Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2009 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Ермолаевой Л.П., судей Соколовой Т.В., Баканова В.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Стельмах М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального учреждения "Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.11.2008 по делу N А76-10548/2008 (судья Воронин А.Г.), при участии от подателя жалобы - Болоной И.Ю. (доверенность N МВ-3478 от 10.11.2008)
установил:
Муниципальное учреждение "Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа" (далее - МУ "КУИ ЗГО", истец), обратился в Арбитражный суд Челябинской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управления государственным имуществом по Челябинской области (далее - ТУФАУГИ, ответчик 1) и Управлению Федеральной регистрационной службы по Челябинской области (далее - УФРС по Челябинской области, ответчик 2) с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Главного управления лесами Челябинской области, Областного государственного учреждения Миасское лесничество, Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Челябинской области, и Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Челябинской области (далее - 3 лица), о признании недействительной регистрации права собственности Российской Федерации (записи регистрации в ЕГРП N 74-74-25/035/2008-173, 74-74-25/126/2007-11) в части регистрации права на лесные участки, расположенные: Россия, Челябинская область, Златоустовское участковое лесничество ОГУ "Миасское лесничество" (ранее Городское лесничество Златоустовского лесхоза) кварталы 81, 82, 93, 106, 118, 119, 131, 132, 133, 134, 135, 143-145, 149-158, 165-169, 174-177, 180-190, общей площадью 24 419 000 кв. м; а также лесные участки, расположенные: Россия, Челябинская область, г. Златоуст, Златоустовское участковое лесничество ОГУ "Миасское лесничество" (ранее Златоустовское лесничество Златоустовского лесхоза) кварталы 55, 56, 74, 77, 85, 86, 89 общей площадью 6 050 000 кв. м; признании недействительной регистрацию права собственности Российской Федерации (запись регистрации 74-74-25/098/2007-498) в части регистрации права на земельный участок, расположенный: Россия, Челябинская область, г. Златоуст, в квартале N 152 Городского лесничества Златоустовского лесхоза общей площадью 11 000 кв. м; и восстановлении положения, существовавшее до проведения государственной регистрации права собственности Российской Федерации путем прекращения права собственности Российской Федерации на указанные земельные участки.
Решением Арбитражного суда Челябинского области от 18.11.2008 года исковые требования отклонены.
Мотивируя принятое решение, суд первой инстанции указал на то, что согласно положениям лесного законодательства, действовавшего до введения в действие Земельного кодекса 1997 года (Основы лесного законодательства Союза СССР и Союзных республик 1974, Лесного кодекса РСФСР 1978 года) устанавливалось, что городские леса входят в лесной фонд. Установление городской черты не свидетельствует о переводе земель из земель лесного фонда в земли поселений, в силу отсутствия надлежащей правовой процедуры перевода земель из одной категории в другую. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ 2006 - лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Действующее законодательство не предоставляет органам местного самоуправления полномочий по распоряжению участками лесного фонда, расположенными в пределах муниципальных образований, в силу чего регистрация права федеральной собственности на земельные участки, относящиеся к лесному фонду, не нарушают права и законные интересы истца.
Не согласившись с принятым решением, МУ "КУИ ЗГО" обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель сослался на то, что судом не учтен факт того, что формирование границы городской черты г. Златоуста (1968 год) предшествовало проведению лесоустройства и формированию границ лесного фонда (1995 год) Поскольку лесной фонд на момент установления городской черты не был сформирован перевод земель из состава лесного фонда в земли поселений не требуется..
Податель апелляционной жалобы в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ТУ ФАУГИ по Челябинской области в судебном заседании возражал на доводы, изложенные в апелляционной жалобе, полагая решение законным и обоснованным.
Представители УФРС по Челябинской области и третьих лиц в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, отзывы не представили.
Законность и обоснованность оспоренного судебного акта проверяются судом апелляционной инстанции в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания
Как следует из материалов дела, в соответствии с решением Исполнительного комитета Челябинского областного Совета депутатов трудящихся от 05.05.1968 N 195-3 утвержден проект городской черты города Златоуста с включением в городскую черту города территорий общей площадью 11 094 га, разработанный проектным институтом "Гипрокоммунстрой", согласованный с областным отделом по делам строительства и архитектуры, областным управлением сельского хозяйства, областным управлением лесного хозяйства и одобренный исполкомом Златоустовского городского Совета депутатов трудящихся (л.д. 4 т. 1).
На основании приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18.12.2002 N 862 утверждены перечень лесхозов, и положения о лесхозах, находящихся в подчинении Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Челябинской области (л.д. 78, 79 т. 1).
Златоустовский лесхоз является территориальным органом федерального органа управления лесным хозяйством Министерства природных ресурсов Российской Федерации, который осуществляет свою деятельность в целях обеспечения рационального, непрерывного и неистощительного использования лесов, их охраны, защиты и воспроизводства, исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно-обоснованного многоцелевого лесопользования в интересах Российской Федерации и Челябинской области (пункты 1, 3 Положения о Златоустовском лесхозе (приложение N 9 к приказу МПР России от 18.12.2002 N 862 (л.д. 80-87 т. 1).
Согласно характеристике Златоустовского лесхоза лесистость составляет 89%, все леса относятся к первой группе; по данным учета государственного лесного фонда на 01.01.2004 общая площадь лесхоза - 130 605 га, в том числе: Городское лесничество: участок лесного фонда площадью 11 792 га или 117 920 000 кв. м, леса первой группы, адрес: Челябинская область, Городское лесничество Златоустовского лесхоза, кварталы 19-44, 52-60, 68-70, 78-82, 90-93, 100-106, 113-122, 126-135, 138-158, 161-169, 171-190; Златоустовское лесничество: участок лесного фонда площадью 25 707 га или 257 070 000 кв. м, леса первой группы, адрес: Челябинская область, Златоустовское лесничество Златоустовского лесхоза, кварталы 1-161 (л.д. 88, 89 т. 1).
На основании статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации 08.04.2004 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на участок лесного фонда площадью 117 920 000 кв. м (леса первой группы), по адресу: Челябинская область, Городское лесничество Златоустовского лесхоза, кварталы 19-44, 52-60, 68-70, 78-82, 90-93, 100-106, 113-122, 126-135, 138-158, 161-169, 171-190; условный номер 74:25:00 000 00:0000, существующие ограничения (обременения) права: не зарегистрированы, запись регистрации 74-01/25-016/2004-0269 (копия свидетельства о государственной регистрации права серия 74-АИ N 079616; на участок лесного фонда площадью 25 707 000 кв. м (леса первой группы), по адресу: Челябинская область, Златоустовское лесничество Златоустовского лесхоза, кварталы 1-161; условный номер 74:25:00 000 00:0000, существующие ограничения (обременения) права: не зарегистрированы, запись регистрации 74-01/25-016/2004-0271 (копия свидетельства о государственной регистрации права серия 74-АИ N 079613 (л.д. 29, 30 т 1).
На основании решения Собрания депутатов Златоустовского городского округа Челябинской области от 02.03.2007 N 10-ЗГО утвержден проект "Генеральный план г. Златоуста. Корректировка" и "Градостроительное зонирование территории города" (л.д. 58 т. 2).
Златоустовским филиалом - отделом ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Челябинской области 07.05.2007 выдан кадастровый план земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) N 25/07-1-1803 кадастровый номер 74:25:00 000 00:0064, предыдущие номера 74:25:00 000 00:0000; единое землепользование; местоположение: г. Златоуст, Златоустовское лесничество, Златоустовского лесхоза, кварталы 1-161; категория земель: земли лесного фонда; разрешенное использование (назначение): для размещения участка лесного фонда; площадь: 25 707 000 кв. м, правообладатель: Российская Федерация; вид права: Федеральная собственность (л.д. 121-125 т. 1).
В соответствии с распоряжением ТУФАУФИ по Челябинской области от 09.07.2007 N 1124-р из земельного участка общей площадью 117 920 000 кв. м, с кадастровым номером 74:25:00 000 00: 0000, категория: земли лесного фонда, по адресу: г. Златоуст, сформированы: земельный участок, площадью 11 000 кв. м, категория: земли населенных пунктов, для строительства биатлонного стрельбища; и земельный участок, площадью 117 909 000 кв. м, категория: земли лесного фонда (л.д. 136 т 1).
Златоустовским филиалом - отделом ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Челябинской области 17.07.2007 выдан кадастровый план земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) N 25/07-2-3037 кадастровый номер 74:25:00 000 00:0118, предыдущие номера 74:25:00 000 00:0000; единое землепользование; местоположение: г. Златоуст; категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование (назначение): для строительства биатлонного стрельбища; площадь: 11 000+/-62 кв. м (л.д. 133-138 т. 1).
На основании распоряжения ТУФАУФИ по Челябинской области от 18.02.2008 N 122-р в пункт 1 распоряжения от 09.07.2007 N 1124-р внесены изменения: из земельного участка общей площадью 117 920 000 кв. м, с кадастровым номером 74:25:00 00 000:0000 категория земли лесного фонда сформированы: земельный участок, площадью 11 000 кв. м, категория - земли населенных пунктов, по адресу: г. Златоуст, в квартале N 152 Городского лесничества Златоустовского лесхоза, для строительства биатлонного стрельбища; и земельный участок, площадью 117 909 000 кв. м, категория - участок лесного фонда, по адресу: г. Златоуст(л.д. 8 т. 2).
УФРС по Челябинской области 22.11.2007 на основании пункта 1 статьи 4.3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации 74-74-25/126/2007-11 о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок, назначение: земли лесного фонда, вид разрешенного использования: для размещения участка лесного фонда, площадь: 25 707 000 кв. м, адрес: г. Златоуст, Златоустовское участковое лесничество ОГУ "Миасское лесничество", кварталы 1-161, кадастровый номер 74:25:00 000 00:0064 (копия свидетельства 74 АА 542522 от 15.04.2008 повторное, взамен свидетельства N 318168 серия 74 АА от 22.11.2007 (л.д. 15 т 1).
Территориальным отделом N 8 Управления Роснедвижимости по Челябинской области 29.02.2008 выдан кадастровый план земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) N 25/08-2-1350 кадастровый номер 74:25:00 000 00:0118, предыдущие номера 74:25:00 000 00:0000; единое землепользование; местоположение: г. Златоуст, в квартале N 152 Городского лесничества Златоустовского лесхоза; категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование (назначение): для строительства биатлонного стрельбища; площадь: 11 000+/-62 кв. м, вид права: государственная собственность(л.д. 14, 15 т. 2).
УФРС по Челябинской области 14.03.2008 на основании распоряжений ТУФАУФИ по Челябинской области от 09.07.2007 N 1124-р и от 18.02.2008 N 122-р в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации 74-74-25/098/2007-498 о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства биатлонного стрельбища, площадь: 11 000 кв. м, адрес: г. Златоуст, в квартале N 152 Городского лесничества Златоустовского лесхоза, кадастровый номер 74:25:00 000 00:0018 (копия свидетельства 74 АА 488678 (л.д. 17 т 1).
Златоустовским филиалом - отделом ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Челябинской области 28.06.2007 выдан кадастровый план земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) N 25/07-2-2731 кадастровый номер 74:25:00 000 00:0031, предыдущие номера 74:25:00 000 00:0000; единое землепользование; местоположение: г. Златоуст, Городское лесничество, Златоустовского лесхоза, кварталы 19-44, 52-60, 68-70, 78-82, 90-93, 100-106, 113-122, 126-135, 138-158, 161-169, 171-190; категория земель: земли лесного фонда; разрешенное использование (назначение): для размещения участка лесного фонда; площадь: 117 920 000 кв. м, вид права: государственная собственность(л.д. 28 т. 2).
УФРС по Челябинской области 28.04.2008 на основании ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации 74-74-25/035/2008-173 о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, вид разрешенного использования: для размещения участка лесного фонда, площадь: 117 920 000 кв. м, адрес: г. Златоуст, Златоустовское участковое лесничество ОГУ "Миасское лесничество", кварталы 19-44, 52-60, 68-70, 78-82, 90-93, 100-106, 113-122, 126-135, 138-158, 161-169, 171-190, кадастровый номер 74:25:00 000 00:0031 (копия свидетельства 74 АА 543361 (л.д. 16 т. 1).
Территориальным отделом N 8 Управления Роснедвижимости по Челябинской области 03.07.2008 выдан кадастровый паспорт земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) N В25/08-3-2428 кадастровый номер 74:25:0000000:177, предыдущие номера 74:25:00 000 00:0064; дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 15.06.2007, местоположение: г. Златоуст, Златоустовское участковое лесничество ОГУ "Миасское лесничество", кварталы 55, 56, 74, 77, 85, 86, 89; категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование (назначение): размещение лесных участков, площадь: 6 050 000 кв. м (л.д. 9 т. 1)
Территориальным отделом N 8 Управления Роснедвижимости по Челябинской области 01.11.2008 выдана кадастровая выписка о земельном участке (выписка из государственного кадастра недвижимости) N В25/08-4-5419 кадастровый номер 74:25:0000000:177, предыдущие номера 74:25:00 000 00:0064; дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 15.06.2007, местоположение: г. Златоуст, Златоустовское участковое лесничество ОГУ "Миасское лесничество", кварталы 55, 56, 74, 77, 85, 86, 89; категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование (назначение): размещение лесных участков, площадь: 6 050 000 кв. м, сведения о регистрации права отсутствуют(л.д. 94 т. 2).
Территориальным отделом N 8 Управления Роснедвижимости по Челябинской области 03.07.2008 выдан кадастровый паспорт земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) N В25/08-3-2430 кадастровый номер 74:25:0000000:176, предыдущие номера 74:25:00 000 00:0031; дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 15.06.2007, местоположение: г. Златоуст, Златоустовское участковое лесничество ОГУ "Миасское лесничество", кварталы 81, 82, 93, 106, 118, 119, 131, 132, 133, 134, 135, 143-145, 149-158, 165-169, 174-177, 180-190; категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование (назначение): размещение лесных участков; площадь: 24 419 000 кв. м (л.д. 12 т. 1)
Территориальным отделом N 8 Управления Роснедвижимости по Челябинской области 01.11.2008 выдана кадастровая выписка о земельном участке (выписка из государственного кадастра недвижимости) N В25/08-4-5418 кадастровый номер 74:25:0000000:176, предыдущие номера 74:25:00 000 00:0031; дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 15.06.2007, местоположение: г. Златоуст, Златоустовское участковое лесничество ОГУ "Миасское лесничество", кварталы 81, 82, 93, 106, 118, 119, 131, 132, 133, 134, 135, 143-145, 149-158, 165-169, 174-177, 180-190; категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование (назначение): размещение лесных участков; площадь: 24 419 000 кв. м, сведения о регистрации права отсутствуют(л.д. 114 т. 2).
Полагая, что в связи с произведенной регистрацией на спорные земельные участки неправомерно возникло право собственности Российской Федерации; спорные участки, являясь городскими лесами, не являются лесным фондом, правовые основания для отнесения спорных участков к федеральной собственности отсутствовали; неправомерно зарегистрированное право федеральной собственности на спорные земельные участки нарушает права муниципального образования по использованию городских лесов в интересах населения муниципального образования и исключает для органов местного самоуправления возможность распоряжения этими земельными участками, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Исследовав материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции не подлежащим отмене в силу следующего.
В силу ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено в судебном порядке.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им на то лица, с приложением документов, необходимых для ее проведения.
Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает, что все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в частности, земли поселений (населенных пунктов), земли лесного фонда (статья 7).
При этом законодатель основывался на необходимости соблюдения приоритета сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения, в том числе земель, занятых защитными лесами, других особо ценных земель для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами (подпункт 6 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Действовавшее до введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года законодательство, предусматривало, что городские леса (леса в пределах городской черты) входят в лесной фонд (ст. 4, 5, 13, 15, 23, 38 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик 1977 года, ст. 4, 5, 29, 54, 60, 92 Лесного кодекса РСФСР 1978 года, ст. 2, 14, 19 Основ лесного законодательства Российской Федерации 1993 года).
Из содержания статей 7, 10 и 19 Лесного кодекса Российской Федерации, действовавшего на момент государственной регистрации права федеральной собственности на спорные участки лесного фонда, следует, что все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд. Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от иных земель. В лесной фонд не входят леса, расположенные на землях городских поселений, - городские леса. Лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности.
В соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, действовавшего на момент государственной регистрации права федеральной собственности на спорный участок лесного фонда, лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности.
Этот же подход подтвержден законодателем и в настоящее время, при принятии в 2006 году нового Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4.3 Вводного закона право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда, ограничения (обременения) этого права и сделки с такими участками, зарегистрированные до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, признаются соответственно правом собственности Российской Федерации на соответствующие лесные участки в составе земель лесного фонда, ограничениями (обременениями) этого права и сделками с ними.
Согласно пункту 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации (первоначальная редакция) черта городских, сельских поселений представляет собой внешние границы земель городских, сельских поселений, отделяющие эти земли от земель иных категорий.
Действовавшая в период государственной регистрации права федеральной собственности на спорный участок лесного фонда статья 63 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года предусматривала, что перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда осуществляются: в лесах первой группы - Правительством Российской Федерации по представлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, согласованному с федеральным органом управления лесным хозяйством; в лесах второй и третьей групп - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению соответствующего территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством, а в пунктах 1 и 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации 2001 года содержалось указание, что отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации, нарушение же установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Согласно материалам лесоустройства Златоустовского лесничества Златоустовского лесхоза (описание расположения, ведомость поквартальных итогов распределения площади лесного фонда и схема лесхоза) спорный участок относится к землям лесного фонда (леса первой группы).
Решением Исполнительного комитета Челябинского областного Совета депутатов трудящихся от 05.05.1968 утвержден проект городской черты г. Златоуста Челябинской области с включением в городскую черту территории площадью 11094 га.
Границы муниципального образования "Златоустовский городской округ" установлены Законом Челябинской области от 26.08.2004 N 258-ЗО. Судом установлено, что описание границ, прилагаемое к данному Закону, совпадает с утвержденным в 1968 году проектом городской черты.
Таким образом, к моменту установления городской черты города Златоуст спорные земельные участки уже относились к землям лесного фонда и могли быть переведены в земли поселений только в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством, а именно в соответствии со статьей 63 Лесного кодекса Российской Федерации. Правовой статус участков лесного фонда, отнесенных к лесам первой группы, мог быть изменен только Правительством Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.1997 N 1200 "О порядке перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и (или) изъятием земель лесного фонда". На момент государственной регистрации права федеральной собственности на спорные участки лесного фонда они в установленном порядке в категорию земель населенных пунктов не были переведены.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорные участки лесного фонда находятся в федеральной собственности и государственная регистрация права федеральной собственности на них осуществлена правомерно.
Доводы жалобы о том, что судом не учтен факт того, что формирование границы городской черты г. Златоуста предшествовало проведению лесоустройства и формированию границ лесного фонда не могут быть приняты во внимание. При этом, суд апелляционной инстанции отмечает, что на момент формирования границ городской черты г. Златоуста в 1968 году действовавшее законодательство (Лесной кодекс РСФСР 1923 года) и последующее законодательство (Лесной кодекс РСФСР 1979 года) предусматривали, что все леса СССР образуют единый государственный лесной фонд. Основы лесного законодательства от 06.03.1993 года в состав лесного фонда включали: лесные земли; нелесные земли, в лесной фонд не входили защитные лесные насаждения и другая древесная и кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения; защитные лесные насаждения на полосах отвода железных, автомобильных дорог и каналов; озеленительные насаждения и группы деревьев в огородах и других населенных пунктах, произрастающие на землях, не отнесенных к городским лесам; деревья на приусадебных, дачных и садовых участках (ст. 2). При этом ст. 19 Основ указывала, что отнесение лесов к государственным защитным лесным полосам, ленточным борам, защитным полосам вдоль железных дорог, автомобильных дорог федерального республиканского и областного значения, к городским лесам и лесопаркам и т.д., имеющим важное значение для защиты окружающей природной среды, если это отнесение не связано с переводом лесов из одной группы в другую, может производиться органами исполнительной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в установленном порядке. Доказательств того, что спорный земельный участок на момент регистрации права собственности Российской Федерации имел статус городских лесов не представлено. Поскольку из письменных материалов дела следует, что спорный земельный участок относился к лесному фонду, право федеральной собственности на спорный земельный участок возникло в силу прямого указания закона.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта по основаниям части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению не подлежат.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 1000 руб., уплата которой отсрочена истцу определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2009 при подаче апелляционной жалобы, относится на него.
Согласно внесенным изменениям в п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты госпошлины, в связи, с чем апелляционная жалоба Комитета рассмотрена за счет средств федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.11.2008 по делу N А76-10548/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального учреждения "Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья
Л.П.ЕРМОЛАЕВА
Судьи
Т.В.СОКОЛОВА
В.В.БАКАНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.02.2009 N 18АП-9009/2008 ПО ДЕЛУ N А76-10548/2008
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 февраля 2009 г. N 18АП-9009/2008
Дело N А76-10548/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2009 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Ермолаевой Л.П., судей Соколовой Т.В., Баканова В.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Стельмах М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального учреждения "Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.11.2008 по делу N А76-10548/2008 (судья Воронин А.Г.), при участии от подателя жалобы - Болоной И.Ю. (доверенность N МВ-3478 от 10.11.2008)
установил:
Муниципальное учреждение "Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа" (далее - МУ "КУИ ЗГО", истец), обратился в Арбитражный суд Челябинской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управления государственным имуществом по Челябинской области (далее - ТУФАУГИ, ответчик 1) и Управлению Федеральной регистрационной службы по Челябинской области (далее - УФРС по Челябинской области, ответчик 2) с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Главного управления лесами Челябинской области, Областного государственного учреждения Миасское лесничество, Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Челябинской области, и Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Челябинской области (далее - 3 лица), о признании недействительной регистрации права собственности Российской Федерации (записи регистрации в ЕГРП N 74-74-25/035/2008-173, 74-74-25/126/2007-11) в части регистрации права на лесные участки, расположенные: Россия, Челябинская область, Златоустовское участковое лесничество ОГУ "Миасское лесничество" (ранее Городское лесничество Златоустовского лесхоза) кварталы 81, 82, 93, 106, 118, 119, 131, 132, 133, 134, 135, 143-145, 149-158, 165-169, 174-177, 180-190, общей площадью 24 419 000 кв. м; а также лесные участки, расположенные: Россия, Челябинская область, г. Златоуст, Златоустовское участковое лесничество ОГУ "Миасское лесничество" (ранее Златоустовское лесничество Златоустовского лесхоза) кварталы 55, 56, 74, 77, 85, 86, 89 общей площадью 6 050 000 кв. м; признании недействительной регистрацию права собственности Российской Федерации (запись регистрации 74-74-25/098/2007-498) в части регистрации права на земельный участок, расположенный: Россия, Челябинская область, г. Златоуст, в квартале N 152 Городского лесничества Златоустовского лесхоза общей площадью 11 000 кв. м; и восстановлении положения, существовавшее до проведения государственной регистрации права собственности Российской Федерации путем прекращения права собственности Российской Федерации на указанные земельные участки.
Решением Арбитражного суда Челябинского области от 18.11.2008 года исковые требования отклонены.
Мотивируя принятое решение, суд первой инстанции указал на то, что согласно положениям лесного законодательства, действовавшего до введения в действие Земельного кодекса 1997 года (Основы лесного законодательства Союза СССР и Союзных республик 1974, Лесного кодекса РСФСР 1978 года) устанавливалось, что городские леса входят в лесной фонд. Установление городской черты не свидетельствует о переводе земель из земель лесного фонда в земли поселений, в силу отсутствия надлежащей правовой процедуры перевода земель из одной категории в другую. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ 2006 - лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Действующее законодательство не предоставляет органам местного самоуправления полномочий по распоряжению участками лесного фонда, расположенными в пределах муниципальных образований, в силу чего регистрация права федеральной собственности на земельные участки, относящиеся к лесному фонду, не нарушают права и законные интересы истца.
Не согласившись с принятым решением, МУ "КУИ ЗГО" обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель сослался на то, что судом не учтен факт того, что формирование границы городской черты г. Златоуста (1968 год) предшествовало проведению лесоустройства и формированию границ лесного фонда (1995 год) Поскольку лесной фонд на момент установления городской черты не был сформирован перевод земель из состава лесного фонда в земли поселений не требуется..
Податель апелляционной жалобы в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ТУ ФАУГИ по Челябинской области в судебном заседании возражал на доводы, изложенные в апелляционной жалобе, полагая решение законным и обоснованным.
Представители УФРС по Челябинской области и третьих лиц в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, отзывы не представили.
Законность и обоснованность оспоренного судебного акта проверяются судом апелляционной инстанции в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания
Как следует из материалов дела, в соответствии с решением Исполнительного комитета Челябинского областного Совета депутатов трудящихся от 05.05.1968 N 195-3 утвержден проект городской черты города Златоуста с включением в городскую черту города территорий общей площадью 11 094 га, разработанный проектным институтом "Гипрокоммунстрой", согласованный с областным отделом по делам строительства и архитектуры, областным управлением сельского хозяйства, областным управлением лесного хозяйства и одобренный исполкомом Златоустовского городского Совета депутатов трудящихся (л.д. 4 т. 1).
На основании приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18.12.2002 N 862 утверждены перечень лесхозов, и положения о лесхозах, находящихся в подчинении Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Челябинской области (л.д. 78, 79 т. 1).
Златоустовский лесхоз является территориальным органом федерального органа управления лесным хозяйством Министерства природных ресурсов Российской Федерации, который осуществляет свою деятельность в целях обеспечения рационального, непрерывного и неистощительного использования лесов, их охраны, защиты и воспроизводства, исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно-обоснованного многоцелевого лесопользования в интересах Российской Федерации и Челябинской области (пункты 1, 3 Положения о Златоустовском лесхозе (приложение N 9 к приказу МПР России от 18.12.2002 N 862 (л.д. 80-87 т. 1).
Согласно характеристике Златоустовского лесхоза лесистость составляет 89%, все леса относятся к первой группе; по данным учета государственного лесного фонда на 01.01.2004 общая площадь лесхоза - 130 605 га, в том числе: Городское лесничество: участок лесного фонда площадью 11 792 га или 117 920 000 кв. м, леса первой группы, адрес: Челябинская область, Городское лесничество Златоустовского лесхоза, кварталы 19-44, 52-60, 68-70, 78-82, 90-93, 100-106, 113-122, 126-135, 138-158, 161-169, 171-190; Златоустовское лесничество: участок лесного фонда площадью 25 707 га или 257 070 000 кв. м, леса первой группы, адрес: Челябинская область, Златоустовское лесничество Златоустовского лесхоза, кварталы 1-161 (л.д. 88, 89 т. 1).
На основании статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации 08.04.2004 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на участок лесного фонда площадью 117 920 000 кв. м (леса первой группы), по адресу: Челябинская область, Городское лесничество Златоустовского лесхоза, кварталы 19-44, 52-60, 68-70, 78-82, 90-93, 100-106, 113-122, 126-135, 138-158, 161-169, 171-190; условный номер 74:25:00 000 00:0000, существующие ограничения (обременения) права: не зарегистрированы, запись регистрации 74-01/25-016/2004-0269 (копия свидетельства о государственной регистрации права серия 74-АИ N 079616; на участок лесного фонда площадью 25 707 000 кв. м (леса первой группы), по адресу: Челябинская область, Златоустовское лесничество Златоустовского лесхоза, кварталы 1-161; условный номер 74:25:00 000 00:0000, существующие ограничения (обременения) права: не зарегистрированы, запись регистрации 74-01/25-016/2004-0271 (копия свидетельства о государственной регистрации права серия 74-АИ N 079613 (л.д. 29, 30 т 1).
На основании решения Собрания депутатов Златоустовского городского округа Челябинской области от 02.03.2007 N 10-ЗГО утвержден проект "Генеральный план г. Златоуста. Корректировка" и "Градостроительное зонирование территории города" (л.д. 58 т. 2).
Златоустовским филиалом - отделом ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Челябинской области 07.05.2007 выдан кадастровый план земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) N 25/07-1-1803 кадастровый номер 74:25:00 000 00:0064, предыдущие номера 74:25:00 000 00:0000; единое землепользование; местоположение: г. Златоуст, Златоустовское лесничество, Златоустовского лесхоза, кварталы 1-161; категория земель: земли лесного фонда; разрешенное использование (назначение): для размещения участка лесного фонда; площадь: 25 707 000 кв. м, правообладатель: Российская Федерация; вид права: Федеральная собственность (л.д. 121-125 т. 1).
В соответствии с распоряжением ТУФАУФИ по Челябинской области от 09.07.2007 N 1124-р из земельного участка общей площадью 117 920 000 кв. м, с кадастровым номером 74:25:00 000 00: 0000, категория: земли лесного фонда, по адресу: г. Златоуст, сформированы: земельный участок, площадью 11 000 кв. м, категория: земли населенных пунктов, для строительства биатлонного стрельбища; и земельный участок, площадью 117 909 000 кв. м, категория: земли лесного фонда (л.д. 136 т 1).
Златоустовским филиалом - отделом ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Челябинской области 17.07.2007 выдан кадастровый план земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) N 25/07-2-3037 кадастровый номер 74:25:00 000 00:0118, предыдущие номера 74:25:00 000 00:0000; единое землепользование; местоположение: г. Златоуст; категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование (назначение): для строительства биатлонного стрельбища; площадь: 11 000+/-62 кв. м (л.д. 133-138 т. 1).
На основании распоряжения ТУФАУФИ по Челябинской области от 18.02.2008 N 122-р в пункт 1 распоряжения от 09.07.2007 N 1124-р внесены изменения: из земельного участка общей площадью 117 920 000 кв. м, с кадастровым номером 74:25:00 00 000:0000 категория земли лесного фонда сформированы: земельный участок, площадью 11 000 кв. м, категория - земли населенных пунктов, по адресу: г. Златоуст, в квартале N 152 Городского лесничества Златоустовского лесхоза, для строительства биатлонного стрельбища; и земельный участок, площадью 117 909 000 кв. м, категория - участок лесного фонда, по адресу: г. Златоуст(л.д. 8 т. 2).
УФРС по Челябинской области 22.11.2007 на основании пункта 1 статьи 4.3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации 74-74-25/126/2007-11 о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок, назначение: земли лесного фонда, вид разрешенного использования: для размещения участка лесного фонда, площадь: 25 707 000 кв. м, адрес: г. Златоуст, Златоустовское участковое лесничество ОГУ "Миасское лесничество", кварталы 1-161, кадастровый номер 74:25:00 000 00:0064 (копия свидетельства 74 АА 542522 от 15.04.2008 повторное, взамен свидетельства N 318168 серия 74 АА от 22.11.2007 (л.д. 15 т 1).
Территориальным отделом N 8 Управления Роснедвижимости по Челябинской области 29.02.2008 выдан кадастровый план земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) N 25/08-2-1350 кадастровый номер 74:25:00 000 00:0118, предыдущие номера 74:25:00 000 00:0000; единое землепользование; местоположение: г. Златоуст, в квартале N 152 Городского лесничества Златоустовского лесхоза; категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование (назначение): для строительства биатлонного стрельбища; площадь: 11 000+/-62 кв. м, вид права: государственная собственность(л.д. 14, 15 т. 2).
УФРС по Челябинской области 14.03.2008 на основании распоряжений ТУФАУФИ по Челябинской области от 09.07.2007 N 1124-р и от 18.02.2008 N 122-р в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации 74-74-25/098/2007-498 о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства биатлонного стрельбища, площадь: 11 000 кв. м, адрес: г. Златоуст, в квартале N 152 Городского лесничества Златоустовского лесхоза, кадастровый номер 74:25:00 000 00:0018 (копия свидетельства 74 АА 488678 (л.д. 17 т 1).
Златоустовским филиалом - отделом ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Челябинской области 28.06.2007 выдан кадастровый план земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) N 25/07-2-2731 кадастровый номер 74:25:00 000 00:0031, предыдущие номера 74:25:00 000 00:0000; единое землепользование; местоположение: г. Златоуст, Городское лесничество, Златоустовского лесхоза, кварталы 19-44, 52-60, 68-70, 78-82, 90-93, 100-106, 113-122, 126-135, 138-158, 161-169, 171-190; категория земель: земли лесного фонда; разрешенное использование (назначение): для размещения участка лесного фонда; площадь: 117 920 000 кв. м, вид права: государственная собственность(л.д. 28 т. 2).
УФРС по Челябинской области 28.04.2008 на основании ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации 74-74-25/035/2008-173 о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, вид разрешенного использования: для размещения участка лесного фонда, площадь: 117 920 000 кв. м, адрес: г. Златоуст, Златоустовское участковое лесничество ОГУ "Миасское лесничество", кварталы 19-44, 52-60, 68-70, 78-82, 90-93, 100-106, 113-122, 126-135, 138-158, 161-169, 171-190, кадастровый номер 74:25:00 000 00:0031 (копия свидетельства 74 АА 543361 (л.д. 16 т. 1).
Территориальным отделом N 8 Управления Роснедвижимости по Челябинской области 03.07.2008 выдан кадастровый паспорт земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) N В25/08-3-2428 кадастровый номер 74:25:0000000:177, предыдущие номера 74:25:00 000 00:0064; дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 15.06.2007, местоположение: г. Златоуст, Златоустовское участковое лесничество ОГУ "Миасское лесничество", кварталы 55, 56, 74, 77, 85, 86, 89; категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование (назначение): размещение лесных участков, площадь: 6 050 000 кв. м (л.д. 9 т. 1)
Территориальным отделом N 8 Управления Роснедвижимости по Челябинской области 01.11.2008 выдана кадастровая выписка о земельном участке (выписка из государственного кадастра недвижимости) N В25/08-4-5419 кадастровый номер 74:25:0000000:177, предыдущие номера 74:25:00 000 00:0064; дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 15.06.2007, местоположение: г. Златоуст, Златоустовское участковое лесничество ОГУ "Миасское лесничество", кварталы 55, 56, 74, 77, 85, 86, 89; категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование (назначение): размещение лесных участков, площадь: 6 050 000 кв. м, сведения о регистрации права отсутствуют(л.д. 94 т. 2).
Территориальным отделом N 8 Управления Роснедвижимости по Челябинской области 03.07.2008 выдан кадастровый паспорт земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) N В25/08-3-2430 кадастровый номер 74:25:0000000:176, предыдущие номера 74:25:00 000 00:0031; дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 15.06.2007, местоположение: г. Златоуст, Златоустовское участковое лесничество ОГУ "Миасское лесничество", кварталы 81, 82, 93, 106, 118, 119, 131, 132, 133, 134, 135, 143-145, 149-158, 165-169, 174-177, 180-190; категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование (назначение): размещение лесных участков; площадь: 24 419 000 кв. м (л.д. 12 т. 1)
Территориальным отделом N 8 Управления Роснедвижимости по Челябинской области 01.11.2008 выдана кадастровая выписка о земельном участке (выписка из государственного кадастра недвижимости) N В25/08-4-5418 кадастровый номер 74:25:0000000:176, предыдущие номера 74:25:00 000 00:0031; дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 15.06.2007, местоположение: г. Златоуст, Златоустовское участковое лесничество ОГУ "Миасское лесничество", кварталы 81, 82, 93, 106, 118, 119, 131, 132, 133, 134, 135, 143-145, 149-158, 165-169, 174-177, 180-190; категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование (назначение): размещение лесных участков; площадь: 24 419 000 кв. м, сведения о регистрации права отсутствуют(л.д. 114 т. 2).
Полагая, что в связи с произведенной регистрацией на спорные земельные участки неправомерно возникло право собственности Российской Федерации; спорные участки, являясь городскими лесами, не являются лесным фондом, правовые основания для отнесения спорных участков к федеральной собственности отсутствовали; неправомерно зарегистрированное право федеральной собственности на спорные земельные участки нарушает права муниципального образования по использованию городских лесов в интересах населения муниципального образования и исключает для органов местного самоуправления возможность распоряжения этими земельными участками, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Исследовав материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции не подлежащим отмене в силу следующего.
В силу ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено в судебном порядке.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им на то лица, с приложением документов, необходимых для ее проведения.
Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает, что все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в частности, земли поселений (населенных пунктов), земли лесного фонда (статья 7).
При этом законодатель основывался на необходимости соблюдения приоритета сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения, в том числе земель, занятых защитными лесами, других особо ценных земель для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами (подпункт 6 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Действовавшее до введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года законодательство, предусматривало, что городские леса (леса в пределах городской черты) входят в лесной фонд (ст. 4, 5, 13, 15, 23, 38 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик 1977 года, ст. 4, 5, 29, 54, 60, 92 Лесного кодекса РСФСР 1978 года, ст. 2, 14, 19 Основ лесного законодательства Российской Федерации 1993 года).
Из содержания статей 7, 10 и 19 Лесного кодекса Российской Федерации, действовавшего на момент государственной регистрации права федеральной собственности на спорные участки лесного фонда, следует, что все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд. Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от иных земель. В лесной фонд не входят леса, расположенные на землях городских поселений, - городские леса. Лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности.
В соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, действовавшего на момент государственной регистрации права федеральной собственности на спорный участок лесного фонда, лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности.
Этот же подход подтвержден законодателем и в настоящее время, при принятии в 2006 году нового Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4.3 Вводного закона право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда, ограничения (обременения) этого права и сделки с такими участками, зарегистрированные до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, признаются соответственно правом собственности Российской Федерации на соответствующие лесные участки в составе земель лесного фонда, ограничениями (обременениями) этого права и сделками с ними.
Согласно пункту 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации (первоначальная редакция) черта городских, сельских поселений представляет собой внешние границы земель городских, сельских поселений, отделяющие эти земли от земель иных категорий.
Действовавшая в период государственной регистрации права федеральной собственности на спорный участок лесного фонда статья 63 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года предусматривала, что перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда осуществляются: в лесах первой группы - Правительством Российской Федерации по представлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, согласованному с федеральным органом управления лесным хозяйством; в лесах второй и третьей групп - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению соответствующего территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством, а в пунктах 1 и 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации 2001 года содержалось указание, что отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации, нарушение же установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Согласно материалам лесоустройства Златоустовского лесничества Златоустовского лесхоза (описание расположения, ведомость поквартальных итогов распределения площади лесного фонда и схема лесхоза) спорный участок относится к землям лесного фонда (леса первой группы).
Решением Исполнительного комитета Челябинского областного Совета депутатов трудящихся от 05.05.1968 утвержден проект городской черты г. Златоуста Челябинской области с включением в городскую черту территории площадью 11094 га.
Границы муниципального образования "Златоустовский городской округ" установлены Законом Челябинской области от 26.08.2004 N 258-ЗО. Судом установлено, что описание границ, прилагаемое к данному Закону, совпадает с утвержденным в 1968 году проектом городской черты.
Таким образом, к моменту установления городской черты города Златоуст спорные земельные участки уже относились к землям лесного фонда и могли быть переведены в земли поселений только в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством, а именно в соответствии со статьей 63 Лесного кодекса Российской Федерации. Правовой статус участков лесного фонда, отнесенных к лесам первой группы, мог быть изменен только Правительством Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.1997 N 1200 "О порядке перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и (или) изъятием земель лесного фонда". На момент государственной регистрации права федеральной собственности на спорные участки лесного фонда они в установленном порядке в категорию земель населенных пунктов не были переведены.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорные участки лесного фонда находятся в федеральной собственности и государственная регистрация права федеральной собственности на них осуществлена правомерно.
Доводы жалобы о том, что судом не учтен факт того, что формирование границы городской черты г. Златоуста предшествовало проведению лесоустройства и формированию границ лесного фонда не могут быть приняты во внимание. При этом, суд апелляционной инстанции отмечает, что на момент формирования границ городской черты г. Златоуста в 1968 году действовавшее законодательство (Лесной кодекс РСФСР 1923 года) и последующее законодательство (Лесной кодекс РСФСР 1979 года) предусматривали, что все леса СССР образуют единый государственный лесной фонд. Основы лесного законодательства от 06.03.1993 года в состав лесного фонда включали: лесные земли; нелесные земли, в лесной фонд не входили защитные лесные насаждения и другая древесная и кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения; защитные лесные насаждения на полосах отвода железных, автомобильных дорог и каналов; озеленительные насаждения и группы деревьев в огородах и других населенных пунктах, произрастающие на землях, не отнесенных к городским лесам; деревья на приусадебных, дачных и садовых участках (ст. 2). При этом ст. 19 Основ указывала, что отнесение лесов к государственным защитным лесным полосам, ленточным борам, защитным полосам вдоль железных дорог, автомобильных дорог федерального республиканского и областного значения, к городским лесам и лесопаркам и т.д., имеющим важное значение для защиты окружающей природной среды, если это отнесение не связано с переводом лесов из одной группы в другую, может производиться органами исполнительной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в установленном порядке. Доказательств того, что спорный земельный участок на момент регистрации права собственности Российской Федерации имел статус городских лесов не представлено. Поскольку из письменных материалов дела следует, что спорный земельный участок относился к лесному фонду, право федеральной собственности на спорный земельный участок возникло в силу прямого указания закона.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта по основаниям части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению не подлежат.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 1000 руб., уплата которой отсрочена истцу определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2009 при подаче апелляционной жалобы, относится на него.
Согласно внесенным изменениям в п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты госпошлины, в связи, с чем апелляционная жалоба Комитета рассмотрена за счет средств федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.11.2008 по делу N А76-10548/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального учреждения "Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья
Л.П.ЕРМОЛАЕВА
Судьи
Т.В.СОКОЛОВА
В.В.БАКАНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)