Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: По мнению истца, при установлении кадастровой стоимости земельного участка не была принята во внимание его рыночная стоимость.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Верховный Суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Болат-оол А.В.,
при секретаре О.С.,
с участием представителей истца Ч. и К., представителя ответчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" М..,
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 октября 2014 года в г. Кызыле гражданское дело по иску О. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
установил:
О. обратилась в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, указывая на то, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под магазин и складские помещения, общей площадью ** кв. м, находящийся по адресу: **. Кадастровая стоимость данного земельного участка составляет **. Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Тыва утверждены постановлением Правительства Республики Тыва от 29 декабря 2012 года N 736. Полагает, что при установлении кадастровой стоимости земельного участка не была принята во внимание его рыночная стоимость. Согласно отчету оценщика Т. от 23 июля 2014 года рыночная стоимость данного земельного участка по состоянию на 30 мая 2012 года составляет ** руб. Просит установить кадастровую стоимость принадлежащего ей земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 30 мая 2012 года в размере ** руб.; обязать ответчика внести изменения в государственный кадастр недвижимости в части кадастровой стоимости данного земельного участка.
В судебное заседание О. не явилась, заявлением от 27 октября 2014 года просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представители истца Ч. и К. в судебном заседании исковое заявление по изложенным в нем основаниям поддержали.
Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" М. с заявлением согласился частично, пояснив, что не согласен с требованием истца о возложении на ответчика обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости, поскольку внесение таких изменений возможно только по заявлению гражданина. В отсутствие заявления гражданина технической возможности внесения изменений в государственный кадастр недвижимости не имеется.
Представитель третьего лица по делу - Правительства Республики Тыва Х. в судебное заседание явилась, однако не была допущена к участию в деле, так как ею не представлена доверенность на представление в суде интересов Правительства Республики Тыва.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу ч. 2 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В соответствии с абзацем 2 ч. 8 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из свидетельства о государственной регистрации права N, выданного Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Тыва 14 апреля 2010 года, следует, что О. принадлежит на праве собственности земельный участок общей площадью ** кв. м, находящийся по адресу: ** категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под магазин и складские помещения, кадастровый номер земельного участка - N.
О. также принадлежат на праве собственности нежилые помещения общей площадью ** кв. м, расположенные по адресу: **, строения **, помещения **, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Тыва 14 апреля 2010 года.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка, выданному филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Тыва 26 февраля 2014 года, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, находящегося по адресу: **, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под магазин и складские помещения, площадью ** кв. м, принадлежащего на праве собственности О., составляет ** коп.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Тыва утверждены постановлением Правительства Республики Тыва от 29 декабря 2012 года N 736 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Тыва", опубликованным в газете **.
Из приложения N 1 к указанному постановлению Правительства Республики Тыва следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N утверждена в размере **
Частью 4 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно ч. 2 ст. 24.15 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.
В отзыве представителя Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" М. на исковое заявление сказано, что государственная кадастровая стоимость земельных участков определена на 30 мая 2012 года - дату формирования перечня объектов для целей проведения государственной кадастровой оценки.
Истцом суду представлен отчет индивидуального предпринимателя - оценщика Т. об оценке рыночной стоимости земельного участка N от 23 июля 2014 года, согласно которому рыночная стоимость принадлежащего истцу земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 30 мая 2012 года составляет ** руб.
Ст. 17.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрена экспертиза отчета экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации.
Т. является членом Общероссийской общественной организации ** (выписка из реестра саморегулируемой организации оценщиков от 13 октября 2011 года).
Истцом суду представлено экспертное заключение эксперта Общероссийской общественной организации ** П. ** на отчет оценщика Т. **
В экспертном заключении сказано, что отчет оценщика Т. ** об оценке рыночной стоимости принадлежащего истцу земельного участка соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности.
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчиком и третьим лицом по делу - Правительством Республики Тыва суду не представлены доказательства иной величины рыночной стоимости земельного участка, а также доказательства того, что отчет оценщика не соответствует требованиям действующего законодательства или требованиям стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков.
Согласно п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Исходя из содержания п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ОТ 27.10.2014
Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: По мнению истца, при установлении кадастровой стоимости земельного участка не была принята во внимание его рыночная стоимость.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 27 октября 2014 года
Верховный Суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Болат-оол А.В.,
при секретаре О.С.,
с участием представителей истца Ч. и К., представителя ответчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" М..,
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 октября 2014 года в г. Кызыле гражданское дело по иску О. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
установил:
О. обратилась в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, указывая на то, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под магазин и складские помещения, общей площадью ** кв. м, находящийся по адресу: **. Кадастровая стоимость данного земельного участка составляет **. Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Тыва утверждены постановлением Правительства Республики Тыва от 29 декабря 2012 года N 736. Полагает, что при установлении кадастровой стоимости земельного участка не была принята во внимание его рыночная стоимость. Согласно отчету оценщика Т. от 23 июля 2014 года рыночная стоимость данного земельного участка по состоянию на 30 мая 2012 года составляет ** руб. Просит установить кадастровую стоимость принадлежащего ей земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 30 мая 2012 года в размере ** руб.; обязать ответчика внести изменения в государственный кадастр недвижимости в части кадастровой стоимости данного земельного участка.
В судебное заседание О. не явилась, заявлением от 27 октября 2014 года просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представители истца Ч. и К. в судебном заседании исковое заявление по изложенным в нем основаниям поддержали.
Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" М. с заявлением согласился частично, пояснив, что не согласен с требованием истца о возложении на ответчика обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости, поскольку внесение таких изменений возможно только по заявлению гражданина. В отсутствие заявления гражданина технической возможности внесения изменений в государственный кадастр недвижимости не имеется.
Представитель третьего лица по делу - Правительства Республики Тыва Х. в судебное заседание явилась, однако не была допущена к участию в деле, так как ею не представлена доверенность на представление в суде интересов Правительства Республики Тыва.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу ч. 2 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В соответствии с абзацем 2 ч. 8 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из свидетельства о государственной регистрации права N, выданного Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Тыва 14 апреля 2010 года, следует, что О. принадлежит на праве собственности земельный участок общей площадью ** кв. м, находящийся по адресу: ** категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под магазин и складские помещения, кадастровый номер земельного участка - N.
О. также принадлежат на праве собственности нежилые помещения общей площадью ** кв. м, расположенные по адресу: **, строения **, помещения **, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Тыва 14 апреля 2010 года.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка, выданному филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Тыва 26 февраля 2014 года, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, находящегося по адресу: **, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под магазин и складские помещения, площадью ** кв. м, принадлежащего на праве собственности О., составляет ** коп.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Тыва утверждены постановлением Правительства Республики Тыва от 29 декабря 2012 года N 736 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Тыва", опубликованным в газете **.
Из приложения N 1 к указанному постановлению Правительства Республики Тыва следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N утверждена в размере **
Частью 4 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно ч. 2 ст. 24.15 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.
В отзыве представителя Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" М. на исковое заявление сказано, что государственная кадастровая стоимость земельных участков определена на 30 мая 2012 года - дату формирования перечня объектов для целей проведения государственной кадастровой оценки.
Истцом суду представлен отчет индивидуального предпринимателя - оценщика Т. об оценке рыночной стоимости земельного участка N от 23 июля 2014 года, согласно которому рыночная стоимость принадлежащего истцу земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 30 мая 2012 года составляет ** руб.
Ст. 17.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрена экспертиза отчета экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации.
Т. является членом Общероссийской общественной организации ** (выписка из реестра саморегулируемой организации оценщиков от 13 октября 2011 года).
Истцом суду представлено экспертное заключение эксперта Общероссийской общественной организации ** П. ** на отчет оценщика Т. **
В экспертном заключении сказано, что отчет оценщика Т. ** об оценке рыночной стоимости принадлежащего истцу земельного участка соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности.
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчиком и третьим лицом по делу - Правительством Республики Тыва суду не представлены доказательства иной величины рыночной стоимости земельного участка, а также доказательства того, что отчет оценщика не соответствует требованиям действующего законодательства или требованиям стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков.
Согласно п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Исходя из содержания п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)