Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.10.2015 N 17АП-12095/2015-ГК ПО ДЕЛУ N А50-7211/2015

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 октября 2015 г. N 17АП-12095/2015-ГК

Дело N А50-7211/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 октября 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.,
судей Дюкина В.Ю., Макарова Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пестовой О.В.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Карасев Е.В. (паспорт, доверенность от 24.03.2015),
от ответчика - представители не явились,
от третьих лиц - представители не явились,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 30 июля 2015 года
по делу N А50-7211/2015,
принятое судьей Трефиловой Е.М.,
по заявлению ООО "Монолит-Р" (ОГРН 1025900898814, ИНН 5904091280)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю
третьи лица: Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае
о признании отказа в государственной регистрации незаконным,

установил:

ООО "Монолит-Р" (заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (ответчик) о признании незаконны отказа в государственной регистрации дополнительного соглашения N 1 от 10.09.2014 к договору N 232 от 01.12.2009 аренды лесного участка площадью 0,42 га, категория земель - земли лесного фонда, номер учетной записи 879-2009-10 в государственном лесном реестре Пермского края, местоположение: Пермский край, Ильинский муниципальный район, ГКУ "Ильинское лесничество", Ильинское участковое лесничество, квартал 15 (выдел 9), защитные леса (нерестоохранные полосы лесов); о возложении на ответчика обязанности осуществить государственную регистрацию дополнительного соглашения N 1 от 10.09.2014 к договору N 232 от 01.12.2009.
В порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае.
Решением суда от 30.07.2015 (резолютивная часть от 27.07.2015) заявленные требования удовлетворены.
Решение суда от 30.07.2015 обжаловано третьим лицом Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе третье лицо ссылается на то, что земельный участок, являющийся предметом договора аренды, сформирован из лесных участков, поставленных на государственный кадастровый учет до введения в действий Лесного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", и принадлежит Российской Федерации на праве собственности. При этом границы лесного участка уполномоченным органом не согласовывались, решение об образовании земельного участка на регистрацию представлено не было. Кроме того, заявитель апелляционной жалобы указывает, что передача лесных участков в аренду под эксплуатацию причала лесным законодательством не предусмотрена, лесной участок относится к защитным лесам (нерестоохранные полосы), договор аренды является ничтожной сделкой, Агентство по природопользованию Пермского края не имело полномочий по распоряжению земельным участком, являющимся федеральной собственностью.
Заявитель против доводов апелляционной жалобы возражает, в отзыве на апелляционную жалобу указывает, что сведения о спорном участке были внесены в государственный реестр за N 879-2009-10, в связи с чем, обязанность Управления Росимущества по Пермскому краю по согласованию границ лесных земельных участков отсутствует в силу положений Вводного закона. Кроме того, участок был предоставлен под причал общего пользования, что не противоречит действующему законодательству, ограничения прав неограниченного круга лиц на пользование береговой полосой не доказано.
Иные лица, участвующие в деле, возражений на апелляционную жалобу не представили.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 01.12.2009 между Агентством по природопользованию Пермского края (арендодатель) и ООО "Монолит-Р" (арендатор) был заключен договор аренды лесного участка N 232, по которому арендодатель предоставил арендатору во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 0,42 га, категория земель - земли лесного фонда, номер учетной записи в государственном лесном реестре Пермского края 879-2009-10, местоположение - Пермский край, Ильинский муниципальный район, ГКУ "Ильинское лесничество", Ильинское участковое лесничество, квартал 15 (выдел 9), защитные леса (нерестоохранные полосы лесов), на срок с 22.09.2009 по 22.08.2014.
По акту приема-передачи от 22.09.2009 N 232 указанный участок был передан арендатору.
Дополнительным соглашением N 1 от 10.09.2014 к договору аренды лесного участка от 01.12.2009 N 232 срок действия договора аренды лесного участка от 01.12.2009 N 232 продлен с 23.08.2014 по 22.09.2058; в пункте 2 договора, а также Приложениях к договору местоположение участка определено как: Пермский край, Ильинский муниципальный район, Закамское лесничество, Каргинское участковое лесничество (Ильинское (часть) квартал N 15 (часть выдела 9).
16.12.2014 заявитель обратился к ответчику с заявлением о государственной регистрации дополнительного соглашения N 1 от 10.09.2014 к договору аренды лесного участка от 01.12.2009 N 232.
Сообщением от 19.03.2015 N 59-147-00/221/2014-551 ответчик отказал в государственной регистрации дополнительного соглашения, указав, что для осуществления государственной регистрации необходимо было осуществить постановку земельного участка на кадастровый учет и представить решение об образовании заявляемого земельного (лесного) участка, принятое Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края.
Полагая, что отказ в государственной регистрации противоречит закону, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 1 ст. 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации прав) государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлен в статье 17 указанного Закона и является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 17 Закона о государственной регистрации).
В соответствии со статьей 13, пунктом 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации при государственной регистрации прав проводится правовая экспертиза представленных на регистрацию документов. Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП.
Согласно п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию права по форме или содержанию не соответствуют требованиям законодательства; лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, установив, что заявителем для государственной регистрации были представлены все необходимые документы в соответствии с требованиями статьи 20 Закона о государственной регистрации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение ответчика не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции отклоняются, исходя из следующего.
В соответствии ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Как установлено п. 3 ст. 607 ГК РФ в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.
Письмом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 30.01.2005 подтверждается, что земельный (лесной) участок площадью 0,42 га, расположенный по адресу: Пермский край, Ильинский муниципальный район, Закамское лесничество, Каргинское участковое лесничество (Ильинское (часть) квартал N 15 (часть выдела 9), входит в состав земельного (лесного) участка, учтенного в сведениях государственного кадастра недвижимости с кадастровым номером 59:20:0000000:100.
Согласно п. 2 ст. 72 ЛК РФ объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Вместе с тем, в силу ст. 4.1 Вводного закона до 1 января 2015 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.
При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет (п. 2 ст. 4.1 Вводного закона).
Согласно п. 3 ст. 4.1 Вводного закона государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81-83 ЛК РФ, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими ч. 1 ст. 69 ЛК РФ.
Статьей 4.2 Вводного закона установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (п. 1). План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным (п. 2 ст. 4.2).
В соответствии со ст. 4.4 Вводного закона в случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Законом о государственной регистрации прав.
Правовая позиция относительно применения нормы ст. 4.4 Вводного закона определена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.02.2014 N 13123/13 и состоит в следующем.
Поскольку согласно ст. 4.4 Вводного закона до 01.01.2015 допускается распоряжение лесным участком и государственная регистрация прав на него без осуществления его кадастрового учета при условии наличия плана лесного участка, то вхождение лесного участка, передаваемого в аренду, в состав участка, право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией и который имеет кадастровый (условный) номер, само по себе не исключает применения к такому участку этого правила.
Позиция, сформулированная в абз. 6 п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", в силу специального правила ст. 4.4 Вводного закона применению к правоотношениям по аренде лесных участков в период до 01.01.2015 не подлежит.
Тем самым, как следует из разъяснений, данных Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, до 01.01.2015 для целей государственной регистрации договора аренды лесного участка при наличии доказательств постановки такового на государственный учет в соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации обязательная постановка объекта аренды на государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" не требуется.
Наличие выданного и заверенного уполномоченными органами государственной власти плана лесного участка свидетельствует об учете участка в государственном лесном реестре. Следовательно, в качестве документов, индивидуализирующих лесные участки до постановки их на кадастровый учет в целях государственной регистрации прав на них и сделок с ними, признаются планы участков лесного фонда (лесных участков), которые приравниваются к кадастровым паспортам.
Как подтверждается материалами дела, лесной участок, являющийся предметом договора аренды, учтен в государственном лесном реестре Пермского края, номер учетной записи N 879-2009-10, к договору приложены план-схемы расположения и границы лесного участка с точным указанием координат, месторасположения, границ, площади, конфигурации, его характеристика и характеристика насаждений, цель использования.
Кроме того, как следует из дополнительного соглашения N 1 к договору от 01.12.2009 N 232, площадь переданного в аренду лесного участка, кварталы и части выделов остались неизменными, в их местоположении были изменены наименования участковых лесничеств. При этом регистрация договора аренды в отношении лесного участка с учетной записью 879-200910 была проведена в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что на момент вынесения оспариваемого решения действовали правила, допускающие проведение государственной регистрации прав на лесные участки и сделок с ними на основании планов лесных участков, установленные ст. 4.4 Федерального закона N 201-ФЗ.
Следовательно, у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в регистрации спорного дополнительного соглашения к договору аренды лесных участков и удовлетворил заявленные обществом требования.
Доводы апелляционной жалобы о том, что договор аренды является ничтожной сделкой, не могут быть приняты во внимание. Указанный договор зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в установленном порядке не оспорен и недействительным не признан. Основания для отказа в государственной регистрации дополнительного соглашения к этому договору у ответчика отсутствовали.
Суд апелляционной инстанции считает, что фактические отношения сторон получили надлежащую правовую оценку, при исследовании судом первой инстанции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение суда от 30.07.2015 является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на третье лицо - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 30 июля 2015 года по делу N А50-7211/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий
Т.Л.ЗЕЛЕНИНА

Судьи
В.Ю.ДЮКИН
Т.В.МАКАРОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)