Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 сентября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.Л.Паньковой,
судей Ю.А.Голубцовой, В.Ю.Дюкина,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Галкиной У.Ю.,
при участии:
от заявителя - индивидуального предпринимателя Волкова Владимира Васильевича: Коржова Е.С., доверенность от 21.05.2014, Куликова М.Н., доверенность от 21.01.2014,
от Департамента земельных отношений администрации города Перми: не явились,
от третьих лиц: 1. Управления внешнего благоустройства администрации города Перми: не явились,
2. Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми: не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя,
индивидуального предпринимателя Волкова Владимира Васильевича,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 28 июля 2014 года
по делу N А50-8045/2014,
принятое судьей Р.В.Трубиным,
по заявлению индивидуального предпринимателя Волкова Владимира Васильевича (ОГРНИП 304590433100352, ИНН 590401942231)
к Департаменту земельных отношений администрации города Перми,
третьи лица: Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми, Управление внешнего благоустройства администрации города Перми,
о признании незаконным решения,
установил:
Индивидуальный предприниматель Волков Владимир Васильевич обратился в Арбитражный суд Пермского края с требованием о признании незаконным отказа (письмо от 07.03.2014 N 21-01-09-3893) Департамента земельных отношений администрации города Перми, выразившегося в отказе в выборе земельного участка, расположенного по адресу: г. Пермь, Свердловский район, рядом с жилым домом по ул. Газеты Звезда, 44, примерной площадью земельного участка - 712 кв. м, испрашиваемое право - аренда на 4 года 11 месяцев для строительства аптеки; обязании Департамента земельных отношений администрации города Перми выдать акт о выборе земельного участка под строительство аптеки, общей площадью 712 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Свердловский район, рядом с жилым домом по ул. Газеты Звезда, 44 и принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта - аптеки.
Определением от 07.05.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми, Управление внешнего благоустройства администрации города Перми.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 28.07.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель с решением суда от 28.07.2014 не согласен, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме. По мнению заявителя апелляционной жалобы, необоснован вывод суда первой инстанции о том, что испрашиваемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах. В материалах дела имеются доказательства того, что граница территориальной зоны Ж-1 и Ц-2 является нестабильной и имеет величину погрешности 2,5 метра по разные стороны от границы линии, разделяющую территориальные зоны (Ж-1 и Ц-2), нанесенной на карте Правил землепользования и застройки и зон ограничений. Данный факт подтверждается письмом Департамента планирования и развития территории города Перми от 04.03.2011 N И-22-01-06/08-692. Департаментом не доказано расположение испрашиваемого земельного участка в двух территориальных зонах. Заявителем указано предполагаемое место размещения объекта, все вопросы, связанные с формированием границ земельного участка и расположением его в одной территориальной зоне будут решены на стадии изготовления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Департаментом в силу ст. 65 АПК РФ не доказана законность отказа.
Представители заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, просили апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда отменить.
Департамент и третьи лица представителей в судебное заседание не направили.
Третье лицо, Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми, представило отзыв на апелляционную жалобу и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В отзыве на апелляционную жалобу третье лицо просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, а также указывает на то, что оспариваемое решение Департамента земельных отношений администрации города Перми является правомерным и не нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку нахождение земельного участка в границах двух территориальных зон Ц-2 и Ж-1, установленных Правилами землепользования и застройки города Перми, утвержденными решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143, подтверждается материалами дела. Необоснованным является довод заявителя о том, что граница территориальной зоны является нестабильной, поскольку в настоящее время границы территориальных зон устанавливаются в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 17.08.2012 N 518, согласно которому средняя квадратическая погрешность составляет не более 0,10 м. Иного заявителем не доказано. Представленные Департаментом градостроительства и архитектуры сведения из информационных систем обеспечения градостроительной деятельности являются подтверждением того, что испрашиваемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах. Оформление акта выбора земельного участка осуществляется только в случае, если земельный участок, указанный в заявлении, может быть сформирован для целей испрашиваемого строительства.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 03.02.2014 предприниматель обратился в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о выборе земельного участка под строительство аптеки, общей площадью 712 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Свердловский район, рядом с жилым домом по ул. Газеты Звезда, 44 и принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта - аптеки.
Письмом от 07.03.2014 N 21-01-09-3893 Департамент сообщил предпринимателю об отказе в оформлении акта о выборе земельного участка для строительства.
Причиной отказа послужило то обстоятельство, что земельный участок расположен в двух территориальных зонах, а также земельный участок расположен на местном проезде, которым пользуется неограниченный круг лиц.
Заявитель, полагая, что указанное решение является незаконным, нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и не подлежащим отмене.
Отказывая в удовлетворении требований в полном объеме, суд первой инстанции правомерно исходил из нижеследующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов установлен ст. 31 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с положениями названной статьи гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5 ст. 31 ЗК РФ).
Решением Пермской городской Думы N 315 от 28.10.2008 утверждено "Положение о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории города Перми" (далее также Положение), которое определяет единые на территории города Перми условия предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам на определенном виде права для целей, связанных со строительством, а также под существующие объекты капитального строительства и объекты, связанные с их обслуживанием (п. 1.2 Положения).
В соответствии с п. 4.2 Положения предварительное согласование места размещения объекта осуществляется, в том числе для строительства объектов социально-культурного назначения (объекты образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и массового спорта), имеющих общественное значение для городского округа.
В силу п. 2.6 Положения по процедуре предварительного согласования места размещения объекта предоставление земельного участка невозможно, если испрашиваемый земельный участок полностью либо частично обременен правами третьих лиц; в отношении испрашиваемого земельного участка либо его части выдан акт о выборе земельного участка; испрашиваемый земельный участок либо его часть не учитывают местоположение застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии; испрашиваемый земельный участок либо его часть не учитывают местоположения границ земельного участка, в отношении которого принято решение о формировании земельного участка на торги; испрашиваемый земельный участок либо его часть не учитывают местоположения границ земельного участка, в отношении которого утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории либо сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости; имеются установленные в соответствии с законодательством, а также техническими регламентами ограничения или запреты, не позволяющие использовать испрашиваемый земельный участок для заявленных целей; в отношении территории, на которой находится испрашиваемый земельный участок, принято решение о подготовке документации по планировке территории и т.д.
Постановлением Администрации г. Перми от 12.11.2009 N 857 утвержден Регламент взаимодействия Департамента земельных отношений администрации города Перми с функциональными и территориальными органами администрации города Перми при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов (далее также Регламент).
Пунктом 3.1.2 Регламента предусмотрено, что при рассмотрении заявлений о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объектов необходимо получение заключений от следующих функциональных органов: управления по экологии и природопользованию администрации города Перми, департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми, управления внешнего благоустройства администрации города Перми, территориального органа администрации города Перми, на территории которого находится место размещения объекта, указанного в заявлении.
Согласно п. 4.2 Регламента по результатам рассмотрения поступивших заключений департамент в течение 5 календарных дней оформляет акт о выборе земельного участка по форме согласно приложению N 5 к Регламенту и выдает его заявителю для проведения согласования или подготавливает ответ об отказе в предварительном согласовании места размещения и направляет его заявителю.
Ответ об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта подготавливается при невозможности размещения объекта согласно заключениям функциональных органов и территориального органа, на территории которого находится земельный участок.
Как указывалось ранее, в качестве основания для отказа в согласовании схемы Департаментом указано на то, что формируемый земельный участок находится одновременно в двух территориальных зонах, выделенных на карте градостроительного зонирования: в зоне Ж-1 (зона многоэтажной застройки 4 этажа и выше) и зоне Ц-2 (зона обслуживания и деловой активности местного значения).
В соответствии с п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (п. 7 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 ст. 85 ЗК РФ предусмотрено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент (п. 2 ст. 85 ЗК РФ).
Согласно п. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
Приказом Минэкономразвития России от 17.08.2012 N 518 "О требованиях к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, а также контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке" установлены требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, а также контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке согласно приложению.
В соответствии с п. 1 и п. 2 данного Приказа характерной точкой границы земельного участка является точка изменения описания границы земельного участка и деления ее на части. Положение на местности характерных точек границы земельного участка и характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке (далее - характерные точки, характерная точка) описывается их плоскими прямоугольными координатами, вычисленными в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.
Для оценки точности определения координат характерных точек рассчитывается средняя квадратическая погрешность (п. 4 Приказа).
Согласно приложению к названному Приказу средняя квадратическая погрешность местоположения характерных точек для земельных участков, отнесенных к землям населенных пунктов, составляет 0,10 м.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что испрашиваемый земельный участок находится в границах двух территориальных зон - Ц-2 и Ж-1, установленных Правилами землепользования и застройки города Перми, утвержденными решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в том числе схемой расположения земельного участка (л.д. 65) и не опровергаются письмом Департамента планирования и развития территории города Перми от 04.03.2011 N И-22-01-06/08-692 "О точности установления границ Правил землепользования и застройки города Перми" (л.д. 92-93), на которое ссылается заявитель в обоснование своей позиции.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что заявителем в порядке ст. 65 и 200 АПК РФ не доказана совокупность обстоятельств, необходимых для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что оспариваемое решение Департамента является правомерным, не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем основания для удовлетворения заявления отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции считает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со ст. 71 АПК РФ и не могут являться основанием для отмены судебного акта.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые явились бы основанием для отмены судебного акта на основании ст. 270 АПК РФ, апелляционным судом не установлено.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения требований не имеется, решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 28.07.2014 по делу N А50-8045/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Г.Л.ПАНЬКОВА
Судьи
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
В.Ю.ДЮКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.09.2014 N 17АП-10998/2014-ГК ПО ДЕЛУ N А50-8045/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 2014 г. N 17АП-10998/2014-ГК
Дело N А50-8045/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 сентября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.Л.Паньковой,
судей Ю.А.Голубцовой, В.Ю.Дюкина,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Галкиной У.Ю.,
при участии:
от заявителя - индивидуального предпринимателя Волкова Владимира Васильевича: Коржова Е.С., доверенность от 21.05.2014, Куликова М.Н., доверенность от 21.01.2014,
от Департамента земельных отношений администрации города Перми: не явились,
от третьих лиц: 1. Управления внешнего благоустройства администрации города Перми: не явились,
2. Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми: не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя,
индивидуального предпринимателя Волкова Владимира Васильевича,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 28 июля 2014 года
по делу N А50-8045/2014,
принятое судьей Р.В.Трубиным,
по заявлению индивидуального предпринимателя Волкова Владимира Васильевича (ОГРНИП 304590433100352, ИНН 590401942231)
к Департаменту земельных отношений администрации города Перми,
третьи лица: Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми, Управление внешнего благоустройства администрации города Перми,
о признании незаконным решения,
установил:
Индивидуальный предприниматель Волков Владимир Васильевич обратился в Арбитражный суд Пермского края с требованием о признании незаконным отказа (письмо от 07.03.2014 N 21-01-09-3893) Департамента земельных отношений администрации города Перми, выразившегося в отказе в выборе земельного участка, расположенного по адресу: г. Пермь, Свердловский район, рядом с жилым домом по ул. Газеты Звезда, 44, примерной площадью земельного участка - 712 кв. м, испрашиваемое право - аренда на 4 года 11 месяцев для строительства аптеки; обязании Департамента земельных отношений администрации города Перми выдать акт о выборе земельного участка под строительство аптеки, общей площадью 712 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Свердловский район, рядом с жилым домом по ул. Газеты Звезда, 44 и принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта - аптеки.
Определением от 07.05.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми, Управление внешнего благоустройства администрации города Перми.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 28.07.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель с решением суда от 28.07.2014 не согласен, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме. По мнению заявителя апелляционной жалобы, необоснован вывод суда первой инстанции о том, что испрашиваемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах. В материалах дела имеются доказательства того, что граница территориальной зоны Ж-1 и Ц-2 является нестабильной и имеет величину погрешности 2,5 метра по разные стороны от границы линии, разделяющую территориальные зоны (Ж-1 и Ц-2), нанесенной на карте Правил землепользования и застройки и зон ограничений. Данный факт подтверждается письмом Департамента планирования и развития территории города Перми от 04.03.2011 N И-22-01-06/08-692. Департаментом не доказано расположение испрашиваемого земельного участка в двух территориальных зонах. Заявителем указано предполагаемое место размещения объекта, все вопросы, связанные с формированием границ земельного участка и расположением его в одной территориальной зоне будут решены на стадии изготовления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Департаментом в силу ст. 65 АПК РФ не доказана законность отказа.
Представители заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, просили апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда отменить.
Департамент и третьи лица представителей в судебное заседание не направили.
Третье лицо, Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми, представило отзыв на апелляционную жалобу и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В отзыве на апелляционную жалобу третье лицо просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, а также указывает на то, что оспариваемое решение Департамента земельных отношений администрации города Перми является правомерным и не нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку нахождение земельного участка в границах двух территориальных зон Ц-2 и Ж-1, установленных Правилами землепользования и застройки города Перми, утвержденными решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143, подтверждается материалами дела. Необоснованным является довод заявителя о том, что граница территориальной зоны является нестабильной, поскольку в настоящее время границы территориальных зон устанавливаются в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 17.08.2012 N 518, согласно которому средняя квадратическая погрешность составляет не более 0,10 м. Иного заявителем не доказано. Представленные Департаментом градостроительства и архитектуры сведения из информационных систем обеспечения градостроительной деятельности являются подтверждением того, что испрашиваемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах. Оформление акта выбора земельного участка осуществляется только в случае, если земельный участок, указанный в заявлении, может быть сформирован для целей испрашиваемого строительства.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 03.02.2014 предприниматель обратился в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о выборе земельного участка под строительство аптеки, общей площадью 712 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Свердловский район, рядом с жилым домом по ул. Газеты Звезда, 44 и принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта - аптеки.
Письмом от 07.03.2014 N 21-01-09-3893 Департамент сообщил предпринимателю об отказе в оформлении акта о выборе земельного участка для строительства.
Причиной отказа послужило то обстоятельство, что земельный участок расположен в двух территориальных зонах, а также земельный участок расположен на местном проезде, которым пользуется неограниченный круг лиц.
Заявитель, полагая, что указанное решение является незаконным, нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и не подлежащим отмене.
Отказывая в удовлетворении требований в полном объеме, суд первой инстанции правомерно исходил из нижеследующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов установлен ст. 31 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с положениями названной статьи гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5 ст. 31 ЗК РФ).
Решением Пермской городской Думы N 315 от 28.10.2008 утверждено "Положение о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории города Перми" (далее также Положение), которое определяет единые на территории города Перми условия предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам на определенном виде права для целей, связанных со строительством, а также под существующие объекты капитального строительства и объекты, связанные с их обслуживанием (п. 1.2 Положения).
В соответствии с п. 4.2 Положения предварительное согласование места размещения объекта осуществляется, в том числе для строительства объектов социально-культурного назначения (объекты образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и массового спорта), имеющих общественное значение для городского округа.
В силу п. 2.6 Положения по процедуре предварительного согласования места размещения объекта предоставление земельного участка невозможно, если испрашиваемый земельный участок полностью либо частично обременен правами третьих лиц; в отношении испрашиваемого земельного участка либо его части выдан акт о выборе земельного участка; испрашиваемый земельный участок либо его часть не учитывают местоположение застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии; испрашиваемый земельный участок либо его часть не учитывают местоположения границ земельного участка, в отношении которого принято решение о формировании земельного участка на торги; испрашиваемый земельный участок либо его часть не учитывают местоположения границ земельного участка, в отношении которого утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории либо сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости; имеются установленные в соответствии с законодательством, а также техническими регламентами ограничения или запреты, не позволяющие использовать испрашиваемый земельный участок для заявленных целей; в отношении территории, на которой находится испрашиваемый земельный участок, принято решение о подготовке документации по планировке территории и т.д.
Постановлением Администрации г. Перми от 12.11.2009 N 857 утвержден Регламент взаимодействия Департамента земельных отношений администрации города Перми с функциональными и территориальными органами администрации города Перми при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов (далее также Регламент).
Пунктом 3.1.2 Регламента предусмотрено, что при рассмотрении заявлений о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объектов необходимо получение заключений от следующих функциональных органов: управления по экологии и природопользованию администрации города Перми, департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми, управления внешнего благоустройства администрации города Перми, территориального органа администрации города Перми, на территории которого находится место размещения объекта, указанного в заявлении.
Согласно п. 4.2 Регламента по результатам рассмотрения поступивших заключений департамент в течение 5 календарных дней оформляет акт о выборе земельного участка по форме согласно приложению N 5 к Регламенту и выдает его заявителю для проведения согласования или подготавливает ответ об отказе в предварительном согласовании места размещения и направляет его заявителю.
Ответ об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта подготавливается при невозможности размещения объекта согласно заключениям функциональных органов и территориального органа, на территории которого находится земельный участок.
Как указывалось ранее, в качестве основания для отказа в согласовании схемы Департаментом указано на то, что формируемый земельный участок находится одновременно в двух территориальных зонах, выделенных на карте градостроительного зонирования: в зоне Ж-1 (зона многоэтажной застройки 4 этажа и выше) и зоне Ц-2 (зона обслуживания и деловой активности местного значения).
В соответствии с п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (п. 7 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 ст. 85 ЗК РФ предусмотрено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент (п. 2 ст. 85 ЗК РФ).
Согласно п. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
Приказом Минэкономразвития России от 17.08.2012 N 518 "О требованиях к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, а также контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке" установлены требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, а также контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке согласно приложению.
В соответствии с п. 1 и п. 2 данного Приказа характерной точкой границы земельного участка является точка изменения описания границы земельного участка и деления ее на части. Положение на местности характерных точек границы земельного участка и характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке (далее - характерные точки, характерная точка) описывается их плоскими прямоугольными координатами, вычисленными в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.
Для оценки точности определения координат характерных точек рассчитывается средняя квадратическая погрешность (п. 4 Приказа).
Согласно приложению к названному Приказу средняя квадратическая погрешность местоположения характерных точек для земельных участков, отнесенных к землям населенных пунктов, составляет 0,10 м.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что испрашиваемый земельный участок находится в границах двух территориальных зон - Ц-2 и Ж-1, установленных Правилами землепользования и застройки города Перми, утвержденными решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в том числе схемой расположения земельного участка (л.д. 65) и не опровергаются письмом Департамента планирования и развития территории города Перми от 04.03.2011 N И-22-01-06/08-692 "О точности установления границ Правил землепользования и застройки города Перми" (л.д. 92-93), на которое ссылается заявитель в обоснование своей позиции.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что заявителем в порядке ст. 65 и 200 АПК РФ не доказана совокупность обстоятельств, необходимых для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что оспариваемое решение Департамента является правомерным, не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем основания для удовлетворения заявления отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции считает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со ст. 71 АПК РФ и не могут являться основанием для отмены судебного акта.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые явились бы основанием для отмены судебного акта на основании ст. 270 АПК РФ, апелляционным судом не установлено.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения требований не имеется, решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 28.07.2014 по делу N А50-8045/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Г.Л.ПАНЬКОВА
Судьи
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
В.Ю.ДЮКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)