Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 сентября 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Кашиной Т.А.
судей Полубехиной Н.С., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: Кривобоковым К.В.
при участии:
от истца: Самойловой М.Н. по доверенности от 29.08.2014 г.,
от ответчика: Денисова В.В. по доверенности от 10.01.2014 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17212/2014) ЗАО "Выборгское карьероуправление" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.06.2014 по делу N А56-7661/2014 (судья Балакир М.В.), принятое
по заявлению ЗАО "Выборгское карьероуправление"
заинтересованное лицо: Администрация МО "Выборгский район" Ленинградской области
о признании незаконным бездействия
установил:
Закрытое акционерное общество "Выборгское карьероуправление" (место нахождения: г. Выборг, Ленинградское шоссе д. 18А, ОГРН: 1024700875418, далее - Общество) обратилось в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области (место нахождения: г. Выборг, Ленинградская область, ул. Советская д. 1, далее - Администрация), выразившегося в непринятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждении акта выбора земельного участка и схемы расположения земельного участка под объектом: "Склад отгрузки готовой продукции для карьера "Красновское" в районе ж/д станции "Красный Сокол" и обязании принять соответствующее решение.
Решением суда от 05.06.2014 г. в удовлетворении заявления отказано.
ЗАО "Выборгское карьероуправление" обратилось с апелляционной жалобой на указанное решение, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Общество указывает на то, что судом не была дана должная оценка письменному ответу КУМИГ от 23.12.2013 года на письмо ЗАО "ЛИМБ" от 18.11.2013 года, в котором КУМИГ сообщает, что проведение процедуры информирования является преждевременной в связи с отклонением от согласования акта выбора земельного участка. Общество считает, что в данном случае обязательства по информированию населения не исполнены со стороны муниципального органа. Заявитель полагает, что указанные в акте осмотра земельного участка от 07.05.2014 года сооружения не могут являться сооружениями капитального строения, доказательства зарегистрированных в законном порядке прав собственности за какими либо иными организациями или физическими лицами на указанные строения, отсутствуют. Также, по мнению Общества, письмо Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству Администрации МО "Выборгский район" N А-4711 от 25.11.2013 г. не является надлежащим ответом Администрации на обращение Общества, поскольку согласно п. 6 ст. 31 Земельного кодекса исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Представитель Администрации в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность решения проверены апелляционным судом.
Как установлено, 13.08.2013 года ЗАО "Выборгское карьероуправление" обратилось в Администрацию МО "Выборгский район" Ленинградской области с заявлением N 210 о предварительном согласовании места размещения объекта "Склад отгрузки готовой продукции для карьера "Красновское" в районе ж/д станции "Красный Сокол", а также утверждения акта выбора земельного участка и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.
По заказу ЗАО "Выборгское карьероуправление" письмом исх. N 4035 от 08.10.2013 г. вх. N 1155308.10.2013 г. ЗАО "ЛИМБ" направило в адрес Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству Администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области на рассмотрение и согласование оригинал акта выбора земельного участка.
07.11.2013 г. ЗАО "Выборгское карьероуправление" направило в адрес Администрации письмо с просьбой об ускорении согласования акта выбора земельного участка под строительство объекта "Склад готовой продукции для карьера "Красновское" в районе ж/д станции Красный Сокол".
25.11.2013 г. Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительству письмом N А-4711 сообщил ЗАО "Выборгское карьероуправление", что согласование акта выбора земельного участка под размещение объекта: "Слад готовой продукции для карьера "Красновское" в районе ж/д "Красный Сокол" на территории Каменногорского городского поселения отклоняется в связи с тем, что в границах испрашиваемого земельного участка расположены объекты недвижимости - каменные нежилые здания (развалины), на которые отсутствуют правоустанавливающие документы.
По мнению заявителя, письмо Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству Администрации МО "Выборгский район" N А-4711 от 25.11.2013 нельзя признать надлежащим ответом Администрации на обращение Общества от 13.08.2013 о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждения акта выбора земельного участка и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оценив правомерность заявленных требований применительно к положениям 24 главы АПК РФ, арбитражный суд первой инстанции обоснованно посчитал указанные требования не подлежащими удовлетворению.
В силу статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В случае предоставления земельного участка с предварительным согласованием гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, согласно статье 31 Земельного кодекса РФ обращается в орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Выбор земельного участка осуществляется на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Согласно пункту 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации после поступления заявления в соответствии с пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.
Завершается первый этап процедуры предоставления земельных участков, предусмотренной пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ, принятием уполномоченным органом исполнительной власти или местного самоуправления решения об утверждении акта выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта либо решения об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Земельного кодекса РФ).
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что лицом, уполномоченным на утверждение акта выбора участка для строительства испрашиваемого Обществом объекта, является Администрация муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области.
В силу статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основополагающих принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Из материалов дела следует, что на испрашиваемом Обществом земельном участке расположены два сооружения: кирпичное, размером 3 м х 4 м, остов нежилого здания из ж/б плит, размером 30 м х 12 м, в котором складированы шины, бочки, строительный мусор, вдоль южной границы участка расположена модульная дробильно-сортировочная установка для обогащения отсева, на площади примерно 150 кв. м (ООО "Леннедра). С восточной стороны на участке ведется реконструкция и отводка ж/д пути длиной около 280 метров от места примыкания к основной ж/д ветки общего пользования.
При таких обстоятельствах удовлетворение требования об обязании Администрации оформить акт выбора данного земельного участка без решения вопроса о судьбе расположенных на нем зданий противоречит статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Оценивая правомерность письма Администрации, апелляционный суд исходит из того, что Обществом не опровергнут факт нахождения на спорном земельном участке вышеуказанных объектов, прочно связанных с данным земельным участком, в связи с чем основания полагать действия Администрации незаконными отсутствуют.
Таким образом, решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.06.2014 г. по делу N А56-7661/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Т.А.КАШИНА
Судьи
Н.С.ПОЛУБЕХИНА
О.Р.СТАРОВОЙТОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.09.2014 ПО ДЕЛУ N А56-7661/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 сентября 2014 г. по делу N А56-7661/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 сентября 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Кашиной Т.А.
судей Полубехиной Н.С., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: Кривобоковым К.В.
при участии:
от истца: Самойловой М.Н. по доверенности от 29.08.2014 г.,
от ответчика: Денисова В.В. по доверенности от 10.01.2014 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17212/2014) ЗАО "Выборгское карьероуправление" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.06.2014 по делу N А56-7661/2014 (судья Балакир М.В.), принятое
по заявлению ЗАО "Выборгское карьероуправление"
заинтересованное лицо: Администрация МО "Выборгский район" Ленинградской области
о признании незаконным бездействия
установил:
Закрытое акционерное общество "Выборгское карьероуправление" (место нахождения: г. Выборг, Ленинградское шоссе д. 18А, ОГРН: 1024700875418, далее - Общество) обратилось в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области (место нахождения: г. Выборг, Ленинградская область, ул. Советская д. 1, далее - Администрация), выразившегося в непринятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждении акта выбора земельного участка и схемы расположения земельного участка под объектом: "Склад отгрузки готовой продукции для карьера "Красновское" в районе ж/д станции "Красный Сокол" и обязании принять соответствующее решение.
Решением суда от 05.06.2014 г. в удовлетворении заявления отказано.
ЗАО "Выборгское карьероуправление" обратилось с апелляционной жалобой на указанное решение, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Общество указывает на то, что судом не была дана должная оценка письменному ответу КУМИГ от 23.12.2013 года на письмо ЗАО "ЛИМБ" от 18.11.2013 года, в котором КУМИГ сообщает, что проведение процедуры информирования является преждевременной в связи с отклонением от согласования акта выбора земельного участка. Общество считает, что в данном случае обязательства по информированию населения не исполнены со стороны муниципального органа. Заявитель полагает, что указанные в акте осмотра земельного участка от 07.05.2014 года сооружения не могут являться сооружениями капитального строения, доказательства зарегистрированных в законном порядке прав собственности за какими либо иными организациями или физическими лицами на указанные строения, отсутствуют. Также, по мнению Общества, письмо Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству Администрации МО "Выборгский район" N А-4711 от 25.11.2013 г. не является надлежащим ответом Администрации на обращение Общества, поскольку согласно п. 6 ст. 31 Земельного кодекса исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Представитель Администрации в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность решения проверены апелляционным судом.
Как установлено, 13.08.2013 года ЗАО "Выборгское карьероуправление" обратилось в Администрацию МО "Выборгский район" Ленинградской области с заявлением N 210 о предварительном согласовании места размещения объекта "Склад отгрузки готовой продукции для карьера "Красновское" в районе ж/д станции "Красный Сокол", а также утверждения акта выбора земельного участка и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.
По заказу ЗАО "Выборгское карьероуправление" письмом исх. N 4035 от 08.10.2013 г. вх. N 1155308.10.2013 г. ЗАО "ЛИМБ" направило в адрес Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству Администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области на рассмотрение и согласование оригинал акта выбора земельного участка.
07.11.2013 г. ЗАО "Выборгское карьероуправление" направило в адрес Администрации письмо с просьбой об ускорении согласования акта выбора земельного участка под строительство объекта "Склад готовой продукции для карьера "Красновское" в районе ж/д станции Красный Сокол".
25.11.2013 г. Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительству письмом N А-4711 сообщил ЗАО "Выборгское карьероуправление", что согласование акта выбора земельного участка под размещение объекта: "Слад готовой продукции для карьера "Красновское" в районе ж/д "Красный Сокол" на территории Каменногорского городского поселения отклоняется в связи с тем, что в границах испрашиваемого земельного участка расположены объекты недвижимости - каменные нежилые здания (развалины), на которые отсутствуют правоустанавливающие документы.
По мнению заявителя, письмо Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству Администрации МО "Выборгский район" N А-4711 от 25.11.2013 нельзя признать надлежащим ответом Администрации на обращение Общества от 13.08.2013 о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждения акта выбора земельного участка и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оценив правомерность заявленных требований применительно к положениям 24 главы АПК РФ, арбитражный суд первой инстанции обоснованно посчитал указанные требования не подлежащими удовлетворению.
В силу статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В случае предоставления земельного участка с предварительным согласованием гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, согласно статье 31 Земельного кодекса РФ обращается в орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Выбор земельного участка осуществляется на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Согласно пункту 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации после поступления заявления в соответствии с пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.
Завершается первый этап процедуры предоставления земельных участков, предусмотренной пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ, принятием уполномоченным органом исполнительной власти или местного самоуправления решения об утверждении акта выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта либо решения об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Земельного кодекса РФ).
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что лицом, уполномоченным на утверждение акта выбора участка для строительства испрашиваемого Обществом объекта, является Администрация муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области.
В силу статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основополагающих принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Из материалов дела следует, что на испрашиваемом Обществом земельном участке расположены два сооружения: кирпичное, размером 3 м х 4 м, остов нежилого здания из ж/б плит, размером 30 м х 12 м, в котором складированы шины, бочки, строительный мусор, вдоль южной границы участка расположена модульная дробильно-сортировочная установка для обогащения отсева, на площади примерно 150 кв. м (ООО "Леннедра). С восточной стороны на участке ведется реконструкция и отводка ж/д пути длиной около 280 метров от места примыкания к основной ж/д ветки общего пользования.
При таких обстоятельствах удовлетворение требования об обязании Администрации оформить акт выбора данного земельного участка без решения вопроса о судьбе расположенных на нем зданий противоречит статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Оценивая правомерность письма Администрации, апелляционный суд исходит из того, что Обществом не опровергнут факт нахождения на спорном земельном участке вышеуказанных объектов, прочно связанных с данным земельным участком, в связи с чем основания полагать действия Администрации незаконными отсутствуют.
Таким образом, решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.06.2014 г. по делу N А56-7661/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Т.А.КАШИНА
Судьи
Н.С.ПОЛУБЕХИНА
О.Р.СТАРОВОЙТОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)