Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Изъятие земли; Сделки с землей; Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Уполномоченным органом признан аварийным и снесен многоквартирный дом, в котором располагалось нежилое помещение, принадлежащее истцу.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Кустовой С.В.
судей: Тарасовой А.А., Масловой Т.В.
при секретаре Ч.
рассмотрела в открытом судебном заседании 25 сентября 2015 года гражданское дело по иску Д. к администрации города Хабаровска, Финансовому департаменту администрации города Хабаровска о возмещении ущерба, по апелляционной жалобе Д. на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 13 июля 2015 года.
Заслушав доклад судьи Тарасовой А.А., объяснения представителей истца Ж., О., представителя ответчиков З., судебная коллегия
установила:
Д. обратилась в суд с иском к администрации города Хабаровска, Финансовому департаменту администрации города Хабаровска о возмещении ущерба.
В обоснование заявленных требований указала, что является собственником функционального нежилого помещения, расположенного по <адрес>, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно заключению о признании дома аварийным и подлежащим сносу от 11.10.2013 года N, многоквартирный дом N, располагавшийся по <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. 25 марта 2015 года, дом N по <адрес>, был снесен. Полагает, что действия администрации г. Хабаровска по сносу жилого дома N по <адрес> без равноценного возмещения, являются незаконными.
Просит взыскать с администрации г. Хабаровска в лице Финансового департамента администрации города за счет казны городского округа "Город Хабаровск" в пользу Д. выкупную цену функционального нежилого помещения, расположенного по <адрес>, кадастровый номер N.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 13 июля 2015 года, в удовлетворении исковых требований Д. к администрации города Хабаровска, Финансовому департаменту администрации города Хабаровска о возмещении ущерба - отказано.
В апелляционной жалобе Д. просит отменить решение суда, вынести новое решение, которым исковые требования Д. удовлетворить. Указывает на то, что решение подлежит отмене, как постановленное с неправильным применением норм материального права, а также не установлением обстоятельств имеющих существенное значение для дела. Указывает, что материалы дела, не содержат доказательств, свидетельствующих о том, что администрация города Хабаровска, после признания дома N по <адрес> аварийным и подлежащим сносу, предпринимала действия по выполнению предусмотренной ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ процедуры, то есть направляла собственникам помещений многоквартирного дома N по <адрес>, требования о сносе дома за свой счет, а также принимала решение об изъятии у собственников помещений многоквартирного дома N по <адрес> - имущества.
В заседание суда апелляционной инстанции истец, третьи лица не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, от Д. поступило заявление о рассмотрении дела без ее участия. На основании ч. ч. 3, 5 ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав представителей истца Д. - Ж., О., поддержавших доводы жалобы, представителя ответчиков администрации города Хабаровска, Финансового департамента администрации города Хабаровска - З., возражавшей против удовлетворения жалобы, проверив решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции Д. являлась собственником функционального нежилого помещения, общей площадью 36,7 кв. м расположенного по <адрес>, кадастровый номер N.
Согласно ст. 211 Гражданского кодекса РФ риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Распоряжением Правительства Хабаровского края от 09 августа 2013 год N 569-рп "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Хабаровского края" в результате обильных осадков и паводка рек с 09 августа 2013 г. с 12 часов 00 минут на территории Хабаровского края, в том числе в границах городского округа "Город Хабаровск" введен режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением Администрации г. Хабаровска от 16.09.2013 г. N 3630 "Об утверждении границ зон затопления и подтопления на территории городского округа "Город Хабаровск", возникших в результате чрезвычайной ситуации, связанной с летнее - осенним паводком 2013 г. на реках Амур, Уссури, многоквартирный жилой дом N по <адрес>, включен в перечень зданий и сооружений, находящихся в зонах затопления.
Заключением городской межведомственной комиссии от 11.10.2013 г. N, созданной в соответствии с распоряжением Мэра г. Хабаровска от 31.05.2005 г. N 1328, жилой дом N по <адрес> признан в соответствие с требованиями, установленными Положением "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. N 47, аварийным и подлежащим сносу.
28.10.2013 г. администрацией г. Хабаровска издано постановление N, о сносе многоквартирного дома N по <адрес>.
Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Согласно ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Согласно ч. 2 ст. 32 ЖК РФ изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ч. 7 ст. 32 ЖК РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что указанными нормами, регулируются вопросы обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Однако из материалов гражданского дела не следует, что администрацией г. Хабаровска при признании многоквартирного жилого дома N по <адрес> аварийным и его сноса преследовались цели изъятия имущества для государственных и муниципальных нужд. Основанием для принятия решения о сносе дома явилось повреждение дома в результате чрезвычайной ситуации - крупномасштабного наводнения на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 г., в результате которого дом признан аварийным.
Решений об изъятии земельного участка администрацией г. Хабаровска не принималось.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, о том, что поскольку многоквартирный жилой дом N по <адрес>, в котором находилось нежилое помещение, принадлежащее истцу, был признан аварийным и подлежащим сносу в результате чрезвычайной ситуации - крупномасштабного наводнения в августе - сентябре 2013 г., и как такового изъятия имущества у собственников для муниципальных или государственных нужд не производилось, к спорным правоотношениям подлежат применению специальные нормы о чрезвычайных ситуациях и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона РФ от 21.12.1994 N 68 "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента РФ от 31.08.2013 года N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области" Правительству РФ от 10 сентября 2013 г. поручено принять решение о выплате за счет средств федерального бюджета гражданам, признанным пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, единовременной помощи в размере 10 000 руб. и компенсации в размере 100 000 руб. за утрату имущества первой необходимости. Порядок выплаты указанной единовременной материальной помощи и финансовой помощи определен Постановлением Правительства Хабаровского края от 20.09.2013 г. N 282-пр "Об оказании помощи гражданам, пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся на территориях отдельных муниципальных образований края в результате прошедших в летний период 2013 г. ливневых дождей, сопровождающихся паводками".
Положений, предусматривающих компенсацию за утрату гражданами, принадлежащих им нежилых помещений, указанные акты не содержат.
Также судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что ссылка истца на положения ст. 32 ЖК РФ, регулирующую права собственника жилого помещения при изъятии земельного участка либо жилых помещений для муниципальных нужд, является необоснованной и неприменимой к спорным отношениям, исходя из обстоятельств настоящего дела, что опровергает доводы апелляционной жалобы Д. о несоблюдении администрацией г. Хабаровска требований п. 10 ст. 32 ЖК РФ.
Ссылки Д. на п. 22 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14, по изложенным выше основаниям, также являются необоснованными.
Многоквартирный дом, расположенный по <адрес> и находящееся в нем нежилое помещение, принадлежащее истцу, пострадали в результате стихийного бедствия. Дом признан аварийным и подлежащим сносу. В данном случае, в результате сноса дома отсутствует лишение собственника имущества или изъятие его для государственных или муниципальных нужд, поскольку имущество уже погибло в результате чрезвычайной ситуации. Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность органов местного самоуправления, государственных органов по компенсации стоимости нежилого недвижимого имущества, расположенного в жилых домах, подлежащих сносу в результате произошедшей чрезвычайной ситуации. В данном случае риск случайной гибели имущества лежит на собственнике (ст. 211 ГК РФ).
Суд первой инстанции также пришел к обоснованному выводу о том, что совокупность необходимых условий для возложения на ответчиков гражданско-правовой ответственности согласно ст. ст. 15, 16, 1069 ГК РФ, за утрату принадлежащего истцу нежилого помещения также отсутствуют.
Выводы суда основаны на нормах материального права, проанализированных в решении, предусмотренных законом оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Доводы апелляционной жалобы Д. сводятся к иному, ошибочному толкованию норм права, которые были проанализированы в решении суда и получили соответствующую оценку.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, апелляционная жалоба Д. не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Хабаровска от 13 июля 2015 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу Д. - без удовлетворения.
Председательствующий
С.В.КУСТОВА
Судьи
А.А.ТАРАСОВА
Т.В.МАСЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 25.09.2015 ПО ДЕЛУ N 33-6445/2015
Требование: О возмещении ущерба.Разделы:
Изъятие земли; Сделки с землей; Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Уполномоченным органом признан аварийным и снесен многоквартирный дом, в котором располагалось нежилое помещение, принадлежащее истцу.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 сентября 2015 г. по делу N 33-6445/2015
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Кустовой С.В.
судей: Тарасовой А.А., Масловой Т.В.
при секретаре Ч.
рассмотрела в открытом судебном заседании 25 сентября 2015 года гражданское дело по иску Д. к администрации города Хабаровска, Финансовому департаменту администрации города Хабаровска о возмещении ущерба, по апелляционной жалобе Д. на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 13 июля 2015 года.
Заслушав доклад судьи Тарасовой А.А., объяснения представителей истца Ж., О., представителя ответчиков З., судебная коллегия
установила:
Д. обратилась в суд с иском к администрации города Хабаровска, Финансовому департаменту администрации города Хабаровска о возмещении ущерба.
В обоснование заявленных требований указала, что является собственником функционального нежилого помещения, расположенного по <адрес>, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно заключению о признании дома аварийным и подлежащим сносу от 11.10.2013 года N, многоквартирный дом N, располагавшийся по <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. 25 марта 2015 года, дом N по <адрес>, был снесен. Полагает, что действия администрации г. Хабаровска по сносу жилого дома N по <адрес> без равноценного возмещения, являются незаконными.
Просит взыскать с администрации г. Хабаровска в лице Финансового департамента администрации города за счет казны городского округа "Город Хабаровск" в пользу Д. выкупную цену функционального нежилого помещения, расположенного по <адрес>, кадастровый номер N.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 13 июля 2015 года, в удовлетворении исковых требований Д. к администрации города Хабаровска, Финансовому департаменту администрации города Хабаровска о возмещении ущерба - отказано.
В апелляционной жалобе Д. просит отменить решение суда, вынести новое решение, которым исковые требования Д. удовлетворить. Указывает на то, что решение подлежит отмене, как постановленное с неправильным применением норм материального права, а также не установлением обстоятельств имеющих существенное значение для дела. Указывает, что материалы дела, не содержат доказательств, свидетельствующих о том, что администрация города Хабаровска, после признания дома N по <адрес> аварийным и подлежащим сносу, предпринимала действия по выполнению предусмотренной ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ процедуры, то есть направляла собственникам помещений многоквартирного дома N по <адрес>, требования о сносе дома за свой счет, а также принимала решение об изъятии у собственников помещений многоквартирного дома N по <адрес> - имущества.
В заседание суда апелляционной инстанции истец, третьи лица не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, от Д. поступило заявление о рассмотрении дела без ее участия. На основании ч. ч. 3, 5 ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав представителей истца Д. - Ж., О., поддержавших доводы жалобы, представителя ответчиков администрации города Хабаровска, Финансового департамента администрации города Хабаровска - З., возражавшей против удовлетворения жалобы, проверив решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции Д. являлась собственником функционального нежилого помещения, общей площадью 36,7 кв. м расположенного по <адрес>, кадастровый номер N.
Согласно ст. 211 Гражданского кодекса РФ риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Распоряжением Правительства Хабаровского края от 09 августа 2013 год N 569-рп "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Хабаровского края" в результате обильных осадков и паводка рек с 09 августа 2013 г. с 12 часов 00 минут на территории Хабаровского края, в том числе в границах городского округа "Город Хабаровск" введен режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением Администрации г. Хабаровска от 16.09.2013 г. N 3630 "Об утверждении границ зон затопления и подтопления на территории городского округа "Город Хабаровск", возникших в результате чрезвычайной ситуации, связанной с летнее - осенним паводком 2013 г. на реках Амур, Уссури, многоквартирный жилой дом N по <адрес>, включен в перечень зданий и сооружений, находящихся в зонах затопления.
Заключением городской межведомственной комиссии от 11.10.2013 г. N, созданной в соответствии с распоряжением Мэра г. Хабаровска от 31.05.2005 г. N 1328, жилой дом N по <адрес> признан в соответствие с требованиями, установленными Положением "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. N 47, аварийным и подлежащим сносу.
28.10.2013 г. администрацией г. Хабаровска издано постановление N, о сносе многоквартирного дома N по <адрес>.
Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Согласно ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Согласно ч. 2 ст. 32 ЖК РФ изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ч. 7 ст. 32 ЖК РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что указанными нормами, регулируются вопросы обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Однако из материалов гражданского дела не следует, что администрацией г. Хабаровска при признании многоквартирного жилого дома N по <адрес> аварийным и его сноса преследовались цели изъятия имущества для государственных и муниципальных нужд. Основанием для принятия решения о сносе дома явилось повреждение дома в результате чрезвычайной ситуации - крупномасштабного наводнения на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 г., в результате которого дом признан аварийным.
Решений об изъятии земельного участка администрацией г. Хабаровска не принималось.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, о том, что поскольку многоквартирный жилой дом N по <адрес>, в котором находилось нежилое помещение, принадлежащее истцу, был признан аварийным и подлежащим сносу в результате чрезвычайной ситуации - крупномасштабного наводнения в августе - сентябре 2013 г., и как такового изъятия имущества у собственников для муниципальных или государственных нужд не производилось, к спорным правоотношениям подлежат применению специальные нормы о чрезвычайных ситуациях и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона РФ от 21.12.1994 N 68 "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента РФ от 31.08.2013 года N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области" Правительству РФ от 10 сентября 2013 г. поручено принять решение о выплате за счет средств федерального бюджета гражданам, признанным пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, единовременной помощи в размере 10 000 руб. и компенсации в размере 100 000 руб. за утрату имущества первой необходимости. Порядок выплаты указанной единовременной материальной помощи и финансовой помощи определен Постановлением Правительства Хабаровского края от 20.09.2013 г. N 282-пр "Об оказании помощи гражданам, пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся на территориях отдельных муниципальных образований края в результате прошедших в летний период 2013 г. ливневых дождей, сопровождающихся паводками".
Положений, предусматривающих компенсацию за утрату гражданами, принадлежащих им нежилых помещений, указанные акты не содержат.
Также судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что ссылка истца на положения ст. 32 ЖК РФ, регулирующую права собственника жилого помещения при изъятии земельного участка либо жилых помещений для муниципальных нужд, является необоснованной и неприменимой к спорным отношениям, исходя из обстоятельств настоящего дела, что опровергает доводы апелляционной жалобы Д. о несоблюдении администрацией г. Хабаровска требований п. 10 ст. 32 ЖК РФ.
Ссылки Д. на п. 22 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14, по изложенным выше основаниям, также являются необоснованными.
Многоквартирный дом, расположенный по <адрес> и находящееся в нем нежилое помещение, принадлежащее истцу, пострадали в результате стихийного бедствия. Дом признан аварийным и подлежащим сносу. В данном случае, в результате сноса дома отсутствует лишение собственника имущества или изъятие его для государственных или муниципальных нужд, поскольку имущество уже погибло в результате чрезвычайной ситуации. Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность органов местного самоуправления, государственных органов по компенсации стоимости нежилого недвижимого имущества, расположенного в жилых домах, подлежащих сносу в результате произошедшей чрезвычайной ситуации. В данном случае риск случайной гибели имущества лежит на собственнике (ст. 211 ГК РФ).
Суд первой инстанции также пришел к обоснованному выводу о том, что совокупность необходимых условий для возложения на ответчиков гражданско-правовой ответственности согласно ст. ст. 15, 16, 1069 ГК РФ, за утрату принадлежащего истцу нежилого помещения также отсутствуют.
Выводы суда основаны на нормах материального права, проанализированных в решении, предусмотренных законом оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Доводы апелляционной жалобы Д. сводятся к иному, ошибочному толкованию норм права, которые были проанализированы в решении суда и получили соответствующую оценку.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, апелляционная жалоба Д. не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Хабаровска от 13 июля 2015 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу Д. - без удовлетворения.
Председательствующий
С.В.КУСТОВА
Судьи
А.А.ТАРАСОВА
Т.В.МАСЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)