Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.09.2013 ПО ДЕЛУ N А72-12276/2012

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 сентября 2013 г. по делу N А72-12276/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 16 сентября 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Кузнецова В.В., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от заявителя - Дмитриева О.Л., доверенность от 09.11.2012 г.,
от ответчиков:
администрации города Ульяновска - Трифонова О.В., доверенность от 05.04.2013 г. N 37-01-12,
Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска - не явился, извещен,
Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска - Трифонова О.В., доверенность от 15.01.2013 г. N 01-13/112,
Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ульяновской области - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 сентября 2013 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Кропачевой Любови Ивановны
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18.06.2013 г. по делу N А72-12276/2012 (судья Лубянова О.А.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Кропачевой Любови Ивановны, г. Ульяновск,
к администрации города Ульяновска, г. Ульяновск,
Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска, г. Ульяновск,
Комитету архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, г. Ульяновск,
Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ульяновской области, г. Ульяновск,
о признании недействительным постановления, незаконными действий,

установил:

Индивидуальный предприниматель Кропачева Любовь Ивановна (далее - заявитель, ИП Кропачева Л.И., Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к администрации города Ульяновска (далее - первый ответчик, Администрация), Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска (далее - второй ответчик, Комитет) Комитету архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска (далее - третий ответчик, КАиГ), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - четвертый ответчик, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области), с учетом принятых в порядке ст. 49 АПК РФ уточнений:
- о признании недействительным постановления администрации города Ульяновска от 07.09.2012 г. N 3961 "О признании утратившим силу постановления мэрии города Ульяновска от 16.06.2011 N 2606";
- о признании незаконными действий Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска, выразившихся в направлении в ФГБУ "ФКП Россреестра" по Ульяновской области заявления от 12.11.2012 г. о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 73:24:010205:63; об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области восстановить сведения об участке с кадастровым номером 73:24:010205:63 путем изменения статуса с аннулированного на временный сроком на 2 года с момента вступления решения суда в законную силу.
о признании незаконным отказа Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска в подготовке градостроительного плана земельного участка, юго-восточнее здания по ул. Кирова, д. 8А в Железнодорожном районе г. Ульяновска, с кадастровым номером 73:24:010205:63, изложенного в письме от 11.10.2012 г. N 01-12/3411, об обязании КАиГ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП Кропачевой Л.И. путем подготовки и выдаче градостроительного плана земельного участка площадью 200 кв. м, юго-восточнее здания по ул. Кирова, д. 8А в Железнодорожном районе г. Ульяновска, с кадастровым номером 73:24:010205:63.
Решением суда первой инстанции от 18.06.2013 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Кропачева Л.И. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неправильное применение норм материального права.
В отзыве на апелляционную жалобу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель первого и третьего ответчиков возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представители второго и четвертого ответчиков в судебное заседание не явились. ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области просило рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своего представителя.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на основании заявления Кропачевой Л.И. от 08.07.2010 г. N 4673-4/5 и в соответствии со статьями 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 12 Правил землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск", утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 г. N 90, постановлением мэрии города Ульяновска от 02.03.2011 г. N 719 утверждена схема расположения земельного участка по адресу: г. Ульяновск, Железнодорожный район, юго-восточнее здания по ул. Кирова, д. 8А (земли населенных пунктов), на кадастровом плане (карте) соответствующей территории 73:24:010205. Данным постановлением Кропачевой Л.И. предварительно согласовано место размещения пристроя к зданию магазина на земельном участке площадью 200 кв. м по указанному адресу; утвержден акт выбора земельного участка площадью 200 кв. м по адресу: г. Ульяновск, Железнодорожный район, юго-восточнее здания по ул. Кирова, д. 8А (территориальная зона Ж4), под реконструкцию здания магазина со строительством пристроя к магазину (т. 1 л.д. 11).
06.04.2011 г. осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка с присвоением ему кадастрового номера 73:24:010205:63 (л.д. 11).
16.06.2011 г. мэрии города Ульяновска вынесено постановление N 2606, которым Кропачевой Л.И. в аренду сроком на 11 месяцев передан земельный участок площадью 200 кв. м с кадастровым номером 73:24:010205:63 по адресу: г. Ульяновск, Железнодорожный район, юго-восточнее здания по ул. Кирова, д. 8А (земли населенных пунктов, территориальная зона Ж4), для реконструкции здания магазина со строительством пристроя к магазину (т. 1 л.д. 12).
30.06.2011 г. между мэрией города Ульяновска (арендодатель) и ИП Кропачевой Л.И. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 24-1-1288, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 73:24:010205:63 площадью 200 кв. м, находящийся по адресу: г. Ульяновск, Железнодорожный район, юго-восточнее здания по ул. Кирова, д. 8А (т. 1 л.д. 16-19).
29.11.2011 г. прокуратурой Ленинского района г. Ульяновска в адрес Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска внесено представление об устранении нарушений закона.
07.09.2012 г. постановлением администрации города Ульяновска N 3961 признано утратившим силу постановление мэрии города Ульяновска от 16.06.2011 г. N 2606 "О передаче Кропачевой Л.И. в аренду земельного участка по ул. Кирова в Железнодорожном районе г. Ульяновска" (т. 1 л.д. 118).
18.10.2012 г. ИП Кропачева Л.И. обратилась к главе города Ульяновска с заявлением о подготовке градостроительного плана указанного земельного участка под строительство пристроя к магазину (т. 1 л.д. 13).
11.10.2012 г. КАиГ письмом N 01-12/3411 отказал ИП Кропачевой Л.И. в подготовке градостроительного плана земельного участка в связи с тем, что постановлением администрации города Ульяновска от 07.09.2012 г. N 3961 признано утратившим силу постановление мэрии города Ульяновска от 16.06.2011 г. N 2606 "О передаче Кропачевой Л.И. в аренду земельного участка по ул. Кирова в Железнодорожном районе г. Ульяновска" (т. 1 л.д. 10).
12.11.2012 г. Комитет обратился о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 73:24:010205:63.
05.12.2012 г. земельный участок с кадастровым номером 73:24:010205:63 снят с кадастрового учета.
07.12.2012 г. Комитет письмом N 01-12/3611 сообщил ИП Кропачевой Л.И. о том, что в процессе рассмотрения представленных документов выявлено изменение границ земельного участка, установленных актом выбора и схемой расположения земельного участка на кадастровом плане, утвержденных постановлением мэрии города Ульяновска от 02.03.2011 г. N 719 "О предварительном согласовании места размещения объекта в Железнодорожном районе г. Ульяновска", в связи с чем до приведения границ участка в соответствие документам, согласованным постановлением мэрии, подготовка градостроительного плана земельного участка по адресу г. Ульяновск, Железнодорожный район, юго-восточнее здания по ул. Кирова, д. 8А не представляется возможной.
Заявитель, не согласившись с постановлением администрации города Ульяновска от 07.09.2012 г. N 3961, с отказом в выдаче градостроительного плана, со снятием земельного участка с кадастрового учета, обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно ст. 198, ч. 4 ст. 200, частям 2 и 3 ст. 201 АПК РФ, а также разъяснениям, содержащимся в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания ненормативного правового акта недействительным, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух условий: не соответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, судом.
При этом в силу п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Из анализа взаимосвязанных положений указанных норм следует, что орган местного самоуправления вправе отменить принятые им постановления только в том случае, если постановления противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Вместе с тем такая отмена, как и любые другие действия, и акты органа местного самоуправления, не может противоречить действующему законодательству и произвольно ограничивать субъективные права.
На основании ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Согласно п. 8 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В соответствии с п. 1 ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Пунктом 2 ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
По смыслу вышеприведенных требований федерального законодательства земельный участок из состава земель, находящихся в муниципальной собственности, может быть предоставлен гражданам и юридическим лицам в аренду для строительства в установленных законом случаях и с соблюдением строго определенной процедуры.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что границы земельного участка по ул. Кирова, 8а, утвержденные постановлением мэрии города Ульяновска от 02.03.2011 г. N 719, отличаются от границ земельного участка, переданного заявителю в аренду на основании постановления мэрии города Ульяновска от 16.06.2011 г. N 2606 (т. 2 л.д. 117-118).
Согласие органа местного самоуправления на изменение конфигурации земельного участка отсутствует. Доказательства, подтверждающие обратное, не представлены.
Допрошенный в судебном заседании суда первой инстанции в качестве свидетеля кадастровый инженер Гончарова Л.И. показала, что при подготовке межевого плана спорного земельного участка стало известно, что в утвержденных границах земельный участок поставить на кадастровый учет не представляется возможным, поскольку он частично налагался на соседний земельный участок, в связи с чем была изменена конфигурация земельного участка. Конфигурация земельного участка с кадастровым номером 73:24:010205:63 отличается от конфигурации земельного участка, схема которого утверждена постановлением от 02.03.2011 г. N 719. Официальное разрешение на изменение конфигурации земельного участка отсутствует. Других вариантов формирования земельного участка в данном случае нет.
Судом первой инстанции обоснованно принято во внимание, что на части земельного участка, которая не была согласована актом выбора, но была предоставлена заявителю в аренду, на дату принятия мэрией города Ульяновска постановления от 02.03.2011 г. N 719 существовали хозяйственные постройки - сараи.
Представитель Администрации в судебном заседании пояснил, что акт выбора и схема земельного участка по заявлению Кропачевой Л.И. готовились с учетом заявлений граждан о предоставлении земельных участков под существующими постройками (т. 2 л.д. 119).
Материалами дела подтверждается, что при подготовке заявления о выборе и предварительном согласовании земельного участка Кропачева Л.И. представляла схему испрашиваемого земельного участка (т. 1 л.д. 166 и т. 2 л.д. 5 и 155).
Администрация, рассмотрев заявление Кропачевой Л.И., утвердила схему земельного участка именно в испрашиваемых границах. Однако затем границы земельного участка были изменены, согласие органа местного самоуправления на изменение границ земельного участка отсутствует. В данном случае в границы земельного участка были внесены существенные изменения.
Таким образом, органом местного самоуправления не принималось решение об утверждении схемы земельного участка в границах земельного участка с кадастровым номером 73:24:010205:63. Следовательно, постановлением мэрии города Ульяновска от 16.06.2011 г. N 2606 "О передаче Кропачевой Л.И. в аренду земельного участка по ул. Кирова в Железнодорожном районе г. Ульяновска" принято с нарушением п. 1 ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Администрация, руководствуясь ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", законно и обоснованно приняла постановление от 07.09.2012 г. N 3961, которым признано утратившим силу постановление мэрии города Ульяновска от 16.06.2011 г. N 2606 "О передаче Кропачевой Л.И. в аренду земельного участка по ул. Кирова в Железнодорожном районе г. Ульяновска".
При этом, как правильно указал суд первой инстанции, данным ненормативным актом права заявителя не нарушены, поскольку постановление от 02.03.2011 г. N 719 "О предварительном согласовании Кропачевой Л.И. места размещения объекта в Железнодорожном районе г. Ульяновска" действует в течение трех лет, что не лишает Кропачеву Л.И. возможности поставить на кадастровый учет земельный участок в границах, согласованных актом выбора и схемой земельного участка, и в последующем оформить в установленном порядке право аренды на земельный участок.
Как следует из материалов дела, 12.11.2012 г. Комитет обратился о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 73:24:010205:63 и 05.12.2012 г. данный земельный участок был снят с кадастрового учета.
Согласно частям 4 и 5 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим.
Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в ч. 3 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. При этом орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со ст. 22 настоящего Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу.
В течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области в судебном заседании суда первой инстанции пояснил, что земельный участок с кадастровым номером 73:24:010205:63 был поставлен на кадастровый учет 06.04.2011 г. со статусом кадастровых сведений "временный".
Материалами дела подтверждается, что на земельный участок с кадастровым номером 73:24:010205:63 государственная регистрация права не осуществлялась. Доказательства, подтверждающие обратное, не представлены.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действия Комитета, выразившиеся в направлении заявления о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 73:24:010205:63, являются законными.
В соответствии с ч. 1 ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
Пунктом 17 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления обращения физического или юридического лица осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется.
Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Согласно п. 2.6.1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка на территории муниципального образования "город Ульяновск", утвержденного постановлением мэрии города Ульяновска от 19.10.2010 г. N 5554, предоставление правоустанавливающего документа на земельный участок является обязательным.
Судом первой инстанции установлено, что заявителем запрошен градостроительный план на земельный участок с кадастровым номером 73:24:010205:63.
На дату обращения с заявлением о выдаче градостроительного плана (12.09.2012 г.) постановление мэрии города Ульяновска от 16.06.2011 г. N 2606 "О передаче Кропачевой Л.И. в аренду земельного участка по ул. Кирова в Железнодорожном районе г. Ульяновска" было признано утратившим силу.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ КАиГ в выдаче градостроительного плана земельного участка, изложенный в письме от 11.10.2012 г. N 0112/3411, является законным.
С учетом изложенного судом первой инстанции правомерно, в соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ, принято обжалуемое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, приведенные Предпринимателем в апелляционной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, однако подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18.06.2013 г. по делу N А72-12276/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
Н.Ю.МАРЧИК

Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
Т.С.ЗАСЫПКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)