Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 02.07.2015 N Ф08-4069/2015 ПО ДЕЛУ N А32-8145/2014

Требование: О признании незаконным отказа в переводе земельных участков из одной категории в другую, о понуждении к принятию соответствующего решения.

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Общество расценило как отказ решение департамента о возврате материалов по переводу участков со ссылкой на заключение о расположении испрашиваемых участков в границах объекта федерального значения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июля 2015 г. по делу N А32-8145/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 июля 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Епифанова В.Е. и Сидоровой И.В. при участии в судебном заседании от органов, осуществляющих публичные полномочия: департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Казаковой Ю.Н. и Полухина Е.В. (доверенности от 12.01.2015 и от 20.02.2015), администрации Краснодарского края (ИНН 2308038402, ОГРН 1022301224549) - Зиновской Л.В. (доверенность от 22.12.2014), в отсутствие представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Агро" (ИНН 3662175167, ОГРН 1123668019661), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края, администрации Таманского сельского поселения, управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Темрюкский район, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агро" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.10.2014 (судья Назыков А.Л.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2015 (судьи Галов В.В., Попов А.А., Ломидзе О.Г.) по делу N А32-8145/2014, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Агро" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края, администрации Краснодарского края (далее - департамент имущественных отношений, администрация края) о признании незаконным изложенного в письме от 27.12.2013 N 52-20584/13-33.12 решения об отказе в переводе земельных участков площадью 10 тыс. кв. м с кадастровым номером 23:30:0601006:100, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, станица Тамань, юго-западнее, в 6310 метрах, площадью 5616 кв. м с кадастровым номером 23:30:0601001:29, площадью 17 787 кв. м с кадастровым номером 23:30:0601001:28, площадью 252 519 кв. м с кадастровым номером 23:30:0601001:26, площадью 2178 кв. м с кадастровым номером 23:30:0601001:27, площадью 83 445 кв. м с кадастровым номером 23:30:0601001:30, площадью 95 291 кв. м с кадастровым номером 23:30:0601001:33, площадью 14 223 кв. м с кадастровым номером 23:30:0601001:32, площадью 12 743 кв. м с кадастровым номером 23:30:0601001:31, площадью 33 430 кв. м с кадастровым номером 23:30:0000000:329, расположенных по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, в границах АФ "Южная" ОАО, площадью 232 684 кв. м с кадастровым номером 23:30:0601001:23, площадью 51 129 кв. м с кадастровым номером 23:30:0601001:25, площадью 4455 кв. м с кадастровым номером 23:30:0601001:24, расположенных по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, западнее станицы Тамань на мысе Тузла, (далее - земельные участки) из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, о понуждении администрации края к принятию соответствующего решения о переводе земельных участков из одной категории в другую (далее - земли промышленности).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент по архитектуре и градостроительству Краснодарского края, администрация Таманского сельского поселения, управление архитектуры и градостроительства администрация муниципального образования Темрюкский район (далее - департамент по архитектуре, администрация поселения, управление архитектуры).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.10.2014, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано по мотивам расположения земельных участков в границах сухогрузного района морского порта Тамань, пересечения границ земельных участков с красными линиями, несоответствия целевого назначения земельных участков утвержденной документации по планировке территории сухогрузного района морского порта Тамань. Суды также отметили необоснованность перевода земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, недоказанность отсутствия иных вариантов использования земельных участков, нарушение заявителем процедуры перевода земельных участков в другую категорию, наличие у общества возможности изменения категории земельных участков после изменения в установленном порядке границ морского порта Тамань.
Общество обжаловало судебные акты в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), считая, что резолютивная часть судебного акта суда первой инстанции противоречит его мотивировочной части, несоответствие категории земель промышленности документации по планировке территории и нахождение земельных участков за красными линиями планируемой застройки (на планируемой территории общего пользования) не препятствуют их переводу из одной категории в другую, такой перевод не противоречит документам территориального планирования, земельные участки расположены на части территории морского порта Тамань, предназначенной для промышленной застройки. По мнению заявителя кассационной жалобы, суды не вправе приводить в судебных актах мотивы, отличные от мотивов, приведенных уполномоченными органами в оспариваемом решении, в ходе судебного разбирательства по делу не разрешены разногласия уполномоченных органов государственной власти Краснодарского края относительно вопроса перевода земельных участков из одной категории в другую, законодательством установлен исчерпывающий (закрытый) перечень оснований возврата заявителю ходатайства о переводе земельных участков из одной категории в другую или принятия решения об отказе в его удовлетворении, такие основания установлены не были, перевод земельных участков в другую категорию фактически состоялся в связи с переводом земель морского порта Тамань в категорию земель промышленности, несмотря на то, что для соблюдения формальной процедуры перевода земельных участков в категорию земель промышленности не требуется документ, содержащий обоснование такого перевода применительно к каждому из земельных участков, такие документы обществом были предоставлены.
В отзывах на кассационную жалобу администрация края и департамент архитектуры, поддерживая выводы судов, просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела видно и судами установлено, что общество обратилось в администрацию края с заявлением от 24.10.2013 о переводе земельного участка с кадастровым номером 23:30:0000000:329, принадлежащего заявителю на праве аренды, и остальных земельных участков, находящихся у него в собственности, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности с целью размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов (далее - промышленные объекты). Размещение промышленных объектов предполагалось на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району, а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов. К заявлению общество приложило доверенность, свидетельства о государственной регистрации права, выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр), кадастровые выписки о земельных участках, копии учредительных документов общества, выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, заключение управления по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей Краснодарского края, заключение управления архитектуры о соответствии испрашиваемого целевого назначения земель документам территориального планирования, картографический материал.
На схеме территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.03.2013 N 384-р "Об утверждении схемы территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения", схеме территориального планирования Краснодарского края, утвержденной постановлением губернатора края от 10.05.2011 N 438 "Об утверждении схемы территориального планирования Краснодарского края", схеме территориального планирования Темрюкского района, утвержденной решением Совета муниципального образования Темрюкский район от 22.11.2013 N 598, генеральном плане Таманского сельского поселения, утвержденном решением Совета Таманского сельского поселения Темрюкского района от 29.08.2013 N 257, отражено расположение земельных участков в границах являющегося объектом федерального значения сухогрузного района морского порта Тамань.
Испрашиваемая обществом категория земельных участков не противоречит документам территориального планирования Российской Федерации, Краснодарского края, Темрюкского района, земельные участки общества расположены на территории морского порта Тамань в той ее части, которая предназначена для промышленной застройки. Испрашиваемое целевое назначение земельных участков также соответствует регламенту установленной генеральным планом Таманского сельского поселения функциональной зоны размещения производственных объектов и объектов коммунально-складского назначения. В этой зоне допускается размещение промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного и трубопроводного транспорта, связи, а также установление санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов.
Для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры сухогрузного морского порта Тамань была разработана документация по планировке территории сухогрузного района порта Тамань, утвержденная постановлением главы администрации поселения от 14.03.2013 N 123. Проектом планировки установлены красные линии, обозначающие существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования. Проектом межевания определены земельные участки, предназначенные для планируемого строительства. Границы земельных участков общества имеют пересечения с установленными красными линиями застройки, часть земельных участков расположена на запланированной территории общего пользования.
По изложенным в письме от 17.12.2013 N 71-7797/13-03-01 сведениям департамента по архитектуре, земельные участки расположены в границах объекта федерального значения - сухогрузного района морского порта Тамань, размещение промышленных объектов на земельных участках в схемах территориального планирования Российской Федерации и Краснодарского края не отражено, испрашиваемое целевое назначение земельных участков документации по планировке территории сухогрузного района морского порта Тамань не соответствует.
Департамент имущественных отношений, рассмотрев по поручению администрации края ходатайства общества о переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, сославшись на заключение департамента по архитектуре (письмо от 17.12.2013 N 71-7797/13-03-01), с сопроводительным письмом от 27.12.2013 N 52-20584/13-33.12 возвратил материалы по переводу земельных участков обществу. Расценив содержание письма от 27.12.2013 N 52-20584/13-33.12 как решение уполномоченного органа об отказе в переводе земельных участков из одной категории в другую, общество обратилось в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
При принятии обжалуемых судебных актов, суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Кодекса и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установление их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, в силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ), осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), Законом N 172-ФЗ, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статьей 8 Земельного кодекса в применимой к рассматриваемым отношениям редакции перевод земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности или частной собственности, в другие категории отнесен к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. Содержание ходатайства о переводе земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В ходатайстве, в том числе, указывается обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую (статья 2 Закона N 172-ФЗ).
Порядок рассмотрения ходатайств установлен статьей 3 Закона N 172-ФЗ. Ходатайство направляется заинтересованным лицом в уполномоченный орган. В рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если к нему приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства. В этом случае ходатайство подлежит возврату заинтересованному лицу с указанием причин, послуживших основанием для отказа в принятии ходатайства для рассмотрения. По результатам рассмотрения ходатайства по существу уполномоченным органом принимается акт о переводе земельных участков из одной категории в другую либо акт об отказе в таком переводе. Одним из оснований отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в статье 4 Закона 172-ФЗ названо несоответствие испрашиваемого целевого назначения земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Одной из особенностей перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию является возможность осуществления такого перевода только в исключительных случаях, в том числе связанных с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов (статья 7 Закона N 172-ФЗ).
Статьей 4 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" на администрацию края как высший исполнительный орган государственной власти Краснодарского края возложены полномочия по переводу земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, а также по установлению содержания ходатайства и состава прилагаемых к нему документов.
Пунктом 3.19 Положения о департаменте имущественных, утвержденного постановлением главы администрации края от 23.04.2007 N 345, функциями по подготовке в установленном законодательством порядке и представлению в администрацию края предложений о переводе земельных участков из одной категории в другую, по отказу в рассмотрении ходатайств о переводе земельных участков из одной категории в другую и отказу в переводе земельных участков из одной категории в другую наделен департамент имущественных отношений.
В соответствии с постановлением главы администрации края от 13.04.2012 N 394 "Об утверждении требований к содержанию ходатайства о переводе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, в другую категорию и состава прилагаемых к нему документов" в ходатайстве должно быть указано, в том числе, обоснование перевода земель в другую категорию земель, включающее цель перевода земель в другую категорию. К ходатайству должен быть приложен документ, содержащий обоснование отсутствия иных вариантов использования земельных участков из других категорий земель для испрашиваемых целей, выданный уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположены земли, перевод которых предполагается осуществить, планово-картографический материал с указанием местоположения земель, перевод которых предполагается осуществить в другую категорию, позволяющий однозначно определить положение границ на местности.
Оценив приведенное обществом в своем заявлении обоснование перевода земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, указав на то, что такой перевод имеет не только частноправовое, но и определенное публичное значение, что такое изменение одной из неотъемлемых характеристик земельного участка не может быть предметом исключительно усмотрения собственника земельного участка, что перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию является одним из примеров публично-правового содержания права собственности на землю, суды первой и апелляционной инстанций согласились с мнением уполномоченного органа о недостаточной аргументированности и мотивированности названного обоснования, признали общество существенно нарушившим процедуру перевода земельных участков из одной категории в другую, а оспариваемое решение об отказе в рассмотрении ходатайства, изложенное в письме департамента имущественных отношений от 27.12.2013 N 52-20584/13-33.12 - законным не нарушающим права заявителя.
Доводы кассационной жалобы направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденные доказательствами. У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для такой переоценки доказательств, иное привело бы к нарушению единообразия в толковании и применении арбитражным судом процессуальных норм (постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24.07.2012 N 17382/11).
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Кодекса.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.10.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2015 по делу N А32-8145/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
В.А.АНЦИФЕРОВ
Судьи
В.Е.ЕПИФАНОВ
И.В.СИДОРОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)