Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 23 августа 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Технико-торговый центр "Энергетический учет" Третьякова А.М. по доверенности от 02.04.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 7 марта 2013 года по делу N А13-12211/2012 (судья Попова С.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Технико-торговый центр "Энергетический учет" (ОГРН 1033500036470; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области (ОГРН 1043500093889; далее - Учреждение) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203009:0255, площадью 3899 кв. м, расположенного по адресу: г. Вологда, Советский проспект, д. 135 в размере рыночной стоимости с 01.01.2011 в размере 540 401 руб., о возложении обязанности внести рыночную стоимость в размере 540 401 руб. в качестве новой кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости с 01.01.2011.
Определением суда от 31 января 2013 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее - Управление).
Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил исковые требования, просил установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 3899 кв. м с кадастровым номером 35:24:0203009:0255, расположенного по адресу: г. Вологда, Советский проспект, дом 135 в размере рыночной стоимости в размере 624 230 руб., обязать внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость в размере 624 230 руб. в качестве новой кадастровой стоимости земельного участка площадью 3899 кв. м с кадастровым номером 35:24:0203009:0255, расположенного по адресу: г. Вологда, Советский проспект, дом 135.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 7 марта 2013 года исковые требования удовлетворены. Суд установил кадастровую стоимость земельного участка площадью 3899 кв. м с кадастровым номером 35:24:0203009:0255, расположенного по адресу: г. Вологда, Советский проспект, дом 135 в размере рыночной стоимости в размере 624 230 руб. Обязал Учреждение внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость в размере 624 230 руб. в качестве новой кадастровой стоимости земельного участка площадью 3899 кв. м с кадастровым номером 35:24:0203009:0255, расположенного по адресу: г. Вологда, Советский проспект, дом 135 с момента вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении требований к Управлению отказано.
Кроме того, с Учреждения в пользу Общества взыскано 4000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Учреждение с решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему:
- - сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости 11.02.2013 по состоянию на 18.01.2013. Кадастровая стоимость, которую в исковом заявлении указывает истец, утверждена постановлением Правительства Вологодской области лишь 30.12.2009 N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области", данное постановление отменено постановлением Правительства Вологодской области от 18.01.2013 N 51;
- - ссылки суда первой инстанции на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 913/11 являются несостоятельными, так как спорные отношения рассматриваемые в деле N 913/11, нормы установленные Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесение изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не распространялись и заявитель воспользоваться механизмом данного закона не мог;
- - суд первой инстанции при вынесении решения руководствовался отчетом от 19.10.2012 N 15-1/10 предоставленным истцом, которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203009:0255 установлена по состоянию на 01.01.2011, что противоречит действующему законодательству в рамках вынесенного решения, так как кадастровая стоимость данного земельного участка была установлена по состоянию на 02.06.2012;
- - для обжалования результатов определения кадастровой стоимости утвержденной приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206 необходимо обращаться в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, а при несогласии с вынесенным решением в суд с заявлением по обжалованию данного решения;
- - незаконным и необоснованным является удовлетворение исковых требований в части взыскания с Учреждения в пользу Общества государственной пошлины в размере 4000 руб. за рассмотрение иска.
Представитель Предпринимателя в судебном заседании апелляционной инстанции возражал относительно удовлетворения жалобы.
Ответчики надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Учреждение представило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя. Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203009:0255 общей площадью 3890 кв. м, расположенного по адресу: город Вологда, Советский проспект, дом 135. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 20.03.2012, свидетельство о государственной регистрации права серии 35-АБ N 160422.
Постановлением Правительства Вологодской области от 30 декабря 2009 N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области" утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области, вступившие в силу с 1 января 2011 года.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость принадлежащего истцу на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203009:0255 установлена в размере 20 725 095 руб. 51 коп.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости имущества от 19.10.2012 N 15-1/10, выполненному оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Северо-Западный центр юридических услуг" Жирновым И.Н., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203009:0255, определенная по состоянию на 01.01.2011, составляет 624 230 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, истец обратился в суд настоящим иском.
Суд первой инстанции признал требования законными, обоснованными и удовлетворил их в полном объеме.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила). В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В соответствии с пунктом 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и его территориальными органами. Согласно пункту 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости ее функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) органа кадастрового учета при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяются Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденным приказом Министерства торговли и экономического развития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215.
Порядок определения кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка устанавливается Методическими указаниями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222.
Как установил суд, кадастровая стоимость спорного земельного участка определена в соответствии с требованиями действующего законодательства. Истец данный факт не оспаривает.
Вместе с тем Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) внесены изменения в пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно новой редакции пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В статье 24.19 Закона об оценочной деятельности предусмотрено право физических и юридических лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органов государственной власти, органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Как верно указал суд первой инстанции, к спорным правоотношениям вышеуказанные нормы неприменимы и Учреждение воспользоваться механизмом Закона N 167-ФЗ не может.
В то же время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Исходя из пункта 5 Правил государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В обоснование заявленной позиции Общество представило в суд первой инстанции отчет от 19.10.2012 N 15-1/10, выполненный оценщиком Жирновым И.Н. В целях подтверждения правильности и достоверности данного отчета истцом также представлено экспертное заключение N 48/2013 на отчет N 15-1/10, выполненное общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков".
Суд первой инстанции, оценив указанные отчеты в порядке статей 67, 68, 71 АПК РФ пришел к обоснованному выводу о том, что отчеты соответствуют требованиями законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиями ФСО и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности РОО.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью спорных земельных участков и рыночной стоимостью, определенной в отчете оценщика по заказу истца, суд вправе назначить экспертизу этого отчета в целях его проверки, проведение которой регламентировано нормами статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ.
Статья 17.1 Закона N 135-ФЗ предусматривает, что под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулиемой организации.
Жирнов И.Н. является членом саморегулируемой организации общероссийская общественная организация "Российское общество оценщиков".
Таким образом, оценка произведена лицом, обладающим необходимыми познаниями в области оценки и правом заниматься данным видом деятельности.
Согласно экспертному заключению N 48/2013, выполненному экспертом общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков", отчет от 19.10.2012 N 15-1/10 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, Федеральных стандартов оценки; выводы, сделанные оценщиком при определении рыночной стоимости объекта оценки, признаны обоснованными.
Ответчики в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции выводы, сделанные экспертом Жирновым И.Н., не оспорили, возражений против отчета о рыночной стоимости земельного участка не заявляли.
В связи с этим суд правомерно принял решение об установлении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203009:0255 в соответствии с отчетом.
Из материалов дела и дополнительно представленных в суд апелляционной инстанции документов усматривается, что кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206 была определена по состоянию на 02.06.2012.
Оценка рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203009:0255, выполненная оценщиком Жирновым И.Н., определена 19.10.2012 по состоянию на 01.01.2011.
Таким образом, с момента определения кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206 (02.06.2012) и до составления отчета независимого оценщика 19.10.2012 прошло 4 месяца 17 дней.
Кроме того, истцом во исполнение определения Четырнадцатого арбитражного апелляционной суда от 20 июня 2013 года об отложении рассмотрения апелляционной жалобы представлен отчет N 01/660 об оценке рыночной стоимости земельного участка площадью 3899 кв. м с кадастровым номером 35:24:0203009:0255, расположенного по адресу: Вологодская обл., г. Вологда, Советский проспект, 135 по состоянию на 02.06.2012. Отчет выполнен обществом с ограниченной ответственностью "Бюро независимой оценки" экспертами Рогулиным А.К. и Рогулиным М.К.
Согласно представленному отчету рыночная стоимость спорного земельного участка составляет 624 230 руб.
Согласно пункту 26 Федеральных стандартов оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года N 256 (в редакции от 22 октября 2010 года N 509) итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, за исключением кадастровой, указанная в отчете об оценке, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектами оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более шести месяцев.
На основании изложенного, следует признать, что рыночная стоимость земельного участка определена судом первой инстанции в отношении актуальной кадастровой стоимости.
Довод Учреждения о том, что результаты кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены Обществом только в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость, правомерно отклонен судом первой инстанции ввиду следующего.
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206, вступившего в силу 18.01.2012, введены в действие новые результаты кадастровой стоимости земель населенных пунктов. Постановление Правительства Вологодской области от 30.12.2009 N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области" отменено Постановлением Правительства Вологодской области от 18.01.20012 N 51.
В то же время, на дату обращения с иском в суд действовало Постановление Правительства Вологодской области от 30.12.2009 N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области", истец обратиться в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения рыночной стоимости земельного участка не мог, предметом данного иска оспаривание результатов кадастровой оценки не является, в связи с чем суд считает правомерным обращение истца с данным иском в суд.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно установил рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203009:0255 в размере в 624 230 руб. в соответствии с отчетом оценщика Жирнова И.Н. от 19.10.2012.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).
В силу части 2 статьи 3 названного Закона предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
В соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета Кадастровая палата выполняет функции по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26.12.2011 N 531 ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" с 01.03.2012 наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик. На территории Вологодской области полномочия осуществляет филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" по Вологодской области.
Расходы истца по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска на основании статьи 110 АПК РФ правомерно отнесены на Учреждение.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Учреждение освобождено от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в федеральный бюджет не взыскивается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 7 марта 2013 года по делу N А13-12211/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий
А.В.РОМАНОВА
Судьи
А.Я.ЗАЙЦЕВА
А.Н.ШАДРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.08.2013 ПО ДЕЛУ N А13-12211/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 августа 2013 г. по делу N А13-12211/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 23 августа 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Технико-торговый центр "Энергетический учет" Третьякова А.М. по доверенности от 02.04.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 7 марта 2013 года по делу N А13-12211/2012 (судья Попова С.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Технико-торговый центр "Энергетический учет" (ОГРН 1033500036470; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области (ОГРН 1043500093889; далее - Учреждение) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203009:0255, площадью 3899 кв. м, расположенного по адресу: г. Вологда, Советский проспект, д. 135 в размере рыночной стоимости с 01.01.2011 в размере 540 401 руб., о возложении обязанности внести рыночную стоимость в размере 540 401 руб. в качестве новой кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости с 01.01.2011.
Определением суда от 31 января 2013 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее - Управление).
Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил исковые требования, просил установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 3899 кв. м с кадастровым номером 35:24:0203009:0255, расположенного по адресу: г. Вологда, Советский проспект, дом 135 в размере рыночной стоимости в размере 624 230 руб., обязать внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость в размере 624 230 руб. в качестве новой кадастровой стоимости земельного участка площадью 3899 кв. м с кадастровым номером 35:24:0203009:0255, расположенного по адресу: г. Вологда, Советский проспект, дом 135.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 7 марта 2013 года исковые требования удовлетворены. Суд установил кадастровую стоимость земельного участка площадью 3899 кв. м с кадастровым номером 35:24:0203009:0255, расположенного по адресу: г. Вологда, Советский проспект, дом 135 в размере рыночной стоимости в размере 624 230 руб. Обязал Учреждение внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость в размере 624 230 руб. в качестве новой кадастровой стоимости земельного участка площадью 3899 кв. м с кадастровым номером 35:24:0203009:0255, расположенного по адресу: г. Вологда, Советский проспект, дом 135 с момента вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении требований к Управлению отказано.
Кроме того, с Учреждения в пользу Общества взыскано 4000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Учреждение с решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему:
- - сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости 11.02.2013 по состоянию на 18.01.2013. Кадастровая стоимость, которую в исковом заявлении указывает истец, утверждена постановлением Правительства Вологодской области лишь 30.12.2009 N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области", данное постановление отменено постановлением Правительства Вологодской области от 18.01.2013 N 51;
- - ссылки суда первой инстанции на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 913/11 являются несостоятельными, так как спорные отношения рассматриваемые в деле N 913/11, нормы установленные Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесение изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не распространялись и заявитель воспользоваться механизмом данного закона не мог;
- - суд первой инстанции при вынесении решения руководствовался отчетом от 19.10.2012 N 15-1/10 предоставленным истцом, которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203009:0255 установлена по состоянию на 01.01.2011, что противоречит действующему законодательству в рамках вынесенного решения, так как кадастровая стоимость данного земельного участка была установлена по состоянию на 02.06.2012;
- - для обжалования результатов определения кадастровой стоимости утвержденной приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206 необходимо обращаться в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, а при несогласии с вынесенным решением в суд с заявлением по обжалованию данного решения;
- - незаконным и необоснованным является удовлетворение исковых требований в части взыскания с Учреждения в пользу Общества государственной пошлины в размере 4000 руб. за рассмотрение иска.
Представитель Предпринимателя в судебном заседании апелляционной инстанции возражал относительно удовлетворения жалобы.
Ответчики надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Учреждение представило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя. Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203009:0255 общей площадью 3890 кв. м, расположенного по адресу: город Вологда, Советский проспект, дом 135. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 20.03.2012, свидетельство о государственной регистрации права серии 35-АБ N 160422.
Постановлением Правительства Вологодской области от 30 декабря 2009 N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области" утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области, вступившие в силу с 1 января 2011 года.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость принадлежащего истцу на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203009:0255 установлена в размере 20 725 095 руб. 51 коп.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости имущества от 19.10.2012 N 15-1/10, выполненному оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Северо-Западный центр юридических услуг" Жирновым И.Н., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203009:0255, определенная по состоянию на 01.01.2011, составляет 624 230 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, истец обратился в суд настоящим иском.
Суд первой инстанции признал требования законными, обоснованными и удовлетворил их в полном объеме.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила). В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В соответствии с пунктом 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и его территориальными органами. Согласно пункту 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости ее функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) органа кадастрового учета при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяются Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденным приказом Министерства торговли и экономического развития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215.
Порядок определения кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка устанавливается Методическими указаниями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222.
Как установил суд, кадастровая стоимость спорного земельного участка определена в соответствии с требованиями действующего законодательства. Истец данный факт не оспаривает.
Вместе с тем Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) внесены изменения в пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно новой редакции пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В статье 24.19 Закона об оценочной деятельности предусмотрено право физических и юридических лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органов государственной власти, органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Как верно указал суд первой инстанции, к спорным правоотношениям вышеуказанные нормы неприменимы и Учреждение воспользоваться механизмом Закона N 167-ФЗ не может.
В то же время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Исходя из пункта 5 Правил государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В обоснование заявленной позиции Общество представило в суд первой инстанции отчет от 19.10.2012 N 15-1/10, выполненный оценщиком Жирновым И.Н. В целях подтверждения правильности и достоверности данного отчета истцом также представлено экспертное заключение N 48/2013 на отчет N 15-1/10, выполненное общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков".
Суд первой инстанции, оценив указанные отчеты в порядке статей 67, 68, 71 АПК РФ пришел к обоснованному выводу о том, что отчеты соответствуют требованиями законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиями ФСО и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности РОО.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью спорных земельных участков и рыночной стоимостью, определенной в отчете оценщика по заказу истца, суд вправе назначить экспертизу этого отчета в целях его проверки, проведение которой регламентировано нормами статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ.
Статья 17.1 Закона N 135-ФЗ предусматривает, что под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулиемой организации.
Жирнов И.Н. является членом саморегулируемой организации общероссийская общественная организация "Российское общество оценщиков".
Таким образом, оценка произведена лицом, обладающим необходимыми познаниями в области оценки и правом заниматься данным видом деятельности.
Согласно экспертному заключению N 48/2013, выполненному экспертом общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков", отчет от 19.10.2012 N 15-1/10 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, Федеральных стандартов оценки; выводы, сделанные оценщиком при определении рыночной стоимости объекта оценки, признаны обоснованными.
Ответчики в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции выводы, сделанные экспертом Жирновым И.Н., не оспорили, возражений против отчета о рыночной стоимости земельного участка не заявляли.
В связи с этим суд правомерно принял решение об установлении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203009:0255 в соответствии с отчетом.
Из материалов дела и дополнительно представленных в суд апелляционной инстанции документов усматривается, что кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206 была определена по состоянию на 02.06.2012.
Оценка рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203009:0255, выполненная оценщиком Жирновым И.Н., определена 19.10.2012 по состоянию на 01.01.2011.
Таким образом, с момента определения кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206 (02.06.2012) и до составления отчета независимого оценщика 19.10.2012 прошло 4 месяца 17 дней.
Кроме того, истцом во исполнение определения Четырнадцатого арбитражного апелляционной суда от 20 июня 2013 года об отложении рассмотрения апелляционной жалобы представлен отчет N 01/660 об оценке рыночной стоимости земельного участка площадью 3899 кв. м с кадастровым номером 35:24:0203009:0255, расположенного по адресу: Вологодская обл., г. Вологда, Советский проспект, 135 по состоянию на 02.06.2012. Отчет выполнен обществом с ограниченной ответственностью "Бюро независимой оценки" экспертами Рогулиным А.К. и Рогулиным М.К.
Согласно представленному отчету рыночная стоимость спорного земельного участка составляет 624 230 руб.
Согласно пункту 26 Федеральных стандартов оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года N 256 (в редакции от 22 октября 2010 года N 509) итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, за исключением кадастровой, указанная в отчете об оценке, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектами оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более шести месяцев.
На основании изложенного, следует признать, что рыночная стоимость земельного участка определена судом первой инстанции в отношении актуальной кадастровой стоимости.
Довод Учреждения о том, что результаты кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены Обществом только в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость, правомерно отклонен судом первой инстанции ввиду следующего.
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206, вступившего в силу 18.01.2012, введены в действие новые результаты кадастровой стоимости земель населенных пунктов. Постановление Правительства Вологодской области от 30.12.2009 N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области" отменено Постановлением Правительства Вологодской области от 18.01.20012 N 51.
В то же время, на дату обращения с иском в суд действовало Постановление Правительства Вологодской области от 30.12.2009 N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области", истец обратиться в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения рыночной стоимости земельного участка не мог, предметом данного иска оспаривание результатов кадастровой оценки не является, в связи с чем суд считает правомерным обращение истца с данным иском в суд.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно установил рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203009:0255 в размере в 624 230 руб. в соответствии с отчетом оценщика Жирнова И.Н. от 19.10.2012.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).
В силу части 2 статьи 3 названного Закона предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
В соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета Кадастровая палата выполняет функции по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26.12.2011 N 531 ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" с 01.03.2012 наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик. На территории Вологодской области полномочия осуществляет филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" по Вологодской области.
Расходы истца по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска на основании статьи 110 АПК РФ правомерно отнесены на Учреждение.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Учреждение освобождено от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в федеральный бюджет не взыскивается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 7 марта 2013 года по делу N А13-12211/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий
А.В.РОМАНОВА
Судьи
А.Я.ЗАЙЦЕВА
А.Н.ШАДРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)