Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения; Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2014 года
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Долгашевой В.А., Кузнецова А.М.
при участии в заседании:
- от истца (заявителя) Шевченко В.В.: Наумовой И.С. (дов. от 23.09.2013 г.);
- от ответчика (заинтересованного лица) ФГБУ "ФКП Росреестра": не явились, извещены;
- от ответчика (заинтересованного лица) Правительства Москвы: не явились, извещены;
- от третьего лица Департамента городского имущества города Москвы: не явились, извещены;
- рассмотрев 03 декабря 2014 г. в судебном заседании кассационную жалобу Шевченко Вячеслава Викторовича
на решение Арбитражного суда города Москвы от 21 февраля 2014 г.,
принятое судьей Пуловой Л.В.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 августа 2014 г.,
принятое судьями Панкратовой Н.И., Красновой С.В., Сумароковой Т.Я.,
по делу N А40-169908/13
по иску Шевченко Вячеслава Викторовича
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757; 107078, г. Москва, Орликов переулок, д. 10, стр. 1), Правительству Москвы (ОГРН 1027739813507; 125032, г. Москва, ул. Тверская, д. 13)
об изменении кадастровой стоимости земельного участка
третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423; 115054, г. Москва, ул. Бахрушина, д. 20)
установил:
Шевченко Вячеслав Викторович (далее - Шевченко В.В., истец) является собственником земельного участка с кадастровом номером 77:01:0006040:1001, общей площадью 780 +/- 5 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Абельмановская, вл. 9, стр. 9, 10. Категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий.
Кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на 01 января 2012 г. составляет 61 948 520,04 руб., что следует из кадастрового паспорта от 15 августа 2013 г. N 77/501/13-382217.
Полагая, что внесенные в государственный кадастр сведения о кадастровой стоимости земельного участка на 01 января 2012 г. не соответствуют рыночной стоимости, Шевченко В.В. обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра"), Правительству Москвы об обязании внести изменения в сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровом номером 77:01:0006040:1001, общей площадью 780 +/- 5 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Абельмановская, вл. 9, стр. 9,10, указав кадастровую стоимость данного земельного участка в размере его рыночной стоимости, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, т.е. на 01 января 2012 г. - 35 242 000 руб.
В обоснование исковых требований истец указывал на то, что увеличение кадастровой стоимости земельного участка привело к увеличению размера земельного налога, что свидетельствует о нарушении его прав и законных интересов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент городского имущества города Москвы.
Протокольным определением от 04 февраля 2014 г. заменен ответчик по делу на Правительство Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21 февраля 2014 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 августа 2014 г., в удовлетворении исковых требований к Правительству Москвы отказано. Производство по требованию к ФГБУ "ФКП Росреестра" по г. Москве прекращено.
В кассационной жалобе Шевченко В.В. просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель Шевченко В.В. поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители ФГБУ "ФКП Росреестра", Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя истца, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки регламентирован Федеральным законом N 135-ФЗ от 29 июля 1998 г. "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности в Российской Федерации).
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (статья 3).
В соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности в Российской Федерации результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из тех обстоятельств, что на момент рассмотрения спора с 01 января 2014 г. вступило в законную силу постановление Правительства Москвы от 26 ноября 2013 г. N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы", в связи с чем в государственный кадастр недвижимости внесены актуальные сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка, а сведения, внесенные в ГКН по состоянию на 01 января 2012 г., утратили свою актуальность на момент рассмотрения дела, при этом истец требований об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной на иную (новую) дату в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не заявлял.
Принимая во внимание, что установление судом кадастровой стоимости в размере рыночной является основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости и, следовательно, производится на будущее время, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку определение рыночной стоимости на прежнюю дату кадастровой оценки утрачивает правовое значение и не приведет к возникновению, изменению, прекращению прав и обязанностей истца.
В кассационной жалобе не приведено каких-либо доводов, свидетельствующих о нарушении судами норм материального или процессуального права, а излагается несогласие с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 21 февраля 2014 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 августа 2014 г. по делу N А40-169908/13 оставить без изменения, кассационную жалобу Шевченко Вячеслава Викторовича - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА
Судьи
В.А.ДОЛГАШЕВА
А.М.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 09.12.2014 N Ф05-14085/2014 ПО ДЕЛУ N А40-169908/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения; Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 декабря 2014 г. по делу N А40-169908/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2014 года
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Долгашевой В.А., Кузнецова А.М.
при участии в заседании:
- от истца (заявителя) Шевченко В.В.: Наумовой И.С. (дов. от 23.09.2013 г.);
- от ответчика (заинтересованного лица) ФГБУ "ФКП Росреестра": не явились, извещены;
- от ответчика (заинтересованного лица) Правительства Москвы: не явились, извещены;
- от третьего лица Департамента городского имущества города Москвы: не явились, извещены;
- рассмотрев 03 декабря 2014 г. в судебном заседании кассационную жалобу Шевченко Вячеслава Викторовича
на решение Арбитражного суда города Москвы от 21 февраля 2014 г.,
принятое судьей Пуловой Л.В.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 августа 2014 г.,
принятое судьями Панкратовой Н.И., Красновой С.В., Сумароковой Т.Я.,
по делу N А40-169908/13
по иску Шевченко Вячеслава Викторовича
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757; 107078, г. Москва, Орликов переулок, д. 10, стр. 1), Правительству Москвы (ОГРН 1027739813507; 125032, г. Москва, ул. Тверская, д. 13)
об изменении кадастровой стоимости земельного участка
третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423; 115054, г. Москва, ул. Бахрушина, д. 20)
установил:
Шевченко Вячеслав Викторович (далее - Шевченко В.В., истец) является собственником земельного участка с кадастровом номером 77:01:0006040:1001, общей площадью 780 +/- 5 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Абельмановская, вл. 9, стр. 9, 10. Категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий.
Кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на 01 января 2012 г. составляет 61 948 520,04 руб., что следует из кадастрового паспорта от 15 августа 2013 г. N 77/501/13-382217.
Полагая, что внесенные в государственный кадастр сведения о кадастровой стоимости земельного участка на 01 января 2012 г. не соответствуют рыночной стоимости, Шевченко В.В. обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра"), Правительству Москвы об обязании внести изменения в сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровом номером 77:01:0006040:1001, общей площадью 780 +/- 5 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Абельмановская, вл. 9, стр. 9,10, указав кадастровую стоимость данного земельного участка в размере его рыночной стоимости, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, т.е. на 01 января 2012 г. - 35 242 000 руб.
В обоснование исковых требований истец указывал на то, что увеличение кадастровой стоимости земельного участка привело к увеличению размера земельного налога, что свидетельствует о нарушении его прав и законных интересов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент городского имущества города Москвы.
Протокольным определением от 04 февраля 2014 г. заменен ответчик по делу на Правительство Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21 февраля 2014 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 августа 2014 г., в удовлетворении исковых требований к Правительству Москвы отказано. Производство по требованию к ФГБУ "ФКП Росреестра" по г. Москве прекращено.
В кассационной жалобе Шевченко В.В. просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель Шевченко В.В. поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители ФГБУ "ФКП Росреестра", Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя истца, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки регламентирован Федеральным законом N 135-ФЗ от 29 июля 1998 г. "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности в Российской Федерации).
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (статья 3).
В соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности в Российской Федерации результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из тех обстоятельств, что на момент рассмотрения спора с 01 января 2014 г. вступило в законную силу постановление Правительства Москвы от 26 ноября 2013 г. N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы", в связи с чем в государственный кадастр недвижимости внесены актуальные сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка, а сведения, внесенные в ГКН по состоянию на 01 января 2012 г., утратили свою актуальность на момент рассмотрения дела, при этом истец требований об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной на иную (новую) дату в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не заявлял.
Принимая во внимание, что установление судом кадастровой стоимости в размере рыночной является основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости и, следовательно, производится на будущее время, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку определение рыночной стоимости на прежнюю дату кадастровой оценки утрачивает правовое значение и не приведет к возникновению, изменению, прекращению прав и обязанностей истца.
В кассационной жалобе не приведено каких-либо доводов, свидетельствующих о нарушении судами норм материального или процессуального права, а излагается несогласие с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 21 февраля 2014 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 августа 2014 г. по делу N А40-169908/13 оставить без изменения, кассационную жалобу Шевченко Вячеслава Викторовича - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА
Судьи
В.А.ДОЛГАШЕВА
А.М.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)