Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.10.2007 ПО ДЕЛУ N А55-6272/2007

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 октября 2007 г. по делу N А55-6272/2007


Резолютивная часть постановления объявлена 8 октября 2007 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 8 октября 2007 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Рогалевой Е.М., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сливчиковой Н.А.,
с участием:
от заявителя - Шляхтина Н.Г. доверенность от 9.06.2007 г. N 284,
от ответчика - Васильева Е.А. доверенность от 29.06.2007 г. N 1272,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 8 октября 2007 года в помещении суда апелляционную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 12 июля 2007 года по делу N А55-6272/2007 (судья Черномырдина Е.В.),
принятое по заявлению Министерства имущественных отношения Самарской области, город Самара
к Департаменту управления имуществом городского округа Самара, город Самара
третье лицо: Немчинова П.И., город Самара
о признании незаконными действий, обязании совершить определенные действия,

установил:

Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными действий Департамента управления имуществом городского округа Самара (далее - ответчик, Департамент), выразившееся в отказе от утверждения проекта границ земельного участка площадью 935,3 кв. м, расположенного по адресу: город Самара, Железнодорожный район, Тоцкий переулок, 18, под жилой дом с приусадебным участком, обязании обеспечить изготовление и утвердить проект границ указанного земельного участка.
Решением суда заявление Министерства удовлетворено полностью.
Департамент, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Департамента в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции незаконным и подлежащим отмене.
Представитель Министерства в судебном заседании возражала против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным, а жалобу неподлежащей удовлетворению.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился. Поскольку в материалах дела имеются доказательства их надлежащего извещения о дате, времени и месте судебного разбирательства, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ст. 156 АПК РФ, рассмотрел жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 26 декабря 2006 г. в Министерство имущественных отношений Самарской области обратилась Немчинова П.И. с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, расположенного по адресу: город Самара, Железнодорожный район, Тонкий переулок, дом 18, площадью 935.3 кв. м (л. д. 14).
28 декабря 2006 г. Министерство направило в адрес Департамента обращение об изготовлении и утверждении проекта границ земельного участка, испрашиваемого в собственность за выкуп Немчиновой И.И., которое получено последним 29 декабря 2006 г. (л.д. 15).
Письмами от 25 января 2007 г. и 14 марта 2007 г. Департамент сообщил Министерству о невозможности утверждения проекта границ испрашиваемого земельного участка (л.д. 17, 21).
Основанием для отказа, по мнению Департамента, является наличие в направленных заявителем документах копии плана установления границ и других документов под индивидуальное жилищное строительство гражданина Сарапина Д.В. на указанном земельном участке.
Кроме того, указано, что утверждение проекта границ возможно при предоставлении проекта границ земельного участка, оформленного надлежащим образом, акта установления и согласования границ со смежными землепользователями, сведений из государственного земельного кадастра о наличии прав на земельный участок из ФГУ "Кадастровая палата" по Самарской области, в представленных документах существует несоответствие между землепользователем рассматриваемого земельного участка и собственником строения, расположенного на данном земельном участке.
Однако суд апелляционной инстанции считает, что данный вывод ответчика является ошибочным по следующим основаниям.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13 июня 2006 г. N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с 1 июля 2006 г. возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Статьей 34 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) и п. 2.7 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность которых не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74, предусмотрено, что уполномоченный орган местного самоуправления обязан в месячный срок с момента поступления указанного обращения обеспечить изготовление и утверждение проекта границ земельного участка. Решение о предоставлении земельного участка может быть принято только после утверждения уполномоченным органом проекта границ земельного участка.
Согласно Порядку граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в министерство заявление о предоставлении земельного участка. В трехдневный срок с момента поступления заявления министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара (далее - уполномоченный орган) обращение об изготовлении и утверждении проекта границ земельного участка. В недельный срок с момента поступления указанного обращения уполномоченный орган с учетом и в соответствии с градостроительной документацией, правилами землепользования и застройки, целевым назначением земель подготавливает и направляет в министерство мотивированное заключение о возможности либо о невозможности изготовления проекта границ земельного участка и его утверждения.
Постановлением Главы городского округа Самара от 19 сентября 2006 г. N 2340 "Об определении уполномоченных органов по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством" определены уполномоченные органы по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством.
Судом первой инстанции при вынесении решения сделан правильный вывод о том, что на основании п. п. 1.3 п. 1 указанного постановления на Департамент управления имуществом городского округа Самара возложены полномочия по утверждению проектов границ земельных участков, ранее предоставленных гражданам и юридическим лицам и фактически занимаемых ими, а также по земельным участкам, на которых располагаются здания, сооружения, находящиеся на каком-либо праве граждан и юридических лиц.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что Департамент в срок до 29 января 2007 г. обязан был обеспечить изготовление и утвердить проект границ испрашиваемого Немчиновой П.И. земельного участка.
В соответствии со ст. 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, сооружений, строений.
Немчинова П.И. является собственником жилого дома 18, расположенного в городе Самаре, Тоцкий переулок, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации (л.д. 51).
Согласно п. 8 ст. 36 ЗК РФ установление границ земельного участка на местности проводится на основании проекта границ земельного участка за счет лиц, в отношении которых было в установленном порядке принято решение о предоставлении земельного участка.
Положениями ст. ст. 34, 36 ЗК РФ предусмотрено, что решение о предоставлении земельного участка может быть принято после утверждения в установленном порядке органом местного самоуправления проекта границ земельного участка.
В соответствии с п. 4 ст. 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании заявления гражданина либо исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территории в месячный срок обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его. При этом проект границ земельного участка изготавливается и утверждается с учетом и в соответствии с градостроительной документацией, правилами землепользования и застройки, целевым назначением земель.
Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что к полномочиям органа местного самоуправления относится утверждение проекта границ земельного участка без учета его принадлежности конкретному лицу, суд апелляционной инстанции считает правомерным.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действия Департамента управления имуществом городского округа Самара, выразившиеся в отказе от утверждения проекта границ земельною участка площадью 935,3 кв. м, расположенного по адресу: город Самара, Железнодорожный район, Тоцкий переулок, 18, под жилой дом с приусадебным участком, не соответствуют требованиями Земельного кодекса РФ и нарушают законные права и интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Другие доводы, аналогичные доводам апелляционной жалобы, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку в решении суда.
Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 АПК РФ для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба, не подлежащая удовлетворению.
В соответствии со ст. 333.21 НК РФ с Департамента управления имуществом городского округа Самара подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1 000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 12 июля 2007 года по делу N А55-6272/2007 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Департамента управления имуществом городского округа Самара государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 1 000 рублей.
Исполнительный лист выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
П.В.БАЖАН

Судьи
Е.М.РОГАЛЕВА
Н.Ю.МАРЧИК















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)