Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 28.10.2014 N Ф05-10567/14 ПО ДЕЛУ N А41-23300/13

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 2014 г. по делу N А41-23300/13


Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 28 октября 2014 года
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Комаровой О.И.,
судей Чучуновой Н.С., Калининой Н.С.,
при участии в заседании:
от ответчиков:
от Некоммерческой организации Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий - Рыбакова М.Е. по доверенности от 02.12.2013,
от Общества с ограниченной ответственностью "Ревес" - Перцевой Е.В. по доверенности от 01.12.2013,
от третьих лиц
Министерство имущественных отношений Московской области - Черняховской Л.В. по доверенности от 05.07.2014 N 130,
рассмотрев 21 октября 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Арена"
на решение от 10 февраля 2014 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Неяскиной Е.А.,
на постановление от 09 июня 2014 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Катькиной Н.Н., Епифанцевой С.Ю., Немчиновой М.А.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Арена"
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области, Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, Некоммерческой организации Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий, Обществу с ограниченной ответственностью "Ревес", Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области
третьи лица Министерство имущественных отношений Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
о признании недействительным постановления, применении последствий недействительности ничтожных сделок, обязании исключить сведения из Государственного кадастра недвижимости, обязании принять решение о постановке на кадастровый учет земельного участка

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Арена" (далее ООО "Арена", истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области (далее ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, первый ответчик), Администрации Одинцовского муниципального района Московской области (далее второй ответчик), Некоммерческой организации Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (далее третий ответчик), Обществу с ограниченной ответственностью "Ревес" (далее ООО "Ревес", четвертый ответчик), Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области (далее Комитет, пятый ответчик) о:
- - признании недействительным постановления Администрации Одинцовского района Московской области N 3429 от 17.10.12 "О предоставлении земельного участка некоммерческой организации Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий для строительства гаража, расположенного в границах Одинцовского муниципального района, городское поселение Новоивановское, с местоположением в р.п. Новоивановское";
- - применении последствий недействительности ничтожных сделок - договора аренды земельного участка N 5563/д-13-50108/151-115 от 29.03.2013 и договора о передаче прав и обязанностей по договору N 5563/д-13-50108/151-115 аренды земельного участка от 29.03.2013 и договору N 5545 аренды земельного участка от 12.03.13 от 12.07.13 N 7, а именно:
прекратить право аренды ООО "Ревес" на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0000000:1773,
исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о праве аренды ООО "Ревес" на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0000000:1773,
истребовать земельный участок с кадастровым номером 50:20:0000000:1773 из незаконного владения ООО "Ревес" в распоряжение администрации Одинцовского муниципального района Московской области,
- обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области исключить сведения об уникальных характеристиках земельного участка - описание местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:20:0000000:1773 из государственного кадастра недвижимости;
- - обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области принять решение о постановке на кадастровый учет земельного участка площадью 8 470 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский муниципальный район, городское поселение Новоивановское, с местоположением в районе рабочего поселка Новоивановское по заявлению N 5020/101/11-8222 от 26.05.2011 (с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений исковых требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Московской области (далее Минимущество Московской области), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее Управление Росреестра по Московской области).
Решением Арбитражного суда Московской области от 10 февраля 2014 года в иске отказано.
Полагая исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд исходил из недоказанности преимущественного или исключительного права ООО "Арена" на спорный земельный участок на момент принятия обжалуемых судебных актов.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 09 июня 2014 года указанное решение оставлено без изменения.
ООО "Арена" подана кассационная жалоба, согласно которой истец просит решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Заявитель жалобы указывает, что выбор земельного участка является первичным этапом, необходимым для принятия в дальнейшем решения о предоставлении земельного участка для строительства.
В соответствии с пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Считает, что из системного толкования пунктов 4, 5 статьи 30, статей 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предварительное согласование места размещения объекта осуществляется не только в отношении конкретного объекта строительства, но и по отношению к конкретному субъекту строительства. Полагает, что у ООО "Арена" возникло исключительное право на предоставление земельного участка площадью 8470 кв. м, расположенного по адресу: Московская обл., Одинцовский муниципальный район, городское поселение Новоивановское, с местоположением в районе рабочего поселка Новоивановское, в течение трех лет.
Заявитель жалобы полагает, что им добросовестно совершены все действия, предусмотренные статьями 30, 32 Земельного кодекса Российской Федерации, по выполнению в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета.
Истец считает, что Администрация Одинцовского района Московской области распорядилась земельным участком, право на предоставление которого в соответствии с положениями статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации принадлежит ООО "Арена" на основании вступившего в законную силу решения суда и изданного в его исполнение акта органа местного самоуправления.
Заявитель жалобы, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, Администрация Одинцовского муниципального района Московской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
В соответствии с частью 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о принятии кассационной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания опубликована на сайте http://www.fasmo.arbitr.ru.
Частью 6 статьи 121 указанного Кодекса установлено, что лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления к производству и возбуждении производства по делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Согласно части 1 статьи 123 Кодекса лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке, установленном настоящим Кодексом, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.
При этом лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе.
ООО "Арена", ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, Администрация Одинцовского муниципального района Московской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области извещены о судебном процессе по настоящему делу, ООО "Арена" является заявителем рассматриваемой кассационной жалобы. Судебная коллегия считает, что ООО "Арена", ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, Администрация Одинцовского муниципального района Московской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области извещены о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции надлежащим образом, однако в суд не явились, дело в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Некоммерческая организация Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий, ООО "Ревес", Минимущество Московской области возражали против удовлетворения кассационной жалобы, считая решение Арбитражного суда Московской области и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда законными и обоснованными.
Письменные отзывы на жалобу не представлены.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Судами установлено, что решением Арбитражного суда Московской области от 23.04.2010 по делу N А41-43855/09 суд обязал Администрацию Одинцовского муниципального района Московской области в течение 30 дней со дня вступления в законную силу судебного акта принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта по заявлению ООО "Арена" (входящий N 10130/юр от 26.08.08), характеристика испрашиваемого земельного участка: общая площадь 8 470 кв. м, месторасположение: Московская область, Одинцовский муниципальный район, г/п Новоивановское, согласно ситуационного плана для размещения производственного комплекса.
Постановлением Администрации Одинцовского муниципального района Московской области N 3059 от 15.09.2010 ООО "Арена" утвержден акт выбора земельного участка площадью 8 470 кв. м для размещения производственного комплекса, расположенного в границах Одинцовского муниципального района, городское поселение Новоивановское, с местоположением в районе рабочего поселка Новоивановское, Администрация постановила предварительно согласовать место размещения производственного комплекса Обществу с ограниченной ответственностью "Арена" в районе рабочего поселка Новоивановское.
Рассмотрев обращение ООО "Арена" об утверждении схемы земельного участка, Администрация Одинцовского муниципального района Московской области постановлением N 3476 от 14.10.2010 утвердила схему расположения земельного участка площадью 8 470 кв. м для размещения производственного комплекса, земли населенных пунктов, расположенного в границах Одинцовского муниципального района, городское поселение Новоивановское, с местоположением в районе рабочего поселка Новоивановское.
ООО "Арена" обратилось в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет.
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области принято решение N МО-11/РКФ/1-176544 от 20.06.2011 о приостановлении осуществления кадастрового учета объекта недвижимости на основании пункта 2 части 2 статьи 26 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости" со ссылкой на то, что границы земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 50:20:0000000:1773, ООО "Арена" рекомендовано доработать представленную документацию, в частности внести в межевой план соответствующие изменения.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке N МО-13/ЗВ-862669 от 18.07.2013 земельный участок с кадастровым номером 50:20:0000000:1773 площадью 33 887+/-129 кв. м имеет местоположение: Московская область, р-н Одинцовский, р.п. Новоивановское, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства гаража. Указанный земельный участок в соответствии с постановлением Администрации Одинцовского муниципального района Московской области N 3429 от 17.10.2012 и договором аренды земельного участка N 5563/Д-13-50108/151-115 от 29.03.2013 предоставлен некоммерческой организации Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий в аренду сроком на 49 лет.
Решением ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области N МО-11/РКФ/1-306028 от 20.09.2011 в постановке на кадастровый учет земельного участка площадью 8 470 кв. м отказано на основании пункта 6 части 2 статьи 27 Закона "О государственном кадастре недвижимости", предусматривающего, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении.
ООО "Арена", полагая, что постановка на кадастровый учет и передача в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:20:0000000:1773 нарушает его права и законные интересы, поскольку в указанный участок включены земли, право на предоставление которых принадлежит ООО "Арена" на основании вступившего в законную силу решения суда, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Частью 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 указанного Кодекса).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 5 статьи 31 указанного Кодекса).
Пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суды установили, что решение о предварительном согласовании ООО "Арена" места размещения объекта принято Администрацией Одинцовского муниципального района Московской области 15.09.2010, срок его действия истек 15.09.2013.
Поскольку ООО "Арена" земельный участок общей площадью 8 470 кв. м на кадастровый учет поставлен не был, с заявлением о принятии нового решения о предварительном согласовании места размещения объекта общество не обращалось, суды пришли к правильному выводу о том, что на момент принятия обжалуемых судебных актов ООО "Арена" правами на указанный земельный участок не обладало.
При изложенных обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что оснований для признания недействительным постановления администрации Одинцовского района Московской области N 3429 от 17.10.2012 не имеется.
Суд, не установив нарушения норм действующего законодательства при формировании, постановке на учет и передаче в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:20:0000000:1773, установив отсутствие оснований для признания недействительным постановления Администрации Одинцовского района Московской области N 3429 от 17.10.2012, на основании которого заключены оспариваемые сделки, правомерно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Довод заявителя жалобы в качестве основания отмены обжалуемых судебных актов о том, что Администрация Одинцовского района Московской области распорядилась земельным участком, право на предоставление которого в соответствии с положениями статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации принадлежит ООО "Арена" на основании вступившего в законную силу решения суда и изданного в его исполнение акта органа местного самоуправления, несостоятелен с учетом установленного судом обстоятельства отсутствия у ООО "Арена" на момент принятия обжалуемых судебных актов прав на спорный земельный участок.
Оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 10 февраля 2014 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 09 июня 2014 года по делу N А41-23300/13 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
О.И.КОМАРОВА

Судьи
Н.С.ЧУЧУНОВА
Н.С.КАЛИНИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)