Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 30.05.2014 ПО ДЕЛУ N А70-8656/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 мая 2014 г. по делу N А70-8656/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Шуйской С.И.,
судей Сириной В.В.,
Тихомирова В.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТД Скиф" (заявителя) на решение от 09.01.2014 Арбитражного суда Тюменской области (судья Соловьев К.Л.) и постановление от 08.04.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Киричек Ю.Н., Кливер Е.П.) по делу N А70-8656/2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТД Скиф" (625000, г. Тюмень, ул. Профсоюзная, 90/2, ИНН 7202243129, ОГРН 1137232009331) к департаменту имущественных отношений Тюменской области (625004, г. Тюмень, ул. Сакко, 30, 1, ИНН 7202138460, ОГРН 1057200738792) об оспаривании решения об отказе в выборе земельного участка; о признании незаконным бездействия и обязании принять меры по устранению допущенного нарушения прав и законных интересов.
Другие лица, участвующие в деле: индивидуальный предприниматель Шешуков Андрей Петрович, комитет по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области (625000, г. Тюмень, ул. Республики, 29, ОГРН 1057200958407, ИНН 7202143477), департамент дорожной инфраструктуры и транспорта администрации города Тюмени (625002, г. Тюмень, ул. Киевская, 60 "а", ОГРН 1037200568624, ИНН 7202074495).
Суд

установил:

общество с ограниченной ответственностью "ТД Скиф" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее - департамент имущественных отношений) о признании незаконными отказа и бездействия при отказе в выборе земельного участка, предварительном согласовании места размещения объекта, согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изложенного в письме от 15.07.2013 N 130715009/10-2; об обязании департамента завершить процедуру рассмотрения заявления общества от 20.06.2013 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Требования со ссылкой на пункт 4 статьи 11.2, статьи 11.3, 29, 30, пункты 1, 5, 9 статьи 31, пункт 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статью 14 Закона Тюменской области от 05.10.2001 N 411 "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области" (далее - Закон Тюменской области от 05.10.2010 N 411) мотивированы нарушением прав и законных интересов общества, связанных с его хозяйственной деятельностью.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальный предприниматель Шешуков Андрей Петрович, комитет по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области (далее - комитет), департамент дорожной инфраструктуры и транспорта администрации города Тюмени (далее - департамент дорожной инфраструктуры).
Решением от 09.01.2014 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 08.04.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить вынесенные судебные акты, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его требований.
По мнению подателя жалобы, суды первой и апелляционной инстанций, отказывая заявителю в признании недействительным ненормативного правового акта, вышли за пределы тех обстоятельств и фактов, которые явились основанием для принятия оспариваемого ненормативного правового акта, что противоречит положениям главы 24 АПК РФ.
При этом общество считает, что судами не дана оценка тому обстоятельству, что им испрашивался земельный участок площадью 5 000 м 2, который не подлежал предоставлению на торгах, так как не был сформирован и поставлен на кадастровый учет.
Заявитель указывает, что им подавалось заявление о формировании нового земельного участка из существующих, а не использование земельного участка с кадастровым номером 72:23:02217001:301 в существующих границах.
Поэтому полагает, что коль скоро земельный участок с кадастровым номером 72:23:02217001:301 предоставлен в безвозмездное срочное пользование департаменту дорожной инфраструктуры, то он считается закрепленным за данным землепользователем, вследствие чего не применяется процедура предоставления земельного участка на торгах.
В отзыве на кассационную жалобу департамент дорожной инфраструктуры просит оставить без изменения оспариваемые судебные акты, а кассационную жалобу - без удовлетворения ввиду несостоятельности содержащихся в жалобе аргументов.
Общество, департамент имущественных отношений, Шешуков А.П., комитет, департамент дорожной инфраструктуры о времени и месте слушания дела извещены, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что общество обратилось в департамент имущественных отношений с заявлением от 20.06.2013, в котором просило принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории площадью 5 000 м 2, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Челюскинцев, 42, (образованному из участков с кадастровыми номерами 72:23:0217001:178 и 72:23:0217001:301), с назначением объектов "по обслуживанию общества и государства, культуры и искусства".
Департамент имущественных отношений письмом от 15.07.2013 N 130715009/10-2 сообщил, что решением от 02.07.2013 совместной комиссии по выработке решений о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам обществу отказано в предварительном согласовании места размещения объектов по обслуживанию общества и государства, объектов культуры и искусства в г. Тюмени, по ул. Челюскинцев, 42, ориентировочной площадью 5 000 м 2, а также отказано в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок пересекает границы земельного участка, предоставленного в безвозмездное срочное пользование третьему лицу.
Общество оспорило в арбитражном суде данный отказ как незаконный и нарушающий его права.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что поскольку испрашиваемый земельный участок по ул. Челюскинцев, 42, ориентировочной площадью 5 000 м 2, расположен в границах уже сформированных и поставленных на учет земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0217001:178 и 72:23:02217001:301, которые имеют своих правообладателей, то это обстоятельство исключает возможность осуществления выбора испрашиваемого земельного участка.
Выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам, содержанию представленных в дело доказательств, оценка которым дана по правилам статей 65, 67, 68 и 71 АПК РФ, и нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
В силу статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием места размещения объекта либо без предварительного согласования места размещения объекта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
На основании статьи 14 Закона Тюменской области от 05.10.2001 N 411 распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (включая выбор земельного участка и утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории), в муниципальном образовании городской округ город Тюмень, являющемся административным центром Тюменской области, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области на основании решения совместной комиссии, образованной при данном органе.
Согласно пункту 1.2 Положения о порядке принятия решения о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Тюменской области, а также расположенных на территории муниципального образования городской округ город Тюмень земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением правительства Тюменской области от 02.07.2007 N 144-п (далее - Положение), принятие решений о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также совершение иных предусмотренных настоящим Положением действий, связанных с распоряжением указанными земельными участками, осуществляется департаментом имущественных отношений на основании соответствующих решений совместной комиссии по выработке решений о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам.
Заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта лицо подает в департамент имущественных отношений заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, составленное на бумажном носителе (пункт 8.1 Положения).
В пункте 8.13 Положения закреплено, что решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта принимается департаментом имущественных отношений.
Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (статья 11.1 ЗК РФ).
По смыслу положений ЗК РФ и Федерального закона от 24.07.2007 NN 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) земельный участок считается сформированным, если в отношении него проведен государственный кадастровый учет.
Статья 7 Закона N 221-ФЗ закрепляет определенный перечень уникальных характеристик земельного участка как объекта недвижимости, которые в обязательном порядке должны отражаться в государственном кадастре недвижимости, а именно: вид объекта недвижимости (земельный участок); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Законом требований.
Названные характеристики позволяют идентифицировать конкретный земельный участок. Если указанные характеристики земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, земельный участок следует считать сформированным.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, общество обратилось в департамент имущественных отношений с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в отношении земельного участка, образованного из земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0217001:178 и 72:23:0217001:301.
Земельный участок с кадастровым номером 72:23:0217001:178, площадью 1 193 м 2, с разрешенным использованием "для строительства отеля "Мариотт", сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 04.03.2004, собственником участка является Тюменская область (кадастровая выписка о земельном участке от 07.06.2013 N 7200/201/13-123650).
Земельный участок с кадастровым номером 72:23:0217001:301, площадью 4 131 м 2, с разрешенным использованием "для благоустройства и организации парковочных мест в г. Тюмени, в квартале улиц Челюскинцев-Ленина-Кирова", сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 30.10.2007, собственником участка является Тюменская область (кадастровая выписка о земельном участке от 31.05.2013 N 7200/201/13-117373).
Кроме того, земельный участок с кадастровым номером 72:23:0217001:301 в соответствии с решением департамента от 29.12.2012 N 4299-з и договором от 13.03.2013 N 23-14/233 предоставлен в безвозмездное срочное пользование департамента дорожной инфраструктуры для благоустройства и организации парковочных мест.
Принимая во внимание, что упомянутые земельные участки, в пределах которых заявитель испрашивает земельный участок для размещения объекта, являются сформированными и имеют правообладателей, то правомерен вывод судов, что обществу не мог быть предоставлен требуемый земельный участок, и департамент обоснованно отказал в предварительном согласовании размещения объектов, схемы расположения земельного участка.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Установив, что оспариваемый отказ департамента имущественных отношений соответствует закону и не нарушает права и законные интересы общества, суды правомерно отказали в удовлетворении требований заявителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены судебных актов в любом случае, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 09.01.2014 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 08.04.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-8656/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
С.И.ШУЙСКАЯ

Судьи
В.В.СИРИНА
В.В.ТИХОМИРОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)