Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 24.11.2014 ПО ДЕЛУ N 33-4166/2014

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 ноября 2014 г. по делу N 33-4166/2014


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Соляникова Р.В.,
судей Коваленко С.В., Щепалова С.В.
при секретаре П.А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 09 сентября 2014 г. по заявлению Ш.А.Б. о признании незаконным распоряжения Правительства Республики Карелия от 27.09.2014 N 392р-П и обязании устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

установила:

заявление подано по тем основаниям, что <...> Ш.А.Б. обратилась в администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия с заявлением о предоставлении в аренду для ведения дачного хозяйства земельного участка, расположенного в <...>, в кадастровом квартале <...>, категория земель - земли запаса. Земельный участок выбран, сформирован и поставлен на кадастровый учет.
В дальнейшем в адрес Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок было направлено ходатайство о переводе земельного участка в категорию земель "земли сельскохозяйственного назначения".
<...> Правительством Республики Карелия принято распоряжение N 392р-П об отказе в переводе земельного участка из категории "земли запаса" в категорию "земли сельскохозяйственного назначения" по мотивам несоответствия испрашиваемого целевого назначения земельного участка генеральному плану <...> сельского поселения.
В чем именно заключается такое несоответствие, в распоряжении указано не было. Обозначение в графических приложениях к генеральному плану части территорий (в т.ч. кадастрового квартала с кадастровым номером <...>) зеленым цветом ("лес") означает лишь то, что данная территория в основной массе покрыта растительностью (лесом), но не определяет правового режима указанных земель (целевого назначения и категории) и соответствующих видов разрешенного использования. Утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.
Указывая, что испрашиваемое целевое назначение земельного участка и перевод его в категорию "земли сельскохозяйственного назначения" не противоречит генеральному плану Нововилговского сельского поселения, заявитель просила признать распоряжение Правительства Республики Карелия от 27.06.2014 N 392р-П незаконным.
Решением суда заявленные требования оставлены без удовлетворения.
С решением суда не согласна заявитель, в апелляционной жалобе и дополнениях к ней просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления. В обоснование жалобы указывает, что судом не применены положения ст. ст. 42, 81 ЗК РФ, согласно которым ведение дачного хозяйства является одним из видов использования земель сельскохозяйственного назначения, а не целевым назначением земельного участка. Вид разрешенного использования земельного участка не является критерием для принятия решения о переводе или отказа в переводе участка из одной категории земель в другую. Земли запаса являются особой категорией, в отношении которой не установлены виды использования; утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон. Судом не установлены правовые последствия, порождаемые установлением в генеральном плане Нововилговского сельского поселения функциональной зоны "лесопользования". Не доказано, что отнесение земель к функциональной зоне "лесопользования" исключает возможность перевода таких земель из категории "земель запаса" в категорию "земель сельскохозяйственного назначения". Суд не учел, что на земельном участке, расположенном в пределах функциональной зоны "лесопользование", допускается ведение сельского хозяйства. В мотивировочной части решения не указаны доказательства, на которых основаны выводы суда.
В возражениях относительно апелляционной жалобы Правительство Республики Карелия и Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок полагают решение суда подлежащим оставлению без изменения по тем основаниям, что распоряжение от 27.06.2014 N 392р-П принято в пределах полномочий Правительства Республики Карелия. Территория, на которой расположен спорный земельный участок, отнесена к функциональной зоне лесопользования, что свидетельствует о несоответствии испрашиваемого земельного участка генеральному плану поселения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя Б.А.А. поддержал доводы жалобы по изложенным в ней основаниям.
Представитель Правительства Республики Карелия С.М.С. полагал решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Заявитель в судебное заседания не явилась, администрация Прионежского муниципального района представителя не направила, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Заслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из дела усматривается, что спорный земельный участок отнесен к землям запаса.
В соответствии со ст. 103 ЗК РФ к землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса. Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, и иных предусмотренных федеральными законами случаев.
Также по делу установлено, что целью совершения заявителем действий по формированию земельного участка, постановке его на кадастровый учет и проведения процедуры перевода из одной категории в другую является намерение получить земельный участок для ведения дачного хозяйства.
Полномочия по переводу земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в другую категорию в силу положений ст. ст. 8, 10 ЗК РФ, п. 2 ст. 15 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" возложены на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Республики Карелия от 27.06.2014 N 392р-П администрации Прионежского муниципального района отказано в переводе земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв. м, расположенного в <...> <...>, из состава земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения в связи с несоответствием испрашиваемого целевого назначения земельного участка генеральному плану <...> сельского поселения.
Согласно пп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ земли делятся по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Отношения по территориальному планированию регулируются градостроительным законодательством (ч. 1 ст. 4 ГрК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 8 ГрК РФ подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений отнесены к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генеральных планов поселения, в силу ч. 1 ст. 18 ГрК РФ являющихся документами территориального планирования муниципальных образований, относится к вопросам местного значения поселения.
По сведениям, представленным администрацией Нововилговского сельского поселения (письма от 15.05.2014 N 646 и от 20.10.2013 N 1533), земельный участок с кадастровым номером 10:20:0031402:632 расположен в функциональной зоне лесопользования и в санитарно-защитной зоне, за границами населенного пункта. Карты градостроительного зонирования и градостроительные регламенты для данной территории не разработаны.
Данное обстоятельство подтверждается также картой функциональных зон, являющейся составной частью генерального плана Нововилговского сельского поселения.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Установив несоответствие изложенным в кадастровом паспорте сведений о целевом назначении испрашиваемого заявителем земельного участка документам территориального планирования Нововилговского сельского поселения, Правительство Республики Карелия правомерно отказало в переводе земель из категории "земли запаса" в категорию "земли сельскохозяйственного назначения".
Вопреки доводам апелляционной жалобы суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, отвечающую требованиям ст. 67 ГПК РФ. Выводы суда не входят в противоречие с материалами дела и соответствуют ч. 2 ст. 195 ГПК РФ, юридически значимые обстоятельства установлены судом верно.
Определение правовых последствий, порождаемых установлением генеральным планом Нововилговского сельского поселения функциональных зон, при рассмотрении настоящего дела не требовалось, поскольку законность утвержденного генерального плана предметом оспаривания не являлась. Решение суда принято по заявленным требованиям (ч. 3 ст. 196 ГПК РФ).
По изложенным мотивам обжалуемое решение является законным, а оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 09 сентября 2014 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий

Судьи




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)