Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.11.2014 ПО ДЕЛУ N А41-33617/14

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 ноября 2014 г. по делу N А41-33617/14


Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Катькиной Н.Н., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Ибрагимовым Э.А.,
при участии в заседании:
от Прокуратуры Московской области: Ионанидзе Д.О. по удостоверению,
от администрации: Самаренко Я.В. по доверенности от 29.08.2014,
от ООО "Априори": Плетнев М.В. по доверенности от 07.07.2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Априори" на решение Арбитражного суда Московской области от 19 сентября 2014 года по делу N А41-33617/14, принятое судьей Кулматовым Т.Ш., по исковому заявлению Прокуратуры Московской области к администрации Рузского муниципального района Московской области, ООО "Априори" о признании недействительным договора аренды земельного участка от 14.02.2014 N 58 и применении последствий недействительности,

установил:

заместитель прокурора Московской области (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Московской области к администрации Павлово-Посадского муниципального района Московской области (далее - администрация, заинтересованное лицо) и обществу с ограниченной ответственностью "Априори" (далее - общество, ООО "Априори") со следующими требованиями:
- - признать недействительным в силу его ничтожности договор аренды земельного участка от 14.02.2014 N 58, заключенный между администрацией Рузского муниципального района Московской области и ООО "Априори";
- - применить последствия недействительности ничтожности сделки, обязав ООО "Априори" вернуть, а администрации Рузского муниципального района Московской области принять переданный по договору аренды земельный участок с кадастровым номером 50:19:0050504:610, площадью 8000 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Рузский муниципальный район, с/п Старорузское, вблизи дер. Вражеское.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 сентября 2014 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Априори" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, постановлением заместителя руководителя администрации Рузского района от 07.02.2014 N 470 предварительно согласовано место размещения многофункционального промышленного комплекса на земельном участке площадью 8000 кв. м из земель неразграниченной государственной собственности, по адресу: Московская область, Рузский район, с/п Старорузское, вблизи дер. Вражеское (л.д. 7).
Сформированный земельный участок поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 50:19:0050504:610.
Постановлением администрации Рузского района от 13.02.2014 N 704 земельный участок с кадастровым номером 50:19:0050504:610 предоставлен в аренду ООО "Априори" на 49 лет для размещения многофункционального промышленного комплекса (л.д. 8).
Между администрацией (арендодатель) и ООО "Априори" (арендатор) заключен договор аренды от 14 февраля 2014 года N 58 земельного участка с кадастровым номером 50:19:0050504:610 площадью 8000 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Рузский район, с/п Старорузское, вблизи дер. Вражеское, разрешенное использование: под многофункциональный промышленный комплекс (л.д. 9 - 13).
Ссылаясь на то, что формирование и предоставление земельного участка совершено с нарушениями законодательства, заместитель прокурора Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что у администрации отсутствовали законные основания для издания постановления и заключения на его основании оспариваемого договора аренды земельного участка.
Обжалуя решение суда первой инстанции, общество указывает, что земельный участок был передан администрацией на законных основаниях, информирование населения было осуществлено 13.02.2014.
В судебном заседании апелляционного суда представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представители заявителя и администрации возражали относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просили обжалуемое решение оставить без изменения.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
Согласно части 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу части 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
Статьей 31 ЗК РФ установлен порядок предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд.
Из смысла указанных норм следует, что до принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков.
Как усматривается из материалов дела, на основании поступившего от ООО "Априори" заявления о предоставлении земельного участка под строительство многофункционального промышленного комплекса по адресу: Московская область, Рузский район, с/п Старорузское, дер. Вражеское, примерно в 80 метрах на юго-восток от ориентира, земельного участка с кадастровым номером 50:19:0050504:88, был проведен выбор земельного участка, предварительно согласовано место расположения земельного участка площадью 8000 кв. м.
Постановлением администрации Рузского района от 07.02.2014 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории.
В общественно-политической газете "Красное знамя" от 13.02.2014 опубликована информация о предоставлении земельного участка площадью 8000 кв. м под строительство многофункционального промышленного комплекса (л.д. 83).
Постановлением администрации от 13.02.2014 N 704 земельный участок с кадастровым номером 50:19:0050504:610 предоставлен в аренду ООО "Априори" на 49 лет для размещения многофункционального промышленного комплекса (л.д. 8).
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 ЗК РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования, а не одновременно с ним.
Публикация сведения о предоставлении земельного участка признана обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Публичное информирование признано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан. Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков, если имеется только одна заявка.
Как следует из материалов дела, после опубликования информации о предоставлении земельного участка площадью 8000 кв. м под строительство многофункционального промышленного комплекса поступили заявки от организаций и физических лиц: ООО "АРТ-Строй", ООО "Проектирование окружающей среды", Листикова И.С., Никулина И.А., Масалова В.В., Мишиной Н.А. (л.д. 57 - 74).
Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 АПК РФ, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Следовательно, право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Кодекса.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции обосновано пришел к выводу, что осуществляемые действия и принятые ненормативные правовые акты органом местного самоуправления, являются незаконными и нарушающими права и законные интересы других лиц, а заключенный в результате их исполнения договор аренды земельного участка не соответствует требования действующего законодательства, регулирующего предоставление земельных участков.
Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Пунктом 2 статьи 166 ГК РФ установлено, что требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом.
В соответствии со статьей 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
При указанных выше обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что процедура предоставления земельного участка в аренду не была соблюдена.
Не может быть принят апелляционным судом довод ООО "Априори" о том, что ежемесячное и своевременное внесение арендной платы подтверждает действительность договора аренды от 14.02.2014 N 58.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Пунктом 3 статьи 65 ЗК РФ предусмотрено, что за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Статьей 606 ГК РФ установлено, что по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды (пункт 1 статьи 614 ГК РФ).
Арендные платежи вносились обществом за пользование землей и не могут свидетельствовать о соблюдении процедуры предоставления земельного участка под строительство.
Однако установленная судом ничтожность договора аренды при отсутствии доказательств незаконности действий общества по приобретению земельного участка, в случае причинения обществу в результате неправомерных действий администрации ущерба, может служить основанием для обращения общества с требованием о взыскании убытков, а не для вывода о законности договора аренды.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования. Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 19.09.2014 по делу N А41-33617/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
В.Ю.БАРХАТОВ

Судьи
Н.Н.КАТЬКИНА
Е.Н.КОРОТКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)