "Базовый элемент" просят решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Дело рассмотрено после перерыва, объявленного 21.07.2014.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, 18.05.2011 за обществом зарегистрировано право собственности:
- - на земельный участок с кадастровым номером 40:17:010502:7, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общая площадь 70518 кв. м, адрес объекта: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, по адресу: Калужская область, Перемышльский район, дер. Средняя Фабрика;
- - на земельный участок с кадастровым номером 40:17:010502:1, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общая площадь 68512 кв. м, адрес объекта: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, по адресу: Калужская область, Перемышльский район, дер. Средняя Фабрика;
- - на земельный участок с кадастровым номером 40:17:010502:2, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общая площадь 63512 кв. м, адрес объекта: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, по адресу: Калужская область, Перемышльский район, дер. Средняя Фабрика;
- - на земельный участок с кадастровым номером 40:17:010502:3, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общая площадь 60817 кв. м, адрес объекта: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, по адресу: Калужская область, Перемышльский район, дер. Средняя Фабрика, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 18.05.2011.
Общество 11.03.2013 обратилось в учреждение с заявлением об изменении категории и вида разрешенного использования земельных участков с целью получения кадастровых паспортов на земельные участки с кадастровыми номерами 40:17:010102:7, 40:17:010502:1, 40:17:010502:2, 40:17:010502:3 на категорию земель - земли населенных пунктов разрешенный вид использования - под жилищное строительство, предоставив к заявлению перечень документов.
Ответчик решениями от 05.04.2013 N 40/13-1-35004, 40/13-1-34475, 40/13-1-34476, 40/13-1-34477 приостановил выдачу документов - кадастровых паспортов на земельные участки вида разрешенного использования земельных участков, указав на необходимость представления недостающих документов.
В установленный срок обществом были представлены, по его мнению, все недостающие документы.
Письмом от 04.06.2013 N 2786-01 учреждение сообщило, что 05.02.2010 органом кадастрового учета была выявлена техническая ошибка в части указания категории земель - земли населенных пунктов и вида разрешенного использования - под жилищное строительство земельных участков с кадастровыми номерами 40:17:010102:7, 40:17:010502:1, 40:17:010502:2, 40:17:010502:3, принадлежащих обществу. Указанная ошибка была исправлена на основании решения об исправлении технической ошибки от 08.02.2010 N Ф40/10-279. Также учреждение указало, что в настоящее время согласно сведениям государственного кадастра недвижимости категория земель земельных участков с кадастровыми номерами 40:17:010102:7, 40:17:010502:1, 40:17:010502:2, 40:17:010502:3 определена как земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.
Решениями от 04.07.2013 обществу было отказано в выдаче документов с указанием категории земель - земли населенных пунктов и вида разрешенного использования - под жилищное строительство земельных участков с кадастровыми номерами 40:17:010102:7, 40:17:010502:1, 40:17:010502:2, 40:17:010502:3, поскольку не были устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановления.
Ссылаясь на незаконные действия ответчика, выразившиеся в отказе выдачи кадастровых паспортов на земельные участки категории - земли населенных пунктов и вида разрешенного использования - под жилищное строительство, что тем самым нарушает его права собственника, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая дело по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии доказательств, подтверждающих нарушение прав истца оспариваемыми действиями.
Суд апелляционной инстанции согласен с данным выводом по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принцип судебной защиты предполагает восстановление действительного права или законного интереса заявителя. Несуществующее право либо противоправный (неправовой) интерес заявителя судебной защите не подлежит.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Пунктом 4 части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что перевод земель из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов в силу части 2 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 191-ФЗ) принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков.
До утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 31 декабря 2012 года, включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном данной статьей, за исключением случаев включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (статья 4.1 Закона N 191-ФЗ).
Законами субъектов Российской Федерации может быть установлен порядок подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков с учетом требований настоящего Федерального закона.
В Калужской области таким законом является Закон от 02.07.2007 N 337-ОЗ "О реализации статьи 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 337-ОЗ).
Согласно статье 2 указанного закона N 337-ОЗ органы местного самоуправления с учетом требования частей 4 - 12 статьи 4.1 Федерального закона направляют документы, указанные в части 13 статьи 4.1 Федерального закона, в уполномоченный орган исполнительной власти Калужской области в сфере архитектуры и градостроительства (далее - уполномоченный орган).
Уполномоченный орган проверяет соответствие представленных документов законодательству, готовит письменное заключение по ним и вносит их для принятия соответствующего решения в правительство Калужской области в течение десяти дней с момента получения указанных документов.
В случаях, установленных частью 14 статьи 4.1 Федерального закона, уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней с даты поступления указанных в части 13 статьи 4.1 Федерального закона документов направляет такие документы для согласования в органы, предусмотренные частью 14 статьи 4.1 Федерального закона, с указанием сроков предоставления необходимой информации с учетом требования части 16 статьи 4.1 Федерального закона.
Уполномоченный орган в течение десяти дней со дня согласования в установленном законом порядке вносит документы, указанные в настоящей статье, в правительство Калужской области для принятия решения.
Статьей 3 закона N 337-ОЗ установлено, что правительство Калужской области в порядке, определенном частями 18 - 20 статьи 4.1 Федерального закона, принимает решение о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка или отказывает в принятии решения.
Отношения по территориальному планированию регулируются градостроительным законодательством - часть 1 статьи Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
В силу пункта 4 части 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план городского округа должен содержать карту функциональных зон поселения или городского округа.
В случае перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов в результате установления границ населенного пункта согласно пункту 2 части 2 статьи 25 ГрК РФ, проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, если предусматривается в соответствии с указанным проектом включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Как усматривается из материалов дела, администрация муниципального района "Перемышльский район" на основании статьи 8 ГрК РФ осуществляла полномочия в части подготовки и утверждения документов территориального планирования поселений, в том числе генеральных планов поселений, в результате которого принято решение от 02.04.2009 N 305 об установлении границ сельского поселения "Село Ахлебинино" в части установления границы населенного пункта деревня Средняя фабрика и включения в его состав спорных земельных участков. Данный проект направлен в правительство Калужской области.
В связи с тем, что согласно части 8 статьи 24 ГрК РФ проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 ГрК РФ обязательному согласованию высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, документы по утверждению генерального плана населенного пункта были возвращены как не соответствующие действующему законодательству, так как предусматривалось включение в границы населенного пункта земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Указанные обстоятельства подтверждаются письмом от 07.05.2009 N 1150-09 министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области.
В последующем, в связи с отсутствием дальнейших действий со стороны ООО "Север Альянс" - инициатора процесса перевода спорных земельных участков в категорию земель поселений, и отрицательного заключения в части согласования проекта генерального плана об установлении границ сельского поселения "Село Ахлебинино" в части установления границы населенного пункта деревня Средняя фабрика 02.03.2010 за N 372 принято решение об отмене решения районного Собрания муниципального района "Перемышльский район" от 02.04.2009 N 305.
Данные обстоятельства были установлены вступившим в законную силу постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2014 по делу N N А23-2716/2013, а значит, в силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеют преюдициальное значение в рамках настоящего спора.
В связи с изложенным требование общества об отмене решения от 04.07.2013 N 40/13-1-66458 не подлежит удовлетворению, поскольку в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обществом не представлено доказательств нарушения оспариваемым ненормативным актом законных интересов заявителя, а также несоответствия акта закону или иному нормативному правовому акту.
В соответствие с положениями пунктов 13 и 14 части 2 статьи 7, частей 1 и 2 статьи 16, части 1 статьи 20, пунктов 8 и 9 части 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) по заявлению правообладателя земельного участка в государственный кадастр недвижимости могут быть внесены сведения об изменении вида разрешенного использования и категории земельного участка при предоставлении документов, подтверждающих в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель и установленное разрешенное использование земельного участка.
В соответствии со статьей 28 Закона N 221-ФЗ ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости;
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
По смыслу положений части 1 статьи 28 Закона N 221-ФЗ технической ошибкой является, в том числе, внесение органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости сведений о земельных участках, не содержащихся в документах, представленных для осуществления государственного кадастрового учета таких земельных участков.
Согласно пункту 5 статьи 28 Закона N 221-ФЗ суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
Как следует из материалов дела, в орган кадастрового учета в апреле 2009 года и январе 2010 года были представлены документы: приказ от 03.09.2008 N 1 о назначении Харлова П.Н. генеральным директором ООО "Север Альянс", решение районного собрания МР "Перемышльский район" от 02.04.2009 N 305 "Об утверждении проекта генерального плана сельского поселения "Село Ахлебинино" в части установления границ населенного пункта деревня "Средняя фабрика Перемышльского района Калужской области", письмо главы администрации МР "Перемышльский район" от 06.04.2009 N 03-10/234, на основании которых были изменены вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 40:17:010502:1, 40:17:010502:2, 40:17:010502:3, 40:17:010502:7 на использование "жилищное строительство" и категории земельных участков "земли населенных пунктов".
Осуществив изменения в данных кадастрового учета: категория земель и вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 40:17:010502:1, 40:17:010502:2, 40:17:010502:3, 40:17:010502:7 - орган кадастрового учета допустил техническую ошибку.
На основании протоколов выявления технической ошибки от 05.02.2010 N 227 учреждением были приняты решения от 08.02.2010 об исправлении технической ошибки, в которых указаны правильные значения характеристик земельных участков: категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
Письмом от 23.04 2010 N 1089/03 собственник земельных участков был уведомлен о внесении записи об установлении правильных характеристик объектов - земельных участков с кадастровыми номерами 40:17:010502:1, 40:17:010502:2, 40:17:010502:3, 40:17:010502:7, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
На момент внесения изменений доказательства того, что включение спорного земельного участка сельскохозяйственного назначения в состав населенного пункта было согласовано с высшим исполнительным органом государственной власти Калужской области, отсутствуют.
В связи с этим апелляционный суд приходит к выводу, что при отсутствии доказательств неправомерного отнесения спорного земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения, оспариваемые действия по внесению изменений в государственном кадастре недвижимости относительно категории земельных участков ввиду исправления допущенной технической ошибки являются законными и не нарушают прав и законных интересов заявителя, в связи с чем оснований для удовлетворения требований заявителя в указанной части не имеется.
В отношении исковых требований об отмене кадастровых паспортов от 07.06.2011 N 40/11-57127; 40/11-57026; 40/11-57079; 40/11-57118 с указанием категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенный вид использования - для сельскохозяйственного производства, суд апелляционной инстанции считает необходимым указать следующее.
Из материалов дела следует, что общество 11.03.2013 обратилось в учреждение с целью получения ранее выданных кадастровых паспортов на земельные участки с кадастровыми номерами 40:17:010102:7, 40:17:010502:1, 40:17:010502:2, 40:17:010502:3 с указанием категории земель - земли населенных пунктов, разрешенный вид использования - под жилищное строительство, предоставив к заявлению перечень документов.
Между тем согласно статье 8 ЗК РФ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В соответствии со статьей 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является:
1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования (который в соответствии со статьей 18 ГрК РФ является документом территориального планирования);
2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
Межселенная территория - это территория между поселениями с набором различных категорий земель, но с обязательным условием низкой плотности сельского поселения (часть 3 статьи 11 ЗК РФ).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.05.2004 N 707-р Перемышльский район Калужской области отнесен к перечню субъектов Российской Федерации с высокой плотностью населения и согласно закону Калужской области от 01.11.2004 N 3369-ОЗ населенный пункт деревня Средняя фабрика входит в состав территорий поселений на территории административно-территориальной единицы Перемышльский район.
Таким образом, основанием для включения земельных участков с кадастровыми номерами 40:17:010502:1, 40:17:010502:2, 40:17:010502:3, 40:17:010502:7 в границы земель поселений должен являться утвержденный генеральный план поселения (пункт 1 статьи 84 ЗК РФ).
При этом исходя из части 3 статьи 8 Закона N 172-ФЗ для внесения сведений о категории земель соответствующих земельных участков кадастр в орган кадастрового учета направляются сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, в порядке, предусмотренном статьи 5 Закона N 172-ФЗ.
Кроме того, пунктом 11 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 618, определены документы, представляемые органом местного самоуправления в орган кадастрового учета в случае установления (изменения) границ населенных пунктов.
Таким образом, орган кадастрового учета вносит в кадастр сведения о категории земель земельных участков в случае представления органом местного самоуправления в установленном порядке документов, предусмотренных пунктов 11 Положения, а также сведений о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов.
Как установлено судом, сведения о включении спорных земельных участков в черту населенного пункта в орган кадастрового учета не поступали.
Ни одного из предусмотренных законодательством документов по включению спорных земельных участков в черту населенного пункта деревня "Средняя фабрика Перемышльский район Калужской области" органом местного самоуправления не представлено.
Кроме того, письмом от 24.04.2014 администрация сообщила, что по состоянию на 23.04.2014 генеральный план сельского поселения "Село Ахлебинино" не утвержден и земельные участки с кадастровыми номерами 40:17:010102:7, 40:17:010502:1, 40:17:010502:2, 40:17:010502:3 в черту населенного пункта не включены.
Все вышеизложенное подтверждает, что процедура установления границы населенного пункта на местности не производилась, соответственно и перевод земельных участков из одной категории в другую также не был произведен.
При таких обстоятельствах, учитывая то, что только утверждением генерального плана поселения (городского округа), отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, устанавливаются либо изменяются границы населенных пунктов, а заинтересованным лицом не были осуществлены мероприятия по описанию местоположения границ населенного пункта, а как следствие, отсутствие в ГКН текстового и графического материала, категория земель земельных участков с кадастровыми номерами 40:17:010502:1, 40:17:010502:2, 40:17:010502:3, 40:17:010502:7 согласно сведениям государственного кадастра недвижимости правомерно определена как "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования указанных земельных участков определен "для сельскохозяйственного производства" Исходя из изложенного оснований для удовлетворения исковых требований у суда первой инстанции не имелось.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции неправомерно не привлек к участию в деле в качестве соответчика администрацию муниципального района "Перемышльский район", не может быть принят во внимание судом.
Согласно статьям 46 и 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации во время судебного разбирательства в первой инстанции арбитражный суд может по ходатайству истца привлечь к участию в деле нескольких ответчиков.
Как усматривается из материалов дела, истцом было заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве соответчика администрации муниципального района "Перемышльский район".
В соответствии с частью 2 статьи 125, частью 1 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в исковом заявлении должны быть указаны наименование ответчика, а также требования истца к ответчику со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам - требования к каждому из них.
Между тем в нарушение указанных положений обществом отдельные требования к администрации не сформулированы.
Кроме того, определением Арбитражного суда Калужской области от 16.09.2013 администрация муниципального района "Перемышльский район" была привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд считает, что невынесение судом первой инстанции определения о результатах рассмотрения указанного ходатайства не привело к формированию неверного вывода относительно существа заявленных истцом требований и не может служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Также не может быть принята во внимание ссылка жалобы на решение Третейского суда г. Москвы от 18.11.2009 по делу N ФТС-103/2009, решение Перемышльского районного суда Калужской области от 27.05.2010, определение Калужского областного суда от 05.07.2010, поскольку в рамках указанных дел судами исследовались иные фактические обстоятельства.
Остальные доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а сводятся к иному, чем у суда толкованию норм права и оценке обстоятельств дела, фактически направлены на их переоценку, данную судом надлежащим образом, и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом второй инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Поскольку определением от 30.05.2014 обществу была предоставлена отсрочка по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, она подлежит взысканию.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Калужской области от 24.04.2014 по делу N А23-3025/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Ахлебинино" (248033, г. Калуга, ул. Генерала Попова д. 14/1, ОГРН 1114029001041, ИНН 7702070139) в доход федерального бюджета госпошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 2000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.Н.ТИМАШКОВА
Судьи
А.Л.ФРИЕВ
О.Г.ТУЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.08.2014 ПО ДЕЛУ N А23-3025/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 августа 2014 г. по делу N А23-3025/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 28.07.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 04.08.2014
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Фриева А.Л. и Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Илюхиной Е.Е., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Ахлебинино" (г. Калуга, ОГРН 1114029001041, ИНН 7702070139) - Носыревой Л.В. (приказ от 17.09.2012), от заинтересованного лица - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (г. Москва, ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) в лице филиала по Калужской области - Евстратовой Н.С. (доверенность от 15.01.2014), Соловьевой С.Е. (доверенность от 03.09.2013), Рябчинского С.С. (доверенность от 10.07.2013), от третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Север Альянс" - Сухорукова Д.Р. (решение от 07.01.2013 N 8), в отсутствие представителей третьих лиц: администрации муниципального района "Перемышльский район" и общества с ограниченной ответственностью УК "Базовый элемент", извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ахлебинино" на решение Арбитражного суда Калужской области от 24.04.2014 по делу N А23-3025/2013 (судья Сидорычева Л.П.),
установил:
следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Ахлебинино" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - учреждение) о признании незаконными действий и отмене решения от 04.07.2013 N 40/13-1-66458 "Об отказе в учете изменений объекта недвижимости", обязании ответчика исправить техническую ошибку.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель уточнил требования и просил:
1. Признать незаконными действия и отменить решение ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра"по Калужской области от 04.07.2013 "Об отказе в учете изменений объекта недвижимости".
2. Признать недействительными решения ФГБУ "ФКП Росреестра по Калужской области" от 08.02.2010 N Ф40/10-279, 280, 281, 282 об исправлении технической ошибки, которое вынесено с превышением должностных полномочий сотрудниками кадастровой службы.
3. Отменить кадастровые паспорта от 07.06.2011 N 40/11-57127; 40/11-57026; 40/11-57079; 40/11-57118, категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенный вид использования - для сельскохозяйственного производства, которые выписаны незаконно, без согласия заявителя, против его воли.
4. Обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Калужской области внести ранее существующую запись в государственный кадастр недвижимости категории и вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами: N 40:17:010502:7, N 40:17:010502:1, N 40:17:010502:2, N 40:17:010502:3, принадлежащих обществу, в категорию земель - земли населенных пунктов, разрешенный вид использования - под жилищное строительство.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального района "Перемышльский район", общество с ограниченной ответственностью "Север Альянс", общество с ограниченной ответственностью УК "Базовый элемент".
Решением Арбитражного суда Калужской области от 24.04.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
В отзывах на апелляционную жалобу ООО "Север Альянс" и ООО УК "Базовый элемент" просят решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Дело рассмотрено после перерыва, объявленного 21.07.2014.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, 18.05.2011 за обществом зарегистрировано право собственности:
- - на земельный участок с кадастровым номером 40:17:010502:7, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общая площадь 70518 кв. м, адрес объекта: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, по адресу: Калужская область, Перемышльский район, дер. Средняя Фабрика;
- - на земельный участок с кадастровым номером 40:17:010502:1, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общая площадь 68512 кв. м, адрес объекта: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, по адресу: Калужская область, Перемышльский район, дер. Средняя Фабрика;
- - на земельный участок с кадастровым номером 40:17:010502:2, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общая площадь 63512 кв. м, адрес объекта: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, по адресу: Калужская область, Перемышльский район, дер. Средняя Фабрика;
- - на земельный участок с кадастровым номером 40:17:010502:3, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общая площадь 60817 кв. м, адрес объекта: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, по адресу: Калужская область, Перемышльский район, дер. Средняя Фабрика, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 18.05.2011.
Общество 11.03.2013 обратилось в учреждение с заявлением об изменении категории и вида разрешенного использования земельных участков с целью получения кадастровых паспортов на земельные участки с кадастровыми номерами 40:17:010102:7, 40:17:010502:1, 40:17:010502:2, 40:17:010502:3 на категорию земель - земли населенных пунктов разрешенный вид использования - под жилищное строительство, предоставив к заявлению перечень документов.
Ответчик решениями от 05.04.2013 N 40/13-1-35004, 40/13-1-34475, 40/13-1-34476, 40/13-1-34477 приостановил выдачу документов - кадастровых паспортов на земельные участки вида разрешенного использования земельных участков, указав на необходимость представления недостающих документов.
В установленный срок обществом были представлены, по его мнению, все недостающие документы.
Письмом от 04.06.2013 N 2786-01 учреждение сообщило, что 05.02.2010 органом кадастрового учета была выявлена техническая ошибка в части указания категории земель - земли населенных пунктов и вида разрешенного использования - под жилищное строительство земельных участков с кадастровыми номерами 40:17:010102:7, 40:17:010502:1, 40:17:010502:2, 40:17:010502:3, принадлежащих обществу. Указанная ошибка была исправлена на основании решения об исправлении технической ошибки от 08.02.2010 N Ф40/10-279. Также учреждение указало, что в настоящее время согласно сведениям государственного кадастра недвижимости категория земель земельных участков с кадастровыми номерами 40:17:010102:7, 40:17:010502:1, 40:17:010502:2, 40:17:010502:3 определена как земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.
Решениями от 04.07.2013 обществу было отказано в выдаче документов с указанием категории земель - земли населенных пунктов и вида разрешенного использования - под жилищное строительство земельных участков с кадастровыми номерами 40:17:010102:7, 40:17:010502:1, 40:17:010502:2, 40:17:010502:3, поскольку не были устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановления.
Ссылаясь на незаконные действия ответчика, выразившиеся в отказе выдачи кадастровых паспортов на земельные участки категории - земли населенных пунктов и вида разрешенного использования - под жилищное строительство, что тем самым нарушает его права собственника, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая дело по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии доказательств, подтверждающих нарушение прав истца оспариваемыми действиями.
Суд апелляционной инстанции согласен с данным выводом по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принцип судебной защиты предполагает восстановление действительного права или законного интереса заявителя. Несуществующее право либо противоправный (неправовой) интерес заявителя судебной защите не подлежит.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Пунктом 4 части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что перевод земель из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов в силу части 2 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 191-ФЗ) принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков.
До утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 31 декабря 2012 года, включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном данной статьей, за исключением случаев включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (статья 4.1 Закона N 191-ФЗ).
Законами субъектов Российской Федерации может быть установлен порядок подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков с учетом требований настоящего Федерального закона.
В Калужской области таким законом является Закон от 02.07.2007 N 337-ОЗ "О реализации статьи 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 337-ОЗ).
Согласно статье 2 указанного закона N 337-ОЗ органы местного самоуправления с учетом требования частей 4 - 12 статьи 4.1 Федерального закона направляют документы, указанные в части 13 статьи 4.1 Федерального закона, в уполномоченный орган исполнительной власти Калужской области в сфере архитектуры и градостроительства (далее - уполномоченный орган).
Уполномоченный орган проверяет соответствие представленных документов законодательству, готовит письменное заключение по ним и вносит их для принятия соответствующего решения в правительство Калужской области в течение десяти дней с момента получения указанных документов.
В случаях, установленных частью 14 статьи 4.1 Федерального закона, уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней с даты поступления указанных в части 13 статьи 4.1 Федерального закона документов направляет такие документы для согласования в органы, предусмотренные частью 14 статьи 4.1 Федерального закона, с указанием сроков предоставления необходимой информации с учетом требования части 16 статьи 4.1 Федерального закона.
Уполномоченный орган в течение десяти дней со дня согласования в установленном законом порядке вносит документы, указанные в настоящей статье, в правительство Калужской области для принятия решения.
Статьей 3 закона N 337-ОЗ установлено, что правительство Калужской области в порядке, определенном частями 18 - 20 статьи 4.1 Федерального закона, принимает решение о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка или отказывает в принятии решения.
Отношения по территориальному планированию регулируются градостроительным законодательством - часть 1 статьи Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
В силу пункта 4 части 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план городского округа должен содержать карту функциональных зон поселения или городского округа.
В случае перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов в результате установления границ населенного пункта согласно пункту 2 части 2 статьи 25 ГрК РФ, проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, если предусматривается в соответствии с указанным проектом включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Как усматривается из материалов дела, администрация муниципального района "Перемышльский район" на основании статьи 8 ГрК РФ осуществляла полномочия в части подготовки и утверждения документов территориального планирования поселений, в том числе генеральных планов поселений, в результате которого принято решение от 02.04.2009 N 305 об установлении границ сельского поселения "Село Ахлебинино" в части установления границы населенного пункта деревня Средняя фабрика и включения в его состав спорных земельных участков. Данный проект направлен в правительство Калужской области.
В связи с тем, что согласно части 8 статьи 24 ГрК РФ проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 ГрК РФ обязательному согласованию высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, документы по утверждению генерального плана населенного пункта были возвращены как не соответствующие действующему законодательству, так как предусматривалось включение в границы населенного пункта земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Указанные обстоятельства подтверждаются письмом от 07.05.2009 N 1150-09 министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области.
В последующем, в связи с отсутствием дальнейших действий со стороны ООО "Север Альянс" - инициатора процесса перевода спорных земельных участков в категорию земель поселений, и отрицательного заключения в части согласования проекта генерального плана об установлении границ сельского поселения "Село Ахлебинино" в части установления границы населенного пункта деревня Средняя фабрика 02.03.2010 за N 372 принято решение об отмене решения районного Собрания муниципального района "Перемышльский район" от 02.04.2009 N 305.
Данные обстоятельства были установлены вступившим в законную силу постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2014 по делу N N А23-2716/2013, а значит, в силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеют преюдициальное значение в рамках настоящего спора.
В связи с изложенным требование общества об отмене решения от 04.07.2013 N 40/13-1-66458 не подлежит удовлетворению, поскольку в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обществом не представлено доказательств нарушения оспариваемым ненормативным актом законных интересов заявителя, а также несоответствия акта закону или иному нормативному правовому акту.
В соответствие с положениями пунктов 13 и 14 части 2 статьи 7, частей 1 и 2 статьи 16, части 1 статьи 20, пунктов 8 и 9 части 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) по заявлению правообладателя земельного участка в государственный кадастр недвижимости могут быть внесены сведения об изменении вида разрешенного использования и категории земельного участка при предоставлении документов, подтверждающих в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель и установленное разрешенное использование земельного участка.
В соответствии со статьей 28 Закона N 221-ФЗ ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости;
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
По смыслу положений части 1 статьи 28 Закона N 221-ФЗ технической ошибкой является, в том числе, внесение органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости сведений о земельных участках, не содержащихся в документах, представленных для осуществления государственного кадастрового учета таких земельных участков.
Согласно пункту 5 статьи 28 Закона N 221-ФЗ суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
Как следует из материалов дела, в орган кадастрового учета в апреле 2009 года и январе 2010 года были представлены документы: приказ от 03.09.2008 N 1 о назначении Харлова П.Н. генеральным директором ООО "Север Альянс", решение районного собрания МР "Перемышльский район" от 02.04.2009 N 305 "Об утверждении проекта генерального плана сельского поселения "Село Ахлебинино" в части установления границ населенного пункта деревня "Средняя фабрика Перемышльского района Калужской области", письмо главы администрации МР "Перемышльский район" от 06.04.2009 N 03-10/234, на основании которых были изменены вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 40:17:010502:1, 40:17:010502:2, 40:17:010502:3, 40:17:010502:7 на использование "жилищное строительство" и категории земельных участков "земли населенных пунктов".
Осуществив изменения в данных кадастрового учета: категория земель и вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 40:17:010502:1, 40:17:010502:2, 40:17:010502:3, 40:17:010502:7 - орган кадастрового учета допустил техническую ошибку.
На основании протоколов выявления технической ошибки от 05.02.2010 N 227 учреждением были приняты решения от 08.02.2010 об исправлении технической ошибки, в которых указаны правильные значения характеристик земельных участков: категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
Письмом от 23.04 2010 N 1089/03 собственник земельных участков был уведомлен о внесении записи об установлении правильных характеристик объектов - земельных участков с кадастровыми номерами 40:17:010502:1, 40:17:010502:2, 40:17:010502:3, 40:17:010502:7, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
На момент внесения изменений доказательства того, что включение спорного земельного участка сельскохозяйственного назначения в состав населенного пункта было согласовано с высшим исполнительным органом государственной власти Калужской области, отсутствуют.
В связи с этим апелляционный суд приходит к выводу, что при отсутствии доказательств неправомерного отнесения спорного земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения, оспариваемые действия по внесению изменений в государственном кадастре недвижимости относительно категории земельных участков ввиду исправления допущенной технической ошибки являются законными и не нарушают прав и законных интересов заявителя, в связи с чем оснований для удовлетворения требований заявителя в указанной части не имеется.
В отношении исковых требований об отмене кадастровых паспортов от 07.06.2011 N 40/11-57127; 40/11-57026; 40/11-57079; 40/11-57118 с указанием категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенный вид использования - для сельскохозяйственного производства, суд апелляционной инстанции считает необходимым указать следующее.
Из материалов дела следует, что общество 11.03.2013 обратилось в учреждение с целью получения ранее выданных кадастровых паспортов на земельные участки с кадастровыми номерами 40:17:010102:7, 40:17:010502:1, 40:17:010502:2, 40:17:010502:3 с указанием категории земель - земли населенных пунктов, разрешенный вид использования - под жилищное строительство, предоставив к заявлению перечень документов.
Между тем согласно статье 8 ЗК РФ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В соответствии со статьей 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является:
1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования (который в соответствии со статьей 18 ГрК РФ является документом территориального планирования);
2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
Межселенная территория - это территория между поселениями с набором различных категорий земель, но с обязательным условием низкой плотности сельского поселения (часть 3 статьи 11 ЗК РФ).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.05.2004 N 707-р Перемышльский район Калужской области отнесен к перечню субъектов Российской Федерации с высокой плотностью населения и согласно закону Калужской области от 01.11.2004 N 3369-ОЗ населенный пункт деревня Средняя фабрика входит в состав территорий поселений на территории административно-территориальной единицы Перемышльский район.
Таким образом, основанием для включения земельных участков с кадастровыми номерами 40:17:010502:1, 40:17:010502:2, 40:17:010502:3, 40:17:010502:7 в границы земель поселений должен являться утвержденный генеральный план поселения (пункт 1 статьи 84 ЗК РФ).
При этом исходя из части 3 статьи 8 Закона N 172-ФЗ для внесения сведений о категории земель соответствующих земельных участков кадастр в орган кадастрового учета направляются сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, в порядке, предусмотренном статьи 5 Закона N 172-ФЗ.
Кроме того, пунктом 11 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 618, определены документы, представляемые органом местного самоуправления в орган кадастрового учета в случае установления (изменения) границ населенных пунктов.
Таким образом, орган кадастрового учета вносит в кадастр сведения о категории земель земельных участков в случае представления органом местного самоуправления в установленном порядке документов, предусмотренных пунктов 11 Положения, а также сведений о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов.
Как установлено судом, сведения о включении спорных земельных участков в черту населенного пункта в орган кадастрового учета не поступали.
Ни одного из предусмотренных законодательством документов по включению спорных земельных участков в черту населенного пункта деревня "Средняя фабрика Перемышльский район Калужской области" органом местного самоуправления не представлено.
Кроме того, письмом от 24.04.2014 администрация сообщила, что по состоянию на 23.04.2014 генеральный план сельского поселения "Село Ахлебинино" не утвержден и земельные участки с кадастровыми номерами 40:17:010102:7, 40:17:010502:1, 40:17:010502:2, 40:17:010502:3 в черту населенного пункта не включены.
Все вышеизложенное подтверждает, что процедура установления границы населенного пункта на местности не производилась, соответственно и перевод земельных участков из одной категории в другую также не был произведен.
При таких обстоятельствах, учитывая то, что только утверждением генерального плана поселения (городского округа), отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, устанавливаются либо изменяются границы населенных пунктов, а заинтересованным лицом не были осуществлены мероприятия по описанию местоположения границ населенного пункта, а как следствие, отсутствие в ГКН текстового и графического материала, категория земель земельных участков с кадастровыми номерами 40:17:010502:1, 40:17:010502:2, 40:17:010502:3, 40:17:010502:7 согласно сведениям государственного кадастра недвижимости правомерно определена как "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования указанных земельных участков определен "для сельскохозяйственного производства" Исходя из изложенного оснований для удовлетворения исковых требований у суда первой инстанции не имелось.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции неправомерно не привлек к участию в деле в качестве соответчика администрацию муниципального района "Перемышльский район", не может быть принят во внимание судом.
Согласно статьям 46 и 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации во время судебного разбирательства в первой инстанции арбитражный суд может по ходатайству истца привлечь к участию в деле нескольких ответчиков.
Как усматривается из материалов дела, истцом было заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве соответчика администрации муниципального района "Перемышльский район".
В соответствии с частью 2 статьи 125, частью 1 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в исковом заявлении должны быть указаны наименование ответчика, а также требования истца к ответчику со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам - требования к каждому из них.
Между тем в нарушение указанных положений обществом отдельные требования к администрации не сформулированы.
Кроме того, определением Арбитражного суда Калужской области от 16.09.2013 администрация муниципального района "Перемышльский район" была привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд считает, что невынесение судом первой инстанции определения о результатах рассмотрения указанного ходатайства не привело к формированию неверного вывода относительно существа заявленных истцом требований и не может служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Также не может быть принята во внимание ссылка жалобы на решение Третейского суда г. Москвы от 18.11.2009 по делу N ФТС-103/2009, решение Перемышльского районного суда Калужской области от 27.05.2010, определение Калужского областного суда от 05.07.2010, поскольку в рамках указанных дел судами исследовались иные фактические обстоятельства.
Остальные доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а сводятся к иному, чем у суда толкованию норм права и оценке обстоятельств дела, фактически направлены на их переоценку, данную судом надлежащим образом, и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом второй инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Поскольку определением от 30.05.2014 обществу была предоставлена отсрочка по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, она подлежит взысканию.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Калужской области от 24.04.2014 по делу N А23-3025/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Ахлебинино" (248033, г. Калуга, ул. Генерала Попова д. 14/1, ОГРН 1114029001041, ИНН 7702070139) в доход федерального бюджета госпошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 2000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.Н.ТИМАШКОВА
Судьи
А.Л.ФРИЕВ
О.Г.ТУЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)