Судебные решения, арбитраж
Приватизация земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 13 сентября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 сентября 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.В. Алферовой
судей З.Д. Бац, О.Ю. Еремеевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Н.В. Ивановой
при участии
- от Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края: Пламадяла С.В., доверенность от 23.12.2010 N 29/03-20-22141, сроком действия до 31.12.2011, удостоверение;
- от ООО "Лидер-ДВ": Климовская Н.Б., доверенность от 01.02.2011, сроком действия на 1 год, паспорт;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
апелляционное производство N 05АП-5729/2011
на решение от 14.07.2011
судьи Е.И. Голуб
по делу N А51-6583/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ООО "Лидер-ДВ" (ИНН 2502032673)
к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724)
об оспаривании действий.
установил:
ООО "Лидер-ДВ" обратилось с заявлением о признании незаконными действий Департамента земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края по принятию решения, оформленного письмом от 22.03.2011 N 29/02/02-13/3462, об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 25:28:040011:510 площадью 816 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Снеговая, 13б, об обязании в десятидневный срок с момента вступления в силу решения суда принять решение о предоставлении в собственность указанного земельного участка, об обязании в месячный срок со дня принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность направить проект договора купли-продажи указанного земельного участка с предложением о его заключении.
Решением суда от 14.07.2011 заявленные обществом требования удовлетворены.
Обжалуя в апелляционном порядке судебный акт, департамент считает его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене. Заявитель жалобы указывает, что согласно кадастровому паспорту от 17.02.2011 N 25/00-11-10955 часть испрашиваемого земельного участка площадью 179 кв. м расположена в красных линиях (автодорога) и весь земельный участок в красных линиях трубопровода, в связи с чем, предоставление запрашиваемого земельного участка невозможно.
Представитель общества на доводы апелляционной жалобы департамента возразил, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем, решение Арбитражного суда Приморского края от 14.07.2011 отмене или изменению не подлежит.
Судом апелляционной инстанции из материалов дела установлено следующее.
ООО "Лидер-ДВ" является собственником объекта недвижимости - здания- автогаража с пристройкой общей площадью 208,20 кв. м (лит. 2, лит. 1 - пристройка), расположенного по ул. Снеговая, 13б в г. Владивостоке. Право собственности зарегистрировано Управлением Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю 14.01.2008, о чем в ЕГРП сделана запись 25-25-01/0239/2007-262.
Общество владеет земельным участком с кадастровым номером 25:28:040011:510 площадью 816 кв. м, расположенным по адресу: г. Владивосток, ул. Снеговая, 13б, на праве аренды (договор от 30.12.2010 N 04-Ю-13284). Земельный участок используется для эксплуатации объекта недвижимости здания - автогаража с пристройкой общей площадью 208,20 кв. м (лит. 2, лит. 1 - пристройка).
14.02.2011 общество обратилось в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность.
22.03.2011 письмом N 29/02-02-13/3462 Департамент отказал в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность.
ООО "Лидер-ДВ", полагая, что отказ Департамента нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилась с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования общества и признавая действия департамента по отказу в предоставлении заявителю в собственность земельного участка площадью 816 кв. м незаконным, суд первой инстанции пришел к выводу, что общество имеет исключительное право на приватизацию данного земельного участка, поскольку на нем расположены принадлежащие обществу объекты недвижимости, а факт наличия красных линий в пределах испрашиваемого участка и нахождение его в границах охранных зон не является препятствием для предоставления земельного участка в собственность заявителя.
При этом суд также признал недоказанным наличие обстоятельств, свидетельствующих об изъятии спорного земельного участка из оборота, запрете на его приватизацию, либо о резервировании земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Между тем, приведенные выше выводы арбитражных судов сделаны с неправильным применением норм земельного законодательства, что является основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Частью 1 статьи 4 АПК РФ предусмотрено обращение заинтересованного лица в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
- несоответствие решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение решением государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
В силу пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на выкуп таких земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставлено юридическим лицам, имеющим в собственности на этих участках здания, строения, сооружения. При этом приведенная норма не содержит упоминание о не завершенных строительством объектах, поэтому применение порядка выкупа земельных участков под такими объектами возможно только в случаях, прямо указанных в законе.
В силу части 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Обращаясь 14.02.2011 в Департамент с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность общество, в качестве оснований для его выкупа, указало статью 36 Земельного кодекса РФ.
В подтверждение исключительного права на приватизацию спорного земельного участка, в качестве доказательства нахождения принадлежащих обществу объектов недвижимости именно на испрашиваемом земельном участке, в материалы дела представлено свидетельство о государственной регистрации от 14.01.2008 серии 25-АА N 951388, которым за ООО "Лидер-ДВ" зарегистрировано право собственности на здание-авто-гаража с пристройкой общей площадью 208,20 кв. м, расположенное по адресу г. Владивосток, ул. Снеговая, 13б.
Департамент письмом от 22.03.2011 отказал обществу в предоставлении запрашиваемого участка в собственность, сославшись на нахождение части земельного участка площадью 179 кв. м в красных линиях перспективного развития автодороги и на нахождение всего участка площадью 816 кв. м в красных линиях трубопровода.
Пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары), от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением в том числе установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков.
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с обращением собственника здания, строения, сооружения с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
Как видно из представленных в материалы дела, кадастрового паспорта земельного участка от 30.04.2010 N 25/00-4398, кадастрового паспорта земельного участка от 17.02.2011 N 25/00-11-10955, схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: г. Владивосток, ул. Снеговая, 13б испрашиваемый земельный участок частично находиться в красных линиях автодороги и полностью в красных линиях трубопровода.
Суд апелляционной инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные доказательства в их совокупности и установив, что испрашиваемый земельный участок, предоставленный обществу в аренду, расположен частично 179 кв. м в красных линиях автодороги, то есть часть земельного участка относиться к территории общего пользования, считает невозможной приватизацию данного земельного участка.
Положения статьи 36 ЗК РФ, на которых основывает свою позицию общество, не могут быть применены по вышеизложенным обстоятельствам.
Таким образом, изложенный в письме от 22.03.2011 N 29/02/02-13/3462 отказ Департамента земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края о предоставлении в собственность ООО "Лидер-ДВ" земельного участка с кадастровым номером 25:28:040011:510 площадью 816 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Снеговая, 13б, является правомерным в силу прямого указания закона.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 14.07.2011 по делу N А51-6583/2011 отменить.
Отказать ООО "Лидер-ДВ" в признании незаконными действий Департамента земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края по принятию решения, оформленного письмом от 22.03.2011 N 29/02/02-13/3462, об отказе в предоставлении в собственность ООО "Лидер-ДВ" земельного участка с кадастровым номером 25:28:040011:510 площадью 816 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Снеговая, 13б.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Н.В.АЛФЕРОВА
Судьи
З.Д.БАЦ
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.09.2011 N 05АП-5729/2011 ПО ДЕЛУ N А51-6583/2011
Разделы:Приватизация земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 сентября 2011 г. N 05АП-5729/2011
Дело N А51-6583/2011
Резолютивная часть постановления оглашена 13 сентября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 сентября 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.В. Алферовой
судей З.Д. Бац, О.Ю. Еремеевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Н.В. Ивановой
при участии
- от Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края: Пламадяла С.В., доверенность от 23.12.2010 N 29/03-20-22141, сроком действия до 31.12.2011, удостоверение;
- от ООО "Лидер-ДВ": Климовская Н.Б., доверенность от 01.02.2011, сроком действия на 1 год, паспорт;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
апелляционное производство N 05АП-5729/2011
на решение от 14.07.2011
судьи Е.И. Голуб
по делу N А51-6583/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ООО "Лидер-ДВ" (ИНН 2502032673)
к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724)
об оспаривании действий.
установил:
ООО "Лидер-ДВ" обратилось с заявлением о признании незаконными действий Департамента земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края по принятию решения, оформленного письмом от 22.03.2011 N 29/02/02-13/3462, об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 25:28:040011:510 площадью 816 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Снеговая, 13б, об обязании в десятидневный срок с момента вступления в силу решения суда принять решение о предоставлении в собственность указанного земельного участка, об обязании в месячный срок со дня принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность направить проект договора купли-продажи указанного земельного участка с предложением о его заключении.
Решением суда от 14.07.2011 заявленные обществом требования удовлетворены.
Обжалуя в апелляционном порядке судебный акт, департамент считает его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене. Заявитель жалобы указывает, что согласно кадастровому паспорту от 17.02.2011 N 25/00-11-10955 часть испрашиваемого земельного участка площадью 179 кв. м расположена в красных линиях (автодорога) и весь земельный участок в красных линиях трубопровода, в связи с чем, предоставление запрашиваемого земельного участка невозможно.
Представитель общества на доводы апелляционной жалобы департамента возразил, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем, решение Арбитражного суда Приморского края от 14.07.2011 отмене или изменению не подлежит.
Судом апелляционной инстанции из материалов дела установлено следующее.
ООО "Лидер-ДВ" является собственником объекта недвижимости - здания- автогаража с пристройкой общей площадью 208,20 кв. м (лит. 2, лит. 1 - пристройка), расположенного по ул. Снеговая, 13б в г. Владивостоке. Право собственности зарегистрировано Управлением Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю 14.01.2008, о чем в ЕГРП сделана запись 25-25-01/0239/2007-262.
Общество владеет земельным участком с кадастровым номером 25:28:040011:510 площадью 816 кв. м, расположенным по адресу: г. Владивосток, ул. Снеговая, 13б, на праве аренды (договор от 30.12.2010 N 04-Ю-13284). Земельный участок используется для эксплуатации объекта недвижимости здания - автогаража с пристройкой общей площадью 208,20 кв. м (лит. 2, лит. 1 - пристройка).
14.02.2011 общество обратилось в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность.
22.03.2011 письмом N 29/02-02-13/3462 Департамент отказал в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность.
ООО "Лидер-ДВ", полагая, что отказ Департамента нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилась с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования общества и признавая действия департамента по отказу в предоставлении заявителю в собственность земельного участка площадью 816 кв. м незаконным, суд первой инстанции пришел к выводу, что общество имеет исключительное право на приватизацию данного земельного участка, поскольку на нем расположены принадлежащие обществу объекты недвижимости, а факт наличия красных линий в пределах испрашиваемого участка и нахождение его в границах охранных зон не является препятствием для предоставления земельного участка в собственность заявителя.
При этом суд также признал недоказанным наличие обстоятельств, свидетельствующих об изъятии спорного земельного участка из оборота, запрете на его приватизацию, либо о резервировании земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Между тем, приведенные выше выводы арбитражных судов сделаны с неправильным применением норм земельного законодательства, что является основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Частью 1 статьи 4 АПК РФ предусмотрено обращение заинтересованного лица в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
- несоответствие решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение решением государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
В силу пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на выкуп таких земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставлено юридическим лицам, имеющим в собственности на этих участках здания, строения, сооружения. При этом приведенная норма не содержит упоминание о не завершенных строительством объектах, поэтому применение порядка выкупа земельных участков под такими объектами возможно только в случаях, прямо указанных в законе.
В силу части 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Обращаясь 14.02.2011 в Департамент с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность общество, в качестве оснований для его выкупа, указало статью 36 Земельного кодекса РФ.
В подтверждение исключительного права на приватизацию спорного земельного участка, в качестве доказательства нахождения принадлежащих обществу объектов недвижимости именно на испрашиваемом земельном участке, в материалы дела представлено свидетельство о государственной регистрации от 14.01.2008 серии 25-АА N 951388, которым за ООО "Лидер-ДВ" зарегистрировано право собственности на здание-авто-гаража с пристройкой общей площадью 208,20 кв. м, расположенное по адресу г. Владивосток, ул. Снеговая, 13б.
Департамент письмом от 22.03.2011 отказал обществу в предоставлении запрашиваемого участка в собственность, сославшись на нахождение части земельного участка площадью 179 кв. м в красных линиях перспективного развития автодороги и на нахождение всего участка площадью 816 кв. м в красных линиях трубопровода.
Пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары), от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением в том числе установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков.
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с обращением собственника здания, строения, сооружения с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
Как видно из представленных в материалы дела, кадастрового паспорта земельного участка от 30.04.2010 N 25/00-4398, кадастрового паспорта земельного участка от 17.02.2011 N 25/00-11-10955, схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: г. Владивосток, ул. Снеговая, 13б испрашиваемый земельный участок частично находиться в красных линиях автодороги и полностью в красных линиях трубопровода.
Суд апелляционной инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные доказательства в их совокупности и установив, что испрашиваемый земельный участок, предоставленный обществу в аренду, расположен частично 179 кв. м в красных линиях автодороги, то есть часть земельного участка относиться к территории общего пользования, считает невозможной приватизацию данного земельного участка.
Положения статьи 36 ЗК РФ, на которых основывает свою позицию общество, не могут быть применены по вышеизложенным обстоятельствам.
Таким образом, изложенный в письме от 22.03.2011 N 29/02/02-13/3462 отказ Департамента земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края о предоставлении в собственность ООО "Лидер-ДВ" земельного участка с кадастровым номером 25:28:040011:510 площадью 816 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Снеговая, 13б, является правомерным в силу прямого указания закона.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 14.07.2011 по делу N А51-6583/2011 отменить.
Отказать ООО "Лидер-ДВ" в признании незаконными действий Департамента земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края по принятию решения, оформленного письмом от 22.03.2011 N 29/02/02-13/3462, об отказе в предоставлении в собственность ООО "Лидер-ДВ" земельного участка с кадастровым номером 25:28:040011:510 площадью 816 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Снеговая, 13б.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Н.В.АЛФЕРОВА
Судьи
З.Д.БАЦ
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)