Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.09.2014 ПО ДЕЛУ N А45-23313/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 сентября 2014 г. по делу N А45-23313/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 15 сентября 2014 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Усаниной Н.А.
судей: Журавлевой В.А., Марченко Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мавлюкеевой А.М. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
- от заявителей: ООО Управляющая компания "ПАССИМ": Степанова О.В. по доверенности от 01.11.2013 г. (на три года); Новикова Нина Николаевна, паспорт;
- от Гримашевич Сергея Николаевича: Новикова Нина Николаевна по доверенности от 14.02.2014 г. (на один год)
от заинтересованных лиц: Администрации Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области: Антонова М.В. по доверенности от 16.09.2013 г. (в течение одного года)
от Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области: без участия
от третьего лица: без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 20 июня 2014 года по делу N А45-23313/2013 (судья Полякова В.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ПАССИМ" (ОГРН 1035402468958, ИНН 5406227058), индивидуального предпринимателя Новиковой Нины Николаевны (ОГРНИП 309547525700032 ИНН 543310133911), индивидуального предпринимателя Гримашевич Сергея Николаевича (ОГРНИП 304543307000065, ИНН 543313021606)
к Мичуринскому сельсовету Новосибирского района Новосибирской области, Администрации Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области (ОГРН 1025404357670, ИНН 5433107747)
третье лицо: Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства (ОГРН 1087799030846, ИНН 7709441907)
о признании недействительным постановления, незаконным решения

установил:

Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ПАССИМ" (далее - ООО УК "ПАССИМ"), индивидуальный предприниматель Новикова Нина Николаевна (далее - ИП Новикова Н.Н.); индивидуальный предприниматель Гримашевич Сергей Николаевич (далее - ИП Гримашевич С.Н.) обратились в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным Постановления администрации Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 12.09.2013 N 247 "О резервировании земельного участка с кадастровым номером 54:19:080201:814 сроком на семь лет", о признании незаконным решения Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 21.10.2013 N 5 "Об утверждении перспективной схемы инженерных коммуникаций в поселке Элитный".
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 20.06.2014 г. заявленные ООО УК "ПАССИМ", ИП Новиковой Н.Н., ИП Гримашевич С.Н. требования удовлетворены, признано недействительным Постановление Администрации Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 12.09.2013 N 247 "О резервировании земельного участка с кадастровым номером 54:19:080201:844 сроком на семь лет"; незаконным решение Совета депутатов Мичуринского сельсовета Новосибирского района от 21.10.2013 N 5 "Об утверждении перспективной схемы инженерных коммуникаций в поселке Элитном".
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация Мичуринского Сельсовета Новосибирского района Новосибирской области (далее - Администрация Мичуринского сельсовета) в поданной в Седьмой арбитражный апелляционный суд апелляционной жалобе, ссылаясь на вынесение решения суда в отношении лица, не привлеченного к участию в деле - Совета депутатов Мичуринского сельсовета Новосибирского района; с нарушением норм материального права и на основании выводов, которые противоречат фактическим обстоятельствам и не подтверждены материалами дела, процедура резервирования земель не связана с наличием или отсутствием права муниципальной собственности на земельные участки, которые попали в зону резервирования; квалифицирующее значение в данном случае имеет то обстоятельство, что разрешенное использование земельного участка, кадастровый номер 54:19:080201:814 расположен в Новосибирской области, Новосибирского района, п. Элитный, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении заявленных требований.
ООО УК "ПАССИМ", ИП Новикова Н.Н., ИП Гримашевич С.Н. в представленных отзывах просят решении суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третье лицо Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства, просит решение суда отменить, апелляционную жалобу Администрации Мичуринского сельсовета удовлетворить, рассмотреть апелляционную жалобу в судебном заседании в отсутствие представителя Фонда.
Мичуринский сельсовет Новосибирского района Новосибирской области отзыв на апелляционную жалобу не представил, явку представителя в суд апелляционной инстанции не обеспечил.
В соответствии со статьей 156, частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства при имеющихся явке и материалам дела.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей заявителей, заинтересованного лица - подателя апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Новосибирской области не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, 18.09.2013 г. в выпуске N 38 газеты "Приобская правда" опубликовано Постановление главы Администрации Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 12.09.2013 N 247 "О резервировании земельного участка с кадастровым номером 54:19:080201:814 сроком на семь лет", Решением Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 21.10.2013 N 5 "Об утверждении перспективной схемы инженерных коммуникаций в поселке Элитный" утверждена перспективная схема инженерных коммуникаций в п. Элитный.
Полагая, что указанные Постановление и Решение приняты в нарушение положений Земельного кодекса РФ, Положения о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 г. N 561, заявители обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии оспариваемых решений закону, нарушающих права и законные интересы заявителей.
Следуя материалам дела, оспариваемые акты приняты в отношении земельного участка с кадастровым номером 54:19:080201:814, смежными землепользователями которого являются заявители, о его резервировании сроком на семь лет, утверждении схемы прохождения водопровода по указанному земельному участку.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, осуществляется в случаях, связанных, в том числе, с размещением объектов инженерной инфраструктуры.
Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов местного значения, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий (пункт 2 статьи 70.1 ЗК РФ).
Статьей 49 ЗК РФ предусмотрено, что изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов: объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения государственного или муниципального значения.
Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 70.1 ЗК РФ).
Подпункт "а" пункт 3 Положения о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утверждено Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 г. N 561 предусматривает порядок резервирования земель, в том числе, на основании документации по планировке территории.
Частью 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) к документам территориального планирования муниципальных образований относит генеральный план поселений.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит, в том числе, и карту планируемого размещения объектов местного значения поселения.
Кроме того, в силу статей 20, 24, 26 ГрК РФ проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, а реализация документов территориального планирования осуществляется путем, в том числе, принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решений о резервировании.
В силу части 1 статьи 28 ГрК РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов проводятся в обязательном порядке.
В соответствии с частью 3 статьи 28 ГрК РФ публичные слушания проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования.
В случае внесения изменений в генеральный план в отношении части территории поселения или городского округа публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, находящихся в границах территории поселения или городского округа, в отношении которой осуществлялась подготовка указанных изменений.
Согласно части 5 статьи 28 ГрК РФ в целях доведения до населения информации о содержании проекта генерального плана уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа в обязательном порядке организуют выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта генерального плана, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта генерального плана на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению.
Участники публичных слушаний вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта генерального плана, для включения их в протокол публичных слушаний (часть 6 статьи 28 ГрК РФ).
В нарушение вышеназванных норм, Администрацией Мичуринского сельсовета принято решение о резервировании земельного участка с кадастровым номером 54:19:080201:814, поскольку размещение объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения на указанном земельном участке не предусмотрено генеральным планом поселка Элитный.
Кроме того, как правомерно указал суд первой инстанции, доказательств того, что публичные слушания в предусмотренном порядке в отношении документов по планировке территории поселка Элитный Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области были проведены, а равно по планировке территории поселка Элитный Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, на основании которых были приняты оспариваемые в рамках настоящего дела Постановление администрации Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 12.09.2013 N 247 "О резервировании земельного участка с кадастровым номером 54:19:080201:814 сроком на семь лет" и решение Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 21.10.2013 N 5 "Об утверждении перспективной схемы инженерных коммуникаций в поселке Элитный, заинтересованными лицами в материалы дела не представлено.
Судом также приняты во внимание обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами по делу по делам N А45-22590/2012, А45-9456/2013, которыми признано незаконным решение комиссии по вопросам предоставления земельных участков на территории Новосибирского района о проведении процедуры формирования земельного участка ориентировочной площадью 800 кв. м для отвода талых и ливневых (дождевых) вод на территории муниципального образования Мичуринского сельсовета в поселке Элитный с последующим предоставлением земельного участка в постоянное бессрочное пользование Администрации Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации, признано недействительным Постановление администрации Новосибирского района Новосибирской области от 18.11.2011 N 7149 "О предоставлении в постоянное бессрочное пользование земельного участка администрации Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области" как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации, признано отсутствующим право постоянного бессрочного пользования администрации Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области на земельный участок с кадастровым номером 54:19:080201:814 площадью 800 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов - для отвода талых и ливневых (дождевых) вод, расположенный по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, Мичуринский сельсовет, поселок Элитный, признано отсутствующим право собственности Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области на земельный участок с кадастровым номером 54:19:080201:814 площадью 800 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов - для отвода талых и ливневых (дождевых) вод, расположенный по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, Мичуринский сельсовет, поселок Элитный.
Ссылка Администрации Мичуринского сельсовета на то, что наличие полномочий органа местного самоуправления резервировать земельный участок для государственных или муниципальных нужд не связано с наличием права муниципальной или государственной собственности на земельный участок, а допускается и в отношении земельных участков всех форм собственности, несостоятельна, поскольку заинтересованными лицами нарушен порядок резервирования земельных участков для муниципальных нужд.
Доводы Администрации о не применении к соответствующим решениям в целях размещения объектов местного значения поселений на территориях сельских поселений до 31.12.2013 г. положения части 4 статьи 9 ГрК РФ на основании п. 1.2. статьи 3 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ", отклоняются судом апелляционной инстанции, как не исключающее применение подпункта "а" пункта 3 Положения о резервирования земель для государственных или муниципальных нужд, утверждено Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 г. N 561, действующего на момент принятия обжалуемых решений, о принятии решения о резервировании земель на основании документации по планировке территории.
Судом правомерно отмечено, что сами действия заинтересованных лиц по резервированию земельного участка с кадастровым номером 54:19:080201:814 противоречат доводу о наличии у Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области права собственности на этот участок.
Из справки кадастрового инженера, представленной в материалы дела, следует, что на земельном участке с кадастровым номером 54:19:080201:814 находятся объекты: здание проходной, железнодорожные пути, электрический кабель, забор из железобетонных плит, надземный газопровод, водопровод, канализация.
Все эти объекты принадлежат заявителям и предназначены для обслуживания расположенных на принадлежащих им земельных участках объектов недвижимости, при этом принадлежащие заявителям земельные участки являются смежными по отношению к земельному участку с кадастровым номером 54:19:080201:814.
Само возникновение земельного участка с кадастровым номером 54:19:080201:814, как поясняют заявители со ссылкой на состоявшиеся судебные акты (дела N А45-22590/2012, N А45-9456/2013, N А45-3500/2014), стало возможным в результате кадастровой ошибки.
Устранить кадастровую ошибку в настоящее время заявители лишены возможности в результате издания оспариваемых правовых актов.
Арбитражным судом Новосибирской области при рассмотрении дела N А45-3500/2014 установлено, что земельный участок с кадастровым номером 54:19:080201:814 находится между земельными участками заявителей с кадастровыми номерами 54:19:080201:489 и 54:19:080201:490.
Кроме того, судом учтено, что состоявшимся судебным актом, решением суда по делу N А45-9456/2013 признано отсутствующим право собственности Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области на спорный земельный участок, наличие обеспечительных мер от 04.10.2013, запрещающих совершать какие-либо действия с земельным участком до вступления решения в законную силу, между тем, Мичуринский сельсовет Новосибирского района Новосибирской области вновь зарегистрировал на спорный земельный участок право собственности.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что оспариваемые акты не нарушают прав и законных интересов заявителей, со ссылкой на то, что подъездной железнодорожный путь ООО УК "ПАССИМ" является объектом вспомогательного значения, не принимаются судом апелляционной инстанции, как не имеющие правового значения для рассмотрения настоящего спора, где не разрешается вопрос о принадлежности объектов на праве собственности; нарушение прав и законных интересов заявителей выражается в создании препятствий в приобретении права на спорный земельный участков в целях эксплуатации объектов, используемых для осуществления предпринимательской деятельности, кроме того, само возникновение земельного участка с кадастровым номером 54:19:080201:814, имеющего форму узкого клина, стало возможным в результате кадастровой ошибки, судебным актом по делу N А45-22590/2012 признано незаконным решение о формировании спорного земельного участка с кадастровым номером 54:19:080201:814.
Довод жалобы Администрации относительно принятия судом решения о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле Совета депутатов Муниципального образования, подлежит отклонению.
В соответствии со статьями 42, 257 АПК РФ лица, не участвовавшие в деле, имеют право на обжалование судебного акта в кассационном порядке, если он принят арбитражным судом об их правах и обязанностях.
При этом, судебный акт может быть признан вынесенным о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, лишь в том случае, если им устанавливаются права этого лица относительно предмета спора либо возлагаются обязанности на это лицо.
Подателем апелляционной жалобы не мотивировано, каким образом, принятый в рамках настоящего дела судебный акт, затрагивает права и обязанности Совета депутатов Муниципального образования, с учетом, установленных в рамках дела фактических обстоятельств и представленных в их обоснование доказательств.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 2 Устава Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, принятым Решением 47-ой сессии Совета депутатов Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 29.07.2009 г., структуру органов местного самоуправления сельсовета составляет в том числе, и представительный орган муниципального образования - Совет депутатов Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области; Совет депутатов не обладает правами юридического лица.
В силу пункта 2 статьи 125 Гражданского кодекса РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Совету депутатов Мичуринского сельсовета Новосибирского района такого права не предоставлено.
Признание судом первой инстанции решения Совета депутатов Мичуринского сельсовета незаконным как ненормативного правового акта, при этом, Администрация полагает, что указанный акт является правовым, не противоречит позиции, изложенной в абз. 2 пункта 1.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", в соответствии с которой, акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих публичные полномочия, об утверждении проектов планировки и проектов межевания территории, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории (охранных, защитных зон), о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд не содержат норм права и не устанавливают правил поведения, а представляют собой акты применения к земельным участкам (землям) в границах определяемой соответствующим актом территории специального правового режима, предусмотренного законом или иным нормативным правовым актом. По своей юридической природе такие акты не являются нормативными правовыми актами и могут быть оспорены по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В целом доводы апелляционной жалобы Администрации Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области по существу направлены на переоценку доказательств и установленных по делу обстоятельств, оснований для которой у суда апелляционной инстанции в силу статьи 270 АПК РФ, не имеется.
При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции надлежащим образом исследованы имеющиеся в деле доказательства, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, не допущено.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 20 июня 2014 года по делу N А45-23313/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий
Н.А.УСАНИНА

Судьи
В.А.ЖУРАВЛЕВА
Н.В.МАРЧЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)