Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.10.2014 ПО ДЕЛУ N А41-68812/13

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 октября 2014 г. по делу N А41-68812/13


Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 октября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей Виткаловой Е.Н., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Проминвест" - Гудим В.В. представитель по доверенности от 18 декабря 2013 года
от Министерства имущественных отношений Московской области - Васильев С.А. представитель по доверенности от 06 мая 2014 года N 15,
представители ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Администрации городского поселения Клин Московской области, ИФНС России по г. Клину Московской области - не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 04 июля 2014 года по делу N А41-68812/13, принятое судьей Федуловой Л.В.,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Проминвест"
к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области,
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Администрация городского поселения Клин Московской области, ИФНС России по г. Клину Московской области
об обязании внести сведения о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Проминвест" (далее - ООО "Проминвест", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - кадастровая палата) со следующими требованиями (с учетом уточнения, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ):
1. Установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 384 740 кв. м, категория земель: земли промышленности энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенного использования: обеспечение деятельности организации и эксплуатации объектов промышленности, кадастровый номер: 50:03:0080280:189, расположенный по адресу: Московская область, Клинский район, примерно 500 м от д. Папивино, по направлению на северо-запад в размере его рыночной стоимости, а именно в сумме 44 629 840 рублей с удельным показателем кадастровой стоимости в 116 рублей за 1 кв. м
2. Обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области внести в Государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельного участка общей площадью 384 740 кв. м, категория земель: земли промышленности энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенного использования: обеспечение деятельности организации и эксплуатации объектов промышленности, кадастровый номер: 50:03:0080280:189, расположенный по адресу: Московская область, Клинский район, примерно 500 м от д. Папивино, по направлению на северо-запад, на дату внесения записи 09.12.2012 г., в размере 44 629 840 рублей, в качестве кадастровой стоимости настоящего земельного участка с удельным показателем кадастровой стоимости 116 рублей за 1 кв. м.
3. Установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 1 240 160 кв. м, категория земель: земли промышленности энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенного использования: обеспечение деятельности организации и эксплуатации объектов промышленности, кадастровый номер: 50:03:0080280:42, расположенный по адресу: Московская область, Клинский район, примерно в 1000 м от д. Папивино по направлению на северо-запад, граничит с квадрантами ГЛФ: 57,98,102 в размере его рыночной стоимости, а именно в сумме 143 858 560 рублей с удельным показателем кадастровой стоимости в 116 рублей за 1 кв. м.
4. Обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области внести в Государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельного участка общей площадью 1 240 160 кв. м, категория земель: земли промышленности энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенного использования: обеспечение деятельности организации и эксплуатации объектов промышленности, кадастровый номер: 50:03:0080280:42, расположенный по адресу: Московская область, Клинский район, примерно в 1000 м от д. Папивино по направлению на северо-запад, граничит с квадрантами ГЛФ: 57,98,102, на дату внесения записи 09 декабря 2012 года, в размере 143 858 560 рублей, в качестве кадастровой стоимости настоящего земельного участка с удельным показателем кадастровой стоимости 116 рублей за 1 кв. м.
5. Установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 147 125 кв. м, категория земель: земли промышленности энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенного использования: обеспечение деятельности организации и эксплуатации объектов промышленности, кадастровый номер: 50:03:0080280:701, расположенный по адресу: Московская область, Клинский район, городское поселение Клин, земельный участок расположен в юго-восточной части квартала 50:03:0080280 в размере его рыночной стоимости, а именно в сумме 17 066 500 рублей с удельным показателем кадастровой стоимости в сумме 116 рублей за 1 кв. м.
6. Обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области внести в Государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельного участка общей площадью 147125 кв. м, категория земель: земли промышленности энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенного использования: обеспечение деятельности организации и эксплуатации объектов промышленности, кадастровый номер: 50:03:0080280:701, расположенный по адресу: Московская область, Клинский район, городское поселение Клин, земельный участок расположен в юго-восточной части квартала 50:03:0080280 на дату внесения записи 22 июля 2013 года, в размере 17 066 500 рублей, в качестве кадастровой стоимости настоящего земельного участка с удельным показателем кадастровой стоимости 116 рублей за 1 кв. м.
7. Установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 1687 кв. м, категория земель: земли промышленности энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенного использования: обеспечение деятельности организации и эксплуатации объектов промышленности, кадастровый номер: 50:03:0080280:702, расположенный по адресу: Московская область, Клинский район, городское поселение Клин, земельный участок расположен в юго-восточной части квартала 50:03:0080280 в размере его рыночной стоимости, а именно в сумме 195 692 рублей с удельным показателем кадастровой стоимости в сумме 116 рублей за 1 кв. м.
8. Обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области внести в Государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельного участка общей площадью 1687 кв. м, категория земель: земли промышленности энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенного использования: обеспечение деятельности организации и эксплуатации объектов промышленности, кадастровый номер: 50:03:0080280:702, расположенный по адресу: Московская область, Клинский район, городское поселение Клин, земельный участок расположен в юго-восточной части квартала 50:03:0080280 на дату внесения записи 22 июля 2013 года в размере 195 692 рублей в качестве кадастровой стоимости настоящего земельного участка с удельным показателем кадастровой стоимости 116 рублей за 1 кв. м.
9. Установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 208 156 кв. м, категория земель: земли промышленности энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенного использования: обеспечение деятельности организации и эксплуатации объектов промышленности, кадастровый номер: 50:03:0080280:703, расположенный по адресу: Московская область, Клинский район, городское поселение Клин, земельный участок расположен в юго-восточной части квартала 50:03:0080280 в размере его рыночной стоимости, а именно в сумме 24 146 096 рублей с удельным показателем кадастровой стоимости в сумме 116 рублей за 1 кв. м.
10. Обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области внести в Государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельного участка общей площадью 208 156 кв. м, категория земель: земли промышленности энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенного использования: обеспечение деятельности организации и эксплуатации объектов промышленности, кадастровый номер: 50:03:0080280:703, расположенный по адресу: Московская область, Клинский район, городское поселение Клин, земельный участок расположен в юго-восточной части квартала 50:03:0080280, на дату внесения записи 22 июля 2013 года, в размере 24 146 096 рублей в качестве кадастровой стоимости настоящего земельного участка с удельным показателем кадастровой стоимости 116 рублей за 1 кв. м.
11. Установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 2 468 кв. м, категория земель: земли промышленности энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенного использования: обеспечение деятельности организации и эксплуатации объектов промышленности, кадастровый номер: 50:03:0080280:704, расположенный по адресу: Московская область, Клинский район, городское поселение Клин, земельный участок расположен в юго-восточной части квартала 50:03:0080280 в размере его рыночной стоимости, а именно в сумме 286 288 рублей с удельным показателем кадастровой стоимости в сумме 116 рублей за 1 кв. м.
12. Обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области внести в Государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельного участка общей площадью 2468 кв. м, категория земель: земли промышленности энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенного использования: обеспечение деятельности организации и эксплуатации объектов промышленности, кадастровый номер: 50:03:0080280:704, расположенный по адресу: Московская область, Клинский район, городское поселение Клин, земельный участок расположен в юго-восточной части квартала 50:03:0080280, на дату внесения записи 22 июля 2013 года в размере 286 288 рублей в качестве кадастровой стоимости настоящего земельного участка с удельным показателем кадастровой стоимости 116 рублей за 1 кв. м.
13. Установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 880416 кв. м, категория земель: земли промышленности энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенного использования: обеспечение деятельности организации и эксплуатации объектов промышленности, кадастровый номер: 50:03:0080280:705, расположенный по адресу: Московская область, Клинский район, городское поселение Клин, земельный участок расположен в юго-восточной части квартала 50:03:0080280, в размере его рыночной стоимости, а именно в сумме 102 128 256 рублей с удельным показателем кадастровой стоимости в сумме 116 рублей за 1 кв. м.
14. Обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области внести в Государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельного участка общей площадью 880416 кв. м, категория земель: земли промышленности энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенного использования: обеспечение деятельности организации и эксплуатации объектов промышленности, кадастровый номер: 50:03:0080280:705, расположенный по адресу: Московская область, Клинский район, городское поселение Клин, земельный участок расположен в юго-восточной части квартала 50:03:0080280, на дату внесения записи 22 июля 2013 года, в размере 102 128 256 рублей в качестве кадастровой стоимости настоящего земельного участка с удельным показателем кадастровой стоимости 116 рублей за 1 кв. м.
15. Установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 308 кв. м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенного использования: обеспечение деятельности организации и эксплуатации объектов промышленности, кадастровый номер: 50:03:0080280:706, расположенный по адресу: Московская область, Клинский район, городское поселение Клин, земельный участок расположен в юго-восточной части квартала 50:03:0080280 в размере его рыночной стоимости, а именно в сумме 35 728 рублей с удельным показателем кадастровой стоимости 116 рублей за 1 кв. м.
16. Обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области внести в Государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельного участка общей площадью 308 кв. м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенного использования: обеспечение деятельности организации и эксплуатации объектов промышленности, кадастровый номер: 50:03:0080280:706, расположенный по адресу: Московская область, Клинский район, городское поселение Клин, земельный участок расположен в юго-восточной части квартала 50:03:0080280 на дату внесения записи 22 июля 2013 года в размере 35 728 рублей в качестве кадастровой стоимости настоящего земельного участка с удельным показателем кадастровой стоимости 116 рублей за 1 кв. м (далее - Спорные земельные участки) (л.д. 89 - 93 т. 2).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление), Министерство имущественных отношений Московской области (далее - министерство, МИОМО), Администрация городского поселения Клин Московской области (далее - администрация), ИФНС России по г. Клину Московской области (далее - налоговая служба).
Решением Арбитражного суда Московской области от 04 июля 2014 года заявленные ООО "Проминвест" требования удовлетворены частично. В части указания конкретной даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельных участков отказано (л.д. 99 - 104 т. 2).
Не согласившись с данным судебным актом, Министерство имущественных отношений Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права (л.д. 125 - 127 т. 2).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Администрации городского поселения Клин Московской области, ИФНС России по г. Клину Московской области, извещенных надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Министерства имущественных отношений Московской области поддержал доводы апелляционных жалоб в полном объеме, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель общества возражал по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, согласно выпискам из ЕГРП обществу принадлежат на праве собственности земельные участки, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения и используются для обеспечения деятельности организации и эксплуатации объектов промышленности (л.д. 83 - 113 т. 1).
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 14 ноября 2012 года N 217-РМ (далее - Распоряжение N 217-РМ) утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Московской области (приложение N 1) и средний уровень кадастровой стоимости 1 кв./м земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Московской области (приложение N 2).
Обществом были запрошены в кадастровой палате сведения о кадастровой стоимости спорных земельных участков.
ООО "Проминвест" полагая, что кадастровая стоимость земельных участков установлена неверно, обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2011 года N 12651/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Согласно пункту 1 статьи 2 АПК РФ одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Статья 4 АПК РФ предусматривает, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Следовательно, в случае неправильного определения кадастровой стоимости земельного участка неправомерное увеличение налоговой базы влечет за собой увеличение налоговых обязательств заявителя, тем самым нарушая его права и законные интересы.
Истец как собственник спорных земельных участков по смыслу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) является плательщиком земельного налога в отношении данных участков.
Согласно пункту 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ) установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
На основании пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
По смыслу вышеуказанных правовых норм следует, что кадастровая стоимость - это не что иное, как рыночная стоимость, учтенная для целей налогообложения.
Такой же позиции придерживается Конституционный суд Российской Федерации, который в своем Определении от 01 марта 2011 года N 275-О-О указал, что в связи с изменениями законодательства РФ было определено понятие кадастровой стоимости, под которой теперь понимается "установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности".
Сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 17 Федерального закона от 02 января 2000 года N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре").
Федеральным законом от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который включена глава 111.1 "Государственная кадастровая оценка" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ), устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11 права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством установления кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной.
Установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения органом кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
По правилам статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 14 ноября 2012 года N 217-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Московской области.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в названном постановлении от 25 июня 2013 года N 10761, установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Именно поэтому статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (Приказ Минэкономразвития РФ от 29 июля 2011 года N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
Определением Арбитражного суда Московской области от 21 апреля 2014 года по делу была назначена оценочная экспертиза с целью определения рыночной стоимости спорных земельных участков с кадастровыми номерами 50:03:0080280:42, 50:03:0080280:189, 50:03:0080280:701, 50:03:080280:702, 50:03:0080280:703, а также их рыночной стоимости 1 кв. м.
Заключением эксперта от 06 мая 2014 года N 013-14 была определена рыночная стоимость спорных земельных участков и рыночная стоимость 1 кв. м указанных спорных земельных участков по состоянию на 01 января 2009 года.
Между тем, в соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 июня 2013 года N 10761/11, датой, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость нового участка, следует считать дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость участка.
Кроме того, как установлено апелляционным судом, на момент рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции в соответствии с распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27 ноября 2013 N 567-РМ распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области N 217-РМ от 14 ноября 2012 года признано утратившим силу (л.д. 138 - 141 т. 1). На основании указанного распоряжения в государственный кадастр недвижимости внесена новая кадастровая стоимость спорных земельных участков.
Учитывая, что основанием для внесения в государственный кадастр органом кадастрового учета сведений о рыночной стоимости земельных участков в качестве новой кадастровой стоимости является момент вступления в силу судебного акта об определении кадастровой стоимости в размере рыночной, а на момент разрешения спорных правоотношений судом первой инстанции Министерством экологии и природопользования Московской области распоряжением N 567-РМ от 27 ноября 2013 года распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области N 217-РМ от 14 ноября 2012 года признано утратившим силу, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции и об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 266, 268, частью 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 04 июля 2014 года по делу N А41-68812/13 отменить, в удовлетворении заявленных ООО "Проминвест" требований - отказать.

Председательствующий
М.А.НЕМЧИНОВА

Судьи
Е.Н.ВИТКАЛОВА
Е.Е.ШЕВЧЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)