Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАГАДАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 11.12.2013 ПО ДЕЛУ N 2-3976/2013, 33-1106/2013

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 декабря 2013 г. по делу N 2-3976/2013, 33-1106/2013


Судья: Романчук Н.К.

Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Ечина А.А.,
судей Кречетова А.А., Адаркина И.А.,
при секретаре Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Омсукчанского района Магаданской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Магаданской области, администрации муниципального образования "Омсукчанский район" о возложении обязанности ликвидировать свалку бытовых отходов,
по апелляционной жалобе главы администрации муниципального образования "Омсукчанский район" на решение Магаданского городского суда от 27 сентября 2013 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Кречетова А.А., объяснения участвующего в деле прокурора Коростыленко Ю.Е. и представителя ответчика - администрации Магаданской области - Р., возражавших против удовлетворения доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

установила:

Прокурор Омсукчанского района Магаданской области обратился в Омсукчанский районный суд с иском к администрации муниципального образования "<.......>" о возложении обязанности в срок до <дата> ликвидировать свалку бытовых отходов, расположенную на территории муниципального образования "<.......>".
В обоснование иска указал, что в ходе осмотра территории муниципального образования "<.......>" на расстоянии около <.......> километров на <направление> от здания автозаправочной станции, расположенной по адресу: <адрес>, обнаружена свалка твердых бытовых отходов, строительного мусора, металлолома. Местонахождение свалки было определено по навигации GPS и имеет координаты: <.......> северной широты, <.......> восточной долготы.
Лица, виновные в организации данной свалки установлены не были.
Просил возложить на администрацию муниципального образования "<.......>" обязанность в срок до <дата> ликвидировать указанную несанкционированную свалку твердых бытовых отходов.
Определением Омсукчанского районного суда Магаданской области от <дата> произведена замена ненадлежащего ответчика - администрации муниципального образования "<.......>" на надлежащего ответчика по делу - администрацию Магаданской области, гражданское дело передано по подсудности в Магаданский городской суд.
Определением судьи Магаданского городского суда от <дата> настоящее гражданское дело принято к производству данного суда.
Определением Магаданского городского суда от <дата> к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация муниципального образования "Омсукчанский район", в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечен Комитет по управлению государственным имуществом Магаданской области.
Решением Магаданского городского суда Магаданской области от 27 сентября 2013 года исковые требования удовлетворены частично.
На администрацию муниципального образования "Омсукчанский район" возложена обязанность в срок не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать свалку твердых бытовых отходов, расположенную на расстоянии около <.......> км на <направление> от автозаправочной станции по адресу: <адрес>, имеющую координаты: <.......> северной широты, <.......> восточной долготы.
В удовлетворении исковых требований прокурора Омсукчанского района Магаданской области к администрации Магаданской области о возложении обязанности ликвидировать свалку твердых бытовых отходов, расположенную на расстоянии около <.......> км на <направление> от автозаправочной станции по адресу: <адрес>, имеющую координаты: <.......> северной широты, <.......> восточной долготы отказано.
Не согласившись с решением суда, администрация муниципального образования "Омсукчанский район" подала апелляционную жалобу, в которой просит данное решение отменить и принять по делу новое.
В обоснование жалобы указывает, что земли запаса, находящиеся на территории Омсукчанского района, не являются собственностью Омсукчанского района, юридических лиц, а также граждан.
Полагает необоснованной ссылку суда первой инстанции на абзац 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" ввиду того, что предметом рассмотрения настоящего дела являются не нераспределенные земли, а земли запаса.
Указывает на то, что перевод земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель в зависимости от целей дальнейшего использования этого земельного участка осуществляется субъектом Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Перевод земель запаса в иную категорию земель и обратно на территории Магаданской области может осуществлять только администрация Магаданской области, а следовательно, право на использование, распоряжение и владение данным участком, до момента его перевода из земель запаса в другую категорию не принадлежит администрации Омсукчанского района.
Представители администрации муниципального образования "Омсукчанский район" и комитета по управлению государственным имуществом Магаданской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, причины неявки суду не сообщили. На основании частей 3, 4 статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав пояснения участвующего в деле прокурора и представителя ответчика, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда приходит к следующему.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам (статья 67 ГПК РФ) и пришел к правильному выводу о необходимости возложения на администрацию муниципального образования "Омсукчанский район" обязанности ликвидировать свалку твердых бытовых отходов, расположенную расстоянии около <.......> километров <направление> от автозаправочной станции по адресу: <адрес>.
Суждения и выводы суда первой инстанции основаны на законе и материалах дела.
На основании статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Данное право также закреплено в пункте 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", абзаце 2 статьи 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В силу пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в частности, размещение отходов производства и потребления.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещается.
Согласно примечанию к пункту 7.8. Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, <дата> прокуратурой Омсукчанского района Магаданской области на расстоянии около <.......> километров <направление> от автозаправочной станции по адресу: <адрес>, обнаружена свалка твердых бытовых отходов. Местонахождение свалки так же определено по навигации GPS и имеет координаты: <.......> северной широты, <.......> восточной долготы.
Наличие данной свалки лицами, участвующими в деле, не оспаривалось.
По сообщению комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Омсукчанского района Магаданской области от <дата> N ... несанкционированная свалка твердых бытовых отходов расположена на межселенной территории Омсукчанского района Магаданской области, относящейся к категории земель запаса (л.д. 24).
На момент рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции указанная выше несанкционированная свалка твердых бытовых отходов не ликвидирована.
Поскольку собственник отходов на земельном участке, расположенном на расстоянии около <.......> километров на <направление> от автозаправочной станции по адресу: <адрес>, имеющая координаты: <.......> северной широты, <.......> восточной долготы, не установлен, исходя из примечания к пункту 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2011, размещенные на земельном участке, входящем в границы муниципального образования "Омсукчанский район" отходы являются собственностью данного муниципального образования.
В соответствии пунктами 9, 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы организации мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относятся к вопросам местного значения муниципального района. В целях решения указанных вопросов администрация муниципального района в соответствии со статьей 17 названного Закона наделена соответствующими полномочиями.
Данные обязанности также закреплены в статье 7 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и статье 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии с пунктом 13 статьи 10 Устава муниципального образования "Омсукчанский район" к вопросам местного значения Омсукчанского района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В силу пункта 2 части 1 статьи 57 названного Устава в пределах своих полномочий Администрация Омсукчанского района организует утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно возложил на администрацию муниципального образования "Омсукчанский район" обязанность ликвидировать расположенную на территории данного муниципального образования свалку бытовых отходов, собственником которых, в силу положений примечания к пункту 7.8. Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 она является.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у муниципального образования "Омсукчанский район" права собственности на те земли, на которых расположена несанкционированная свалка бытовых отходов, правового значения при рассмотрении данного спора не имеют, поскольку отсутствие права собственности на землю, расположенную под несанкционированной свалкой твердых бытовых отходов не освобождает администрацию муниципального образования "Омсукчанский район" от исполнения возложенной на нее приведенными выше нормативными актами обязанности ликвидировать данную свалку.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда,

определила:

решение Магаданского городского суда Магаданской области от 27 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Омсукчанский район" - без удовлетворения.

Верно:
Судья
Магаданского областного суда
А.А.КРЕЧЕТОВ
11 декабря 2013 года















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)