Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 мая 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Виноградовой Л.Ф., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сухановой Е.П.,
от заявителя - Козлова Е.А., директор, решение от 11.10.2013; Куликова М.Н., доверенность от 07.08.2013,
от ответчика - не явились,
от заинтересованных лиц - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы заявителя общества с ограниченной ответственностью "Правовой гарант" и ответчика Департамента земельных отношений администрации города Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 03 марта 2014 года
по делу N А50-22944/2013,
вынесенное судьей Лядовой Г.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Правовой гарант" (ОГРН 1045900530279, ИНН 5904117594)
к Департаменту земельных отношений Администрации города Перми,
заинтересованные лица Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми, Управление по экологии и природопользованию администрации города Перми, Управление внешнего благоустройства администрации города Перми, Департамент культуры и молодежной политики администрации города Перми,
о признании отказа незаконным, возложении обязанности устранить нарушение прав и законных интересов заявителя,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Правовой гарант" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений администрации города Перми (далее - ответчик, Департамент) от 01.11.2013 N И-21-01-09-21101 об отказе в выборе земельного участка, расположенного по адресу: г. Пермь, Индустриальный район, между домами по ул. Карпинского, 1, 3, 5 и ул. Луньевская, 1, 3, 5, 7, площадью 4319 кв. м, под строительство выставочного зала; обязании Департамента выдать акт о выборе земельного участка под строительство выставочного зала, общей площадью 4319 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Индустриальный район, между домами по ул. Карпинского, 1, 3, 5 и ул. Луньевская, 1, 3, 5, 7 и принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта - выставочного зала.
Определением суда от 21.11.2013 в соответствии со ст. 51, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми, Управление по экологии и природопользованию администрации города Перми, Управление внешнего благоустройства администрации города Перми, Департамент культуры и молодежной политики администрации города Перми.
Решением суда от 03.03.2014 заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным, не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации, решение Департамента, выраженное в письме от 01.11.2013 N И-21-01-09-21101 об отказе в выборе земельного участка под строительство выставочного зала, общей площадью 4 319 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Индустриальный район, между домами по ул. Карпинского, 1, 3, 5 и ул. Луньевская, 1, 3, 5, 7. На Департамент возложена обязанность рассмотреть заявление общества "Правовой гарант" в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
Заявитель в апелляционной жалобе просил решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требования об обязании ответчика выдать акт выбора земельного участка и принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта. Заявитель считает, что возможность выбора и предварительного согласования места размещения объекта подтверждена материалами дела.
Ответчик с решением суда не согласен, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать. Ответчик ссылается на наличие отрицательных заключений функциональных органов администрации.
Заявитель в суде апелляционной инстанции доводы своей апелляционной жалобы поддержал, просил в удовлетворении апелляционной жалобы Департамента отказать по основаниям, изложенным в отзыве.
Ответчик в суд апелляционной инстанции не явился, направил в суд заявление, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, удовлетворить апелляционную жалобу Департамента, в удовлетворении апелляционной жалобы заявителя отказать.
Заинтересованные лица в суд апелляционной инстанции не явились.
Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми в отзыве на апелляционную жалобу Департамента поддержал доводы, изложенные заявителем апелляционной жалобы, также направил в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, отзыв на апелляционную жалобу заявителя не представил.
Иные заинтересованные лица отзывы на апелляционные жалобы в суд не направили.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 13.08.2013 заявитель обратился в Департамент с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта - выставочного зала, по адресу: г. Пермь, Индустриальный район, между домами по ул. Карпинского, 1, 3, 5 и ул. Луньевская, 1, 3, 5, 7, на земельном участке общей площадью 4319 кв. м.
Письмом от 01.11.2013 N И-21-01-09-21101 Департамент отказал заявителю в выборе земельного участка со ссылкой на отрицательные заключения функциональных органов администрации:
- - согласно заключению Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми постановлением администрации города Перми от 20.12.2010 N 882 утверждены проект планировки (в части установления красных линий) и проект межевания территории, ограниченной ул. Левченко, ул. Карпинского, ул. Самолетной, переулком Бершетским, ул. Капитана Гастелло, ул. Бабушкина, ул. Красных Командиров, ул. Спартаковской, ул. Льва Толстого, ул. Стахановской, ул. Пашийской, ул. Танкистов, ул. Нытвенской в жилом районе Ново-Плоский Индустриального района города Перми; границы испрашиваемого земельного участка соответствуют документации по планировке территории; земельный участок расположен в территориальной зоне обслуживания и деловой активности местного значения Ц-2;
- - Управлением по экологии и природопользованию администрации города Перми подготовлено заключение о невозможности выбора земельного участка в связи с тем, что на испрашиваемом земельном произрастают ценные виды зеленых насаждений, данная территория используется местным населением как сквер;
- - Управлением внешнего благоустройства Администрации города Перми указывается, что согласно Генеральному плану города Перми на данной территории предусмотрено строительство соединения ул. Крисанова - ул. Карпинского (Тр - 126);
- - Департаментом культуры и молодежной политики администрации города Перми не представлено заключение о значимости строительства выставочного зала на спорном земельном участке ввиду отсутствия нормативно-правовой базы.
Полагая, что отказ в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, предприниматель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Частью 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации первым этапом процедуры предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
В силу п. 1 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Согласно п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации). Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр копия указанного решения выдается через многофункциональный центр (п. 7 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Условия предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам на определенном виде права для целей, связанных со строительством, единые на территории города Перми определены Положением о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315.
Согласно п. 4.2. названного Положения предварительное согласование места размещения объектов осуществляется: для строительства объектов социально-культурного назначения (объекты образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и массового спорта), имеющих общественное значение для городского округа.
Регламентом взаимодействия Департамента земельных отношений администрации города Перми с функциональными и территориальными органами администрации города Перми при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов, утвержденным Постановлением Администрации города Перми от 12.11.2009 N 857, регулируются процедуры, связанные с рассмотрением соответствующих заявлений заинтересованных лиц о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В п. 3.2 Регламента указаны следующие органы: УЭиП (управление по экологии и природопользованию администрации города Перми), ДГА (департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми), УВБ, (управление внешнего благоустройства администрации г. Перми) территориального органа, на территории которого находится земельный участок.
В соответствии с п. 3.1.3. Регламента наряду с функциональными и территориальными органами администрации города Перми, указанными в п. 3.1.2. настоящего Регламента, в течение 5 календарных дней с даты регистрации заявления направляет запросы с копиями заявления и документов, приложенных к нему, для подготовки заключений в департамент культуры и молодежной политики администрации города Перми в случае выбора земельного участка для строительства объектов культуры, имеющих общественное значение для городского округа.
Пунктом 4.1 Регламента предусмотрено, что Департамент в течение 5 календарных дней после получения заключений, предусмотренных разделом 3 настоящего Регламента, рассматривает заявления с учетом поступивших заключений и принимает решение об оформлении акта выбора земельного участка либо об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Ссылка ответчика на отрицательные заключения Департамента культуры и молодежной политики администрации города Перми, который указал на отсутствие нормативно-правовой базы определения значимости объекта, а также Управления по экологии и природопользованию администрации города Перми о наличии на земельном участке зеленых насаждений отклоняется, поскольку в данной части отказ ответчика не содержит указание на нормы действующего законодательства, которым противоречит размещение объекта.
Ответчик не доказал, что заявленная цель использования земельного участка - строительство выставочного зала не соответствует п. 4.2. Положения.
Как правильно установлено судом первой инстанции, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне Ц-2 (зона обслуживания и деловой активности местного значения, выделена для обеспечения правовых условий формирования местных (локальных) центров городских районов и центров вдоль улиц с широким спектром коммерческих и обслуживающих функций, ориентированных на удовлетворение повседневных и периодических потребностей населения).
К основным видам разрешенного использования земельных участков в указанной зоне согласно Правилам землепользования и застройки города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143, относятся, том числе, выставочные залы.
Ссылка Департамента на отрицательное заключение Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми, согласно которому постановлением администрации города Перми от 20.12.2010 N 882 утверждены проект планировки (в части установления красных линий) и проект межевания территории, ограниченной ул. Левченко, ул. Карпинского, ул. Самолетной, переулком Бершетским, ул. Капитана Гастелло, ул. Бабушкина, ул. Красных Командиров, ул. Спартаковской, ул. Льва Толстого, ул. Стахановской, ул. Пашийской, ул. Танкистов, ул. Нытвенской в жилом районе Ново-Плоский Индустриального района города Перми, не может быть принята во внимание.
В соответствии с п. 11 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий).
Согласно проекту планировки (в части установления красных линий) и проекту межевания территории, ограниченной ул. Левченко, ул. Карпинского, ул. Самолетной, переулком Бершетским, ул. Капитана Гастелло, ул. Бабушкина, ул. Красных Командиров, ул. Спартаковской, ул. Льва Толстого, ул. Стахановской, ул. Пашийской, ул. Танкистов, ул. Нытвенской в жилом районе Ново-Плоский Индустриального района города Перми, испрашиваемый земельный участок образуется из свободных городских земель, конкретное назначение которых не определено.
При таком условии наличие проекта планировки и проекта межевания не препятствует выбору земельного участка.
Довод ответчика о том, что согласно Генеральному плану города Перми на данной территории предусмотрено строительство соединения ул. Крисанова - ул. Карпинского (Тр - 126) опровергается представленным заявителем заключением кадастрового инженера Коржова Д.А. от 21.12.2010. В заключении указано, что испрашиваемый земельный участок согласно координатам, представленным заявителем, не попадает в зону планируемого размещения соединения ул. Карпинского от шоссе Космонавтов до ул. Пушкина, в том числе мостовой переход через р. Данилиха; удаление земельного участка площадь. 4 319 кв. м от зоны планируемого размещения соединения составляет более 40 метров.
Доказательств того, что испрашиваемый земельный участок находится в границах красных линий, либо невозможности осуществления строительства заявленного объекта с учетом нормативов градостроительного проектирования и технических регламентов, суду не представлено.
Публичное информирование о возможном предоставлении земельного участка для строительства является обязанностью Департамента. Неисполнение или исполнение ненадлежащим образом органом местного самоуправления указанной обязанности по смыслу действующего земельного законодательства не может препятствовать реализации прав заявителя.
Учитывая изложенное, решение Департамента является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, апелляционная жалоба Департамента удовлетворению не подлежит.
Согласно п. 3, 4 ч. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указания на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
При соблюдении заявителем процедуры обращения с заявлением о предоставлении земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта возможность отказа органа местного самоуправления от утверждения акта о выборе земельного участка для строительства Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрена.
Поскольку предусмотренных законом оснований для отказа в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта не установлено, доводы апелляционной жалобы заявителя суд апелляционной инстанции признает обоснованными. Решение суда подлежит изменению на основании п. 3 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекс Российской Федерации.
В порядке устранения нарушения прав заявителя на Департамент следует возложить обязанность выдать акт о выборе земельного участка и принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы заявителя, связанные с уплатой государственной пошлины по заявлению и по апелляционной жалобе, относятся на ответчика.
Согласно подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 03 марта 2014 года по делу N А50-22944/2013 изменить.
Заявление удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента земельных отношений администрации города Перми от 01.11.2013 N И-21-01-09-21101 об отказе в выборе земельного участка общей площадью 4319 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Индустриальный район, между домами по ул. Карпинского, 1, 3, 5 и ул. Луньевская, 1, 3, 5, 7, под строительство выставочного зала.
Обязать Департамент земельных отношений администрации города Перми выдать акт о выборе земельного участка под строительство выставочного зала, общей площадью 4319 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Индустриальный район, между домами по ул. Карпинского, 1, 3, 5 и ул. Луньевская, 1, 3, 5, 7, и принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта - выставочного зала.
В удовлетворении апелляционной жалобы Департамента земельных отношений администрации города Перми отказать.
Взыскать с Департамента земельных отношений администрации города Перми в пользу общества с ограниченной ответственностью "Правовой гарант" (ОГРН 1045900530279, ИНН 5904117594) 3 000 (три тысячи) рублей государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
Судьи
Л.Ф.ВИНОГРАДОВА
Ю.В.СКРОМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.05.2014 N 17АП-4375/2014-ГК ПО ДЕЛУ N А50-22944/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 мая 2014 г. N 17АП-4375/2014-ГК
Дело N А50-22944/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 мая 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Виноградовой Л.Ф., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сухановой Е.П.,
от заявителя - Козлова Е.А., директор, решение от 11.10.2013; Куликова М.Н., доверенность от 07.08.2013,
от ответчика - не явились,
от заинтересованных лиц - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы заявителя общества с ограниченной ответственностью "Правовой гарант" и ответчика Департамента земельных отношений администрации города Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 03 марта 2014 года
по делу N А50-22944/2013,
вынесенное судьей Лядовой Г.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Правовой гарант" (ОГРН 1045900530279, ИНН 5904117594)
к Департаменту земельных отношений Администрации города Перми,
заинтересованные лица Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми, Управление по экологии и природопользованию администрации города Перми, Управление внешнего благоустройства администрации города Перми, Департамент культуры и молодежной политики администрации города Перми,
о признании отказа незаконным, возложении обязанности устранить нарушение прав и законных интересов заявителя,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Правовой гарант" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений администрации города Перми (далее - ответчик, Департамент) от 01.11.2013 N И-21-01-09-21101 об отказе в выборе земельного участка, расположенного по адресу: г. Пермь, Индустриальный район, между домами по ул. Карпинского, 1, 3, 5 и ул. Луньевская, 1, 3, 5, 7, площадью 4319 кв. м, под строительство выставочного зала; обязании Департамента выдать акт о выборе земельного участка под строительство выставочного зала, общей площадью 4319 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Индустриальный район, между домами по ул. Карпинского, 1, 3, 5 и ул. Луньевская, 1, 3, 5, 7 и принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта - выставочного зала.
Определением суда от 21.11.2013 в соответствии со ст. 51, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми, Управление по экологии и природопользованию администрации города Перми, Управление внешнего благоустройства администрации города Перми, Департамент культуры и молодежной политики администрации города Перми.
Решением суда от 03.03.2014 заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным, не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации, решение Департамента, выраженное в письме от 01.11.2013 N И-21-01-09-21101 об отказе в выборе земельного участка под строительство выставочного зала, общей площадью 4 319 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Индустриальный район, между домами по ул. Карпинского, 1, 3, 5 и ул. Луньевская, 1, 3, 5, 7. На Департамент возложена обязанность рассмотреть заявление общества "Правовой гарант" в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
Заявитель в апелляционной жалобе просил решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требования об обязании ответчика выдать акт выбора земельного участка и принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта. Заявитель считает, что возможность выбора и предварительного согласования места размещения объекта подтверждена материалами дела.
Ответчик с решением суда не согласен, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать. Ответчик ссылается на наличие отрицательных заключений функциональных органов администрации.
Заявитель в суде апелляционной инстанции доводы своей апелляционной жалобы поддержал, просил в удовлетворении апелляционной жалобы Департамента отказать по основаниям, изложенным в отзыве.
Ответчик в суд апелляционной инстанции не явился, направил в суд заявление, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, удовлетворить апелляционную жалобу Департамента, в удовлетворении апелляционной жалобы заявителя отказать.
Заинтересованные лица в суд апелляционной инстанции не явились.
Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми в отзыве на апелляционную жалобу Департамента поддержал доводы, изложенные заявителем апелляционной жалобы, также направил в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, отзыв на апелляционную жалобу заявителя не представил.
Иные заинтересованные лица отзывы на апелляционные жалобы в суд не направили.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 13.08.2013 заявитель обратился в Департамент с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта - выставочного зала, по адресу: г. Пермь, Индустриальный район, между домами по ул. Карпинского, 1, 3, 5 и ул. Луньевская, 1, 3, 5, 7, на земельном участке общей площадью 4319 кв. м.
Письмом от 01.11.2013 N И-21-01-09-21101 Департамент отказал заявителю в выборе земельного участка со ссылкой на отрицательные заключения функциональных органов администрации:
- - согласно заключению Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми постановлением администрации города Перми от 20.12.2010 N 882 утверждены проект планировки (в части установления красных линий) и проект межевания территории, ограниченной ул. Левченко, ул. Карпинского, ул. Самолетной, переулком Бершетским, ул. Капитана Гастелло, ул. Бабушкина, ул. Красных Командиров, ул. Спартаковской, ул. Льва Толстого, ул. Стахановской, ул. Пашийской, ул. Танкистов, ул. Нытвенской в жилом районе Ново-Плоский Индустриального района города Перми; границы испрашиваемого земельного участка соответствуют документации по планировке территории; земельный участок расположен в территориальной зоне обслуживания и деловой активности местного значения Ц-2;
- - Управлением по экологии и природопользованию администрации города Перми подготовлено заключение о невозможности выбора земельного участка в связи с тем, что на испрашиваемом земельном произрастают ценные виды зеленых насаждений, данная территория используется местным населением как сквер;
- - Управлением внешнего благоустройства Администрации города Перми указывается, что согласно Генеральному плану города Перми на данной территории предусмотрено строительство соединения ул. Крисанова - ул. Карпинского (Тр - 126);
- - Департаментом культуры и молодежной политики администрации города Перми не представлено заключение о значимости строительства выставочного зала на спорном земельном участке ввиду отсутствия нормативно-правовой базы.
Полагая, что отказ в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, предприниматель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Частью 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации первым этапом процедуры предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
В силу п. 1 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Согласно п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации). Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр копия указанного решения выдается через многофункциональный центр (п. 7 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Условия предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам на определенном виде права для целей, связанных со строительством, единые на территории города Перми определены Положением о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315.
Согласно п. 4.2. названного Положения предварительное согласование места размещения объектов осуществляется: для строительства объектов социально-культурного назначения (объекты образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и массового спорта), имеющих общественное значение для городского округа.
Регламентом взаимодействия Департамента земельных отношений администрации города Перми с функциональными и территориальными органами администрации города Перми при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов, утвержденным Постановлением Администрации города Перми от 12.11.2009 N 857, регулируются процедуры, связанные с рассмотрением соответствующих заявлений заинтересованных лиц о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В п. 3.2 Регламента указаны следующие органы: УЭиП (управление по экологии и природопользованию администрации города Перми), ДГА (департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми), УВБ, (управление внешнего благоустройства администрации г. Перми) территориального органа, на территории которого находится земельный участок.
В соответствии с п. 3.1.3. Регламента наряду с функциональными и территориальными органами администрации города Перми, указанными в п. 3.1.2. настоящего Регламента, в течение 5 календарных дней с даты регистрации заявления направляет запросы с копиями заявления и документов, приложенных к нему, для подготовки заключений в департамент культуры и молодежной политики администрации города Перми в случае выбора земельного участка для строительства объектов культуры, имеющих общественное значение для городского округа.
Пунктом 4.1 Регламента предусмотрено, что Департамент в течение 5 календарных дней после получения заключений, предусмотренных разделом 3 настоящего Регламента, рассматривает заявления с учетом поступивших заключений и принимает решение об оформлении акта выбора земельного участка либо об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Ссылка ответчика на отрицательные заключения Департамента культуры и молодежной политики администрации города Перми, который указал на отсутствие нормативно-правовой базы определения значимости объекта, а также Управления по экологии и природопользованию администрации города Перми о наличии на земельном участке зеленых насаждений отклоняется, поскольку в данной части отказ ответчика не содержит указание на нормы действующего законодательства, которым противоречит размещение объекта.
Ответчик не доказал, что заявленная цель использования земельного участка - строительство выставочного зала не соответствует п. 4.2. Положения.
Как правильно установлено судом первой инстанции, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне Ц-2 (зона обслуживания и деловой активности местного значения, выделена для обеспечения правовых условий формирования местных (локальных) центров городских районов и центров вдоль улиц с широким спектром коммерческих и обслуживающих функций, ориентированных на удовлетворение повседневных и периодических потребностей населения).
К основным видам разрешенного использования земельных участков в указанной зоне согласно Правилам землепользования и застройки города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143, относятся, том числе, выставочные залы.
Ссылка Департамента на отрицательное заключение Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми, согласно которому постановлением администрации города Перми от 20.12.2010 N 882 утверждены проект планировки (в части установления красных линий) и проект межевания территории, ограниченной ул. Левченко, ул. Карпинского, ул. Самолетной, переулком Бершетским, ул. Капитана Гастелло, ул. Бабушкина, ул. Красных Командиров, ул. Спартаковской, ул. Льва Толстого, ул. Стахановской, ул. Пашийской, ул. Танкистов, ул. Нытвенской в жилом районе Ново-Плоский Индустриального района города Перми, не может быть принята во внимание.
В соответствии с п. 11 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий).
Согласно проекту планировки (в части установления красных линий) и проекту межевания территории, ограниченной ул. Левченко, ул. Карпинского, ул. Самолетной, переулком Бершетским, ул. Капитана Гастелло, ул. Бабушкина, ул. Красных Командиров, ул. Спартаковской, ул. Льва Толстого, ул. Стахановской, ул. Пашийской, ул. Танкистов, ул. Нытвенской в жилом районе Ново-Плоский Индустриального района города Перми, испрашиваемый земельный участок образуется из свободных городских земель, конкретное назначение которых не определено.
При таком условии наличие проекта планировки и проекта межевания не препятствует выбору земельного участка.
Довод ответчика о том, что согласно Генеральному плану города Перми на данной территории предусмотрено строительство соединения ул. Крисанова - ул. Карпинского (Тр - 126) опровергается представленным заявителем заключением кадастрового инженера Коржова Д.А. от 21.12.2010. В заключении указано, что испрашиваемый земельный участок согласно координатам, представленным заявителем, не попадает в зону планируемого размещения соединения ул. Карпинского от шоссе Космонавтов до ул. Пушкина, в том числе мостовой переход через р. Данилиха; удаление земельного участка площадь. 4 319 кв. м от зоны планируемого размещения соединения составляет более 40 метров.
Доказательств того, что испрашиваемый земельный участок находится в границах красных линий, либо невозможности осуществления строительства заявленного объекта с учетом нормативов градостроительного проектирования и технических регламентов, суду не представлено.
Публичное информирование о возможном предоставлении земельного участка для строительства является обязанностью Департамента. Неисполнение или исполнение ненадлежащим образом органом местного самоуправления указанной обязанности по смыслу действующего земельного законодательства не может препятствовать реализации прав заявителя.
Учитывая изложенное, решение Департамента является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, апелляционная жалоба Департамента удовлетворению не подлежит.
Согласно п. 3, 4 ч. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указания на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
При соблюдении заявителем процедуры обращения с заявлением о предоставлении земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта возможность отказа органа местного самоуправления от утверждения акта о выборе земельного участка для строительства Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрена.
Поскольку предусмотренных законом оснований для отказа в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта не установлено, доводы апелляционной жалобы заявителя суд апелляционной инстанции признает обоснованными. Решение суда подлежит изменению на основании п. 3 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекс Российской Федерации.
В порядке устранения нарушения прав заявителя на Департамент следует возложить обязанность выдать акт о выборе земельного участка и принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы заявителя, связанные с уплатой государственной пошлины по заявлению и по апелляционной жалобе, относятся на ответчика.
Согласно подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 03 марта 2014 года по делу N А50-22944/2013 изменить.
Заявление удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента земельных отношений администрации города Перми от 01.11.2013 N И-21-01-09-21101 об отказе в выборе земельного участка общей площадью 4319 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Индустриальный район, между домами по ул. Карпинского, 1, 3, 5 и ул. Луньевская, 1, 3, 5, 7, под строительство выставочного зала.
Обязать Департамент земельных отношений администрации города Перми выдать акт о выборе земельного участка под строительство выставочного зала, общей площадью 4319 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Индустриальный район, между домами по ул. Карпинского, 1, 3, 5 и ул. Луньевская, 1, 3, 5, 7, и принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта - выставочного зала.
В удовлетворении апелляционной жалобы Департамента земельных отношений администрации города Перми отказать.
Взыскать с Департамента земельных отношений администрации города Перми в пользу общества с ограниченной ответственностью "Правовой гарант" (ОГРН 1045900530279, ИНН 5904117594) 3 000 (три тысячи) рублей государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
Судьи
Л.Ф.ВИНОГРАДОВА
Ю.В.СКРОМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)