Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Доценко И.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н. (докладчик),
судей: Сивохина Д.А., Захарова С.В.,
при секретаре А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе В. на решение Октябрьского районного суда г. Самара Самарской области от 13 декабря 2013 года,
установила:
В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Министерства имущественных отношений Самарской области об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, указав, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Министерство с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка под садоводство, площадью 509 кв. м, по адресу: <адрес>. В процессе рассмотрения ее заявления ДД.ММ.ГГГГ осуществлен осмотр испрашиваемого земельного участка, в ходе которого установлено, что участок фактически используется иными лицами, границы участка налаются на границы сложившихся землепользовании и в границах рассматриваемого участка находятся зеленые насаждения. ДД.ММ.ГГГГ заявитель получила отказ в предоставлении земельного участка, со ссылкой на то, что фактическими землепользователями являются иные лица, а также на необходимость обеспечить сохранность зеленых насаждений. С таким решением заявитель не согласна, поскольку испрашиваемый земельный участок по сведениям Росреестра свободен от прав третьих лиц, со стороны фактических землепользователей имеет место самовольное занятие земельного участка без каких-либо правоустанавливающих документов на участок.
Уточнив свои требования, заявитель просила суд признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении В. под садоводство земельного участка площадью 509 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>; обязать Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара подготовить и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в соответствии с планом границ земельного участка; обязать Министерство имущественных отношений Самарской области после вступления в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения прав и интересов В. путем возобновления рассмотрения ее заявления по существу и принятия соответствующего решения в сроки и порядке, предусмотренные земельным законодательством.
Решением Октябрьского районного суда г. Самара Самарской области от 13 декабря 2013 года заявление В. оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе В. просит решение суда отменить, требования удовлетворить. Не оспаривает наложение испрашиваемого земельного участка на сложившиеся землепользования, однако считает, что эти землепользования незаконно расположены на территории общего пользования.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сказочкина В.Н., проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, считает его правильным.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно п. 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 года N 67 органом, уполномоченным распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о.Самара для целей, не связанных со строительством, в настоящее время является Министерство имущественных отношений Самарской области.
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержден Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74.
Согласно п. 2.4 Порядка в целях установления фактического использования испрашиваемого земельного участка и при наличии оснований, определенных в соответствии с действующим законодательством, министерство или по его поручению соответствующее государственное учреждение Самарской области осуществляет осмотр земельного участка на местности. Результаты осмотра земельного участка оформляются актом осмотра земельного участка.
При выявлении в процессе рассмотрения заявления препятствий для предоставления земельного участка, предусмотренных действующим законодательством, министерство в течение 14 дней принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет его в адрес заявителя с указанием причин невозможности предоставления земельного участка.Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ В. обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, площадью 519 кв. м, по адресу: <адрес>, под садоводство. В последующем уточнила площадь испрашиваемого земельного участка, заявлением от ДД.ММ.ГГГГ просила предоставить земельный участок площадью 509 кв. м, по тому же адресу.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ заявителю отказано в предоставлении указанного земельного участка на том основании, что испрашиваемый участок фактически используется иными лицами, границы участка налагаются на границы сложившихся землепользований и в границах земельного участка находятся зеленые насаждения.
В соответствии с п. 2 ст. 9 Закона Самарской области "О земле" (в редакции Закона Самарской области от 09.04.2012 N 27-ГД) земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством, для садоводства.
Согласно акту осмотра земельного участка от 18.02.2013 N 171 комиссией по проведению осмотра земельных участков ГБУ Самарской области "Региональный центр недвижимости" установлено, что испрашиваемый земельный участок свободен от строений и видимых инженерно-технических сооружений, на данном участке находятся два участка сложившегося землепользования, со слов соседей фактическими пользователями этих участков являются иные лица - семья <данные изъяты> и <данные изъяты>, через испрашиваемый участок проходит стихийный проезд, на участке находятся несколько деревьев. Осмотр проведен в присутствии В., от которой замечаний не поступило.
Факт наложения границ испрашиваемого земельного участка на границы сложившихся землепользователей также подтверждается информацией Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, предоставленной по запросу Министерства имущественных отношений Самарской области, и выкопировкой из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о.Самара, предоставленной Департаментом от ДД.ММ.ГГГГ по запросу суда, из которой усматривается, что в границах испрашиваемого В. земельного участка находятся два смежных друг с другом землепользования, на одном из которых имеется строение.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о возможном наличии на испрашиваемый земельный участок (его часть) прав третьих лиц и являются препятствием в его предоставлении по ст. 9 Закона Самарской области "О земле". Отсутствие в ЕГРП сведений о зарегистрированных правах на испрашиваемый земельный участок не свидетельствуют о том, что участок свободен от прав третьих лиц на территорию, входящую в пределы данного участка, в том числе от права на предоставление земельного участка лицам, являющимся фактическими землепользователями. Предоставление В. земельного участка в испрашиваемых границах может повлечь за собой нарушение прав таких землепользователей и возникновение споров относительно границ земельных участков.
При таких обстоятельствах отказ Министерства в предоставлении земельного участка по мотиву наложения его границ на границы сложившихся землепользований является правильным, оснований для признания оспариваемого решения незаконным у суда не имелось. Решение принято в рамках полномочий заинтересованного лица в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что сложившиеся землепользования являются самовольными, расположены на территории общего пользования, не могут быть приняты во внимание, поскольку законность занятия данных земельных участков не имеет правового значения при оценке действий органа государственной власти. Сам факт наложения испрашиваемого земельного участка на территорию сложившихся землепользований является достаточным основанием для отказа в предоставлении земельного участка как не свободного от прав третьих лиц.
Иные доводы жалобы, в том числе о том, что участок сформирован с учетом границ земель общего пользования и смежных земельных участков, расположен вне береговой полосы и водоохранной зоны, к городским лесам не относится, и соответствует предельно допустимым размерам, с учетом обстоятельств, послуживших основанием для отказа в предоставлении земельного участка, правового значения не имеют и на выводы суда не влияют.
Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции постановил законное и обоснованное решение, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Самара Самарской области от 13 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу В. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 21.02.2014 ПО ДЕЛУ N 33-1942/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 февраля 2014 г. по делу N 33-1942/2014
Судья: Доценко И.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н. (докладчик),
судей: Сивохина Д.А., Захарова С.В.,
при секретаре А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе В. на решение Октябрьского районного суда г. Самара Самарской области от 13 декабря 2013 года,
установила:
В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Министерства имущественных отношений Самарской области об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, указав, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Министерство с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка под садоводство, площадью 509 кв. м, по адресу: <адрес>. В процессе рассмотрения ее заявления ДД.ММ.ГГГГ осуществлен осмотр испрашиваемого земельного участка, в ходе которого установлено, что участок фактически используется иными лицами, границы участка налаются на границы сложившихся землепользовании и в границах рассматриваемого участка находятся зеленые насаждения. ДД.ММ.ГГГГ заявитель получила отказ в предоставлении земельного участка, со ссылкой на то, что фактическими землепользователями являются иные лица, а также на необходимость обеспечить сохранность зеленых насаждений. С таким решением заявитель не согласна, поскольку испрашиваемый земельный участок по сведениям Росреестра свободен от прав третьих лиц, со стороны фактических землепользователей имеет место самовольное занятие земельного участка без каких-либо правоустанавливающих документов на участок.
Уточнив свои требования, заявитель просила суд признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении В. под садоводство земельного участка площадью 509 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>; обязать Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара подготовить и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в соответствии с планом границ земельного участка; обязать Министерство имущественных отношений Самарской области после вступления в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения прав и интересов В. путем возобновления рассмотрения ее заявления по существу и принятия соответствующего решения в сроки и порядке, предусмотренные земельным законодательством.
Решением Октябрьского районного суда г. Самара Самарской области от 13 декабря 2013 года заявление В. оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе В. просит решение суда отменить, требования удовлетворить. Не оспаривает наложение испрашиваемого земельного участка на сложившиеся землепользования, однако считает, что эти землепользования незаконно расположены на территории общего пользования.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сказочкина В.Н., проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, считает его правильным.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно п. 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 года N 67 органом, уполномоченным распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о.Самара для целей, не связанных со строительством, в настоящее время является Министерство имущественных отношений Самарской области.
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержден Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74.
Согласно п. 2.4 Порядка в целях установления фактического использования испрашиваемого земельного участка и при наличии оснований, определенных в соответствии с действующим законодательством, министерство или по его поручению соответствующее государственное учреждение Самарской области осуществляет осмотр земельного участка на местности. Результаты осмотра земельного участка оформляются актом осмотра земельного участка.
При выявлении в процессе рассмотрения заявления препятствий для предоставления земельного участка, предусмотренных действующим законодательством, министерство в течение 14 дней принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет его в адрес заявителя с указанием причин невозможности предоставления земельного участка.Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ В. обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, площадью 519 кв. м, по адресу: <адрес>, под садоводство. В последующем уточнила площадь испрашиваемого земельного участка, заявлением от ДД.ММ.ГГГГ просила предоставить земельный участок площадью 509 кв. м, по тому же адресу.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ заявителю отказано в предоставлении указанного земельного участка на том основании, что испрашиваемый участок фактически используется иными лицами, границы участка налагаются на границы сложившихся землепользований и в границах земельного участка находятся зеленые насаждения.
В соответствии с п. 2 ст. 9 Закона Самарской области "О земле" (в редакции Закона Самарской области от 09.04.2012 N 27-ГД) земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством, для садоводства.
Согласно акту осмотра земельного участка от 18.02.2013 N 171 комиссией по проведению осмотра земельных участков ГБУ Самарской области "Региональный центр недвижимости" установлено, что испрашиваемый земельный участок свободен от строений и видимых инженерно-технических сооружений, на данном участке находятся два участка сложившегося землепользования, со слов соседей фактическими пользователями этих участков являются иные лица - семья <данные изъяты> и <данные изъяты>, через испрашиваемый участок проходит стихийный проезд, на участке находятся несколько деревьев. Осмотр проведен в присутствии В., от которой замечаний не поступило.
Факт наложения границ испрашиваемого земельного участка на границы сложившихся землепользователей также подтверждается информацией Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, предоставленной по запросу Министерства имущественных отношений Самарской области, и выкопировкой из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о.Самара, предоставленной Департаментом от ДД.ММ.ГГГГ по запросу суда, из которой усматривается, что в границах испрашиваемого В. земельного участка находятся два смежных друг с другом землепользования, на одном из которых имеется строение.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о возможном наличии на испрашиваемый земельный участок (его часть) прав третьих лиц и являются препятствием в его предоставлении по ст. 9 Закона Самарской области "О земле". Отсутствие в ЕГРП сведений о зарегистрированных правах на испрашиваемый земельный участок не свидетельствуют о том, что участок свободен от прав третьих лиц на территорию, входящую в пределы данного участка, в том числе от права на предоставление земельного участка лицам, являющимся фактическими землепользователями. Предоставление В. земельного участка в испрашиваемых границах может повлечь за собой нарушение прав таких землепользователей и возникновение споров относительно границ земельных участков.
При таких обстоятельствах отказ Министерства в предоставлении земельного участка по мотиву наложения его границ на границы сложившихся землепользований является правильным, оснований для признания оспариваемого решения незаконным у суда не имелось. Решение принято в рамках полномочий заинтересованного лица в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что сложившиеся землепользования являются самовольными, расположены на территории общего пользования, не могут быть приняты во внимание, поскольку законность занятия данных земельных участков не имеет правового значения при оценке действий органа государственной власти. Сам факт наложения испрашиваемого земельного участка на территорию сложившихся землепользований является достаточным основанием для отказа в предоставлении земельного участка как не свободного от прав третьих лиц.
Иные доводы жалобы, в том числе о том, что участок сформирован с учетом границ земель общего пользования и смежных земельных участков, расположен вне береговой полосы и водоохранной зоны, к городским лесам не относится, и соответствует предельно допустимым размерам, с учетом обстоятельств, послуживших основанием для отказа в предоставлении земельного участка, правового значения не имеют и на выводы суда не влияют.
Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции постановил законное и обоснованное решение, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Самара Самарской области от 13 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу В. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)