Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ БРЯНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 03.03.2015 ПО ДЕЛУ N 33-792/15

Требование: О разделе земельного участка.

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец полагает отказ ответчика необоснованным.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



БРЯНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 марта 2015 г. по делу N 33-792/15


Судья: Фоменко Н.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Суярковой В.В.,
судей областного суда Шкобеневой Г.В., Гоменок З.И.,
при секретаре Ч.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 03 марта 2015 года по докладу судьи Гоменок З.И. дело по апелляционной жалобе МАМ на решение Фокинского районного суда г. Брянска от 18 декабря 2014 года по гражданскому делу по иску МАМ к Министерству обороны РФ, Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ о разделе земельного участка, прекращении права постоянного бессрочного пользования на земельный участок,

установила:

МАМ обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 01/053/2013-75 от 16 ноября 2013 года и кадастровой выписке земельного участка N 3228/206/09-7420, Российская Федерация является собственником земельного участка с кадастровым номером 32:28:0042001:24, общей площадью 18041 кв. м (+/-47 кв. м), расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное, использование: для использования сараев-гаражей военного городка N 10 в/ч 4269. Указанный земельный участок передан в постоянное (бессрочное) пользование ФГКЭУ "Брянская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны РФ, которое Приказом Министра обороны РФ N 1871 от 17 декабря 2010 года реорганизовано путем присоединения к ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ.
Он является членом гаражного кооператива "Ракета" и собственником гаража N 122 площадью 24,5 кв. м, расположенного на указанном земельном участке.
При обращении в ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ с заявлением о разделе земельного участка и предоставлении земельного участка площадью 25 кв. м для использования гаража, ему в таком предоставлении отказано.
Полагая отказ необоснованным, ссылаясь на положения ст. ст. 11.2, 11.3, 29, 36 Земельного кодекса РФ, ст. 16, ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", просил:
- - разделить находящийся в собственности РФ в лице Министерства обороны РФ и постоянном (бессрочном) пользовании ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ земельный участок, кадастровый номер 32:28:0042001:24, площадь 18041 кв. м, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для использования сараев-гаражей военного городка N 10 в/ч 42696, местоположение <адрес>;
- - при разделе указанного земельного участка образовать следующие земельные участки: земельный участок кадастровый номер 32:28:0042001:723, площадь 25 кв. м, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для использования гаража N 122, местоположение <адрес>, ПС "Ракета"; земельный участок кадастровый номер 32:28:0042001:24, площадь 18041 кв. м, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для использования сараев-гаражей военного городка N в/ч 42696, местоположение <адрес>, (сохранить в измененных границах);
- - прекратить право постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ на земельный участок кадастровый номер 32:28:0042001:723, площадь 25 кв. м, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для использования гаража N 122, местоположение <адрес>, ПС "Ракета";
- - предоставить МАМ полномочия на обращение с заявлением о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок кадастровый номер 32:28:0042001:723, площадь 25 кв. м, категория земли населенных пунктов, разрешенное использование - для использования гаража N 122, местоположение <адрес>, ГК "Ракета".
Решением Фокинского районного суда г. Брянска от 18 декабря 2014 года исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе МАМ просил решение отменить, как незаконное и необоснованное.
Заслушав доклад по делу судьи облсуда Гоменок З.И., выслушав представителя истца, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что МАМ на основании договора купли-продажи от 09 апреля 2011 года, свидетельства о государственной регистрации права серии 32-АГ N 878322 от 10 мая 2011 года, является собственником гаража, расположенного по адресу: <адрес>.
Гараж истца возведен на земельном участке с кадастровым номером 32:28:0042001:24, площадью 18041, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для использования сараев-гаражей войсковой части N 42696, который расположен по адресу: <адрес>.
Указанный земельный участок находится в собственности Российской Федерации. Право постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком, как относящемуся к землям обороны, зарегистрировано за ФГКЭУ "Брянская квартирно-эксплуатационная часть района", правопреемником которой является ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ.
При обращении в ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ с заявлением о разделе земельного участка и предоставлении земельного участка площадью 25 кв. м для использования гаража, ему в таком предоставлении отказано.
Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ свой отказ мотивировал отсутствием правовых оснований для осуществления действий по согласованию раздела земельного участка с кадастровым номером 32:28:0042001:24 с сохранением исходного в измененных границах.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что ни Земельным кодексом РФ, ни Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2006 года N 176 "Об утверждении Правил передачи отдельных земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования" не предусмотрена возможность предоставления в собственность гражданам земельного участка, отнесенного к категории земель обороны, под строительство гаражей, без перевода этого участка в другую категорию.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда об отказе в удовлетворении исковых требований МАМ, при этом исходит из следующего.
Согласно п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05 июня 2008 года N 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Между тем, в соответствие с пп. 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года N 1082, Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
Подпунктом "а" п. 2 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" установлено, что Министерство обороны РФ в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, следующие основные функции: осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации.
Спорный земельный участок находится в собственности Российской Федерации, в ведении Министерства обороны РФ, согласно содержанию кадастровой выписки о земельном участке от 14.12.2009 г. N 3228/206/09-7420 используется для сараев-гаражей военного городка N 10 в/ч 42696 и на каком-либо праве истцу не предоставлялся.
С учетом изложенного, исходя из положений нормативных актов, регулирующих особенности полномочий Росимущества и Минобороны России по управлению федеральным имуществом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что уполномоченным органом, на которого возложены обязанности по осуществлению полномочий собственника - Российская Федерация - в рассматриваемых отношениях является Росимущество.
Судебная коллегия также полагает необходимым указать следующее.
В соответствие с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее - федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
Принцип платности предоставления земельных участков в собственность граждан также закреплен в п. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которым предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с действующим земельным законодательством право на приватизацию земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, может быть реализовано с соблюдением определенных административных процедур, связанных с принятием уполномоченным органом государственной власти или местного самоуправления решения о передаче такого земельного участка в собственность.
Пунктами 5, 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в данной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Кодекса, с заявлением о приобретении права на земельный участок с приложением необходимых документов.
В месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Между тем, отвечающих требованиям ст. ст. 59 и 60 ГПК РФ доказательств, подтверждающих факт обращения МАМ в компетентный орган с заявлением о приватизации (передаче в собственность) земельного участка истцом суду не представлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований МАМ у суда первой инстанции по заявленным требованиям не имелось.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм законодательства, регулирующих спорный вопрос, направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции, а потому не могут служить поводом к отмене судебного решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Фокинского районного суда г. Брянска от 18 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий
В.В.СУЯРКОВА

Судьи
областного суда
Г.В.ШКОБЕНЕВА
З.И.ГОМЕНОК




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)