Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 апреля 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышевой И.А.,
судей Баканова В.В., Кузнецова Ю.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тихоновой Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.12.2014 по делу N А07-12943/2014 (судья Симахина И.В.).
В судебном заседании приняли участие представители:
заявителя - Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан: Пономарева Е.А. (удостоверение N 40, доверенность N 65-Д от 29.12.2014); Хайруллина Л.Р. (удостоверение N 44, доверенность N 3 от 13.01.2015).
заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Литвинов М.В. (удостоверение N 7971, доверенность N 7 от 12.01.2015).
В порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 26.03.2015 по 02.04.2015. Резолютивная часть постановления объявлена 02.04.2015.
Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - заявитель, Управление по земельным ресурсам, Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - УФАС по РБ, Управление, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 11.03.2014 по делу N А-154/15-13 и предписания от 11.03.2014 N 87-А-154/15-13.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: муниципальное унитарное предприятие "Центр недвижимости" городского округа город Уфа Республики Башкортостан и ассоциация "Профессиональные участники рынка недвижимости Республики Башкортостан".
Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.12.2014 (резолютивная часть объявлена 18.12.2014) в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым решением, Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обжаловало его в апелляционном порядке, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неверное применение норм материального права.
В обоснование своей позиции, изложенной в апелляционной жалобе, ее податель указывает на то, что в ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" приведен перечень актов и действий (бездействия), которые нарушают или могут привести к нарушению законодательства о защите конкуренции и совершение которых запрещено федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам и организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, в то время, как в решении антимонопольного органа не указано, какое именно действие (бездействие) совершило Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан.
Помимо этого, податель апелляционной жалобы указывает на то, что в пункте 2 резолютивной части решения антимонопольного органа не указана статья, по которой Управление по земельным ресурсам признано нарушившим Федеральный закон N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", что не позволяет органу местного самоуправления в полном объеме воспользоваться своим правом по защите прав и законных интересов.
Апеллянт утверждает, что в рамках муниципальных контрактов от 25.01.2012 и от 22.08.2012, заключенных по итогам открытого аукциона, МУП "Центр недвижимости" в 2012 году оказывало услуги по информированию населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для целей строительства (кроме жилищного строительства), по подготовке, организации и проведению торгов по продаже прав на земельные участки для целей строительства; по подготовке, организации проведения аукционов по продаже прав на земельные участки для индивидуального жилищного строительства; по подготовке, организации проведения торгов по продаже прав на земельные участки для целей строительства (кроме индивидуального жилищного строительства); по информированию населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства и для целей, не связанных со строительством; по подготовке, организации проведения торгов по продаже прав на земельные участки для целей, не связанных со строительством.
Однако, в 2013 году МУП "Центр недвижимости" торги на заключение договоров о развитии застроенных территорий не проводились; те торги, которые были назначены ранее, по продаже права на заключение договора о развитии застроенной территории южной части жилого района "Затон-Восточный", ограниченной улицами Шмидта, Ахметова, автодорогой "Уфа-Затон",рекой Белой в Ленинском районе г. Уфа Республики Башкортостан", были приостановлены на основании уведомления антимонопольного органа. Муниципальный контракт N 030130044891200003-0283789-01 от 22.08.2012 был расторгнут по соглашению сторон.
После приостановления проведения очередных торгов в 2013 году МУП "Центр недвижимости", которому была выдана доверенность от 11.02.2013 N 20д, предусматривающая полномочия предприятия на подготовку, организацию и проведение торгов по продаже прав на земельные участки и совершение любых действий, связанных с данным поручением, фактически лишь опубликовало информационное сообщение о назначении даты подведения итогов аукциона и более никаких действий не совершило. По утверждению апеллянта, действия по публикации информационного сообщения носили безвозмездный характер для данного предприятия, поскольку денежные средства за оказание данных услуг не перечислялись.
Действий по проведению новых торгов МУП "Центр недвижимости" городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, по утверждению апеллянта, в 2013 году не совершало, поскольку вся документация была подготовлена в 2012 году, в 2013 году заявки не принимались.
В 2013 году МУП "Центр недвижимости" городского округа г. Уфа Республики Башкортостан было вынуждено опубликовать на безвозмездной основе информационное сообщение об итогах аукциона, поскольку все материалы и документация по торгам находились в данном предприятии.
Опираясь на положения п. 2 ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации, подп. "б" п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808 "Об организации и проведении торгов находящихся в государственной и муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков", апеллянт утверждает, что его действия по выдаче доверенности МУП "Центр недвижимости" городского округа г. Уфа Республики Башкортостан соответствуют действующему законодательству и не нарушают положений ч. 3 ст. 15 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции".
Во время перерыва апеллянтом представлены дополнительные письменные пояснения с описанием правоотношений Управления по земельным ресурсам и МУП "Центр недвижимости" городского округа г. Уфа Республики Башкортостан.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы и дополнительных письменных пояснений к ней.
Представитель антимонопольного органа против доводов апелляционной жалобы возразил, указав на то, что решение суда является законным и обоснованным, отмене или изменению не подлежит.
До начала судебного заседания от МУП "Центр недвижимости" городского округа г. Уфа Республики Башкортостан поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия его представителей, которое удовлетворено апелляционным судом.
В соответствии со ст. 123, ч. 5 ст. 156, ст. 159, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с согласия представителей участвующих в деле лиц, явившихся в судебное заседание, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещенных о месте и времени ее рассмотрения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, явившихся в судебное заседание, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта с учетом следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, основанием для вынесения оспариваемого решения и предписания антимонопольного органа явились результаты проверки, проведенной в связи с поступившим от ассоциации "Профессиональных участников рынка недвижимости" обращением исх. N 1305 от 13.05.2013 (т. 3 л.д. 58-61), согласно которому в действиях Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства.
В ходе проверки информации, содержащейся в указанном сообщении, антимонопольный орган установил, что в августе 2012 года Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан были проведены открытые аукционы в электронной форме на оказание услуг по: осуществлению публикаций информационных сообщений о предстоящем предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством; по информированию населения о возможной или предстоящей подготовке, организации проведения аукционов по продаже прав на заключение договоров аренды земельного участка для комплексного освоения в целях жилищного строительства; по продаже прав на заключение договоров аренды земельных участков для комплексного освоения в целях жилищного строительства; по продаже прав на заключение договора о развитии застроенной территории; по продаже прав на земельные участки для целей строительства (кроме индивидуального жилищного строительства), по продаже прав на заключение договора аренды земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, по результатам которых победителем было признано МУП "Центр недвижимости" городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, с которым были заключены соответствующие муниципальные контракты N 0301300448912000004-0283789-01, N 0301300448912000002-0283789-01, N 0301300448912000001-0283789-01, N 0301300448912000004-0283789-01, N 0301300448912000003-0283789-01, N 0301300448912000001-0283789-01, N 0301300448911000004-0283789-01, N 0301300448911000007-0283789-01, N 0301300448911000006-0283789-01, N 0301300448911000005-0283789-01. В рамках упомянутых контрактов данное предприятие в 2012 году оказывало услуги по информированию населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для целей строительства (кроме жилищного строительства); по подготовке, организации проведения аукционов по продаже прав на заключение договоров аренды земельных участков для комплексного освоения в целях жилищного строительства и прав на заключение договоров о развитии застроенной территории; по подготовке, организации проведения аукционов по продаже прав на земельные участки для целей строительства (кроме индивидуального жилищного строительства); по информированию населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства и для целей, не связанных со строительством; по подготовке, организации проведения торгов по продаже прав на земельные участки для целей, не связанных со строительством.
В числе прочих услуг в рамках исполнения обязательств по одному из муниципальных контрактов N 030130044891200003-0283789-01 от 22.08.2012 (т. 2 л.д. 83-114) МУП "Центр недвижимости" городского округа г. Уфа Республики Башкортостан проводило торги по продаже права на заключение договора о развитии застроенной территории южной части жилого района "Затон-Восточный", ограниченной улицами Шмидта, Ахметова, автодорогой "Уфа-Затон", рекой Белой в Ленинском районе г. Уфа Республики Башкортостан", которые были начаты в 2012 году, но приостановлены на основании уведомления антимонопольного органа. 25.06.2013 процедура торгов была возобновлена, о чем МУП "Центр недвижимости" городского округа г. Уфа Республики Башкортостан 30.05.2013 было опубликовано информационное сообщение о возобновлении аукциона по лоту "право на заключение договора о развитии застроенной территории южной части жилого района "Затон-Восточный", ограниченной улицами Шмидта, Ахметова, автодорогой "Уфа-Затон", рекой Белой в Ленинском районе г. Уфа Республики Башкортостан" (т. 2 л.д. 78).
Из письма МУП "Центр недвижимости" городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 02.12.2013 N ЦН/5152 следует, что данные торги фактически были проведены предприятием 25.06.2013, результаты торгов опубликованы 29.06.2013 в газете "Вечерняя Уфа". В данном письме также указано, что торги проводились во исполнение обязательств по муниципальному контракту, который был расторгнут по соглашению сторон 25.12.2012, поскольку пунктом 3.1. данного контракта предусмотрено, что он действует до полного исполнения сторонами своих обязательств. На момент расторжения договора МУП "Центр недвижимости" городского округа г. Уфа Республики Башкортостан уже объявило торги, а задержка в их проведении произошла по независящим от сторон обстоятельствам (т. 2 л.д. 67,68).
Из имеющихся в материалах дела доказательств (постановления Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан N 4565 от 26.08.2013 "О выделении денежных средств", а также платежных поручений об оплате МУП "Центр недвижимости" городского округа г. Уфа Республики Башкортостан за оказанные услуги по организации торгов (т. 1 л.д. 143-158,т. 2 л.д. 2,16-37) следует, что в 2013 году для Управления по земельным ресурсам было выделено дополнительно 7 782 460 руб. на оплату услуг по организации и проведению торгов МУП "Центр недвижимости" городского округа г. Уфа Республики Башкортостан за счет средств, предусмотренных в бюджете городского округа г. Уфа Республики Башкортостан по подразделу 0503 "Благоустройство". Денежные средства перечислены предприятию.
В ходе рассмотрения дела, возбужденного по признакам нарушения антимонопольного законодательства, комиссия УФАС по РБ установила, что муниципальный контракт N 030130044891200001-0283789-01 от 22.08.2012 был расторгнут по соглашению его сторон с 25.12.2012, после чего данному предприятию была выдана доверенность N 20 д от 11.02.2013 на подготовку, организацию, проведение торгов по продаже прав на земельные участки, выполнение любых действий, связанных с данным поручением, сроком до 31.12.2014 (т. 1 л.д. 17).
Усмотрев в действиях органов местного самоуправления по наделению МУП "Центр недвижимости" городского округа г. Уфа Республики Башкортостан в 2013 году полномочиями по подготовке, организации, проведению торгов по продаже прав на земельные участки, выполнению любых действий, связанных с данным поручением, на основании упомянутой выше доверенности, признаки нарушения антимонопольного законодательства, УФАС по РБ возбудило производство по делу о нарушении антимонопольного законодательства, по результатам которого 11.03.2014 было принято решение по делу N А-154/15-13, согласно которому: прекращено производство по настоящему делу в отношении Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства (пункт 1 резолютивной части решения)); Управление по земельным ресурсам городского округа г. Уфа признано нарушившим часть 1 и 3 статьи Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (пункт 2 резолютивной части решения); решено выдать Управлению по земельным ресурсам городского округа г. Уфа предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем совершения действий, направленных на осуществление конкуренции. (пункт 3 резолютивной части решения); решено передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в решении по настоящему делу (пункт 4 резолютивной части решения).
На основании принятого решения антимонопольный орган выдал Управлению предписание N 87-А-154/15-13 от 11.03.2014, которым заявителю предписано прекратить нарушение части 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и осуществить действия, направленные на обеспечение конкуренции, путем аннулирования доверенности N 20-д от 11.02.2013, выданной Управлением по земельным ресурсам Администрации городского округа г. Уфа МУП "Центр недвижимости", предоставляющей МУП "Центр недвижимости" полномочия на подготовку, организацию, проведение торгов по продаже прав на земельные участки, выполнению любых действий, связанных с данным поручением, сроком до 31.12.2014.
Управление по земельным ресурсам оспорило пункт 2 упомянутого выше решения антимонопольного органа и выданное на его основании предписание N 87-А-154/15-13 от 11.03.2014 в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение антимонопольного органа в обжалуемой части, а также предписание соответствуют положениям действующего законодательства и не нарушают прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Выводы суда являются верными, соответствуют обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства. Оснований для их переоценки на стадии апелляционного производства не имеется, исходя из следующего:
В силу ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, недействительными является их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) данный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции названный Закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Как следует из части 2 статьи 4 Закона о защите конкуренции, целями названного Закона являются, в том числе, обеспечение свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Под конкуренцией в силу пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Пунктом 2 резолютивной части оспариваемого решения антимонопольного органа Управлению по земельным ресурсам вменено нарушение частей 1 и 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в наделении МУП "Центр недвижимости" городского округа г. Уфа Республики Башкортостан в 2013 году полномочиями по подготовке, организации, проведению торгов по продаже прав на земельные участки, выполнению любых действий, связанных с данным поручением, на основании доверенности N 20д от 11.02.2013, а также создание реальной угрозы ограничения конкуренции на рынке недвижимости городского округа г. Уфа Республики Башкортостан в связи с наделением данными полномочиями конкретного юридического лица, которое действует на данном рынке, поскольку деятельность иных хозяйствующих субъектов на рынке недвижимости в таком случае ставится в зависимость от деятельности МУП "Центр недвижимости", состоящего с ними в конкурентных отношениях, что означает предоставление данному предприятию необоснованных преимуществ на рынке недвижимости на территории городского округа г. Уфа Республики Башкортостан.
Согласно части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, нарушение которой вменено в вину Управлению, запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта".
Из системного анализа положений ст. ст. 11,ст. ст. 28 - 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в 2013 году), пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" следует, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков как для целей строительства и комплексного освоения застроенных территорий, так и для целей, не связанных со строительством, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
В силу пункта 2 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель иного имущественного права на нее. Организатором торгов также могут являться специализированная организация или иное лицо, которые действуют на основании договора с собственником вещи или обладателем иного имущественного права на нее и выступают от их имени или от своего имени, если иное не предусмотрено законом.
Заключение договоров купли-продажи или аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах осуществляется при соблюдении правил проведения таких торгов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков", действовавших в 2012, 2013 г.г. (далее - Правила).
Согласно подпункту "б" пункта названных 2 Правил, организатором торгов выступает орган местного самоуправления или исполнительный орган государственной власти, уполномоченные на предоставление соответствующих земельных участков, или специализированная организация, действующая на основании договора с ними.
В соответствии с подпунктом 1.2. Положения об Управлении по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного Решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 21 ноября 2012 года N 11/23 (далее - Положение) Управление является функциональным органом местного самоуправления городского округа город Уфа Республики Башкортостан, входит в структуру Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация), подчиняется главе Администрации.
Из пунктов 2, 2.4.21. названого Положения следует, что Управление по земельным ресурсам является органом местного самоуправления, на который возложено выполнение указанных выше функций в сфере распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков для целей строительства или права на заключение договоров аренды земельных участков для целей строительства, в том числе права на заключение договоров аренды земельных участков для их комплексного освоения, договоров о развитии застроенных территорий, если иное не установлено муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно подпункту 2.6.2. Положения Управление выполняет функции муниципального заказчика и получателя бюджетных средств городского округа город Уфа Республики Башкортостан по средствам, выделяемым из бюджета городского округа город Уфа Республики Башкортостан на проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, государственная собственность на которые не разграничена, а также находящихся в собственности городского округа город Уфа Республики Башкортостан, если иное не установлено правовыми актами Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан и Администрации.
Таким образом, анализ приведенных выше норм права в совокупности с пунктами 1.2, 2., 2.4.21.,2.6.2. Положения, позволяет сделать вывод о том, что муниципальная функция по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, государственная собственность на которые не разграничена, а также находящихся в собственности городского округа город Уфа Республики Башкортостан, возложена непосредственно на Управление землепользования, которое входит в систему органов местного самоуправления, и не вправе передавать выполнение данной функции иным лицам.
Проанализировав положения ч.ч. 1, 2 ст. 113, ч. 1 ст. 114 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что муниципальное унитарное предприятие как хозяйствующий субъект и самостоятельное юридическое лицо не может входить в структуру органов местного самоуправления, а значит, не может выполнять муниципальную функцию по распоряжению земельными участками.
В силу положений ст. ст. 28 - 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей в 2013 г.г., информирование населения о возможной или предстоящей подготовке, организации проведения аукционов по продаже прав на заключение договоров аренды земельного участка для комплексного освоения в целях жилищного строительства; по продаже прав на заключение договоров аренды земельных участков для комплексного освоения в целях жилищного строительства; по продаже прав на заключение договора о развитии застроенной территории; по продаже прав на земельные участки для целей строительства (кроме индивидуального жилищного строительства), по продаже прав на заключение договора аренды земельных участков для целей, не связанных со строительством, а также организация и проведение торгов по продаже земельных участков или прав на заключение договоров аренды земельного участка являются не самостоятельными функциями, а этапами реализации процедуры предоставления земельных участков как для целей строительства, так и для целей, не связанных со строительством, а также для целей развития застроенной территории, в связи с чем исполнение обязанности по информированию населения о возможном или предстоящем проведении торгов, а также организация и проведение торгов входит в муниципальную функцию органа местного самоуправления по организации и проведению торгов.
Согласно Уставу (пункт 2.1.) МУП "Центр недвижимости", утвержденному постановлением главы Администрации 02.04.2010 N 1561 (далее - Устав), данное юридическое лицо является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником, которое создано в целях удовлетворения общественных потребностей в результатах его деятельности и получения прибыли. Предприятие осуществляет коммерческую деятельность с целью получения прибыли, то есть является хозяйствующим субъектом, но для достижения указанных целей оно осуществляет, в том числе, услуги от имени и в интересах муниципального образования городского округа город Уфа Республики Башкортостан неопределенному кругу лиц в виде подготовки, организации и проведения торгов, предметом которых являются земельные участки либо права аренды земельных участков в целях их последующей застройки и т.д.
Таким образом, из положений Устава МУП "Центр недвижимости" следует, что данное предприятие изначально создано для выполнения работ по подготовке, организации и проведению торгов, предметом которых являются земельные участки либо права аренды земельных участков в целях их последующей застройки.
Поскольку из содержания спорной доверенности от 11.02.2013 N 20д следует, что посредством ее выдачи МУП "Центр недвижимости" было наделено полномочиями на подготовку, организацию и проведение торгов по продаже прав на земельные участки и совершение любых действий, связанных с данным поручением, антимонопольный орган и суд первой инстанции, сопоставив данную доверенность с приведенными выше положениями Устава МУП "Центр недвижимости", пришли к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемой ситуации МУП "Центр недвижимости" было наделено муниципальными функциями в нарушение положений ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Довод заявителя о том, что в решении антимонопольного органа не указано, какое именно незаконное действие (бездействие) совершило Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, отклоняется апелляционным судом как противоречащий содержанию решения антимонопольного органа, из которого следует, что незаконным действием, нарушающим антимонопольное законодательство, УФАС по РБ считает выдачу доверенности от 11.02.2013 N 20д, предоставляющей МУП "Центр недвижимости" неограниченный объем полномочий по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, собственность на которые не разграничена.
Ссылка апеллянта на положения пункта 2 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации и подпункта "б" пункта 2 "Правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808, (действовали в 2012,2013 г.г.) является неосновательной, поскольку данными нормами права предусмотрена возможность передачи только функции организатора торгов специализированной организации по договору, в то время как в рассматриваемой ситуации на основании доверенности от 11.02.2013 N 20д МУП "Центр недвижимости" без договора было наделено всем комплексом полномочий на подготовку, организацию и проведение торгов по продаже прав на земельные участки и совершение любых действий, связанных с данным поручением, то есть всеми полномочиями, составляющими муниципальную функцию по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
С учетом изложенного, коллегия судей апелляционного суда считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что в нарушение положений ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции Управление по земельным ресурсам наделило МУП "Центр недвижимости" муниципальной функцией посредством выдачи упомянутой выше доверенности от 11.02.2013 N 20 д. Оснований для переоценки данного вывода на стадии апелляционного производства не имеется.
В отношении действий Управления, квалифицированных антимонопольным органом по ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, апелляционным судом установлено следующее:
В силу ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Закрепленные приведенной нормой запреты распространяются, прежде всего, на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в пункте 8 постановления от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", при рассмотрении дел, связанных с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган должен доказать, что оспариваемые акты органов власти, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В рамках выявления нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции подлежит установлению следующее: принятый органом или иным поименованным субъектом акт (совершенное им действие, допущенное им бездействие) приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции; отсутствует федеральный закон, разрешивший непосредственно такому лицу принять конкретный акт (совершить действие, допустить бездействие), приводящий или могущий привести к указанным последствиям. При этом первое обстоятельство подлежит доказыванию антимонопольным органом, а второе презюмируется до тех пор, пока орган либо соответствующий субъект, принявший акт (совершивший действие, допустивший бездействие), не докажет обратное.
В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции могут являться, в числе прочего, такие обстоятельства, при которых создается возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства УФАС по РБ установлено, что в данной ситуации МУП "Центр недвижимости" является конкурентом в отношениях с другими хозяйствующими субъектами на рынке недвижимости на территории городского округа город Уфа, в связи с чем передача вышеуказанных функций органа местного самоуправления данному предприятию создает реальную угрозу ограничения конкуренции на таком рынке, поскольку деятельность иных хозяйствующих субъектов на рынке недвижимости ставится в зависимость от действий предприятия, состоящего с ними в конкурентных отношениях.
Оценив представленные в дело доказательства в их совокупности, с учетом положений указанной нормы права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в данном случае в результате действий Управления по земельным ресурсам по наделению МУП "Центр недвижимости" полномочиями по подготовке, организации и проведению торгов по продаже прав на земельные участки и совершение любых действий, связанных с данным поручением, указанному юридическому лицу фактически предоставлена возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия оказания услуг по подготовке, организации, проведения торгов по продаже прав на земельные участки, выполнение любых действий, связанных с данным поручением, то есть созданы преимущественные условия осуществления деятельности на рынке недвижимости по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, что может привести к ограничению, недопущению и (или) устранению конкуренции между хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на одном рынке с МУП "Центр недвижимости", и является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В связи с изложенным суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что комиссия антимонопольного органа правомерно признала действия (бездействие) заявителя по наделению МУП "Центр недвижимости" полномочиями по подготовке, организации и проведению торгов по продаже прав на земельные участки и совершение любых действий, связанных с данным поручением, противоречащими положениям части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции,
Довод апеллянта о том, что в 2013 году названное предприятие не проводило торги, а лишь завершило проведение торгов, начатых в 2012 году и приостановленных в связи с нарушением антимонопольного законодательства, и о том, что в 2013 году МУП "Центр недвижимости" не совершало никаких действий по доверенности от 11.02.2013 N 20д, являлся предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно был им отклонен как не имеющий правового значения для настоящего спора, поскольку состав правонарушений, предусмотренных ч.ч. 1, 3 ст. 15 Закона от защите конкуренции, является формальным, в связи с чем для квалификации действий Управления по указанной норме права достаточно создания потенциальной угрозы недопущения, ограничения, устранения конкуренции и наделения коммерческой организации функциями органа местного самоуправления. Наступление реальных последствий совершения таких действий в виде ограничения, недопущения, устранения конкуренции либо в форме фактической реализации МУП Центр недвижимости" полномочий, переданных ему по доверенности от 11.02.2013 N 20д, не имеет значения.
Довод апеллянта о том, что в резолютивной части оспариваемого решения не содержится указания на статью 15 Закона о защите конкуренции, также был рассмотрен судом первой инстанции, который по данному поводу обоснованно указал на то, что данная опечатка не влечет недействительность принятого антимонопольным органом решения и является несущественным нарушением, поскольку указание на статью 15 Закона о защите конкуренции имеется в мотивировочной части оспариваемого решения.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, не подтверждены отвечающими требованиям главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами, основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, сделанных при правильном применении норм материального права, в связи с чем они не могут быть признаны основанием к отмене или изменению решения.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства. Доводы подателя апелляционной жалобы подтверждения не нашли, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Вопрос о распределении судебных расходов по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе апелляционным судом не рассматривается, поскольку Управление по земельным ресурсам от ее оплаты освобождено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.12.2014 по делу N А07-12943/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
И.А.МАЛЫШЕВА
Судьи
В.В.БАКАНОВ
Ю.А.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.04.2015 N 18АП-1394/2015 ПО ДЕЛУ N А07-12943/2014
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 апреля 2015 г. N 18АП-1394/2015
Дело N А07-12943/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 апреля 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышевой И.А.,
судей Баканова В.В., Кузнецова Ю.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тихоновой Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.12.2014 по делу N А07-12943/2014 (судья Симахина И.В.).
В судебном заседании приняли участие представители:
заявителя - Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан: Пономарева Е.А. (удостоверение N 40, доверенность N 65-Д от 29.12.2014); Хайруллина Л.Р. (удостоверение N 44, доверенность N 3 от 13.01.2015).
заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Литвинов М.В. (удостоверение N 7971, доверенность N 7 от 12.01.2015).
В порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 26.03.2015 по 02.04.2015. Резолютивная часть постановления объявлена 02.04.2015.
Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - заявитель, Управление по земельным ресурсам, Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - УФАС по РБ, Управление, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 11.03.2014 по делу N А-154/15-13 и предписания от 11.03.2014 N 87-А-154/15-13.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: муниципальное унитарное предприятие "Центр недвижимости" городского округа город Уфа Республики Башкортостан и ассоциация "Профессиональные участники рынка недвижимости Республики Башкортостан".
Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.12.2014 (резолютивная часть объявлена 18.12.2014) в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым решением, Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обжаловало его в апелляционном порядке, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неверное применение норм материального права.
В обоснование своей позиции, изложенной в апелляционной жалобе, ее податель указывает на то, что в ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" приведен перечень актов и действий (бездействия), которые нарушают или могут привести к нарушению законодательства о защите конкуренции и совершение которых запрещено федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам и организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, в то время, как в решении антимонопольного органа не указано, какое именно действие (бездействие) совершило Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан.
Помимо этого, податель апелляционной жалобы указывает на то, что в пункте 2 резолютивной части решения антимонопольного органа не указана статья, по которой Управление по земельным ресурсам признано нарушившим Федеральный закон N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", что не позволяет органу местного самоуправления в полном объеме воспользоваться своим правом по защите прав и законных интересов.
Апеллянт утверждает, что в рамках муниципальных контрактов от 25.01.2012 и от 22.08.2012, заключенных по итогам открытого аукциона, МУП "Центр недвижимости" в 2012 году оказывало услуги по информированию населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для целей строительства (кроме жилищного строительства), по подготовке, организации и проведению торгов по продаже прав на земельные участки для целей строительства; по подготовке, организации проведения аукционов по продаже прав на земельные участки для индивидуального жилищного строительства; по подготовке, организации проведения торгов по продаже прав на земельные участки для целей строительства (кроме индивидуального жилищного строительства); по информированию населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства и для целей, не связанных со строительством; по подготовке, организации проведения торгов по продаже прав на земельные участки для целей, не связанных со строительством.
Однако, в 2013 году МУП "Центр недвижимости" торги на заключение договоров о развитии застроенных территорий не проводились; те торги, которые были назначены ранее, по продаже права на заключение договора о развитии застроенной территории южной части жилого района "Затон-Восточный", ограниченной улицами Шмидта, Ахметова, автодорогой "Уфа-Затон",рекой Белой в Ленинском районе г. Уфа Республики Башкортостан", были приостановлены на основании уведомления антимонопольного органа. Муниципальный контракт N 030130044891200003-0283789-01 от 22.08.2012 был расторгнут по соглашению сторон.
После приостановления проведения очередных торгов в 2013 году МУП "Центр недвижимости", которому была выдана доверенность от 11.02.2013 N 20д, предусматривающая полномочия предприятия на подготовку, организацию и проведение торгов по продаже прав на земельные участки и совершение любых действий, связанных с данным поручением, фактически лишь опубликовало информационное сообщение о назначении даты подведения итогов аукциона и более никаких действий не совершило. По утверждению апеллянта, действия по публикации информационного сообщения носили безвозмездный характер для данного предприятия, поскольку денежные средства за оказание данных услуг не перечислялись.
Действий по проведению новых торгов МУП "Центр недвижимости" городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, по утверждению апеллянта, в 2013 году не совершало, поскольку вся документация была подготовлена в 2012 году, в 2013 году заявки не принимались.
В 2013 году МУП "Центр недвижимости" городского округа г. Уфа Республики Башкортостан было вынуждено опубликовать на безвозмездной основе информационное сообщение об итогах аукциона, поскольку все материалы и документация по торгам находились в данном предприятии.
Опираясь на положения п. 2 ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации, подп. "б" п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808 "Об организации и проведении торгов находящихся в государственной и муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков", апеллянт утверждает, что его действия по выдаче доверенности МУП "Центр недвижимости" городского округа г. Уфа Республики Башкортостан соответствуют действующему законодательству и не нарушают положений ч. 3 ст. 15 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции".
Во время перерыва апеллянтом представлены дополнительные письменные пояснения с описанием правоотношений Управления по земельным ресурсам и МУП "Центр недвижимости" городского округа г. Уфа Республики Башкортостан.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы и дополнительных письменных пояснений к ней.
Представитель антимонопольного органа против доводов апелляционной жалобы возразил, указав на то, что решение суда является законным и обоснованным, отмене или изменению не подлежит.
До начала судебного заседания от МУП "Центр недвижимости" городского округа г. Уфа Республики Башкортостан поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия его представителей, которое удовлетворено апелляционным судом.
В соответствии со ст. 123, ч. 5 ст. 156, ст. 159, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с согласия представителей участвующих в деле лиц, явившихся в судебное заседание, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещенных о месте и времени ее рассмотрения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, явившихся в судебное заседание, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта с учетом следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, основанием для вынесения оспариваемого решения и предписания антимонопольного органа явились результаты проверки, проведенной в связи с поступившим от ассоциации "Профессиональных участников рынка недвижимости" обращением исх. N 1305 от 13.05.2013 (т. 3 л.д. 58-61), согласно которому в действиях Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства.
В ходе проверки информации, содержащейся в указанном сообщении, антимонопольный орган установил, что в августе 2012 года Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан были проведены открытые аукционы в электронной форме на оказание услуг по: осуществлению публикаций информационных сообщений о предстоящем предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством; по информированию населения о возможной или предстоящей подготовке, организации проведения аукционов по продаже прав на заключение договоров аренды земельного участка для комплексного освоения в целях жилищного строительства; по продаже прав на заключение договоров аренды земельных участков для комплексного освоения в целях жилищного строительства; по продаже прав на заключение договора о развитии застроенной территории; по продаже прав на земельные участки для целей строительства (кроме индивидуального жилищного строительства), по продаже прав на заключение договора аренды земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, по результатам которых победителем было признано МУП "Центр недвижимости" городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, с которым были заключены соответствующие муниципальные контракты N 0301300448912000004-0283789-01, N 0301300448912000002-0283789-01, N 0301300448912000001-0283789-01, N 0301300448912000004-0283789-01, N 0301300448912000003-0283789-01, N 0301300448912000001-0283789-01, N 0301300448911000004-0283789-01, N 0301300448911000007-0283789-01, N 0301300448911000006-0283789-01, N 0301300448911000005-0283789-01. В рамках упомянутых контрактов данное предприятие в 2012 году оказывало услуги по информированию населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для целей строительства (кроме жилищного строительства); по подготовке, организации проведения аукционов по продаже прав на заключение договоров аренды земельных участков для комплексного освоения в целях жилищного строительства и прав на заключение договоров о развитии застроенной территории; по подготовке, организации проведения аукционов по продаже прав на земельные участки для целей строительства (кроме индивидуального жилищного строительства); по информированию населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства и для целей, не связанных со строительством; по подготовке, организации проведения торгов по продаже прав на земельные участки для целей, не связанных со строительством.
В числе прочих услуг в рамках исполнения обязательств по одному из муниципальных контрактов N 030130044891200003-0283789-01 от 22.08.2012 (т. 2 л.д. 83-114) МУП "Центр недвижимости" городского округа г. Уфа Республики Башкортостан проводило торги по продаже права на заключение договора о развитии застроенной территории южной части жилого района "Затон-Восточный", ограниченной улицами Шмидта, Ахметова, автодорогой "Уфа-Затон", рекой Белой в Ленинском районе г. Уфа Республики Башкортостан", которые были начаты в 2012 году, но приостановлены на основании уведомления антимонопольного органа. 25.06.2013 процедура торгов была возобновлена, о чем МУП "Центр недвижимости" городского округа г. Уфа Республики Башкортостан 30.05.2013 было опубликовано информационное сообщение о возобновлении аукциона по лоту "право на заключение договора о развитии застроенной территории южной части жилого района "Затон-Восточный", ограниченной улицами Шмидта, Ахметова, автодорогой "Уфа-Затон", рекой Белой в Ленинском районе г. Уфа Республики Башкортостан" (т. 2 л.д. 78).
Из письма МУП "Центр недвижимости" городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 02.12.2013 N ЦН/5152 следует, что данные торги фактически были проведены предприятием 25.06.2013, результаты торгов опубликованы 29.06.2013 в газете "Вечерняя Уфа". В данном письме также указано, что торги проводились во исполнение обязательств по муниципальному контракту, который был расторгнут по соглашению сторон 25.12.2012, поскольку пунктом 3.1. данного контракта предусмотрено, что он действует до полного исполнения сторонами своих обязательств. На момент расторжения договора МУП "Центр недвижимости" городского округа г. Уфа Республики Башкортостан уже объявило торги, а задержка в их проведении произошла по независящим от сторон обстоятельствам (т. 2 л.д. 67,68).
Из имеющихся в материалах дела доказательств (постановления Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан N 4565 от 26.08.2013 "О выделении денежных средств", а также платежных поручений об оплате МУП "Центр недвижимости" городского округа г. Уфа Республики Башкортостан за оказанные услуги по организации торгов (т. 1 л.д. 143-158,т. 2 л.д. 2,16-37) следует, что в 2013 году для Управления по земельным ресурсам было выделено дополнительно 7 782 460 руб. на оплату услуг по организации и проведению торгов МУП "Центр недвижимости" городского округа г. Уфа Республики Башкортостан за счет средств, предусмотренных в бюджете городского округа г. Уфа Республики Башкортостан по подразделу 0503 "Благоустройство". Денежные средства перечислены предприятию.
В ходе рассмотрения дела, возбужденного по признакам нарушения антимонопольного законодательства, комиссия УФАС по РБ установила, что муниципальный контракт N 030130044891200001-0283789-01 от 22.08.2012 был расторгнут по соглашению его сторон с 25.12.2012, после чего данному предприятию была выдана доверенность N 20 д от 11.02.2013 на подготовку, организацию, проведение торгов по продаже прав на земельные участки, выполнение любых действий, связанных с данным поручением, сроком до 31.12.2014 (т. 1 л.д. 17).
Усмотрев в действиях органов местного самоуправления по наделению МУП "Центр недвижимости" городского округа г. Уфа Республики Башкортостан в 2013 году полномочиями по подготовке, организации, проведению торгов по продаже прав на земельные участки, выполнению любых действий, связанных с данным поручением, на основании упомянутой выше доверенности, признаки нарушения антимонопольного законодательства, УФАС по РБ возбудило производство по делу о нарушении антимонопольного законодательства, по результатам которого 11.03.2014 было принято решение по делу N А-154/15-13, согласно которому: прекращено производство по настоящему делу в отношении Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства (пункт 1 резолютивной части решения)); Управление по земельным ресурсам городского округа г. Уфа признано нарушившим часть 1 и 3 статьи Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (пункт 2 резолютивной части решения); решено выдать Управлению по земельным ресурсам городского округа г. Уфа предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем совершения действий, направленных на осуществление конкуренции. (пункт 3 резолютивной части решения); решено передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в решении по настоящему делу (пункт 4 резолютивной части решения).
На основании принятого решения антимонопольный орган выдал Управлению предписание N 87-А-154/15-13 от 11.03.2014, которым заявителю предписано прекратить нарушение части 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и осуществить действия, направленные на обеспечение конкуренции, путем аннулирования доверенности N 20-д от 11.02.2013, выданной Управлением по земельным ресурсам Администрации городского округа г. Уфа МУП "Центр недвижимости", предоставляющей МУП "Центр недвижимости" полномочия на подготовку, организацию, проведение торгов по продаже прав на земельные участки, выполнению любых действий, связанных с данным поручением, сроком до 31.12.2014.
Управление по земельным ресурсам оспорило пункт 2 упомянутого выше решения антимонопольного органа и выданное на его основании предписание N 87-А-154/15-13 от 11.03.2014 в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение антимонопольного органа в обжалуемой части, а также предписание соответствуют положениям действующего законодательства и не нарушают прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Выводы суда являются верными, соответствуют обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства. Оснований для их переоценки на стадии апелляционного производства не имеется, исходя из следующего:
В силу ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, недействительными является их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) данный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции названный Закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Как следует из части 2 статьи 4 Закона о защите конкуренции, целями названного Закона являются, в том числе, обеспечение свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Под конкуренцией в силу пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Пунктом 2 резолютивной части оспариваемого решения антимонопольного органа Управлению по земельным ресурсам вменено нарушение частей 1 и 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в наделении МУП "Центр недвижимости" городского округа г. Уфа Республики Башкортостан в 2013 году полномочиями по подготовке, организации, проведению торгов по продаже прав на земельные участки, выполнению любых действий, связанных с данным поручением, на основании доверенности N 20д от 11.02.2013, а также создание реальной угрозы ограничения конкуренции на рынке недвижимости городского округа г. Уфа Республики Башкортостан в связи с наделением данными полномочиями конкретного юридического лица, которое действует на данном рынке, поскольку деятельность иных хозяйствующих субъектов на рынке недвижимости в таком случае ставится в зависимость от деятельности МУП "Центр недвижимости", состоящего с ними в конкурентных отношениях, что означает предоставление данному предприятию необоснованных преимуществ на рынке недвижимости на территории городского округа г. Уфа Республики Башкортостан.
Согласно части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, нарушение которой вменено в вину Управлению, запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта".
Из системного анализа положений ст. ст. 11,ст. ст. 28 - 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в 2013 году), пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" следует, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков как для целей строительства и комплексного освоения застроенных территорий, так и для целей, не связанных со строительством, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
В силу пункта 2 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель иного имущественного права на нее. Организатором торгов также могут являться специализированная организация или иное лицо, которые действуют на основании договора с собственником вещи или обладателем иного имущественного права на нее и выступают от их имени или от своего имени, если иное не предусмотрено законом.
Заключение договоров купли-продажи или аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах осуществляется при соблюдении правил проведения таких торгов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков", действовавших в 2012, 2013 г.г. (далее - Правила).
Согласно подпункту "б" пункта названных 2 Правил, организатором торгов выступает орган местного самоуправления или исполнительный орган государственной власти, уполномоченные на предоставление соответствующих земельных участков, или специализированная организация, действующая на основании договора с ними.
В соответствии с подпунктом 1.2. Положения об Управлении по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного Решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 21 ноября 2012 года N 11/23 (далее - Положение) Управление является функциональным органом местного самоуправления городского округа город Уфа Республики Башкортостан, входит в структуру Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация), подчиняется главе Администрации.
Из пунктов 2, 2.4.21. названого Положения следует, что Управление по земельным ресурсам является органом местного самоуправления, на который возложено выполнение указанных выше функций в сфере распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков для целей строительства или права на заключение договоров аренды земельных участков для целей строительства, в том числе права на заключение договоров аренды земельных участков для их комплексного освоения, договоров о развитии застроенных территорий, если иное не установлено муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно подпункту 2.6.2. Положения Управление выполняет функции муниципального заказчика и получателя бюджетных средств городского округа город Уфа Республики Башкортостан по средствам, выделяемым из бюджета городского округа город Уфа Республики Башкортостан на проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, государственная собственность на которые не разграничена, а также находящихся в собственности городского округа город Уфа Республики Башкортостан, если иное не установлено правовыми актами Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан и Администрации.
Таким образом, анализ приведенных выше норм права в совокупности с пунктами 1.2, 2., 2.4.21.,2.6.2. Положения, позволяет сделать вывод о том, что муниципальная функция по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, государственная собственность на которые не разграничена, а также находящихся в собственности городского округа город Уфа Республики Башкортостан, возложена непосредственно на Управление землепользования, которое входит в систему органов местного самоуправления, и не вправе передавать выполнение данной функции иным лицам.
Проанализировав положения ч.ч. 1, 2 ст. 113, ч. 1 ст. 114 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что муниципальное унитарное предприятие как хозяйствующий субъект и самостоятельное юридическое лицо не может входить в структуру органов местного самоуправления, а значит, не может выполнять муниципальную функцию по распоряжению земельными участками.
В силу положений ст. ст. 28 - 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей в 2013 г.г., информирование населения о возможной или предстоящей подготовке, организации проведения аукционов по продаже прав на заключение договоров аренды земельного участка для комплексного освоения в целях жилищного строительства; по продаже прав на заключение договоров аренды земельных участков для комплексного освоения в целях жилищного строительства; по продаже прав на заключение договора о развитии застроенной территории; по продаже прав на земельные участки для целей строительства (кроме индивидуального жилищного строительства), по продаже прав на заключение договора аренды земельных участков для целей, не связанных со строительством, а также организация и проведение торгов по продаже земельных участков или прав на заключение договоров аренды земельного участка являются не самостоятельными функциями, а этапами реализации процедуры предоставления земельных участков как для целей строительства, так и для целей, не связанных со строительством, а также для целей развития застроенной территории, в связи с чем исполнение обязанности по информированию населения о возможном или предстоящем проведении торгов, а также организация и проведение торгов входит в муниципальную функцию органа местного самоуправления по организации и проведению торгов.
Согласно Уставу (пункт 2.1.) МУП "Центр недвижимости", утвержденному постановлением главы Администрации 02.04.2010 N 1561 (далее - Устав), данное юридическое лицо является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником, которое создано в целях удовлетворения общественных потребностей в результатах его деятельности и получения прибыли. Предприятие осуществляет коммерческую деятельность с целью получения прибыли, то есть является хозяйствующим субъектом, но для достижения указанных целей оно осуществляет, в том числе, услуги от имени и в интересах муниципального образования городского округа город Уфа Республики Башкортостан неопределенному кругу лиц в виде подготовки, организации и проведения торгов, предметом которых являются земельные участки либо права аренды земельных участков в целях их последующей застройки и т.д.
Таким образом, из положений Устава МУП "Центр недвижимости" следует, что данное предприятие изначально создано для выполнения работ по подготовке, организации и проведению торгов, предметом которых являются земельные участки либо права аренды земельных участков в целях их последующей застройки.
Поскольку из содержания спорной доверенности от 11.02.2013 N 20д следует, что посредством ее выдачи МУП "Центр недвижимости" было наделено полномочиями на подготовку, организацию и проведение торгов по продаже прав на земельные участки и совершение любых действий, связанных с данным поручением, антимонопольный орган и суд первой инстанции, сопоставив данную доверенность с приведенными выше положениями Устава МУП "Центр недвижимости", пришли к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемой ситуации МУП "Центр недвижимости" было наделено муниципальными функциями в нарушение положений ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Довод заявителя о том, что в решении антимонопольного органа не указано, какое именно незаконное действие (бездействие) совершило Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, отклоняется апелляционным судом как противоречащий содержанию решения антимонопольного органа, из которого следует, что незаконным действием, нарушающим антимонопольное законодательство, УФАС по РБ считает выдачу доверенности от 11.02.2013 N 20д, предоставляющей МУП "Центр недвижимости" неограниченный объем полномочий по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, собственность на которые не разграничена.
Ссылка апеллянта на положения пункта 2 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации и подпункта "б" пункта 2 "Правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808, (действовали в 2012,2013 г.г.) является неосновательной, поскольку данными нормами права предусмотрена возможность передачи только функции организатора торгов специализированной организации по договору, в то время как в рассматриваемой ситуации на основании доверенности от 11.02.2013 N 20д МУП "Центр недвижимости" без договора было наделено всем комплексом полномочий на подготовку, организацию и проведение торгов по продаже прав на земельные участки и совершение любых действий, связанных с данным поручением, то есть всеми полномочиями, составляющими муниципальную функцию по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
С учетом изложенного, коллегия судей апелляционного суда считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что в нарушение положений ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции Управление по земельным ресурсам наделило МУП "Центр недвижимости" муниципальной функцией посредством выдачи упомянутой выше доверенности от 11.02.2013 N 20 д. Оснований для переоценки данного вывода на стадии апелляционного производства не имеется.
В отношении действий Управления, квалифицированных антимонопольным органом по ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, апелляционным судом установлено следующее:
В силу ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Закрепленные приведенной нормой запреты распространяются, прежде всего, на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в пункте 8 постановления от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", при рассмотрении дел, связанных с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган должен доказать, что оспариваемые акты органов власти, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В рамках выявления нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции подлежит установлению следующее: принятый органом или иным поименованным субъектом акт (совершенное им действие, допущенное им бездействие) приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции; отсутствует федеральный закон, разрешивший непосредственно такому лицу принять конкретный акт (совершить действие, допустить бездействие), приводящий или могущий привести к указанным последствиям. При этом первое обстоятельство подлежит доказыванию антимонопольным органом, а второе презюмируется до тех пор, пока орган либо соответствующий субъект, принявший акт (совершивший действие, допустивший бездействие), не докажет обратное.
В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции могут являться, в числе прочего, такие обстоятельства, при которых создается возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства УФАС по РБ установлено, что в данной ситуации МУП "Центр недвижимости" является конкурентом в отношениях с другими хозяйствующими субъектами на рынке недвижимости на территории городского округа город Уфа, в связи с чем передача вышеуказанных функций органа местного самоуправления данному предприятию создает реальную угрозу ограничения конкуренции на таком рынке, поскольку деятельность иных хозяйствующих субъектов на рынке недвижимости ставится в зависимость от действий предприятия, состоящего с ними в конкурентных отношениях.
Оценив представленные в дело доказательства в их совокупности, с учетом положений указанной нормы права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в данном случае в результате действий Управления по земельным ресурсам по наделению МУП "Центр недвижимости" полномочиями по подготовке, организации и проведению торгов по продаже прав на земельные участки и совершение любых действий, связанных с данным поручением, указанному юридическому лицу фактически предоставлена возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия оказания услуг по подготовке, организации, проведения торгов по продаже прав на земельные участки, выполнение любых действий, связанных с данным поручением, то есть созданы преимущественные условия осуществления деятельности на рынке недвижимости по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, что может привести к ограничению, недопущению и (или) устранению конкуренции между хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на одном рынке с МУП "Центр недвижимости", и является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В связи с изложенным суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что комиссия антимонопольного органа правомерно признала действия (бездействие) заявителя по наделению МУП "Центр недвижимости" полномочиями по подготовке, организации и проведению торгов по продаже прав на земельные участки и совершение любых действий, связанных с данным поручением, противоречащими положениям части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции,
Довод апеллянта о том, что в 2013 году названное предприятие не проводило торги, а лишь завершило проведение торгов, начатых в 2012 году и приостановленных в связи с нарушением антимонопольного законодательства, и о том, что в 2013 году МУП "Центр недвижимости" не совершало никаких действий по доверенности от 11.02.2013 N 20д, являлся предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно был им отклонен как не имеющий правового значения для настоящего спора, поскольку состав правонарушений, предусмотренных ч.ч. 1, 3 ст. 15 Закона от защите конкуренции, является формальным, в связи с чем для квалификации действий Управления по указанной норме права достаточно создания потенциальной угрозы недопущения, ограничения, устранения конкуренции и наделения коммерческой организации функциями органа местного самоуправления. Наступление реальных последствий совершения таких действий в виде ограничения, недопущения, устранения конкуренции либо в форме фактической реализации МУП Центр недвижимости" полномочий, переданных ему по доверенности от 11.02.2013 N 20д, не имеет значения.
Довод апеллянта о том, что в резолютивной части оспариваемого решения не содержится указания на статью 15 Закона о защите конкуренции, также был рассмотрен судом первой инстанции, который по данному поводу обоснованно указал на то, что данная опечатка не влечет недействительность принятого антимонопольным органом решения и является несущественным нарушением, поскольку указание на статью 15 Закона о защите конкуренции имеется в мотивировочной части оспариваемого решения.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, не подтверждены отвечающими требованиям главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами, основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, сделанных при правильном применении норм материального права, в связи с чем они не могут быть признаны основанием к отмене или изменению решения.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства. Доводы подателя апелляционной жалобы подтверждения не нашли, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Вопрос о распределении судебных расходов по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе апелляционным судом не рассматривается, поскольку Управление по земельным ресурсам от ее оплаты освобождено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.12.2014 по делу N А07-12943/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
И.А.МАЛЫШЕВА
Судьи
В.В.БАКАНОВ
Ю.А.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)