Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 18.11.2014 ПО ДЕЛУ N А56-6107/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 ноября 2014 г. по делу N А56-6107/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Грачевой И.Л., Рудницкого Г.М., при участии от закрытого акционерного общества "Новоград" Вересовой Н.А. (доверенность от 05.02.2014), от Правительства Санкт-Петербурга Кабанцевой В.С. (доверенность от 09.01.2014), Стериной О.О. (доверенность от 09.01.2014), от Комитета по строительству Санкт-Петербурга Кабанцевой В.С. (доверенность от 27.12.2013), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Новоград" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.04.2014 (судья Воробьева Ю.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2014 (судьи Смирнова Я.Г., Жукова Т.В., Несмиян С.И.) по делу N А56-6107/2014,

установил:

закрытое акционерное общество "Новоград" (место нахождения: Санкт-Петербург, ул. Рентгена, д. 7, лит. А, пом. 16Н, ОГРН 1077847339635, ИНН 471900005400, далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Санкт-Петербурга (место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, Смольный, далее - Правительство), выразившегося в непринятии решения о предоставлении Обществу земельного участка, с кадастровым номером 78:7:3143А:10, расположенного по адресу: Петроградский р-н, Большая Разночинная ул., уч. 1 (южнее д. 6, литера В, по ул. Б. Разночинной), для проектирования и строительства коммерческого объекта, не связанного с проживанием населения (офисный центр), и обязании Правительства принять решение о предоставлении Обществу указанного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по строительству Санкт-Петербурга (место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 76, ОГРН 1027810279397, ИНН 7830002342, далее - Комитет).
Решением суда первой инстанции от 09.04.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.07.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение и постановление и вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу Правительство и Комитет просят оставить в силе обжалуемые судебные акты, считая их обоснованными и законными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители Правительства и Комитета, ссылаясь на их необоснованность, просили оставить жалобу без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Комитет распоряжением от 22.02.2011 N 42 утвердил акт выбора земельного участка, общей площадью 1309 кв. м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Петроградский район, Б. Разночинная ул., д. 6, лит. В, для строительства.
После утверждения акта о выборе осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка площадью 1309 кв. м, расположенного по указанному адресу. Согласно кадастровому паспорту от 26.04.2011 N 5836 указанному участку присвоен кадастровый номер 78:7:3143А:10. Вид разрешенного использования данного участка - "для размещения объектов коммерческой деятельности".
Общество обратилось в Комитет с заявлением от 19.09.2013 N 14-19389/13 о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении объекта недвижимости для строительства, к которому приложило документы, необходимые для принятия соответствующего решения.
Комитет письмом от 02.10.2013 N 12656/13, ссылаясь на пункт 3.16.1 постановления Правительства от 30.12.2010 N 1813 "Об утверждении Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования" (далее - Положение N 1813), возвратил Обществу представленный комплект документов на доработку, указав заявителю на необходимость представить заключение Жилищного комитета о признании исторического здания, расположенного в границах испрашиваемого земельного участка, аварийным и подлежащим сносу; согласования Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - КГИОП) строительства нового здания и сноса исторического здания; заключения КГИОП о необходимости восстановления внешнего облика названного здания как формирующего уличный фронт; информации администрации Петроградского района об устранении установленных замечаний согласно ее письму от 15.03.2011 N 39-652/11. Комитет также указал, на отсутствие сведений об обременениях здания согласно Положению; на несоответствие функционального назначения объекта капитального строительства, предусмотренного для размещения на испрашиваемом земельном участке в соответствии с проектом планировки и проектом межевания территории, функциональному назначению объекта капитального строительства, указанному в акте о выборе земельного участка.
Общество повторно обратилось в Комитет с заявлением от 06.12.2013 N 14-26013/13-0-1.
Письмом от 09.12.2013 N 14-26013/13-0-0 Комитет возвратил Обществу представленный комплект документов на доработку со ссылкой на пункт 3.16.1 Постановления N 1813.
Общество обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями, ссылаясь на то, что представило в Правительство все документы, необходимые для принятия решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства, а Правительство, не принимая решения по данному вопросу, незаконно бездействует и нарушает права и законные интересы заявителя.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив доводы участвующих в деле лиц, пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Общества, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
Пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ определен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
Как установлено пунктом 2 статьи 32 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Порядок предоставления земельных участков для строительства на территории Санкт-Петербурга регулируется Законом Санкт-Петербурга от 17.06.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции" (далее - Закон N 282-43) и Положением N 1813.
Пунктами 3.16, 3.16.1 и 3.16.2 Положения N 1813 предусмотрено, что Комитет в течение двух рабочих дней со дня регистрации заявления о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для целей строительства на инвестиционных условиях проверяет переданные документы на соответствие составу и требованиям действующего законодательства и Положению N 1813; в случае несоответствия указанным критериям документы возвращаются потенциальному инвестору в течение двух рабочих дней; при отсутствии оснований для возврата документов Комитет в течение семи рабочих дней осуществляет подготовку проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для строительства на инвестиционных условиях; инвестиционные условия, содержащиеся в проекте постановления Правительства, устанавливаются в соответствии с Законом N 282-43 и формируются в соответствии с пунктом 1.3 Положения N 1813.
Суды первой и апелляционной инстанций установили и материалами дела подтверждается, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне охраны объектов культурного наследия (зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ-2, ЗРЗ 2-1 исторически сложившихся центральных районов Санкт-Петербурга); на момент обращения Общества с заявлением о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении под строительство спорного земельного участка, решением Санкт-Петербургского городского суда от 20.12.2010 по делу N 3-311/10 признаны недействующими с 16.03.2011 отдельные положения Закона Санкт-Петербурга от 19.01.2009 N 820-7 "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга" и Закона Санкт-Петербурга от 04.02.2009 N 29-10 "О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" в части установления градостроительных регламентов и в том числе видов разрешенного использования в зонах охраны объектов культурного наследия, в связи с чем указанные положения не применимы.
Из пункта 2 статьи 85 ЗК РФ следует, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (пункт 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Вместе с тем пунктом 4 статьи 36 ГрК РФ установлено, что действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки:
1) в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются вновь выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия;
2) в границах территорий общего пользования;
3) предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами;
4) предоставленные для добычи полезных ископаемых.
Поскольку решением Санкт-Петербургского городского суда от 20.12.2010 по делу N 3-311/10 признаны недействующими градостроительные регламенты в зонах охраны объектов культурного наследия и утвержденные правила землепользования и застройки, то в отношении территорий зон охраны объектов культурного наследия в Санкт-Петербурге подлежит применению подпункт 5 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О порядке введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которым разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства определяется в соответствии с проектом планировки территории, в границах которой расположены такие земельные участки и объекты капитального строительства.
Судами установлено, что в отношении испрашиваемого земельного участка проект планировки территории до настоящего времени не утвержден, не определен вид разрешенного использования спорного земельного участка, в связи с чем предоставление указанного земельного участка для строительства, без учета градостроительного регламента не представляется возможным.
При таком положении суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу о том, что Правительство не имело возможности принять решение о предоставлении земельного участка для целей строительства. Оспариваемое бездействие не может быть признано незаконным.
Апелляционная инстанция обоснованно отклонила доводы Общества о необходимости применения в данном деле положений Закона Санкт-Петербурга от 26.06.2014 N 417-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в закон Санкт-Петербурга "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга", поскольку оспариваемое Обществом бездействие имело место до вступления в силу указанного закона.
Кассационная инстанция считает, что фактические обстоятельства дела установлены судами в результате полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с этим основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Учитывая, что при подаче кассационной жалобы Общество уплатило государственную пошлину в большем размере, чем установлено статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, Обществу надлежит возвратить из федерального бюджета 1000 руб., уплаченных по платежному поручению от 10.09.2014 N 6.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.04.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2014 по делу N А56-6107/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Новоград" - без удовлетворения.
Возвратить закрытого акционерного общества "Новоград" (место нахождения: Санкт-Петербург, ул. Рентгена, д. 7, лит. А, пом. 16Н, ОГРН 1077847339635, ИНН 471900005400) из федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 10.09.2014 N 6.

Председательствующий
А.В.КАДУЛИН

Судьи
И.Л.ГРАЧЕВА
Г.М.РУДНИЦКИЙ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)