Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 5 августа 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 8 августа 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балашевой В.Т.,
судей Кузнецова С.А., Шадриной О.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кислициной Н.А.,
с участием:
- от истца - Арутюнян Л.Б., доверенность от 16.04.2014 N 3-49/53;
- от ответчика - не явились, извещены надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании 5 августа 2014 года апелляционную жалобу Министерства строительства Самарской области, г. Самара, на решение Арбитражного суда Самарской области от 12 мая 2014 года по делу N А55-177/2014 (судья Рысаева С.Г.)
по иску Министерства строительства Самарской области (ИНН 6315800869) г. Самара, к обществу с ограниченной ответственностью "Бизнес-Сервис" (ИНН 6323094409) г. Самара, о взыскании 10 119 811 руб. 13 коп.,
установил:
Министерство строительства Самарской области (далее - Министерство, истец) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Бизнес-Сервис" (далее - Общество, ответчик) о взыскании 10 119 811 руб. 13 коп. неосновательного обогащения за период с 12.01.2007 по 31.10.2013.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12.05.2014 по делу N А55-177/2014 исковые требования удовлетворены частично. С ответчика в пользу истца взыскано 1 795 808 руб. 22 коп. арендной платы; в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 30 958 руб. 08 коп. В остальной части в иске отказано. Суд также решил при неисполнении решения суда взыскать с Общества в пользу Министерства проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на всю взыскиваемую по настоящему судебному акту денежную сумму, исходя из ставки рефинансирования Банка России в размере 8,25% годовых с момента вступления решения суда в законную силу и до его фактического исполнения.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы истец указывает, что в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 утвержден Порядок определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области. Решением Самарского областного суда от 09.02.2011 и Определением Верховного суда РФ от 27.04.2011 N 46-Г11-13 постановление Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 признано не противоречащим федеральному закону или другому нормативно правовому акту, имеющим большую юридическую силу. Таким образом, истец полагает, что обоснованно произвел расчет арендной платы на основании Методики, утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308.
По мнению заявителя, Правила определения размера арендной платы за земли, находящиеся в федеральной собственности, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, применимы только для определения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в связи с этим применение судом первой инстанции указанных Правил к спорным правоотношениям является неправомерным и не обоснованным.
Представитель ответчика в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие ответчика.
Выслушав объяснения представителя истца, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и возражения ответчика в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
Общество является собственником объекта незавершенного строительства готовностью 9%, условный номер 63-63-01/121/2006-183, расположенного по адресу: г. Самара, Октябрьский район. Автобусный проезд, б/н, Литера А, на основании договора купли-продажи N 1 объекта незавершенного строительства от 25.12.2006, заключенного ООО "Волгострой". Данный факт подтверждается выпиской из ЕГРП N 01/800/2013-50857 от 15.10.2013, а также справкой о содержании правоустанавливающих документов от 19.11.2012. N 01/038/2012-1661.
Ссылаясь на то, что до настоящего времени земельный участок под объектом незавершенного строительства ответчиком не оформлен в надлежащем порядке, оплата за его использование не производится, Министерство обратилось с настоящим иском в арбитражный суд о взыскании неосновательного обогащения за период с 12.01.2007 по 31.10.2011 в размере 10 119 811 руб. 13 коп.
Ответчик исковые требования истца не признал, завил о применении срока исковой давности.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд обоснованно исходил из следующего.
Из представленных в материалы дела доказательств усматривается, что на основании Постановления Главы города Самары от 13.07.2001 N 1093 между Комитетом по управлению имуществом г. Самары и ООО "Волгострой" был заключен договор аренды земельного участка N 013020з от 19.02.2003, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает и использует на правах аренды земельный участок, относящийся к категории "земли поселений", имеющий кадастровый номер 63:01:06 14 001:0003, находящийся по адресу: г. Самара, Октябрьский район, Автобусный проезд, площадью 2400 кв. м.
По договору купли-продажи N 1 от 25.12.2006 ответчик приобрел у ООО "Волгострой" объект незавершенного строительства готовностью 9%, площадью 2069,80 кв. м, инвентарный номер Литера А 36:401:002:000056950:0000, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, Автобусный проезд, б/н.
Данный объект недвижимости расположен на земельном участке, ранее предоставленным ООО "Волгострой" по договору аренды земельного участка N 013020з от 19.02.2003.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 271, пунктов 1, 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) при переходе к другому лицу права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, это лицо приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник.
Право пользования земельным участком возникает с момента регистрации договора купли-продажи объекта недвижимости независимо от того, оформлен ли в установленном порядке договор аренды между покупателем недвижимости и собственником земельного участка (пункт 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
Таким образом, с момента регистрации права собственности на объект недвижимости (с 12.01.2007) к новому собственнику этого объекта недвижимости перешли не только право пользования спорным земельным участком, но и обязанность по уплате арендных платежей по действующему договору аренды.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса).
Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон к Земельному кодексу) отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582).
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Нормативные акты публичных образований, устанавливающие ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, включая участки, государственная собственность на которые не разграничена, либо устанавливающие методики и формулы расчета арендной платы за эти участки или отдельные элементы (величины, коэффициенты и т.п.) таких методик и формул, с учетом правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 N 10034/11, могут быть обжалованы в арбитражный суд в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса и правилами главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе и по мотивам несоответствия указанным принципам.
Кроме этого, применительно к статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе давать оценку нормативным актам публичных образований, регламентирующим размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, с точки зрения их соответствия этим принципам и ориентирам и при рассмотрении гражданско-правовых споров, вытекающих из договоров аренды таких земельных участков.
Поскольку перечисленные принципы и ориентиры были закреплены в Постановлении N 582, вступившем в силу с 04.08.2009, ранее принятые нормативные акты публичных образований, регламентирующие размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, могут быть проверены на соответствие этим принципам и ориентирам только с указанной даты.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.04.2011 N 15837/11 сформулирована правовая позиция о том, что размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов РФ и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных Постановлением N 582 для земель федеральной собственности.
Возможность и случаи определения размера арендной платы на основании кадастровой стоимости земельных участков предусмотрены пунктом 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением N 582, в соответствии с которым арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в процентах в случае, если земельный участок предоставлен в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, арендная ставка не должна превышать 2% от кадастровой стоимости земельного участка.
Судом установлено и ответчиком не оспаривается, что до настоящего времени объект в эксплуатацию не введен, доказательств обратного суду не представлено. Спорный земельный участок предоставлялся ответчику с предварительным согласованием места размещения объекта, что подтверждается Постановлением Главы города Самары от 13.07.2001 N 1093.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством арендная плата в год по указанному договору аренды должна быть не менее 2% от кадастровой стоимости земельного участка.
Постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области. Согласно данному постановлению кадастровая стоимость земельного участка, арендуемого ответчиком за один квадратный метр земли в границах кадастрового квартала 63:01:0614001:0003 составляет 5 954 руб. 17 коп. х 2400 кв. м = 14 290 008 руб., а с 26.02.2013 исходя из Постановления Правительства Самарской области от 22.01.2013 N 9-17 019 840 руб.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд пришел к правильному выводу о необходимости расчета арендной платы в размере 2% от кадастровой стоимости участка в год с последовательным перемножением индексов прогнозируемого уровня инфляции (Ки на 2010 г. -1,097; на 2011 г.- 1,187; на 2012 г.-1,276; на 2013 г.-1,369).
Таким образом, арендная плата за период с 12.01.2007 по 31.10.2013 составляет 5 687 271 руб. 02 коп.
Ответчиком заявлено о применении срока исковой давности.
Установив, что истцом пропущен срок исковой давности по требованиям с 12.01.2017 по 26.12.2010, руководствуясь статьями 195, 196, 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд обоснованно удовлетворил исковые требования частично в размере 1 795 808 руб. 22 коп. за период с 27.12.2010. по 31.10.2013.
Доводы заявителя жалобы о том, что решением Самарского областного суда от 09.02.2011 и определением Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2011, установлено, что положения постановления Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 не противоречат Постановлению N 582, а правила, установленные Постановлением N 582, применимы только для определения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в федеральной собственности, при этом при аренде земельных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, в муниципальной собственности, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена, данные правила применены быть не могут, отклоняются.
Данные доводы истца противоречат вышеуказанной правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которая в силу пункта 61.9 Регламента арбитражных судов (утв. Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.1996 N 7) и пункта 5.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.03.2007 N 17 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре вступившего в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам" установивших, что со дня размещения постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации практика применения законодательства, на положениях которого основано соответствующее постановление, для судов считается определенной.
Следовательно, исчисление истцом размера арендной платы в спорный период, исходя из Методики определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области, утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308, является неправомерным.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд доводы заявителя жалобы отклоняет и считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права. Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела. Обстоятельства, имеющие значение для дела, исследованы полно в соответствии с представленными доказательствами.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривается, поскольку Министерство освобождено от ее уплаты на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 12 мая 2014 года по делу N А55-177/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
В.Т.БАЛАШЕВА
Судьи
С.А.КУЗНЕЦОВ
О.Е.ШАДРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.08.2014 ПО ДЕЛУ N А55-177/2014
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 августа 2014 г. по делу N А55-177/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 5 августа 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 8 августа 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балашевой В.Т.,
судей Кузнецова С.А., Шадриной О.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кислициной Н.А.,
с участием:
- от истца - Арутюнян Л.Б., доверенность от 16.04.2014 N 3-49/53;
- от ответчика - не явились, извещены надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании 5 августа 2014 года апелляционную жалобу Министерства строительства Самарской области, г. Самара, на решение Арбитражного суда Самарской области от 12 мая 2014 года по делу N А55-177/2014 (судья Рысаева С.Г.)
по иску Министерства строительства Самарской области (ИНН 6315800869) г. Самара, к обществу с ограниченной ответственностью "Бизнес-Сервис" (ИНН 6323094409) г. Самара, о взыскании 10 119 811 руб. 13 коп.,
установил:
Министерство строительства Самарской области (далее - Министерство, истец) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Бизнес-Сервис" (далее - Общество, ответчик) о взыскании 10 119 811 руб. 13 коп. неосновательного обогащения за период с 12.01.2007 по 31.10.2013.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12.05.2014 по делу N А55-177/2014 исковые требования удовлетворены частично. С ответчика в пользу истца взыскано 1 795 808 руб. 22 коп. арендной платы; в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 30 958 руб. 08 коп. В остальной части в иске отказано. Суд также решил при неисполнении решения суда взыскать с Общества в пользу Министерства проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на всю взыскиваемую по настоящему судебному акту денежную сумму, исходя из ставки рефинансирования Банка России в размере 8,25% годовых с момента вступления решения суда в законную силу и до его фактического исполнения.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы истец указывает, что в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 утвержден Порядок определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области. Решением Самарского областного суда от 09.02.2011 и Определением Верховного суда РФ от 27.04.2011 N 46-Г11-13 постановление Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 признано не противоречащим федеральному закону или другому нормативно правовому акту, имеющим большую юридическую силу. Таким образом, истец полагает, что обоснованно произвел расчет арендной платы на основании Методики, утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308.
По мнению заявителя, Правила определения размера арендной платы за земли, находящиеся в федеральной собственности, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, применимы только для определения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в связи с этим применение судом первой инстанции указанных Правил к спорным правоотношениям является неправомерным и не обоснованным.
Представитель ответчика в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие ответчика.
Выслушав объяснения представителя истца, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и возражения ответчика в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
Общество является собственником объекта незавершенного строительства готовностью 9%, условный номер 63-63-01/121/2006-183, расположенного по адресу: г. Самара, Октябрьский район. Автобусный проезд, б/н, Литера А, на основании договора купли-продажи N 1 объекта незавершенного строительства от 25.12.2006, заключенного ООО "Волгострой". Данный факт подтверждается выпиской из ЕГРП N 01/800/2013-50857 от 15.10.2013, а также справкой о содержании правоустанавливающих документов от 19.11.2012. N 01/038/2012-1661.
Ссылаясь на то, что до настоящего времени земельный участок под объектом незавершенного строительства ответчиком не оформлен в надлежащем порядке, оплата за его использование не производится, Министерство обратилось с настоящим иском в арбитражный суд о взыскании неосновательного обогащения за период с 12.01.2007 по 31.10.2011 в размере 10 119 811 руб. 13 коп.
Ответчик исковые требования истца не признал, завил о применении срока исковой давности.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд обоснованно исходил из следующего.
Из представленных в материалы дела доказательств усматривается, что на основании Постановления Главы города Самары от 13.07.2001 N 1093 между Комитетом по управлению имуществом г. Самары и ООО "Волгострой" был заключен договор аренды земельного участка N 013020з от 19.02.2003, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает и использует на правах аренды земельный участок, относящийся к категории "земли поселений", имеющий кадастровый номер 63:01:06 14 001:0003, находящийся по адресу: г. Самара, Октябрьский район, Автобусный проезд, площадью 2400 кв. м.
По договору купли-продажи N 1 от 25.12.2006 ответчик приобрел у ООО "Волгострой" объект незавершенного строительства готовностью 9%, площадью 2069,80 кв. м, инвентарный номер Литера А 36:401:002:000056950:0000, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, Автобусный проезд, б/н.
Данный объект недвижимости расположен на земельном участке, ранее предоставленным ООО "Волгострой" по договору аренды земельного участка N 013020з от 19.02.2003.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 271, пунктов 1, 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) при переходе к другому лицу права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, это лицо приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник.
Право пользования земельным участком возникает с момента регистрации договора купли-продажи объекта недвижимости независимо от того, оформлен ли в установленном порядке договор аренды между покупателем недвижимости и собственником земельного участка (пункт 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
Таким образом, с момента регистрации права собственности на объект недвижимости (с 12.01.2007) к новому собственнику этого объекта недвижимости перешли не только право пользования спорным земельным участком, но и обязанность по уплате арендных платежей по действующему договору аренды.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса).
Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон к Земельному кодексу) отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582).
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Нормативные акты публичных образований, устанавливающие ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, включая участки, государственная собственность на которые не разграничена, либо устанавливающие методики и формулы расчета арендной платы за эти участки или отдельные элементы (величины, коэффициенты и т.п.) таких методик и формул, с учетом правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 N 10034/11, могут быть обжалованы в арбитражный суд в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса и правилами главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе и по мотивам несоответствия указанным принципам.
Кроме этого, применительно к статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе давать оценку нормативным актам публичных образований, регламентирующим размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, с точки зрения их соответствия этим принципам и ориентирам и при рассмотрении гражданско-правовых споров, вытекающих из договоров аренды таких земельных участков.
Поскольку перечисленные принципы и ориентиры были закреплены в Постановлении N 582, вступившем в силу с 04.08.2009, ранее принятые нормативные акты публичных образований, регламентирующие размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, могут быть проверены на соответствие этим принципам и ориентирам только с указанной даты.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.04.2011 N 15837/11 сформулирована правовая позиция о том, что размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов РФ и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных Постановлением N 582 для земель федеральной собственности.
Возможность и случаи определения размера арендной платы на основании кадастровой стоимости земельных участков предусмотрены пунктом 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением N 582, в соответствии с которым арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в процентах в случае, если земельный участок предоставлен в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, арендная ставка не должна превышать 2% от кадастровой стоимости земельного участка.
Судом установлено и ответчиком не оспаривается, что до настоящего времени объект в эксплуатацию не введен, доказательств обратного суду не представлено. Спорный земельный участок предоставлялся ответчику с предварительным согласованием места размещения объекта, что подтверждается Постановлением Главы города Самары от 13.07.2001 N 1093.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством арендная плата в год по указанному договору аренды должна быть не менее 2% от кадастровой стоимости земельного участка.
Постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области. Согласно данному постановлению кадастровая стоимость земельного участка, арендуемого ответчиком за один квадратный метр земли в границах кадастрового квартала 63:01:0614001:0003 составляет 5 954 руб. 17 коп. х 2400 кв. м = 14 290 008 руб., а с 26.02.2013 исходя из Постановления Правительства Самарской области от 22.01.2013 N 9-17 019 840 руб.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд пришел к правильному выводу о необходимости расчета арендной платы в размере 2% от кадастровой стоимости участка в год с последовательным перемножением индексов прогнозируемого уровня инфляции (Ки на 2010 г. -1,097; на 2011 г.- 1,187; на 2012 г.-1,276; на 2013 г.-1,369).
Таким образом, арендная плата за период с 12.01.2007 по 31.10.2013 составляет 5 687 271 руб. 02 коп.
Ответчиком заявлено о применении срока исковой давности.
Установив, что истцом пропущен срок исковой давности по требованиям с 12.01.2017 по 26.12.2010, руководствуясь статьями 195, 196, 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд обоснованно удовлетворил исковые требования частично в размере 1 795 808 руб. 22 коп. за период с 27.12.2010. по 31.10.2013.
Доводы заявителя жалобы о том, что решением Самарского областного суда от 09.02.2011 и определением Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2011, установлено, что положения постановления Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 не противоречат Постановлению N 582, а правила, установленные Постановлением N 582, применимы только для определения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в федеральной собственности, при этом при аренде земельных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, в муниципальной собственности, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена, данные правила применены быть не могут, отклоняются.
Данные доводы истца противоречат вышеуказанной правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которая в силу пункта 61.9 Регламента арбитражных судов (утв. Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.1996 N 7) и пункта 5.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.03.2007 N 17 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре вступившего в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам" установивших, что со дня размещения постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации практика применения законодательства, на положениях которого основано соответствующее постановление, для судов считается определенной.
Следовательно, исчисление истцом размера арендной платы в спорный период, исходя из Методики определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области, утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308, является неправомерным.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд доводы заявителя жалобы отклоняет и считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права. Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела. Обстоятельства, имеющие значение для дела, исследованы полно в соответствии с представленными доказательствами.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривается, поскольку Министерство освобождено от ее уплаты на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 12 мая 2014 года по делу N А55-177/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
В.Т.БАЛАШЕВА
Судьи
С.А.КУЗНЕЦОВ
О.Е.ШАДРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)