Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Оспариваемый отказ мотивирован тем, что градостроительный совет признал нерациональным предоставление испрашиваемого земельного участка под коммерческое использование.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 18 сентября 2015 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Долгашевой В.А., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
- от истца (заявителя) ООО "Кузнецовский железобетонный завод": Новгородова А.Б. (дов. от 15.09.2015 г.);
- от ответчика (заинтересованного лица) Администрации Раменского муниципального района Московской области: не явились, извещены;
- от ответчика (заинтересованного лица) Комитета по управлению имуществом Администрации Раменского муниципального района Московской области: не явились, извещены;
- от третьего лица Правительства Московской области: не явились, извещены;
- от третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены;
- от третьего лица Министерства строительного комплекса Московской области: не явились, извещены;
- рассмотрев 16 сентября 2015 г. в судебном заседании кассационную жалобу Управления земельных отношений Раменского муниципального района
на решение Арбитражного суда Московской области от 30 апреля 2015 г.,
принятое судьей Кузьминой О.А.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2015 г.,
принятое судьями Коротковой Е.Н., Катькиной Н.Н., Коноваловым С.А.,
по делу N А41-12024/15
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кузнецовский железобетонный завод" (ОГРН 1115040009479, Московская область, д. Кузнецово, ул. Гагарина, стр. 86)
к Администрации Раменского муниципального района Московской области (140100, Московская область, г. Раменское, Комсомольская пл., д. 2), Комитету по управлению имуществом Раменского муниципального района Московской области
о признании незаконным решения,
третьи лица: Правительство Московской области; Министерство имущественных отношений Московской области; Министерство строительного комплекса Московской области,
установил:
в 2013 году общество с ограниченной ответственностью "Кузнецовский железобетонный завод" (далее - ООО "Кузнецовский железобетонный завод", общество, заявитель) обратилось в Администрацию Раменского муниципального района Московской области (далее - Администрация) с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, сельское поселение Кузнецовское, д. Кузнецово, в порядке статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации с предварительным согласованием места размещения объекта.
Из акта о выборе земельного участка ООО "Кузнецовский железобетонный завод" от сентября 2013 года следует, что земельный участок площадью 3 290 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Раменский район, сельское поселение Кузнецовское, д. Кузнецово, пригоден под промышленные, коммунальные, складские предприятия V класса опасности.
Информация о возможности предоставления указанного земельного участка в аренду в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации размещена в газете Раменского муниципального района в ноябре 2013 года (N 85 от 08 ноября 2013 г.).
Постановлением Администрации Раменского муниципального района Московской области N 1290 от 23 декабря 2013 г. на кадастровом плане территории утверждена схема расположения земельного участка общей площадью 3 290 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, сельское поселение Кузнецовское, д. Кузнецово, категория земель: "земли населенных пунктов", разрешенный вид использования: "под промышленные, коммунальные, складские предприятия V класса опасности".
02 февраля 2015 г. ООО "Кузнецовский железобетонный завод" обратилось в администрацию с заявлением (исх. N 06) о предварительном согласовании места размещения промышленных, коммунальных, складских предприятий V класса опасности и утверждения акта о выборе земельного участка площадью 3 290 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, сельское поселение Кузнецовское, д. Кузнецово.
Письмом N 735 от 12 февраля 2015 г. Комитет по управлению имуществом Раменского муниципального района Московской области отказал заявителю в предварительном согласовании места размещения промышленных, коммунальных, складских предприятий V класса опасности и утверждения акта о выборе земельного участка площадью 3 290 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, сельское поселение Кузнецовское, д. Кузнецово.
В обоснование данного отказа Комитет по управлению имуществом Раменского муниципального района Московской области указал на то, что проект постановления "О предварительном согласовании места размещения промышленных, коммунальных, складских предприятий V класса опасности, утверждения акта о выборе земельного участка ООО "Кузнецовский железобетонный завод" на территории сельского поселения Кузнецовское Раменского муниципального района Московской области" направлен на рассмотрение в Министерство имущественных отношений Московской области. По итогам заседания Градостроительного совета Московской области 18 марта 2014 г. принято решение о признании вышеуказанного постановления нецелесообразным к принятию, так как предоставление земельного участка под коммерческое использование путем предварительного согласования места размещения объекта нерационально. Администрации рекомендовано осуществить распоряжение данным земельным участком посредством проведения процедуры торгов по продаже прав на заключение договора аренды земельного участка.
Полагая, что данный отказ не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества, ООО "Кузнецовский железобетонный завод" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Раменского муниципального района Московской области и Комитету по управлению имуществом Раменского муниципального района Московской области о признании его незаконным (с учетом уточнения требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области и Министерство строительного комплекса Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 апреля 2015 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2015 г., заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение N 735 от 12 февраля 2015 г. Комитета по управлению имуществом Раменского муниципального района Московской области, действовавшего по поручению Администрации Раменского муниципального района Московской области, выразившееся в отказе в предварительном согласовании места размещения промышленных, коммунальных, складских предприятий V класса опасности и утверждения акта о выборе земельного участка площадью 3 290 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, сельское поселение Кузнецовское, д. Кузнецово. Суд обязал Администрацию Раменского муниципального района Московской области согласовать место размещения промышленных, коммунальных, складских предприятий V класса опасности и утвердить акт о выборе земельного участка площадью 3 290 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, сельское поселение Кузнецовское, д. Кузнецово.
В кассационной жалобе Управление земельных отношений Раменского муниципального района просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, поскольку нормативно-правовыми актами субъекта Российской Федерации органам местного самоуправления предписана определенная процедура при принятии решений по утверждению и подготовке документов в сфере градостроительной деятельности и земельно-имущественных отношений.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
От Управление земельных отношений Раменского муниципального района поступило ходатайство о замене Комитета по управлению имуществом Раменского муниципального района Московской области в порядке процессуального правопреемства на Управление земельных отношений Раменского муниципального района.
В обоснование заявленного ходатайства указано на то, что Советом депутатов Раменского муниципального района Московской области было принято решение N 2218-СД от 26 ноября 2014 г. о реорганизации муниципального казенного учреждения Комитета по управлению имуществом Раменского муниципального района в форме разделения и создания Управления земельных отношений Раменского муниципального района и Управления муниципальным имуществом Раменского муниципального района.
Решением Совета депутатов Раменского муниципального района Московской области N 4/4-СД от 25 февраля 2015 г. утверждено Положение об Управлении земельных отношений Раменского муниципального района, в соответствии с пунктом 1.1. которого Управление является правопреемником Комитета по управлению имуществом Раменского муниципального района Московской области в сфере земельных отношений. Государственная регистрация Управления была осуществлена 17 апреля 2015 г.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд кассационной инстанции находит его подлежащим удовлетворению, поскольку процессуальное правопреемство подтверждено указанными доказательствами.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "Кузнецовский железобетонный завод" против удовлетворения кассационной жалобы возражал.
Представители Администрации Раменского муниципального района Московской области, Управления земельных отношений Раменского муниципального района, Правительства Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области, Министерства строительного комплекса Московской области в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, явившегося в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Частью 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с частью 3 указанной статьи предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса (часть 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, процедура предоставления земельного участка в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта включает в себя три последовательных этапа, первым из которых является выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (часть 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления (часть 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Согласно части 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что заявителем были представлены все необходимые документы для осуществления предварительного согласования места размещения промышленных, коммунальных, складских предприятий V класса опасности и утверждения акта о выборе земельного участка площадью 3 290 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, сельское поселение Кузнецовское, д. Кузнецово, в связи с чем оспариваемое решение об отказе в предварительном согласовании места размещения промышленных, коммунальных, складских предприятий V класса опасности и утверждении акта о выборе земельного участка является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя.
При этом суды указали, что рекомендательный характер принятого на заседании Градостроительного совета Московской области решения, а также нецелесообразность и нерациональность предоставления спорного земельного участка заявителю не могут являться основаниями для отказа в предоставлении земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам и основаны на положениях действующего законодательства.
Довод кассационной жалобы со ссылкой на постановление Правительства Московской области N 599/33 от 08 августа 2013 г. "О заключении соглашений об информационном взаимодействии между Правительством Московской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области в сфере градостроительной, инвестиционной деятельности, земельно-имущественных отношений" был предметом рассмотрения как суда первой инстанции, так и суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Заменить в порядке процессуального правопреемства Комитет по управлению имуществом Раменского муниципального района на Управление земельных отношений Раменского муниципального района.
Решение Арбитражного суда Московской области от 30 апреля 2015 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2015 г. по делу N А41-12024/15 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления земельных отношений Раменского муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА
Судьи
В.А.ДОЛГАШЕВА
Р.Р.ЛАТЫПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 18.09.2015 N Ф05-12319/2015 ПО ДЕЛУ N А41-12024/15
Требование: О признании незаконным отказа в предварительном согласовании места размещения предприятий и утверждении акта о выборе земельного участка.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Оспариваемый отказ мотивирован тем, что градостроительный совет признал нерациональным предоставление испрашиваемого земельного участка под коммерческое использование.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 сентября 2015 г. по делу N А41-12024/15
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 18 сентября 2015 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Долгашевой В.А., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
- от истца (заявителя) ООО "Кузнецовский железобетонный завод": Новгородова А.Б. (дов. от 15.09.2015 г.);
- от ответчика (заинтересованного лица) Администрации Раменского муниципального района Московской области: не явились, извещены;
- от ответчика (заинтересованного лица) Комитета по управлению имуществом Администрации Раменского муниципального района Московской области: не явились, извещены;
- от третьего лица Правительства Московской области: не явились, извещены;
- от третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены;
- от третьего лица Министерства строительного комплекса Московской области: не явились, извещены;
- рассмотрев 16 сентября 2015 г. в судебном заседании кассационную жалобу Управления земельных отношений Раменского муниципального района
на решение Арбитражного суда Московской области от 30 апреля 2015 г.,
принятое судьей Кузьминой О.А.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2015 г.,
принятое судьями Коротковой Е.Н., Катькиной Н.Н., Коноваловым С.А.,
по делу N А41-12024/15
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кузнецовский железобетонный завод" (ОГРН 1115040009479, Московская область, д. Кузнецово, ул. Гагарина, стр. 86)
к Администрации Раменского муниципального района Московской области (140100, Московская область, г. Раменское, Комсомольская пл., д. 2), Комитету по управлению имуществом Раменского муниципального района Московской области
о признании незаконным решения,
третьи лица: Правительство Московской области; Министерство имущественных отношений Московской области; Министерство строительного комплекса Московской области,
установил:
в 2013 году общество с ограниченной ответственностью "Кузнецовский железобетонный завод" (далее - ООО "Кузнецовский железобетонный завод", общество, заявитель) обратилось в Администрацию Раменского муниципального района Московской области (далее - Администрация) с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, сельское поселение Кузнецовское, д. Кузнецово, в порядке статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации с предварительным согласованием места размещения объекта.
Из акта о выборе земельного участка ООО "Кузнецовский железобетонный завод" от сентября 2013 года следует, что земельный участок площадью 3 290 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Раменский район, сельское поселение Кузнецовское, д. Кузнецово, пригоден под промышленные, коммунальные, складские предприятия V класса опасности.
Информация о возможности предоставления указанного земельного участка в аренду в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации размещена в газете Раменского муниципального района в ноябре 2013 года (N 85 от 08 ноября 2013 г.).
Постановлением Администрации Раменского муниципального района Московской области N 1290 от 23 декабря 2013 г. на кадастровом плане территории утверждена схема расположения земельного участка общей площадью 3 290 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, сельское поселение Кузнецовское, д. Кузнецово, категория земель: "земли населенных пунктов", разрешенный вид использования: "под промышленные, коммунальные, складские предприятия V класса опасности".
02 февраля 2015 г. ООО "Кузнецовский железобетонный завод" обратилось в администрацию с заявлением (исх. N 06) о предварительном согласовании места размещения промышленных, коммунальных, складских предприятий V класса опасности и утверждения акта о выборе земельного участка площадью 3 290 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, сельское поселение Кузнецовское, д. Кузнецово.
Письмом N 735 от 12 февраля 2015 г. Комитет по управлению имуществом Раменского муниципального района Московской области отказал заявителю в предварительном согласовании места размещения промышленных, коммунальных, складских предприятий V класса опасности и утверждения акта о выборе земельного участка площадью 3 290 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, сельское поселение Кузнецовское, д. Кузнецово.
В обоснование данного отказа Комитет по управлению имуществом Раменского муниципального района Московской области указал на то, что проект постановления "О предварительном согласовании места размещения промышленных, коммунальных, складских предприятий V класса опасности, утверждения акта о выборе земельного участка ООО "Кузнецовский железобетонный завод" на территории сельского поселения Кузнецовское Раменского муниципального района Московской области" направлен на рассмотрение в Министерство имущественных отношений Московской области. По итогам заседания Градостроительного совета Московской области 18 марта 2014 г. принято решение о признании вышеуказанного постановления нецелесообразным к принятию, так как предоставление земельного участка под коммерческое использование путем предварительного согласования места размещения объекта нерационально. Администрации рекомендовано осуществить распоряжение данным земельным участком посредством проведения процедуры торгов по продаже прав на заключение договора аренды земельного участка.
Полагая, что данный отказ не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества, ООО "Кузнецовский железобетонный завод" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Раменского муниципального района Московской области и Комитету по управлению имуществом Раменского муниципального района Московской области о признании его незаконным (с учетом уточнения требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области и Министерство строительного комплекса Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 апреля 2015 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2015 г., заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение N 735 от 12 февраля 2015 г. Комитета по управлению имуществом Раменского муниципального района Московской области, действовавшего по поручению Администрации Раменского муниципального района Московской области, выразившееся в отказе в предварительном согласовании места размещения промышленных, коммунальных, складских предприятий V класса опасности и утверждения акта о выборе земельного участка площадью 3 290 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, сельское поселение Кузнецовское, д. Кузнецово. Суд обязал Администрацию Раменского муниципального района Московской области согласовать место размещения промышленных, коммунальных, складских предприятий V класса опасности и утвердить акт о выборе земельного участка площадью 3 290 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, сельское поселение Кузнецовское, д. Кузнецово.
В кассационной жалобе Управление земельных отношений Раменского муниципального района просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, поскольку нормативно-правовыми актами субъекта Российской Федерации органам местного самоуправления предписана определенная процедура при принятии решений по утверждению и подготовке документов в сфере градостроительной деятельности и земельно-имущественных отношений.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
От Управление земельных отношений Раменского муниципального района поступило ходатайство о замене Комитета по управлению имуществом Раменского муниципального района Московской области в порядке процессуального правопреемства на Управление земельных отношений Раменского муниципального района.
В обоснование заявленного ходатайства указано на то, что Советом депутатов Раменского муниципального района Московской области было принято решение N 2218-СД от 26 ноября 2014 г. о реорганизации муниципального казенного учреждения Комитета по управлению имуществом Раменского муниципального района в форме разделения и создания Управления земельных отношений Раменского муниципального района и Управления муниципальным имуществом Раменского муниципального района.
Решением Совета депутатов Раменского муниципального района Московской области N 4/4-СД от 25 февраля 2015 г. утверждено Положение об Управлении земельных отношений Раменского муниципального района, в соответствии с пунктом 1.1. которого Управление является правопреемником Комитета по управлению имуществом Раменского муниципального района Московской области в сфере земельных отношений. Государственная регистрация Управления была осуществлена 17 апреля 2015 г.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд кассационной инстанции находит его подлежащим удовлетворению, поскольку процессуальное правопреемство подтверждено указанными доказательствами.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "Кузнецовский железобетонный завод" против удовлетворения кассационной жалобы возражал.
Представители Администрации Раменского муниципального района Московской области, Управления земельных отношений Раменского муниципального района, Правительства Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области, Министерства строительного комплекса Московской области в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, явившегося в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Частью 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с частью 3 указанной статьи предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса (часть 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, процедура предоставления земельного участка в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта включает в себя три последовательных этапа, первым из которых является выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (часть 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления (часть 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Согласно части 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что заявителем были представлены все необходимые документы для осуществления предварительного согласования места размещения промышленных, коммунальных, складских предприятий V класса опасности и утверждения акта о выборе земельного участка площадью 3 290 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, сельское поселение Кузнецовское, д. Кузнецово, в связи с чем оспариваемое решение об отказе в предварительном согласовании места размещения промышленных, коммунальных, складских предприятий V класса опасности и утверждении акта о выборе земельного участка является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя.
При этом суды указали, что рекомендательный характер принятого на заседании Градостроительного совета Московской области решения, а также нецелесообразность и нерациональность предоставления спорного земельного участка заявителю не могут являться основаниями для отказа в предоставлении земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам и основаны на положениях действующего законодательства.
Довод кассационной жалобы со ссылкой на постановление Правительства Московской области N 599/33 от 08 августа 2013 г. "О заключении соглашений об информационном взаимодействии между Правительством Московской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области в сфере градостроительной, инвестиционной деятельности, земельно-имущественных отношений" был предметом рассмотрения как суда первой инстанции, так и суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Заменить в порядке процессуального правопреемства Комитет по управлению имуществом Раменского муниципального района на Управление земельных отношений Раменского муниципального района.
Решение Арбитражного суда Московской области от 30 апреля 2015 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2015 г. по делу N А41-12024/15 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления земельных отношений Раменского муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА
Судьи
В.А.ДОЛГАШЕВА
Р.Р.ЛАТЫПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)