Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 марта 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Басаева Д.В., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Китой" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 26 ноября 2013 года по делу N А10-3352/2013 по иску Общества с ограниченной ответственностью "Китой" к Государственному научному учреждению "Бурятский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук", Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Республике Бурятия (ОГРН 1020300975177, ИНН 0326001722), третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Муниципальное учреждение "Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ" (ОГРН 1020300983340, ИНН 0323027176), Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия (ОГРН 1087746829994, ИНН 7710723134) о снятии земельного участка с кадастрового учета,
(суд первой инстанции - Е.Г.Муравьева),
при участии в судебном заседании:
- от истца: не явился, извещен;
- от ответчиков:
- от ГНУ БурНИИСХ Россельхозакадемии: не явился, извещен;
- от ФБУ "Кадастровая палата" по Республике Бурятия: не явился, извещен;
- от третьих лиц:
- от МУ "Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ": не явился, извещен;
- от Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия: не явился, извещен,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Китой" (ОГРН 1020300902160, ИНН 0323110890, далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к Государственному научному учреждению "Бурятский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук" (ИНН 0323045827, ОГРН 1020300975958, далее - ответчик, научное учреждение), Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Республике Бурятия (ОГРН 1020300975958, ИНН 0323045827, далее - ответчик, кадастровая палата) о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 03:24:023702:129, расположенного по адресу: г. Улан-Удэ, пр. Автомобилистов.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Муниципальное учреждение "Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ" (ОГРН 1020300983340, ИНН 0323027176, далее - третье лицо, комитет), Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия (ОГРН 1087746829994, ИНН 7710723134, далее - третье лицо, управление)
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия в удовлетворении иска отказано. В обосновании суд первой инстанции указал, что ООО "Китой" не представлены доказательства, подтверждающие его доводы о совпадении, пересечении выделенного ему земельного участка с земельным участком с кадастровым номером 03:24:023702:129. При обращении с иском в арбитражный суд истец не принял во внимание то обстоятельство, что право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 03:24:023702:45, а впоследствии на земельный участок с кадастровым номером 03:24:023702:49 было зарегистрировано раньше, чем орган местного самоуправления принял решение о предварительном согласовании места размещения объекта и утвердил акт о выборе земельного участка. Истец не доказал, документально не подтвердил, что согласованный Комитетом для выделения ООО "Китой" земельный участок, являлся неразграниченным.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 26 ноября 2013 г по делу N А10-3352/13. Принять новый судебный акт. Полагает, что при наличии утвержденного акта выбора земельного участка и принятого решения о предварительном согласовании места размещения объекта одному лицу предоставление того же земельного участка другому лицу не допустимо. Общество считает, что суд первой инстанции не выяснил всех обстоятельств дела. При этом обществом в суд представлены схема размещения согласованного земельного участка, кадастровые выписка и межевой план на земельный участок с кадастровым номером N 03:24:023702:129, из которых видно, что имеется наложение земельных участков; а иные лица, участвующие в деле, не отрицали, что имеется наложение границ земельных участков, поэтому общество не представляло дополнительных доказательств.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 19.02.2014.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями N 672002 71 81337 7, 672002 71 81340 7672002 71 81338 4, 672002 71 81336 0. Кадастровая палата и управление заявили о возможности рассмотрения дела в их отсутствие.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Общество с ограниченной ответственностью "Китой" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером ОГРН 1020300902160, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 22.07.2013 (т. 1 л.д. 17-24).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в 14.09.2010 Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ, рассмотрев заявление ООО "Китой", принял решение N СР- 778 об утверждении схемы расположения земельного участка (категория земель - земли населенных пунктов), местоположение которого: г. Улан-Удэ, пр. Автомобилистов Железнодорожного района, для строительства делового гостинично-административного комплекса (т. 1 л.д. 14).
09.11.2010 Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ произвел выбор земельного участка для строительства делового гостинично-административного комплекса по пр. Автомобилистов Железнодорожного района г. Улан- Удэ, в границах кадастрового квартала 03:24:023702 ориентировочной площадью 7300 кв. м, что подтверждается актом о выборе земельного участка для строительства N 527 от 09.11.2010 (т. 1 л.д. 13).
16.11.2010 Комитетом по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ принято решение N У-122 о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка. Предварительно согласовано место размещения объекта и утвержден акт о выборе земельного участка площадью 7300 кв. м, местоположение которого: г. Улан-Удэ, Железнодорожный район, пр. Автомобилистов, для строительства делового гостинично-административного комплекса с выносом сетей инженерного обеспечения (т. 1 л.д. 47).
Полагая, что данный земельный участок совпадает, пересекается на местности с земельным участком с кадастровым номером 03:24:023702:129, принадлежащим Государственному научному учреждению "Бурятский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук", ООО "Китой" обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском о снятии с кадастрового учета данного земельного участка.
Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Как следует из материалов дела и правильно указано судом первой инстанции, 19.07.2001 Правительством Республики Бурятия принято распоряжение N 740-р (т. 1 л.д. 56), в соответствии с которым были утверждены материалы инвентаризации земель и за Бурятской плодово-ягодной опытной станцией СО РАСХН в постоянное (бессрочное) пользование закреплены земельные участки сельскохозяйственного назначения общей площадью 626 га, в том числе в Железнодорожном районе г. Улан-Удэ - 319 га и в Заиграевском районе - 307 га, прилегающие к землям Дабатуйской сельской администрации, согласно приложению.
В распоряжении содержалось указание на необходимость Комитету по земельным ресурсам и землеустройству по Республике Бурятия оформить выписки из кадастрового дела для государственной регистрации прав пользования земельными участками Бурятской плодово-ягодной опытной станции СО РАСХН и внести изменения в земельно-кадастровую документацию. Бурятской плодово-ягодной опытной станции СО РАСХН в трехмесячный срок произвести государственную регистрацию права пользования землей в Учреждении юстиции Республики Бурятия по государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ним согласно действующему законодательству.
10.10.2001 Бурятской плодово-ягодной опытной станцией СО РАСХН в установленном законом порядке получено свидетельство на право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 3190000,00 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, кадастровый (условный) номер 03:23:000000:136/2001-000369 (т. 1 л.д. 66).
25.08.2009 Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия принято распоряжение N 354-р-006-р (т. 1 л.д. 57-62) по уточнению в результате раздела границ земельного участка общей площадью 319 га, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования Государственному научному учреждению "Бурятский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук". Площадь образованных в результате раздела земельных участков, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование ГНУ "БурНИИСЗ Россельхозакадемии", была уточнена.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия от 26.01.2011 N 007-р "О внесении изменений в распоряжение ТУ Росимущества в Республике Бурятия от 25.08.2009 N 354-р "По уточнению в результате раздела границ земельного участка общей площадью 319 га, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования Государственному научному учреждению "Бурятский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук" в числе прочих земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование ГНУ "БурНИИСХ Россельхозакадемии" был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 03:24:023702:45 площадью 9,4058 га (т. 1 л.д. 63-65).
Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке за Российской Федерацией, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 08.05.2009 серии 03-АА N 507234 (т. 1 л.д. 67).
Как следует из представленных в материалы дела кадастровых выписок о земельных участках, кадастровых паспортов 28.12.2008 путем раздела земельного участка с кадастровым номером 03:24:023702:45 был образован земельный участок с кадастровым номером 03:24:023702:49. Границы данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены (т. 1 л.д. 116-119).
26.08.2009 на земельный участок с кадастровым номером 03:24:023702:49 было зарегистрировано право собственности Российской Федерации Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.08.2009 серии 03- АА N 542635 (т. 1 л.д. 137).
27.12.2011 путем раздела земельного участка с кадастровым номером 03:24:023702:49 было образовано 2 новых земельных участка - с кадастровыми номерами 03:24:023702:128 и 03:24:023702:129 (т. 1 л.д. 118-119).
В кадастровых паспортах указано на то, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 03:24:023702:128 и 03:24:023702:129 носят временный характер. При отсутствии государственной регистрации прав на земельные участки в течение двух лет с момента осуществления кадастрового учета, сведения о таких объектах недвижимости будут аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
По пояснению представителя ответчика, в настоящее время ГНУ "БурНИИСХ Россельхозакадемии" оформляет свое право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 03:24:023702:49.
Рассматривая дело с учетом указанных обстоятельств, суд первой инстанции исходил из следующих положений.
Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок представляет собой часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (часть 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости).
Статьей 1 Закона о кадастре недвижимости предусмотрено, что государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе. Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В силу статьи 7 Закона о кадастре недвижимости в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости:
- вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства);
- кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;
- описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок;
- описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства;
- кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение;
- площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости осуществляются на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с Федеральным законом о кадастре недвижимости для осуществления такого учета документов, представленных заявителем.
Согласно статье 22 указанного закона одним из документов, необходимых для кадастрового учета, является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке.
Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. Если в соответствии со статьей 39 Закона о кадастре недвижимости местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Таким образом, для подтверждения факта совпадения сведений о местоположении границ спорных земельных участков ООО "Китой" необходимо было представить доказательства проведения кадастровых работ в отношении предоставленного ему земельного участка, межевой план данного участка. Вместе с тем у истца отсутствует межевой план земельного участка, определяющий точное местоположение границ данного участка.
На сегодняшний день границы земельного участка, выделенного ООО "Китой", в установленном законом порядке не установлены, земельный участок не индивидуализирован.
Границы земельного участка с кадастровым номером 03:24:023702:49, из которого был образован земельный участок с кадастровым номером 03:24:023702:129, в настоящее время также не установлены.
Статьей 39 Закона о кадастре недвижимости установлено, что в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, то местоположение границ земельных участков подлежит в установленном законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица).
Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка (часть 2 статьи 39 закона).
Согласно статьей 40 Закона о кадастре недвижимости результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
Как указывает суд первой инстанции, ООО "Китой" в материалы дела не представлены доказательства проведения работ по межеванию предоставленного ему земельного участка, доказательства согласования или отказа в согласовании местоположения границ данного земельного участка с Российской Федерацией, которая является собственником земельного участка с кадастровым номером 03:24:023702:49, а также с Государственным научным учреждением "Бурятский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук", которое в настоящее время фактически владеет земельным участком с кадастровым номером 03:24:023702:129. При таких обстоятельствах доводы ООО "Китой" о совпадении, пересечении выделенного ему земельного участка с земельным участком с кадастровым номером 03:24:023702:129 являются в настоящее время документально не подтвержденными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обществом был представлен межевой план, схема размещения, кадастровая выписка на земельный участок 03:24:023702:129, из которых видно наложение земельных участков, отклоняются поскольку доказательств согласования (отказа в согласовании) границ по участку, предоставленного обществу, не имеется.
Как указывает суд первой инстанции, при обращении с иском в арбитражный суд истец не принял во внимание то обстоятельство, что право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 03:24:023702:45, а впоследствии на земельный участок с кадастровым номером 03:24:023702:49 было зарегистрировано раньше, чем орган местного самоуправления принял решение о предварительном согласовании места размещения объекта и утвердил акт о выборе земельного участка. Истец не доказал, документально не подтвердил, что согласованный Комитетом для выделения ООО "Китой" земельный участок, являлся неразграниченным.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе ООО "Китой" в удовлетворении требований, заявленных к Государственному научному учреждению "Бурятский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук" и Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Республике Бурятия.
Кроме того, в целом поддерживая вывод суда первой инстанции, апелляционный суд учитывает следующее.
Требования обществом заявлены о снятии земельного участка с кадастрового учета.
Исходя из норм закона о кадастре (ч. 2 ст. 7,ч.1, 2 ст. 16, ч. 6 ст. 20, ч. 1 ст. 22, ч. 2 ст. 25, ч. 6 ст. 27), основанием для снятия земельного участка с кадастрового учета могут служить истечение срока при временной постановки на учет, ошибочное внесение сведений и т.п. в ситуации же, когда земельный участок поставлен в установленном порядке на учет и право собственности на него зарегистрировано в установленном порядке, споры о наложениях границ земельных участков могут быть разрешены только путем оспаривания самого зарегистрированного права на земельный участок. Снятие земельного участка с кадастрового учета само по себе не приведет к утрате права собственности Российской Федерации на земельный участок, следовательно, заявленным способом защита прав общества не возможна. Обществом выбран ненадлежащий способ защиты, поэтому удовлетворение требований не возможно.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 26 ноября 2013 года по делу N А10-3352/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Е.О.НИКИФОРЮК
Судьи
Э.В.ТКАЧЕНКО
Д.В.БАСАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.03.2014 ПО ДЕЛУ N А10-3352/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 марта 2014 г. по делу N А10-3352/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 марта 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Басаева Д.В., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Китой" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 26 ноября 2013 года по делу N А10-3352/2013 по иску Общества с ограниченной ответственностью "Китой" к Государственному научному учреждению "Бурятский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук", Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Республике Бурятия (ОГРН 1020300975177, ИНН 0326001722), третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Муниципальное учреждение "Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ" (ОГРН 1020300983340, ИНН 0323027176), Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия (ОГРН 1087746829994, ИНН 7710723134) о снятии земельного участка с кадастрового учета,
(суд первой инстанции - Е.Г.Муравьева),
при участии в судебном заседании:
- от истца: не явился, извещен;
- от ответчиков:
- от ГНУ БурНИИСХ Россельхозакадемии: не явился, извещен;
- от ФБУ "Кадастровая палата" по Республике Бурятия: не явился, извещен;
- от третьих лиц:
- от МУ "Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ": не явился, извещен;
- от Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия: не явился, извещен,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Китой" (ОГРН 1020300902160, ИНН 0323110890, далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к Государственному научному учреждению "Бурятский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук" (ИНН 0323045827, ОГРН 1020300975958, далее - ответчик, научное учреждение), Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Республике Бурятия (ОГРН 1020300975958, ИНН 0323045827, далее - ответчик, кадастровая палата) о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 03:24:023702:129, расположенного по адресу: г. Улан-Удэ, пр. Автомобилистов.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Муниципальное учреждение "Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ" (ОГРН 1020300983340, ИНН 0323027176, далее - третье лицо, комитет), Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия (ОГРН 1087746829994, ИНН 7710723134, далее - третье лицо, управление)
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия в удовлетворении иска отказано. В обосновании суд первой инстанции указал, что ООО "Китой" не представлены доказательства, подтверждающие его доводы о совпадении, пересечении выделенного ему земельного участка с земельным участком с кадастровым номером 03:24:023702:129. При обращении с иском в арбитражный суд истец не принял во внимание то обстоятельство, что право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 03:24:023702:45, а впоследствии на земельный участок с кадастровым номером 03:24:023702:49 было зарегистрировано раньше, чем орган местного самоуправления принял решение о предварительном согласовании места размещения объекта и утвердил акт о выборе земельного участка. Истец не доказал, документально не подтвердил, что согласованный Комитетом для выделения ООО "Китой" земельный участок, являлся неразграниченным.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 26 ноября 2013 г по делу N А10-3352/13. Принять новый судебный акт. Полагает, что при наличии утвержденного акта выбора земельного участка и принятого решения о предварительном согласовании места размещения объекта одному лицу предоставление того же земельного участка другому лицу не допустимо. Общество считает, что суд первой инстанции не выяснил всех обстоятельств дела. При этом обществом в суд представлены схема размещения согласованного земельного участка, кадастровые выписка и межевой план на земельный участок с кадастровым номером N 03:24:023702:129, из которых видно, что имеется наложение земельных участков; а иные лица, участвующие в деле, не отрицали, что имеется наложение границ земельных участков, поэтому общество не представляло дополнительных доказательств.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 19.02.2014.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями N 672002 71 81337 7, 672002 71 81340 7672002 71 81338 4, 672002 71 81336 0. Кадастровая палата и управление заявили о возможности рассмотрения дела в их отсутствие.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Общество с ограниченной ответственностью "Китой" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером ОГРН 1020300902160, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 22.07.2013 (т. 1 л.д. 17-24).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в 14.09.2010 Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ, рассмотрев заявление ООО "Китой", принял решение N СР- 778 об утверждении схемы расположения земельного участка (категория земель - земли населенных пунктов), местоположение которого: г. Улан-Удэ, пр. Автомобилистов Железнодорожного района, для строительства делового гостинично-административного комплекса (т. 1 л.д. 14).
09.11.2010 Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ произвел выбор земельного участка для строительства делового гостинично-административного комплекса по пр. Автомобилистов Железнодорожного района г. Улан- Удэ, в границах кадастрового квартала 03:24:023702 ориентировочной площадью 7300 кв. м, что подтверждается актом о выборе земельного участка для строительства N 527 от 09.11.2010 (т. 1 л.д. 13).
16.11.2010 Комитетом по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ принято решение N У-122 о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка. Предварительно согласовано место размещения объекта и утвержден акт о выборе земельного участка площадью 7300 кв. м, местоположение которого: г. Улан-Удэ, Железнодорожный район, пр. Автомобилистов, для строительства делового гостинично-административного комплекса с выносом сетей инженерного обеспечения (т. 1 л.д. 47).
Полагая, что данный земельный участок совпадает, пересекается на местности с земельным участком с кадастровым номером 03:24:023702:129, принадлежащим Государственному научному учреждению "Бурятский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук", ООО "Китой" обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском о снятии с кадастрового учета данного земельного участка.
Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Как следует из материалов дела и правильно указано судом первой инстанции, 19.07.2001 Правительством Республики Бурятия принято распоряжение N 740-р (т. 1 л.д. 56), в соответствии с которым были утверждены материалы инвентаризации земель и за Бурятской плодово-ягодной опытной станцией СО РАСХН в постоянное (бессрочное) пользование закреплены земельные участки сельскохозяйственного назначения общей площадью 626 га, в том числе в Железнодорожном районе г. Улан-Удэ - 319 га и в Заиграевском районе - 307 га, прилегающие к землям Дабатуйской сельской администрации, согласно приложению.
В распоряжении содержалось указание на необходимость Комитету по земельным ресурсам и землеустройству по Республике Бурятия оформить выписки из кадастрового дела для государственной регистрации прав пользования земельными участками Бурятской плодово-ягодной опытной станции СО РАСХН и внести изменения в земельно-кадастровую документацию. Бурятской плодово-ягодной опытной станции СО РАСХН в трехмесячный срок произвести государственную регистрацию права пользования землей в Учреждении юстиции Республики Бурятия по государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ним согласно действующему законодательству.
10.10.2001 Бурятской плодово-ягодной опытной станцией СО РАСХН в установленном законом порядке получено свидетельство на право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 3190000,00 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, кадастровый (условный) номер 03:23:000000:136/2001-000369 (т. 1 л.д. 66).
25.08.2009 Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия принято распоряжение N 354-р-006-р (т. 1 л.д. 57-62) по уточнению в результате раздела границ земельного участка общей площадью 319 га, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования Государственному научному учреждению "Бурятский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук". Площадь образованных в результате раздела земельных участков, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование ГНУ "БурНИИСЗ Россельхозакадемии", была уточнена.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия от 26.01.2011 N 007-р "О внесении изменений в распоряжение ТУ Росимущества в Республике Бурятия от 25.08.2009 N 354-р "По уточнению в результате раздела границ земельного участка общей площадью 319 га, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования Государственному научному учреждению "Бурятский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук" в числе прочих земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование ГНУ "БурНИИСХ Россельхозакадемии" был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 03:24:023702:45 площадью 9,4058 га (т. 1 л.д. 63-65).
Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке за Российской Федерацией, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 08.05.2009 серии 03-АА N 507234 (т. 1 л.д. 67).
Как следует из представленных в материалы дела кадастровых выписок о земельных участках, кадастровых паспортов 28.12.2008 путем раздела земельного участка с кадастровым номером 03:24:023702:45 был образован земельный участок с кадастровым номером 03:24:023702:49. Границы данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены (т. 1 л.д. 116-119).
26.08.2009 на земельный участок с кадастровым номером 03:24:023702:49 было зарегистрировано право собственности Российской Федерации Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.08.2009 серии 03- АА N 542635 (т. 1 л.д. 137).
27.12.2011 путем раздела земельного участка с кадастровым номером 03:24:023702:49 было образовано 2 новых земельных участка - с кадастровыми номерами 03:24:023702:128 и 03:24:023702:129 (т. 1 л.д. 118-119).
В кадастровых паспортах указано на то, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 03:24:023702:128 и 03:24:023702:129 носят временный характер. При отсутствии государственной регистрации прав на земельные участки в течение двух лет с момента осуществления кадастрового учета, сведения о таких объектах недвижимости будут аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
По пояснению представителя ответчика, в настоящее время ГНУ "БурНИИСХ Россельхозакадемии" оформляет свое право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 03:24:023702:49.
Рассматривая дело с учетом указанных обстоятельств, суд первой инстанции исходил из следующих положений.
Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок представляет собой часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (часть 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости).
Статьей 1 Закона о кадастре недвижимости предусмотрено, что государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе. Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В силу статьи 7 Закона о кадастре недвижимости в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости:
- вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства);
- кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;
- описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок;
- описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства;
- кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение;
- площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости осуществляются на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с Федеральным законом о кадастре недвижимости для осуществления такого учета документов, представленных заявителем.
Согласно статье 22 указанного закона одним из документов, необходимых для кадастрового учета, является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке.
Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. Если в соответствии со статьей 39 Закона о кадастре недвижимости местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Таким образом, для подтверждения факта совпадения сведений о местоположении границ спорных земельных участков ООО "Китой" необходимо было представить доказательства проведения кадастровых работ в отношении предоставленного ему земельного участка, межевой план данного участка. Вместе с тем у истца отсутствует межевой план земельного участка, определяющий точное местоположение границ данного участка.
На сегодняшний день границы земельного участка, выделенного ООО "Китой", в установленном законом порядке не установлены, земельный участок не индивидуализирован.
Границы земельного участка с кадастровым номером 03:24:023702:49, из которого был образован земельный участок с кадастровым номером 03:24:023702:129, в настоящее время также не установлены.
Статьей 39 Закона о кадастре недвижимости установлено, что в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, то местоположение границ земельных участков подлежит в установленном законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица).
Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка (часть 2 статьи 39 закона).
Согласно статьей 40 Закона о кадастре недвижимости результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
Как указывает суд первой инстанции, ООО "Китой" в материалы дела не представлены доказательства проведения работ по межеванию предоставленного ему земельного участка, доказательства согласования или отказа в согласовании местоположения границ данного земельного участка с Российской Федерацией, которая является собственником земельного участка с кадастровым номером 03:24:023702:49, а также с Государственным научным учреждением "Бурятский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук", которое в настоящее время фактически владеет земельным участком с кадастровым номером 03:24:023702:129. При таких обстоятельствах доводы ООО "Китой" о совпадении, пересечении выделенного ему земельного участка с земельным участком с кадастровым номером 03:24:023702:129 являются в настоящее время документально не подтвержденными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обществом был представлен межевой план, схема размещения, кадастровая выписка на земельный участок 03:24:023702:129, из которых видно наложение земельных участков, отклоняются поскольку доказательств согласования (отказа в согласовании) границ по участку, предоставленного обществу, не имеется.
Как указывает суд первой инстанции, при обращении с иском в арбитражный суд истец не принял во внимание то обстоятельство, что право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 03:24:023702:45, а впоследствии на земельный участок с кадастровым номером 03:24:023702:49 было зарегистрировано раньше, чем орган местного самоуправления принял решение о предварительном согласовании места размещения объекта и утвердил акт о выборе земельного участка. Истец не доказал, документально не подтвердил, что согласованный Комитетом для выделения ООО "Китой" земельный участок, являлся неразграниченным.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе ООО "Китой" в удовлетворении требований, заявленных к Государственному научному учреждению "Бурятский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук" и Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Республике Бурятия.
Кроме того, в целом поддерживая вывод суда первой инстанции, апелляционный суд учитывает следующее.
Требования обществом заявлены о снятии земельного участка с кадастрового учета.
Исходя из норм закона о кадастре (ч. 2 ст. 7,ч.1, 2 ст. 16, ч. 6 ст. 20, ч. 1 ст. 22, ч. 2 ст. 25, ч. 6 ст. 27), основанием для снятия земельного участка с кадастрового учета могут служить истечение срока при временной постановки на учет, ошибочное внесение сведений и т.п. в ситуации же, когда земельный участок поставлен в установленном порядке на учет и право собственности на него зарегистрировано в установленном порядке, споры о наложениях границ земельных участков могут быть разрешены только путем оспаривания самого зарегистрированного права на земельный участок. Снятие земельного участка с кадастрового учета само по себе не приведет к утрате права собственности Российской Федерации на земельный участок, следовательно, заявленным способом защита прав общества не возможна. Обществом выбран ненадлежащий способ защиты, поэтому удовлетворение требований не возможно.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 26 ноября 2013 года по делу N А10-3352/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Е.О.НИКИФОРЮК
Судьи
Э.В.ТКАЧЕНКО
Д.В.БАСАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)