Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Гафиатуллиной Т.С., судей Кадулина А.В., Сапоткиной Т.И., при участии от Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Артюковой О.А. (доверенность от 27.12.2013 N 47-04), Лупановой Н.В. (доверенность от 16.04.2014 N 32а-04), от общества с ограниченной ответственностью "Мегалюкс" Шмелева А.В. (доверенность от 26.05.2014), рассмотрев 11.06.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 04.12.2013 (судья Балакин Ю.П.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2014 (судьи Виноградова Т.В., Докшина А.Ю., Ралько О.Б.) по делу N А66-2703/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Мегалюкс", место нахождения: 170004, г. Тверь, Пролетарская наб., д. 10, оф. 86, ОГРН 1086952006063 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, место нахождения: 170100, г. Тверь, Смоленский пер., д. 29, ОГРН 1026900561071 (далее - Министерство), оформленного письмом от 29.11.2012 N 18740-09, в предоставлении земельного участка площадью 15-20 соток с кадастровым номером квартала 69:40:0200045, расположенного по адресу: г. Тверь, ул. Склизкова; об обязании Министерства в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) направить в орган местного самоуправления соответствующие документы для обеспечения им процедуры выбора названного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Твери, место нахождения: 170100, г. Тверь, Советская ул., д. 11, ОГРН 1066950062717 (далее - Администрация), Департамент архитектуры и строительства администрации города Твери, место нахождения: 170100, г. Тверь, Советская ул., д. 11, ОГРН 1056900236040 (далее - Департамент), правительство Тверской области, место нахождения: 170100, г. Тверь, Советская ул., д. 44, ОГРН 1026900587702 (далее - Правительство).
Решением от 04.12.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.03.2014, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит принятые решение и постановление отменить, в удовлетворении заявления отказать.
По мнению подателя жалобы, в соответствии со статьей 30 ЗК РФ право выбора способа предоставления земельного участка под строительство принадлежит уполномоченному органу; само по себе обращение гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка по процедуре с предварительным согласованием места размещения объекта не является безусловным основанием для предоставления земельного участка; вопрос о целесообразности предоставления участка с предварительным согласованием места размещения объекта рассматривает межведомственная комиссия при правительстве Тверской области по земельным отношениям (далее - Межведомственная комиссия); обоснованный вывод Межведомственной комиссии о нецелесообразности предоставления земельного участка для строительства является достаточным основанием для принятия Министерством решения об отказе в его предоставлении; поскольку Обществом испрашивается часть ранее сформированного земельного участка, она не может быть предоставлена по процедуре с предварительным согласованием места размещения объекта; земельный участок находится в прибрежной зоне Хлебного ручья и используется под детскую площадку и стоянку автомобильного транспорта; резолютивная часть решения не соответствует статье 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители Министерства поддержали доводы кассационной жалобы, а представитель Общества против ее удовлетворения возражал.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество письмом от 07.04.2011 обратилось в Комитет по управлению имуществом Тверской области (правопредшественник Министерства) с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 15-20 соток с кадастровым номером квартала 69:40:0200045, расположенного по адресу: г. Тверь, ул. Склизкова, под строительство магазина по процедуре с предварительным согласованием места размещения объекта.
По результатам рассмотрения заявления Общества Межведомственной комиссией принято решение, оформленное протоколом от 18.10.2012 N 27, о нецелесообразности предоставления данного земельного участка, в связи с тем, что испрашиваемая цель земельного участка не соответствует зоне застройки, спорный участок относится к зоне Ж-4 (зоне многоквартирных жилых домов 4-12 этажей) и по нему проходят инженерные сети с охранными зонами.
Министерство письмом от 29.11.2012 N 18740-09, сославшись на решение Межведомственной комиссии, отказало Обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка по процедуре с предварительным согласованием места размещения объекта под строительство.
Общество, считая отказ Министерства незаконным, нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды пришли к выводу о наличии предусмотренных названными нормами права оснований для удовлетворения заявления и признали оспариваемый отказ незаконным, обязав Министерство устранить допущенные нарушения.
Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Суды правильно применили статьи 30, 31 ЗК РФ, пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", а также обоснованно руководствовались постановлением администрации Тверской области от 23.08.2006 N 213-па, которым утвержден Порядок организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тверской области - городском округе "город Тверь".
Судами установлено, что испрашиваемый земельный участок согласно карте градостроительного зонирования Временных правил землепользования и застройки города Твери относится к зоне Ж-4 (зоне многоквартирных жилых домов 4-12 этажей).
Сославшись на статью 31 Временных правил землепользования и застройки города Твери, суды указали, что в указанной зоне предусмотрено разрешенное использование земельных участков под объекты торговли в соответствии с нормами градостроительного проектирования.
Довод Министерства о наличии на испрашиваемом земельном участке инженерных сетей с охранными зонами правомерно не принят судами в качестве причины нецелесообразности (невозможности) предоставления земельного участка в силу положений пунктов 2 и 5 статьи 31 ЗК РФ. Как правильно указали суды, без схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами его выбора, невозможно сделать однозначный вывод о том, что именно по выбранному земельному участку будут проходить инженерные сети с охранными зонами.
Иных оснований для отказа в предоставлении земельного участка Межведомственной комиссией не названо.
С учетом того, что градостроительная документация о застройке испрашиваемого земельного участка не разработана, суды посчитали, что оснований для отказа в предоставлении земельного участка по пункту 11 статьи 30 ЗК РФ не имеется.
Довод жалобы о невозможности предоставления части ранее сформированного земельного участка получил надлежащую оценку суда апелляционной инстанции.
Ссылка Министерства на расположение испрашиваемого земельного участка в прибрежной зоне Хлебного ручья не являлась основанием для отказа в предоставлении земельного участка, ранее не приводилась подателем жалобы и не подтверждена документально.
С учетом изложенного суды пришли к выводу, что Министерством нарушена процедура осуществления выбора земельного участка.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали незаконным отказ Министерства в предоставлении спорного земельного участка и удовлетворили заявление Общества.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов, установленных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 04.12.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2014 по делу N А66-2703/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.С.ГАФИАТУЛЛИНА
Судьи
А.В.КАДУЛИН
Т.И.САПОТКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 20.06.2014 ПО ДЕЛУ N А66-2703/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июня 2014 г. по делу N А66-2703/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Гафиатуллиной Т.С., судей Кадулина А.В., Сапоткиной Т.И., при участии от Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Артюковой О.А. (доверенность от 27.12.2013 N 47-04), Лупановой Н.В. (доверенность от 16.04.2014 N 32а-04), от общества с ограниченной ответственностью "Мегалюкс" Шмелева А.В. (доверенность от 26.05.2014), рассмотрев 11.06.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 04.12.2013 (судья Балакин Ю.П.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2014 (судьи Виноградова Т.В., Докшина А.Ю., Ралько О.Б.) по делу N А66-2703/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Мегалюкс", место нахождения: 170004, г. Тверь, Пролетарская наб., д. 10, оф. 86, ОГРН 1086952006063 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, место нахождения: 170100, г. Тверь, Смоленский пер., д. 29, ОГРН 1026900561071 (далее - Министерство), оформленного письмом от 29.11.2012 N 18740-09, в предоставлении земельного участка площадью 15-20 соток с кадастровым номером квартала 69:40:0200045, расположенного по адресу: г. Тверь, ул. Склизкова; об обязании Министерства в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) направить в орган местного самоуправления соответствующие документы для обеспечения им процедуры выбора названного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Твери, место нахождения: 170100, г. Тверь, Советская ул., д. 11, ОГРН 1066950062717 (далее - Администрация), Департамент архитектуры и строительства администрации города Твери, место нахождения: 170100, г. Тверь, Советская ул., д. 11, ОГРН 1056900236040 (далее - Департамент), правительство Тверской области, место нахождения: 170100, г. Тверь, Советская ул., д. 44, ОГРН 1026900587702 (далее - Правительство).
Решением от 04.12.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.03.2014, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит принятые решение и постановление отменить, в удовлетворении заявления отказать.
По мнению подателя жалобы, в соответствии со статьей 30 ЗК РФ право выбора способа предоставления земельного участка под строительство принадлежит уполномоченному органу; само по себе обращение гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка по процедуре с предварительным согласованием места размещения объекта не является безусловным основанием для предоставления земельного участка; вопрос о целесообразности предоставления участка с предварительным согласованием места размещения объекта рассматривает межведомственная комиссия при правительстве Тверской области по земельным отношениям (далее - Межведомственная комиссия); обоснованный вывод Межведомственной комиссии о нецелесообразности предоставления земельного участка для строительства является достаточным основанием для принятия Министерством решения об отказе в его предоставлении; поскольку Обществом испрашивается часть ранее сформированного земельного участка, она не может быть предоставлена по процедуре с предварительным согласованием места размещения объекта; земельный участок находится в прибрежной зоне Хлебного ручья и используется под детскую площадку и стоянку автомобильного транспорта; резолютивная часть решения не соответствует статье 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители Министерства поддержали доводы кассационной жалобы, а представитель Общества против ее удовлетворения возражал.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество письмом от 07.04.2011 обратилось в Комитет по управлению имуществом Тверской области (правопредшественник Министерства) с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 15-20 соток с кадастровым номером квартала 69:40:0200045, расположенного по адресу: г. Тверь, ул. Склизкова, под строительство магазина по процедуре с предварительным согласованием места размещения объекта.
По результатам рассмотрения заявления Общества Межведомственной комиссией принято решение, оформленное протоколом от 18.10.2012 N 27, о нецелесообразности предоставления данного земельного участка, в связи с тем, что испрашиваемая цель земельного участка не соответствует зоне застройки, спорный участок относится к зоне Ж-4 (зоне многоквартирных жилых домов 4-12 этажей) и по нему проходят инженерные сети с охранными зонами.
Министерство письмом от 29.11.2012 N 18740-09, сославшись на решение Межведомственной комиссии, отказало Обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка по процедуре с предварительным согласованием места размещения объекта под строительство.
Общество, считая отказ Министерства незаконным, нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды пришли к выводу о наличии предусмотренных названными нормами права оснований для удовлетворения заявления и признали оспариваемый отказ незаконным, обязав Министерство устранить допущенные нарушения.
Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Суды правильно применили статьи 30, 31 ЗК РФ, пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", а также обоснованно руководствовались постановлением администрации Тверской области от 23.08.2006 N 213-па, которым утвержден Порядок организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тверской области - городском округе "город Тверь".
Судами установлено, что испрашиваемый земельный участок согласно карте градостроительного зонирования Временных правил землепользования и застройки города Твери относится к зоне Ж-4 (зоне многоквартирных жилых домов 4-12 этажей).
Сославшись на статью 31 Временных правил землепользования и застройки города Твери, суды указали, что в указанной зоне предусмотрено разрешенное использование земельных участков под объекты торговли в соответствии с нормами градостроительного проектирования.
Довод Министерства о наличии на испрашиваемом земельном участке инженерных сетей с охранными зонами правомерно не принят судами в качестве причины нецелесообразности (невозможности) предоставления земельного участка в силу положений пунктов 2 и 5 статьи 31 ЗК РФ. Как правильно указали суды, без схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами его выбора, невозможно сделать однозначный вывод о том, что именно по выбранному земельному участку будут проходить инженерные сети с охранными зонами.
Иных оснований для отказа в предоставлении земельного участка Межведомственной комиссией не названо.
С учетом того, что градостроительная документация о застройке испрашиваемого земельного участка не разработана, суды посчитали, что оснований для отказа в предоставлении земельного участка по пункту 11 статьи 30 ЗК РФ не имеется.
Довод жалобы о невозможности предоставления части ранее сформированного земельного участка получил надлежащую оценку суда апелляционной инстанции.
Ссылка Министерства на расположение испрашиваемого земельного участка в прибрежной зоне Хлебного ручья не являлась основанием для отказа в предоставлении земельного участка, ранее не приводилась подателем жалобы и не подтверждена документально.
С учетом изложенного суды пришли к выводу, что Министерством нарушена процедура осуществления выбора земельного участка.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали незаконным отказ Министерства в предоставлении спорного земельного участка и удовлетворили заявление Общества.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов, установленных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 04.12.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2014 по делу N А66-2703/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.С.ГАФИАТУЛЛИНА
Судьи
А.В.КАДУЛИН
Т.И.САПОТКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)