Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.12.2014 N 17АП-14338/2014-ГК ПО ДЕЛУ N А60-24023/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 декабря 2014 г. N 17АП-14338/2014-ГК

Дело N А60-24023/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 декабря 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Макарова Т.В.,
судей Виноградовой Л.Ф., Дюкина В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Пестовой О.В.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 02 сентября 2014 года
по делу N А60-24023/2014,
принятое судьей Сергеевой М.Л.
по заявлению открытого акционерного общества "Святогор" (ИНН 6618000220, ОГРН 1026601213980)
к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области,
о признании незаконным бездействия,

установил:

Открытое акционерное общество "Святогор" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Федерального агентства по управлению государственным имуществом и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, выразившееся в не утверждении акта выбора земельного участка и не согласовании размещения объекта с кадастровым номером 66:53:0105001:1, обязать Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Святогор" путем принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта (очистные сооружения. Восполнение мощностей Лаврово - Николаевского карьера. Вторая очередь Волковского рудника) и утверждении акта выбора земельного участка.
Заявление мотивировано тем, что ТУ Росимущества в Свердловской области нарушило права и законные интересы общества, поскольку не согласовало место размещения объекта путем утверждения акта о выборе земельного участка для строительства и не приняло решение о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с положениями п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 02 сентября 2014 года по делу N А60-24023/2014 заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие Федерального агентства по управлению государственным имуществом и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, выразившееся в не утверждении акта выбора земельного участка и не согласовании размещения объекта с кадастровым номером 66:53:0105001:1. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области обязаны устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Святогор" в течение месяца с момента вступления в законную силу путем рассмотрения вопроса согласования места размещения объекта и утверждения акта выбора земельного участка.
Суд первой инстанции, принимая решение, пришел к выводу, что в нарушение требований ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации ТУ Росимущества не приняло решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта, что, по мнению суда, свидетельствует о незаконном бездействии административного органа.
Не согласившись с решением, ТУ Росимущества обратилось в суд с апелляционной жалобой, просит решение отменить, в удовлетворении заявления - отказать. Считает, что судом необоснованно не приняты во внимание доводы о том, что ТУ Росимущества без поручения Росимущества не обладает полномочиями по принятию решения о согласовании места размещения объекта и утверждения акта выбора земельного участка.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Решение считает законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, что на основании ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела судом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, с учетом доводов сторон, по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает, что не имеется оснований для изменения или отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из обстоятельств дела, Открытое акционерное общество "Святогор" в связи с оформлением в аренду земельного участка, который необходим для осуществления работ по строительству и эксплуатации объектов инфраструктуры - очистных сооружений, обратилось 14.05.2013 года в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области для согласования места размещения объекта, а также согласования акта выбора земельного участка на территории Кушвинского городского округа.
Кадастровый номер земельного участка 66:53:0105001:1; категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области 12.02.2013 уведомило общество о том, что его заявление и пакет документов, необходимых для принятия решения об утверждении акта выбора земельного участка на территории Кушвинского городского округа направлены в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом в соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (л.д. 25).
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области 21.06.2013 направило в адрес общества уведомление (исх. N АР-8275/07), о направлении обращения в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом для принятия соответствующего решения, поскольку земельный участок находится в собственности РФ.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области 02.08.2013 года направило ответ (исх. N АР-10218/07) Федерального агентства по управлению государственным имуществом, о невозможности утвердить акт выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта строительства со ссылкой на статью 31 Земельного кодекса Российской Федерации и возврате пакета документов на доработку.
Устранив замечания, 22.01.2014 общество направило заявку в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, со всеми необходимыми документами, для того чтобы утвердить акт выбора земельного участка с кадастровым номером 66:53:0105001:1, общей площадью 39,09 ГА и предварительного согласования места размещения объекта с последующей передачей в аренду.
Согласно пункту 2.8. Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в федеральной собственности, для целей, связанных со строительством, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 03 октября 2013 года N 570, предоставление государственной услуги с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется совокупно в течение 2 месяцев со дня регистрации заявления в Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом или Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области.
Течение срока на рассмотрение заявления от 22.01.2014 N 02-21/0196 об утверждении акта выбора земельного участка, расположенного в Кушвинском городском округе, началось 23.01.2014 (дата регистрации заявления в Территориальном управлении Росимущества в Свердловской области) и истекло 23.03.2014.
Полагая, что ТУ Росимущества в Свердловской области нарушило его права и законные интересы, поскольку не согласовало место размещения объекта путем утверждения акта о выборе земельного участка для строительства и не приняло решение о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с положениями п. 5 ст. 30 Земельного кодекса срок, общество "Святогор" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
В силу п. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В силу п. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации)
Таким образом, уполномоченный орган обязан совершить действия в виде принятия одного из двух предусмотренных законом решений: согласовать размещение объекта или отказать в размещении объекта. Откладывание принятия решения о выборе земельного участка для строительства административного здания на неопределенный срок законом не предусмотрено и является бездействием уполномоченного органа.
Согласно п. 6 и п. 7 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения.
В силу ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как видно из материалов дела, ОАО "Святогор" в установленный срок обратилось с заявлением об утверждении акта выбора земельного участка.
Однако, как верно указал суд первой инстанции, в нарушение требований ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо не приняло решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта, что, по мнению суда, свидетельствует о незаконном бездействии административного органа.
Доводы о том, что ТУ Росимущества без поручения Росимущества не обладает полномочиями по принятию решения о согласовании места размещения объекта и утверждения акта выбора земельного участка, отклоняются.
В пунктах 4.1, 4.1.1 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, предусмотрено, что территориальный орган самостоятельно осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации по вопросам, относящимся к компетенции территориального органа.
Таким образом, представителями РФ в спорных материальных правоотношениях выступают именно территориальные органы Росимущества. Согласование предоставления земельных участков является внутренним ведомственным вопросом органов Росимущества. Вопрос о наличии соответствующего поручения Росимущества не является препятствием для согласования размещения объекта.
При таких обстоятельствах, заявление о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование подано заявителем в уполномоченный орган государственной власти.
Несовершение заинтересованным лицом соответствующих действий и непринятие решения является бездействием, противоречащим закону и нарушающим права и законные интересы заявителя.
Нарушений, а также неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина.
Руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 02 сентября 2014 года по делу N А60-24023/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий
Т.В.МАКАРОВ

Судьи
Л.Ф.ВИНОГРАДОВА
В.Ю.ДЮКИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)