Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 03 апреля 2015 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С.В.
судей Хайкиной С.Н., Ходыревой Л.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мавлюкеевой А.М.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Ивановой М.Б. по дов. от 02.09.2014,
от заинтересованного лица: Тимошенко И.В. по дов. от 10.12.2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу дачного некоммерческого товарищества "Лидер" на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 16.12.2014 по делу N А45-18668/2014 (судья Попова И.В.) по заявлению дачного некоммерческого товарищества "Лидер" (ИНН 5433197998, ОГРН 1145476066361), Новосибирская область, п. Красный Яр, к Администрации Новосибирского района Новосибирской области, г. Новосибирск, о признании незаконным решения, изложенного в письме N 4718/01-12 от 08.08.2014 и обязании администрацию устранить допущенные нарушения путем предоставления земельного участка,
установил:
Дачное некоммерческое товарищество "Лидер" (далее - ДНТ "Лидер", товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области к Администрации Новосибирского района Новосибирской области (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ), изложенного в письме N 4718/01-12 от 08.08.2014 и обязании Администрации устранить допущенные нарушения путем предоставления земельного участка на условиях аренды.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 16.12.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным решением, ДНТ "Лидер" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование своей позиции ДНТ "Лидер" указывает, что товариществом соблюдены все требования Закона N 66-ФЗ при обращении в Администрацию за предоставлением земельного участка.
Товарищество не согласно также с выводами суда о нарушении заявителем последовательности в создании ДНТ и в порядке обращения за предоставлением земельного участка.
По мнению апеллянта, предметом рассмотрения судебного спора должна быть законность отказа в предоставлении земельного участка по причине необходимости проведения торгов, поскольку иные основания для отказа в удовлетворении заявления Администрация сообщила только в отзыве на исковое заявление в ходе судебного разбирательства по настоящему делу.
Подробно доводы ДНТ "Лидер" изложены в тексте апелляционной жалобы.
Администрация в представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с ее доводами и просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу товарищества - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель товарищества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, настаивал на ее удовлетворении; представитель Администрации поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 09.06.2014 ДНТ "Лидер" в Администрацию Новосибирского района Новосибирской области подано заявление с просьбой предоставить земельный участок и предварительно согласовать место размещения земельного участка для размещения ДНТ "Лидер" ориентировочной площадью 39,9 га на условиях аренды на 5 лет.
Решением, изложенным в письме от 08.08.2014 N 4718/01-12, Администрация отказала товариществу в предоставлении испрашиваемого им земельного участка, указав на то, что не имеется оснований в выделении земельного участка в порядке, установленном Законом N 66-ФЗ по причине отсутствия в пределах испрашиваемого земельного участка фонда перераспределения земель и несоблюдения порядка образования некоммерческого объединения граждан.
При этом указано на возможность приобретения участка в порядке статьи 30 ЗК РФ на торгах, указанный земельный участок относится к зоне водоохранных объектов, в градостроительном регламенте которой не установлен такой вид разрешенного использования, который позволяет использовать земельный участок для размещения дачного некоммерческого товарищества.
Товарищество, полагая, что отказ Администрации является незаконным и необоснованным, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что отказ Администрации района в предоставлении испрашиваемого участка не противоречит Земельному кодексу Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и Закону N 66-ФЗ, не нарушены права и законные интересы товарищества, т.к. оно не лишено возможности обратиться с повторным заявлением в рамках обязательной процедуры обеспечения ему выбора земельного участка, установленной Законом N 66-ФЗ при соблюдении им положений указанного закона.
Суд апелляционной инстанции поддерживает данные выводы суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу статьи 198 АПК РФ организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемые решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на нее какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 66-ФЗ данный Федеральный закон использует нормы других отраслей права, комплексно регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов.
Земельные отношения, возникающие в связи с созданием садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, а также в связи с деятельностью таких объединений, настоящий Федеральный закон регулирует в той мере, в какой они не урегулированы законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 81 ЗК РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Таким образом, порядок предоставления земельных участков для ведения садоводства установлен как нормами ЗК РФ, так и нормами Закона N 66-ФЗ, из совокупного анализа которых следует, что орган местного самоуправления на основании зонирования территории для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, определения потребности в земельных участках для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений и обращений заинтересованных лиц осуществляет выбор земельного участка для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. Иной орган государственной власти в качестве лица, компетентного разрешать вопросы о предоставлении земельного участка, в законе не указан.
В соответствии со статьей 13 Закона N 66-ФЗ обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Эти органы ведут отдельно регистрацию и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков; очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений.
Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан (абзац 3 пункт 2 названной статьи).
В силу части 4 статьи 13 закона N 66-ФЗ орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
Закон N 66-ФЗ предусматривает предварительное проведение зонирования территорий для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. Согласно статье 12 указанного Закона при зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на развитие межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков.
Выбор и предоставление земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений урегулированы статьей 14 Закона N 66-ФЗ, пунктом 2 которой предусмотрено, что орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 3 статьи 14 Закона N 66-ФЗ).
Пунктом 4 той же статьи предусмотрено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность. Общее собрание членов огороднического некоммерческого объединения вправе принять решение о закреплении за таким объединением как за юридическим лицом всех предоставленных ему земельных участков.
Таким образом, системное толкование указанных выше норм права позволяет сделать вывод о том, что потребность в предоставлении земельных участков для осуществления садоводческой деятельности определяется органом местного самоуправления на основании личных заявлений граждан, ходатайство о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков в орган местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, направляет орган местного самоуправления, осуществляющий учет соответствующих заявлений граждан, а варианты предоставления земельных участков предлагает орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ДНТ "Лидер" создано гражданами на добровольной основе как некоммерческая организация. Целью создания данного юридического лица согласно его уставу является реализация прав граждан на получение дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение ими в соответствии с законодательством о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
В то же время сам по себе факт регистрации товарищества в качестве юридического лица не свидетельствует о безусловной обязанности органа местного самоуправления предоставить ему земельный участок на условиях аренды на льготных условиях в порядке, предусмотренном данным Законом.
Согласно вышеприведенным положениям Закона N 66-ФЗ вопросы, связанные с формированием, выбором и предоставлением земельного участка, рассматриваются органом местного самоуправления после поступления заявлений граждан.
Из части 4 статьи 18 Закона N 66-ФЗ следует, что учредители садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения считаются принятыми в члены такого объединения с момента его государственной регистрации. Другие вступающие в такое объединение лица принимаются в его члены общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. В уставе товарищества содержатся аналогичные правила приема.
Между тем, доказательств, свидетельствующих о принятии лиц, указанных в представленном списке в качестве членов товарищества в материалы дела не представлено (личные обращения, протокол общего собрания товарищества о принятии указанных лиц в товарищество). Представлены в материалы дела только протоколы об утверждении списка членов-учредителей ДНТ "Лидер" в количестве 3 человек.
Из материалов дела не следует, что граждане (члены товарищества) обращались в органы местного самоуправления с заявлениями о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка.
Товарищество ссылается на представление в Администрацию вместе с заявлением списка членов ДНТ "Лидер".
Между тем, как правильно указано в решении суда, список членов ДНТ "Лидер" на 115 человек, согласованный главой Администрации Кубовинского Сельсовета Новосибирской области не содержит дату согласования и дату подписания председателем правления ДНТ, список представлен не в рамках указанной процедуры.
Кроме того, как следует из ЕГРЮЛ, устава ДНТ товарищество имеет место нахождения: Новосибирская обл., п. Красный яр., д. 1.
Согласно представленному списку ДНТ кандидаты в члены товарищества проживают в г. Новосибирске, взаимосвязь товарищества с Мочищенским сельским поселением из материалов дела не усматривается. Кроме того, 51 член ДНТ составляют ДНТ "Боровичок".
Более того, вступившим в законную силу судебным актом по делу N А45-12624/2014 установлено, что члены ДНТ "Лидер" являются также членами ДНТ "Боровичок", что подтверждает намерение товарищества получить земельные участки в льготном порядке безотносительно к потребностям и нуждаемости граждан, указанных в представленном списке.
Также судом установлено, что расчет потребности в подобных участках в порядке части 4 статьи 13 Закона N 66-ФЗ органом местного самоуправления не производился; представленный товариществом расчет выполнен неуполномоченным в данном случае органом - ООО ПИ "Новосибирский Промстройпроект".
Поскольку товарищество создано без учета приведенных норм у органа местного самоуправления отсутствовала возможность произвести расчет потребности в земельных участках, реально необходимых для размещения товарищества.
Кроме того, доказательств того, что спорный участок относится к фонду перераспределения земель, что производилось зонирование территории Кубовинского сельского поселения, в пределах которой находится испрашиваемый земельный участок, для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений с учетом природных условий и транспортной доступности не представлено, Администрация опровергает указанные обстоятельства.
Таким образом, является несостоятельным довод апеллянта о том, что ДНТ "Лидер" соблюдены все требования Закона N 66-Ф при обращении в Администрацию за предоставлением земельного участка и имеется возможность его предоставления.
При этом в оспариваемом отказе Администрация указала на то, что по результатам рассмотрения представленных товариществом документов и изучения имеющихся сведений в отношении испрашиваемой территории, учитывая положения статьи 14 Закона N 66-ФЗ, отсутствуют основания в выделении земельного участка в порядке, установленном данным законом по причине отсутствия в пределах испрашиваемого земельного участка фонда перераспределения земель и несоблюдения порядка образования некоммерческого объединения граждан. Следовательно, довод товарищества о том, что в оспариваемом письме содержится только один довод об отказе - предоставление земельных участков на торгах - является неправомерным.
Таким образом, оспариваемый отказ Администрации не противоречит положениям действующего законодательства и, как следствие, не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, в рассматриваемом случае отсутствуют в совокупности условия, предусмотренные статьями 198, 200, 201 АПК РФ, необходимые для признания оспариваемого отказа недействительным, о чем правильно указано в обжалуемом судебном акте.
Кроме того, товарищество не лишено возможности обратиться с повторным заявлением в рамках обязательной процедуры.
При таких обстоятельствах неисследование судом первой инстанции содержащейся в решении об отказе ссылки на то, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение которыми отнесено к полномочиям органов местного самоуправления Новосибирского района Новосибирской области, исключительно на торгах, не влияет на правильные выводы суда первой инстанции по существу спора.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 16.12.2014 по делу N А45-18668/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
С.В.КРИВОШЕИНА
Судьи
С.Н.ХАЙКИНА
Л.Е.ХОДЫРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.04.2015 N 07АП-1519/2015 ПО ДЕЛУ N А45-18668/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 апреля 2015 г. по делу N А45-18668/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 03 апреля 2015 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С.В.
судей Хайкиной С.Н., Ходыревой Л.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мавлюкеевой А.М.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Ивановой М.Б. по дов. от 02.09.2014,
от заинтересованного лица: Тимошенко И.В. по дов. от 10.12.2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу дачного некоммерческого товарищества "Лидер" на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 16.12.2014 по делу N А45-18668/2014 (судья Попова И.В.) по заявлению дачного некоммерческого товарищества "Лидер" (ИНН 5433197998, ОГРН 1145476066361), Новосибирская область, п. Красный Яр, к Администрации Новосибирского района Новосибирской области, г. Новосибирск, о признании незаконным решения, изложенного в письме N 4718/01-12 от 08.08.2014 и обязании администрацию устранить допущенные нарушения путем предоставления земельного участка,
установил:
Дачное некоммерческое товарищество "Лидер" (далее - ДНТ "Лидер", товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области к Администрации Новосибирского района Новосибирской области (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ), изложенного в письме N 4718/01-12 от 08.08.2014 и обязании Администрации устранить допущенные нарушения путем предоставления земельного участка на условиях аренды.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 16.12.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным решением, ДНТ "Лидер" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование своей позиции ДНТ "Лидер" указывает, что товариществом соблюдены все требования Закона N 66-ФЗ при обращении в Администрацию за предоставлением земельного участка.
Товарищество не согласно также с выводами суда о нарушении заявителем последовательности в создании ДНТ и в порядке обращения за предоставлением земельного участка.
По мнению апеллянта, предметом рассмотрения судебного спора должна быть законность отказа в предоставлении земельного участка по причине необходимости проведения торгов, поскольку иные основания для отказа в удовлетворении заявления Администрация сообщила только в отзыве на исковое заявление в ходе судебного разбирательства по настоящему делу.
Подробно доводы ДНТ "Лидер" изложены в тексте апелляционной жалобы.
Администрация в представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с ее доводами и просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу товарищества - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель товарищества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, настаивал на ее удовлетворении; представитель Администрации поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 09.06.2014 ДНТ "Лидер" в Администрацию Новосибирского района Новосибирской области подано заявление с просьбой предоставить земельный участок и предварительно согласовать место размещения земельного участка для размещения ДНТ "Лидер" ориентировочной площадью 39,9 га на условиях аренды на 5 лет.
Решением, изложенным в письме от 08.08.2014 N 4718/01-12, Администрация отказала товариществу в предоставлении испрашиваемого им земельного участка, указав на то, что не имеется оснований в выделении земельного участка в порядке, установленном Законом N 66-ФЗ по причине отсутствия в пределах испрашиваемого земельного участка фонда перераспределения земель и несоблюдения порядка образования некоммерческого объединения граждан.
При этом указано на возможность приобретения участка в порядке статьи 30 ЗК РФ на торгах, указанный земельный участок относится к зоне водоохранных объектов, в градостроительном регламенте которой не установлен такой вид разрешенного использования, который позволяет использовать земельный участок для размещения дачного некоммерческого товарищества.
Товарищество, полагая, что отказ Администрации является незаконным и необоснованным, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что отказ Администрации района в предоставлении испрашиваемого участка не противоречит Земельному кодексу Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и Закону N 66-ФЗ, не нарушены права и законные интересы товарищества, т.к. оно не лишено возможности обратиться с повторным заявлением в рамках обязательной процедуры обеспечения ему выбора земельного участка, установленной Законом N 66-ФЗ при соблюдении им положений указанного закона.
Суд апелляционной инстанции поддерживает данные выводы суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу статьи 198 АПК РФ организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемые решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на нее какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 66-ФЗ данный Федеральный закон использует нормы других отраслей права, комплексно регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов.
Земельные отношения, возникающие в связи с созданием садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, а также в связи с деятельностью таких объединений, настоящий Федеральный закон регулирует в той мере, в какой они не урегулированы законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 81 ЗК РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Таким образом, порядок предоставления земельных участков для ведения садоводства установлен как нормами ЗК РФ, так и нормами Закона N 66-ФЗ, из совокупного анализа которых следует, что орган местного самоуправления на основании зонирования территории для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, определения потребности в земельных участках для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений и обращений заинтересованных лиц осуществляет выбор земельного участка для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. Иной орган государственной власти в качестве лица, компетентного разрешать вопросы о предоставлении земельного участка, в законе не указан.
В соответствии со статьей 13 Закона N 66-ФЗ обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Эти органы ведут отдельно регистрацию и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков; очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений.
Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан (абзац 3 пункт 2 названной статьи).
В силу части 4 статьи 13 закона N 66-ФЗ орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
Закон N 66-ФЗ предусматривает предварительное проведение зонирования территорий для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. Согласно статье 12 указанного Закона при зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на развитие межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков.
Выбор и предоставление земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений урегулированы статьей 14 Закона N 66-ФЗ, пунктом 2 которой предусмотрено, что орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 3 статьи 14 Закона N 66-ФЗ).
Пунктом 4 той же статьи предусмотрено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность. Общее собрание членов огороднического некоммерческого объединения вправе принять решение о закреплении за таким объединением как за юридическим лицом всех предоставленных ему земельных участков.
Таким образом, системное толкование указанных выше норм права позволяет сделать вывод о том, что потребность в предоставлении земельных участков для осуществления садоводческой деятельности определяется органом местного самоуправления на основании личных заявлений граждан, ходатайство о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков в орган местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, направляет орган местного самоуправления, осуществляющий учет соответствующих заявлений граждан, а варианты предоставления земельных участков предлагает орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ДНТ "Лидер" создано гражданами на добровольной основе как некоммерческая организация. Целью создания данного юридического лица согласно его уставу является реализация прав граждан на получение дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение ими в соответствии с законодательством о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
В то же время сам по себе факт регистрации товарищества в качестве юридического лица не свидетельствует о безусловной обязанности органа местного самоуправления предоставить ему земельный участок на условиях аренды на льготных условиях в порядке, предусмотренном данным Законом.
Согласно вышеприведенным положениям Закона N 66-ФЗ вопросы, связанные с формированием, выбором и предоставлением земельного участка, рассматриваются органом местного самоуправления после поступления заявлений граждан.
Из части 4 статьи 18 Закона N 66-ФЗ следует, что учредители садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения считаются принятыми в члены такого объединения с момента его государственной регистрации. Другие вступающие в такое объединение лица принимаются в его члены общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. В уставе товарищества содержатся аналогичные правила приема.
Между тем, доказательств, свидетельствующих о принятии лиц, указанных в представленном списке в качестве членов товарищества в материалы дела не представлено (личные обращения, протокол общего собрания товарищества о принятии указанных лиц в товарищество). Представлены в материалы дела только протоколы об утверждении списка членов-учредителей ДНТ "Лидер" в количестве 3 человек.
Из материалов дела не следует, что граждане (члены товарищества) обращались в органы местного самоуправления с заявлениями о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка.
Товарищество ссылается на представление в Администрацию вместе с заявлением списка членов ДНТ "Лидер".
Между тем, как правильно указано в решении суда, список членов ДНТ "Лидер" на 115 человек, согласованный главой Администрации Кубовинского Сельсовета Новосибирской области не содержит дату согласования и дату подписания председателем правления ДНТ, список представлен не в рамках указанной процедуры.
Кроме того, как следует из ЕГРЮЛ, устава ДНТ товарищество имеет место нахождения: Новосибирская обл., п. Красный яр., д. 1.
Согласно представленному списку ДНТ кандидаты в члены товарищества проживают в г. Новосибирске, взаимосвязь товарищества с Мочищенским сельским поселением из материалов дела не усматривается. Кроме того, 51 член ДНТ составляют ДНТ "Боровичок".
Более того, вступившим в законную силу судебным актом по делу N А45-12624/2014 установлено, что члены ДНТ "Лидер" являются также членами ДНТ "Боровичок", что подтверждает намерение товарищества получить земельные участки в льготном порядке безотносительно к потребностям и нуждаемости граждан, указанных в представленном списке.
Также судом установлено, что расчет потребности в подобных участках в порядке части 4 статьи 13 Закона N 66-ФЗ органом местного самоуправления не производился; представленный товариществом расчет выполнен неуполномоченным в данном случае органом - ООО ПИ "Новосибирский Промстройпроект".
Поскольку товарищество создано без учета приведенных норм у органа местного самоуправления отсутствовала возможность произвести расчет потребности в земельных участках, реально необходимых для размещения товарищества.
Кроме того, доказательств того, что спорный участок относится к фонду перераспределения земель, что производилось зонирование территории Кубовинского сельского поселения, в пределах которой находится испрашиваемый земельный участок, для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений с учетом природных условий и транспортной доступности не представлено, Администрация опровергает указанные обстоятельства.
Таким образом, является несостоятельным довод апеллянта о том, что ДНТ "Лидер" соблюдены все требования Закона N 66-Ф при обращении в Администрацию за предоставлением земельного участка и имеется возможность его предоставления.
При этом в оспариваемом отказе Администрация указала на то, что по результатам рассмотрения представленных товариществом документов и изучения имеющихся сведений в отношении испрашиваемой территории, учитывая положения статьи 14 Закона N 66-ФЗ, отсутствуют основания в выделении земельного участка в порядке, установленном данным законом по причине отсутствия в пределах испрашиваемого земельного участка фонда перераспределения земель и несоблюдения порядка образования некоммерческого объединения граждан. Следовательно, довод товарищества о том, что в оспариваемом письме содержится только один довод об отказе - предоставление земельных участков на торгах - является неправомерным.
Таким образом, оспариваемый отказ Администрации не противоречит положениям действующего законодательства и, как следствие, не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, в рассматриваемом случае отсутствуют в совокупности условия, предусмотренные статьями 198, 200, 201 АПК РФ, необходимые для признания оспариваемого отказа недействительным, о чем правильно указано в обжалуемом судебном акте.
Кроме того, товарищество не лишено возможности обратиться с повторным заявлением в рамках обязательной процедуры.
При таких обстоятельствах неисследование судом первой инстанции содержащейся в решении об отказе ссылки на то, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение которыми отнесено к полномочиям органов местного самоуправления Новосибирского района Новосибирской области, исключительно на торгах, не влияет на правильные выводы суда первой инстанции по существу спора.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 16.12.2014 по делу N А45-18668/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
С.В.КРИВОШЕИНА
Судьи
С.Н.ХАЙКИНА
Л.Е.ХОДЫРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)