Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 1 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 8 октября 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей: Никифорюк Е.О., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 30 мая 2014 года по делу N А10-1344/2014 по заявлению индивидуального предпринимателя Табдаева Жаргала Сергеевича (ОГРН 305032318800010, ИНН 032300759514, место нахождения: г. Улан-Удэ) к муниципальному учреждению "Комитет по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ" (ИНН 0323027176, ОГРН 1020300983340, место нахождения: 670001, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Бабушкина, 25), Комитету по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ (ОГРН 1080326002778, ИНН 0323339344, место нахождения: 670001, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Бабушкина, 25) об оспаривании решения от 25 декабря 2013 года N 010318440 об отказе в предоставлении земельного участка в аренду,
(суд первой инстанции: Кушнарева Н.П.),
при участии в заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия:
от заинтересованных лиц:
- от МУ "Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ": Урмаевой М.Ю., представителя по доверенности от 24.06.2014;
- от Комитета по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ: Урмаевой М.Ю., представителя по доверенности от 04.07.2014.
личность и полномочия которых установлены судьей Арбитражного суда Республики Бурятия Гиргушкиной Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Биликтуевой З.П.,
в отсутствие представителей заявителя,
установил:
Индивидуальный предприниматель Табдаев Жаргал Сергеевич (далее - ИП Табдаев Ж.С., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к муниципальному учреждению "Комитет по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ" (далее - Комитет по управлению имуществом, Комитет), Комитету по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ (далее - Комитет по архитектуре) о признании недействительным решения от 25 декабря 2013 года N 010318440 об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 30 мая 2014 года заявленные требования удовлетворены.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что решение Комитета, изложенное в письме от 25 декабря 2013 года N 010318440, об отказе в предоставлении ИП Табдаеву Ж.С. земельного участка в аренду противоречит статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации и лишает его возможности осуществлять предпринимательскую деятельность в сфере предоставления услуг общественного питания.
Суд первой инстанции посчитал, что закусочная, расположенная на земельном участке с кадастровым номером 03:24:032801:21, не является самовольно возведенным объектом, то есть недвижимым объектом, перемещение которого невозможно без несоразмерного ущерба его назначению. Доказательств обратного Комитетом по управлению имуществом не представлено.
Ранее данный земельный участок предоставлялся гражданке Скоблик для размещения нестационарного объекта торговли. Учитывая, что ИП Табдаев Ж.С. обратился в Комитет с заявлением о предоставлении спорного земельного участка, на котором расположен принадлежащий ему нестационарный торговый объект, отказ в предоставлении земельного участка является неправомерным.
Комитет по управлению имуществом, не согласившись с решением суда первой инстанции, обжаловал его в апелляционном порядке, поставив вопрос об отмене судебного акта и принятии нового судебного акта об удовлетворении требований со ссылкой на следующее.
Комитет ссылается на то, что постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 19.04.2011 N 163 "Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Улан-Удэ" утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города, в перечень нестационарных объектов не вошел объект на испрашиваемом земельном участке.
Законом прямо предусмотрена обязанность органа местного самоуправления изготовить схему размещения нестационарных объектов, соответственно, и предоставление земельного участка должно соответствовать указанной схеме, в связи с чем решение суда первой инстанции противоречит нормам действующего законодательства.
В дополнениях к апелляционной жалобе Комитет указывает, что договор аренды земельного участка N 513 был заключен на срок по 22.07.2008. Срок действия договоров на право размещения объекта некапитального строительства истек. У предпринимателя отсутствует право на занятие земельного участка под спорным объектом. В связи с этим факт длительной эксплуатации не имеет правового значения. При таких обстоятельствах оснований для включения места размещения временных нестационарных объектов заявителя в схему размещения нестационарных торговых объектов не имелось. Размещение нестационарных торговых объектов вне указанной схемы не допускается. Соответственно, у Комитета не имелось оснований для предоставления земельного участка.
Также судом первой инстанции не принят во внимание тот факт, что заочным решением Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 20.04.2011 по иску Комитета на Скоблик Л.С. возложена обязанность освободить и передать Комитету спорный земельный участок. Исполнительное производство по освобождению земельного участка не открыто, однако это не освобождает ответчика от исполнения решения суда.
Комитетом по архитектуре и предпринимателем отзывов на апелляционную жалобу в материалы дела не представлено.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 12.08.2014. Предприниматель своих представителей для участия в судебное заседание не направил.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Представитель Комитета по управлению имуществом и Комитета по архитектуре в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда первой инстанции отменить.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, заслушав представителей Комитета по управлению имуществом и Комитета по архитектуре, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Табдаев Жаргал Сергеевич 7 июля 2005 года зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 49-53).
23 ноября 2013 года предприниматель обратился в Комитет по управлению имуществом с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 11 месяцев земельного участка общей площадью 100 кв. м, расположенного в г. Улан-Удэ, пр. Строителей, 54 "б", с кадастровым номером 03:24:032801:21 для размещения объекта общественного питания (л.д. 48).
Письмом от 25 декабря 2013 года N 010318440 Комитет по управлению имуществом отказал в предоставлении земельного участка в аренду в связи с нахождением на испрашиваемом земельном участке самовольно возведенного объекта (л.д. 47).
Не согласившись с отказом Комитета, выраженном в письме от 25.12.2013, предприниматель обратился в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 29 Земельного кодекса РФ установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно статье 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20.03.2008 N 807-82 Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ уполномочен выступать стороной по сделкам, связанным с распоряжением земельными участками, от имени муниципального образования городской округ "город Улан-Удэ".
Судом первой инстанции установлено, что Комитет является полномочным органом по распоряжению данным участком.
В силу пункта 2.2.2 Положения о Комитете по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ, утвержденного Постановлением Администрации г. Улан- Удэ от 30.11.2011 N 525, к основным задачам Комитета отнесено эффективное управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Предприниматель в Комитет с заявлением о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, определен в статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Данной статьей предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (пункт 1).
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса (пункт 2).
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3).
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 4).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта, испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 5).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (пункт 6).
Положения статьи 34 Земельного кодекса РФ, в отсутствие иного правового регулирования, распространяются и на отношения по предоставлению земельных участков юридическим лицам.
В соответствии с полномочиями, предоставленными органам местного самоуправления в области земельных отношений вышеприведенными нормами, решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20.03.2008 N 807-82 утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков на территории г. Улан-Удэ, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - Положение N 807-82).
В силу пункта 3.1 Положения (в редакции от 31 октября 2013 года) предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, осуществляется в собственность или в аренду за плату на торгах или без проведения торгов на срок не более 3 лет.
Пунктом 3.2 Положения определено, что предоставление земельных участков осуществляется в аренду на срок не более 1 года для целей размещения объектов, не относящихся к недвижимому имуществу, в т.ч. нестационарных объектов торговли, общественного питания, бытовых услуг.
Согласно пунктам 3.3, 3.5 и 3.6 Положения (в редакции от 31 октября 2013 года, действовавшей на момент подачи заявления) физическое и (или) юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, подает в Комитет по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ непосредственно, в электронной форме через Единый портал государственных услуг либо через многофункциональный центр заявление о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством.
Заявление о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, оформляется в соответствии с формой, прилагаемой к Административному регламенту предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков на территории г. Улан-Удэ, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством", утвержденному постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 13.06.2012 N 238.
К заявлению о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, прилагаются следующие документы:
а) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
б) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей).
Комитет по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ определяет возможность предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в соответствии с требованиями градостроительных, санитарных, противопожарных норм и правил.
В случае невозможности предоставления земельного участка для испрашиваемых целей Комитет по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ в двухнедельный срок со дня поступления заявления дает письменный мотивированный отказ заявителю.
Пунктом 3.7.1 Положения определено, что Комитетом по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ в двухнедельный срок со дня предоставления заявителем кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимается решение о предоставлении земельного участка и копия такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка направляется заявителю.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ИП Табдаев Ж.С. неоднократно обращался в Комитет по управлению имуществом за предоставлением земельного участка с кадастровым номером 03:24: 032801:21 в аренду для целей, не связанных со строительством.
Так, решением Комитета по управлению имуществом от 7 февраля 2013 года предпринимателю отказано в предоставлении в аренду названного земельного участка в связи с прохождением по нему инженерных сетей.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 21.05.2013 по делу N А10-632/2013, вступившим в законную силу, данный отказ признан незаконным. При этом суд установил, что предприниматель по договору от 29.12.2007 приобрел у гражданки Скоблик Л.С. закусочную, расположенную на земельном участке с кадастровым номером 03:24:032801:0021, площадью 100 кв. м по адресу: пр. Строителей 54 "б", г. Улан-Удэ. Ранее данный земельный участок находился в аренде у гражданки Скоблик Л.С.
Кроме этого, вступившим в законную силу постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 ноября 2011 года N 10-1802/2011 удовлетворено заявление ИП Табдаева Ж.С. о признании незаконным решения Комитета по управлению имуществом об отказе в предоставлении спорного земельного участка в аренду в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок не вошел в схему размещения объектов мелкорозничной торговли.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 5 мая 2012 года N 10-4277/2011, вступившим в законную силу, удовлетворено заявление предпринимателя о признании незаконным отказа Комитета по промышленности, потребительскому рынку и туризму г. Улан-Удэ от 11 октября 2011 года во включении в схему размещения нестационарных торговых объектов - закусочной по адресу: пр. Строителей 54 "б", г. Улан-Удэ.
Как следует из письма от 25 декабря 2013 года N 010318440, отказ в предоставлении земельного участка мотивирован тем, что расположенная на нем закусочная является самовольно возведенным объектом.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что указанная причина не может являться основанием для отказа в предоставлении спорного земельного участка в аренду на основании следующего.
Согласно статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В силу статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации и абзаца третьего статьи 1 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основным критерием отнесения вещи к недвижимости является ее прочная связь с землей, при которой перемещение вещи без несоразмерного ущерба ее назначению невозможно.
Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" под нестационарным торговым объектом понимается торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Как следует из Постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2011 по делу N А10-1802/2011, на спорном земельном участке расположен временный объект (закусочная) из легких конструкций, принадлежащий предпринимателю, то есть являющийся нестационарным торговым объектом.
Представитель Комитетов в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции пояснил, что именно этот нестационарный объект является самовольно возведенным объектом, в связи с чем испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен заявителю.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что закусочная, расположенная на земельном участке с кадастровым номером 03:24:032801:21, не является самовольно возведенным объектом, то есть недвижимым объектом, перемещение которого невозможно без несоразмерного ущерба его назначению. Доказательств обратного Комитетом по управлению имуществом не представлено.
При этом ранее данный земельный участок предоставлялся гражданке Скоблик для размещения нестационарного объекта торговли.
Таким образом, учитывая, что ИП Табдаев Ж.С. обратился в Комитет с заявлением о предоставлении спорного земельного участка, на котором расположен принадлежащий ему нестационарный торговый объект, отказ в предоставлении земельного участка по причине нахождения на нем самовольно возведенного объекта является неправомерным.
Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод ответчика о том, что объект, расположенный на испрашиваемом земельном участке, не входит в Перечень нестационарных торговых объектов на территории г. Улан-Удэ, утвержденный Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 19.04.2011 N 163, так как в письме от 25.12.2013 Комитет не ссылался на указанное обстоятельство в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка. Кроме того, данным доводам была дана соответствующая оценка в постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А10-4277/2011.
Таким образом, решение Комитета, изложенное в письме от 25 декабря 2013 года N 010318440, об отказе в предоставлении ИП Табдаеву земельного участка в аренду противоречит статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации и лишает его возможности осуществлять предпринимательскую деятельность в сфере предоставления услуг общественного питания.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе и дополнениях к ней, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Судом апелляционной инстанции оснований для признания выводов суда первой инстанции необоснованными не установлено.
Ссылка Комитета на заочное решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 20.04.2011 по иску Комитета, согласно которому на Скоблик Л.С. возложена обязанность освободить и передать Комитету спорный земельный участок подлежит отклонению судом апелляционной инстанции, как не влияющая на правильные и обоснованные выводы суда первой инстанции о неправомерности отказа в предоставлении спорного земельного участка в аренду по причине нахождения на нем самовольно возведенного объекта.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на судебную практику подлежит отклонению, поскольку судебные акты по приведенным делам вынесены по иным, отличным от настоящего дела, обстоятельствам.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 30 мая 2014 года по делу N А10-1344/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Э.В.ТКАЧЕНКО
Судьи
Е.О.НИКИФОРЮК
Д.В.БАСАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.10.2014 ПО ДЕЛУ N А10-1344/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 октября 2014 г. по делу N А10-1344/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 1 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 8 октября 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей: Никифорюк Е.О., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 30 мая 2014 года по делу N А10-1344/2014 по заявлению индивидуального предпринимателя Табдаева Жаргала Сергеевича (ОГРН 305032318800010, ИНН 032300759514, место нахождения: г. Улан-Удэ) к муниципальному учреждению "Комитет по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ" (ИНН 0323027176, ОГРН 1020300983340, место нахождения: 670001, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Бабушкина, 25), Комитету по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ (ОГРН 1080326002778, ИНН 0323339344, место нахождения: 670001, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Бабушкина, 25) об оспаривании решения от 25 декабря 2013 года N 010318440 об отказе в предоставлении земельного участка в аренду,
(суд первой инстанции: Кушнарева Н.П.),
при участии в заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия:
от заинтересованных лиц:
- от МУ "Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ": Урмаевой М.Ю., представителя по доверенности от 24.06.2014;
- от Комитета по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ: Урмаевой М.Ю., представителя по доверенности от 04.07.2014.
личность и полномочия которых установлены судьей Арбитражного суда Республики Бурятия Гиргушкиной Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Биликтуевой З.П.,
в отсутствие представителей заявителя,
установил:
Индивидуальный предприниматель Табдаев Жаргал Сергеевич (далее - ИП Табдаев Ж.С., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к муниципальному учреждению "Комитет по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ" (далее - Комитет по управлению имуществом, Комитет), Комитету по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ (далее - Комитет по архитектуре) о признании недействительным решения от 25 декабря 2013 года N 010318440 об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 30 мая 2014 года заявленные требования удовлетворены.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что решение Комитета, изложенное в письме от 25 декабря 2013 года N 010318440, об отказе в предоставлении ИП Табдаеву Ж.С. земельного участка в аренду противоречит статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации и лишает его возможности осуществлять предпринимательскую деятельность в сфере предоставления услуг общественного питания.
Суд первой инстанции посчитал, что закусочная, расположенная на земельном участке с кадастровым номером 03:24:032801:21, не является самовольно возведенным объектом, то есть недвижимым объектом, перемещение которого невозможно без несоразмерного ущерба его назначению. Доказательств обратного Комитетом по управлению имуществом не представлено.
Ранее данный земельный участок предоставлялся гражданке Скоблик для размещения нестационарного объекта торговли. Учитывая, что ИП Табдаев Ж.С. обратился в Комитет с заявлением о предоставлении спорного земельного участка, на котором расположен принадлежащий ему нестационарный торговый объект, отказ в предоставлении земельного участка является неправомерным.
Комитет по управлению имуществом, не согласившись с решением суда первой инстанции, обжаловал его в апелляционном порядке, поставив вопрос об отмене судебного акта и принятии нового судебного акта об удовлетворении требований со ссылкой на следующее.
Комитет ссылается на то, что постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 19.04.2011 N 163 "Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Улан-Удэ" утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города, в перечень нестационарных объектов не вошел объект на испрашиваемом земельном участке.
Законом прямо предусмотрена обязанность органа местного самоуправления изготовить схему размещения нестационарных объектов, соответственно, и предоставление земельного участка должно соответствовать указанной схеме, в связи с чем решение суда первой инстанции противоречит нормам действующего законодательства.
В дополнениях к апелляционной жалобе Комитет указывает, что договор аренды земельного участка N 513 был заключен на срок по 22.07.2008. Срок действия договоров на право размещения объекта некапитального строительства истек. У предпринимателя отсутствует право на занятие земельного участка под спорным объектом. В связи с этим факт длительной эксплуатации не имеет правового значения. При таких обстоятельствах оснований для включения места размещения временных нестационарных объектов заявителя в схему размещения нестационарных торговых объектов не имелось. Размещение нестационарных торговых объектов вне указанной схемы не допускается. Соответственно, у Комитета не имелось оснований для предоставления земельного участка.
Также судом первой инстанции не принят во внимание тот факт, что заочным решением Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 20.04.2011 по иску Комитета на Скоблик Л.С. возложена обязанность освободить и передать Комитету спорный земельный участок. Исполнительное производство по освобождению земельного участка не открыто, однако это не освобождает ответчика от исполнения решения суда.
Комитетом по архитектуре и предпринимателем отзывов на апелляционную жалобу в материалы дела не представлено.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 12.08.2014. Предприниматель своих представителей для участия в судебное заседание не направил.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Представитель Комитета по управлению имуществом и Комитета по архитектуре в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда первой инстанции отменить.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, заслушав представителей Комитета по управлению имуществом и Комитета по архитектуре, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Табдаев Жаргал Сергеевич 7 июля 2005 года зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 49-53).
23 ноября 2013 года предприниматель обратился в Комитет по управлению имуществом с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 11 месяцев земельного участка общей площадью 100 кв. м, расположенного в г. Улан-Удэ, пр. Строителей, 54 "б", с кадастровым номером 03:24:032801:21 для размещения объекта общественного питания (л.д. 48).
Письмом от 25 декабря 2013 года N 010318440 Комитет по управлению имуществом отказал в предоставлении земельного участка в аренду в связи с нахождением на испрашиваемом земельном участке самовольно возведенного объекта (л.д. 47).
Не согласившись с отказом Комитета, выраженном в письме от 25.12.2013, предприниматель обратился в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 29 Земельного кодекса РФ установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно статье 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20.03.2008 N 807-82 Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ уполномочен выступать стороной по сделкам, связанным с распоряжением земельными участками, от имени муниципального образования городской округ "город Улан-Удэ".
Судом первой инстанции установлено, что Комитет является полномочным органом по распоряжению данным участком.
В силу пункта 2.2.2 Положения о Комитете по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ, утвержденного Постановлением Администрации г. Улан- Удэ от 30.11.2011 N 525, к основным задачам Комитета отнесено эффективное управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Предприниматель в Комитет с заявлением о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, определен в статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Данной статьей предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (пункт 1).
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса (пункт 2).
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3).
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 4).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта, испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 5).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (пункт 6).
Положения статьи 34 Земельного кодекса РФ, в отсутствие иного правового регулирования, распространяются и на отношения по предоставлению земельных участков юридическим лицам.
В соответствии с полномочиями, предоставленными органам местного самоуправления в области земельных отношений вышеприведенными нормами, решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20.03.2008 N 807-82 утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков на территории г. Улан-Удэ, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - Положение N 807-82).
В силу пункта 3.1 Положения (в редакции от 31 октября 2013 года) предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, осуществляется в собственность или в аренду за плату на торгах или без проведения торгов на срок не более 3 лет.
Пунктом 3.2 Положения определено, что предоставление земельных участков осуществляется в аренду на срок не более 1 года для целей размещения объектов, не относящихся к недвижимому имуществу, в т.ч. нестационарных объектов торговли, общественного питания, бытовых услуг.
Согласно пунктам 3.3, 3.5 и 3.6 Положения (в редакции от 31 октября 2013 года, действовавшей на момент подачи заявления) физическое и (или) юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, подает в Комитет по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ непосредственно, в электронной форме через Единый портал государственных услуг либо через многофункциональный центр заявление о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством.
Заявление о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, оформляется в соответствии с формой, прилагаемой к Административному регламенту предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков на территории г. Улан-Удэ, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством", утвержденному постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 13.06.2012 N 238.
К заявлению о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, прилагаются следующие документы:
а) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
б) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей).
Комитет по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ определяет возможность предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в соответствии с требованиями градостроительных, санитарных, противопожарных норм и правил.
В случае невозможности предоставления земельного участка для испрашиваемых целей Комитет по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ в двухнедельный срок со дня поступления заявления дает письменный мотивированный отказ заявителю.
Пунктом 3.7.1 Положения определено, что Комитетом по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ в двухнедельный срок со дня предоставления заявителем кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимается решение о предоставлении земельного участка и копия такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка направляется заявителю.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ИП Табдаев Ж.С. неоднократно обращался в Комитет по управлению имуществом за предоставлением земельного участка с кадастровым номером 03:24: 032801:21 в аренду для целей, не связанных со строительством.
Так, решением Комитета по управлению имуществом от 7 февраля 2013 года предпринимателю отказано в предоставлении в аренду названного земельного участка в связи с прохождением по нему инженерных сетей.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 21.05.2013 по делу N А10-632/2013, вступившим в законную силу, данный отказ признан незаконным. При этом суд установил, что предприниматель по договору от 29.12.2007 приобрел у гражданки Скоблик Л.С. закусочную, расположенную на земельном участке с кадастровым номером 03:24:032801:0021, площадью 100 кв. м по адресу: пр. Строителей 54 "б", г. Улан-Удэ. Ранее данный земельный участок находился в аренде у гражданки Скоблик Л.С.
Кроме этого, вступившим в законную силу постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 ноября 2011 года N 10-1802/2011 удовлетворено заявление ИП Табдаева Ж.С. о признании незаконным решения Комитета по управлению имуществом об отказе в предоставлении спорного земельного участка в аренду в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок не вошел в схему размещения объектов мелкорозничной торговли.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 5 мая 2012 года N 10-4277/2011, вступившим в законную силу, удовлетворено заявление предпринимателя о признании незаконным отказа Комитета по промышленности, потребительскому рынку и туризму г. Улан-Удэ от 11 октября 2011 года во включении в схему размещения нестационарных торговых объектов - закусочной по адресу: пр. Строителей 54 "б", г. Улан-Удэ.
Как следует из письма от 25 декабря 2013 года N 010318440, отказ в предоставлении земельного участка мотивирован тем, что расположенная на нем закусочная является самовольно возведенным объектом.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что указанная причина не может являться основанием для отказа в предоставлении спорного земельного участка в аренду на основании следующего.
Согласно статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В силу статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации и абзаца третьего статьи 1 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основным критерием отнесения вещи к недвижимости является ее прочная связь с землей, при которой перемещение вещи без несоразмерного ущерба ее назначению невозможно.
Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" под нестационарным торговым объектом понимается торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Как следует из Постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2011 по делу N А10-1802/2011, на спорном земельном участке расположен временный объект (закусочная) из легких конструкций, принадлежащий предпринимателю, то есть являющийся нестационарным торговым объектом.
Представитель Комитетов в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции пояснил, что именно этот нестационарный объект является самовольно возведенным объектом, в связи с чем испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен заявителю.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что закусочная, расположенная на земельном участке с кадастровым номером 03:24:032801:21, не является самовольно возведенным объектом, то есть недвижимым объектом, перемещение которого невозможно без несоразмерного ущерба его назначению. Доказательств обратного Комитетом по управлению имуществом не представлено.
При этом ранее данный земельный участок предоставлялся гражданке Скоблик для размещения нестационарного объекта торговли.
Таким образом, учитывая, что ИП Табдаев Ж.С. обратился в Комитет с заявлением о предоставлении спорного земельного участка, на котором расположен принадлежащий ему нестационарный торговый объект, отказ в предоставлении земельного участка по причине нахождения на нем самовольно возведенного объекта является неправомерным.
Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод ответчика о том, что объект, расположенный на испрашиваемом земельном участке, не входит в Перечень нестационарных торговых объектов на территории г. Улан-Удэ, утвержденный Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 19.04.2011 N 163, так как в письме от 25.12.2013 Комитет не ссылался на указанное обстоятельство в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка. Кроме того, данным доводам была дана соответствующая оценка в постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А10-4277/2011.
Таким образом, решение Комитета, изложенное в письме от 25 декабря 2013 года N 010318440, об отказе в предоставлении ИП Табдаеву земельного участка в аренду противоречит статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации и лишает его возможности осуществлять предпринимательскую деятельность в сфере предоставления услуг общественного питания.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе и дополнениях к ней, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Судом апелляционной инстанции оснований для признания выводов суда первой инстанции необоснованными не установлено.
Ссылка Комитета на заочное решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 20.04.2011 по иску Комитета, согласно которому на Скоблик Л.С. возложена обязанность освободить и передать Комитету спорный земельный участок подлежит отклонению судом апелляционной инстанции, как не влияющая на правильные и обоснованные выводы суда первой инстанции о неправомерности отказа в предоставлении спорного земельного участка в аренду по причине нахождения на нем самовольно возведенного объекта.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на судебную практику подлежит отклонению, поскольку судебные акты по приведенным делам вынесены по иным, отличным от настоящего дела, обстоятельствам.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 30 мая 2014 года по делу N А10-1344/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Э.В.ТКАЧЕНКО
Судьи
Е.О.НИКИФОРЮК
Д.В.БАСАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)