Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Ананьева Р.В., Петрушкина В.А.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
заинтересованных лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 30.04.2013 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2013 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Кузнецов В.В., Холодная С.Т.)
по делу N А55-34017/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строй-Альянс", г. Самара, к Министерству строительства Самарской области, г. Самара, Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара, о признании незаконными решения и заключения,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Строй-Альянс" (далее - ООО "Строй-Альянс", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Министерству строительства Самарской области (далее - Министерство), Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - Департамент) с заявлением, с учетом изменения предмета требований, принятого арбитражным судом в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными решения от 13.09.2012 N 3/6135 об отказе в предоставлении земельного участка по заявлению от 10.06.2011 N 20110296 и заключения от 23.08.2012 N СП-9/2856-0-8, обязании Министерства строительства Самарской области и Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Строй-Альянс" в соответствии с действующим законодательством.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30.04.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2013, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Министерство строительства Самарской области просит решение и постановление отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Строй-Альянс" обратилось в Министерство строительства Самарской области с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения производственной базы снабжения и сбыта на земельном участке по адресу: г. Самара, Кировский район, в районе улицы Литвинова площадью 12 349 кв. м.
На основании Регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта под строительство магазина было направлено в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара для организации работ по формированию земельного участка.
Письмом от 23.08.2012 N СП-9/2856-0-8 Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара сообщил о невозможности организовать работу по обеспечению процедуры выбора земельного участка, мотивировав непредставлением заявителем заключения Самарского филиала федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ".
На основании указанного письма Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, Министерство строительства решением от 13.09.2012 N 3/6135 отказало в предоставлении земельного участка.
Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения заявителя в арбитражный суд.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения судебные акты, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права, так как суды правильно определили спорное правоотношение и предмет доказывания по делу.
Согласно нормам статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственного органа, если такой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок предоставления земельных участков для строительства закреплен в статьями 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации и в Регламенте взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Для строительства земельные участки предоставляются по заявлению о выборе земельного участка с предварительном согласованием места размещения объектов. Порядок предоставления земельных участков для строительства определен в статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Из изложенного следует, что основанием принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта являются утвержденные органом местного самоуправления акт о выборе и схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории квартала.
Как следует из материалов дела, в качестве основания для отказа в организации работ по выбору Департамент сослался на непредставление заявителем заключения Самарского филиала федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ".
Суды двух инстанций пришли к правомерному выводу, что указанный довод не является основанием для отказа в выборе земельного участка и не основан на положениях статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Иных оснований для не обеспечения выбора земельного участка в материалы дела суду не представлено.
Из пояснений представителя общества и материалов дела следует, что о непредставлении заявителем заключения Самарского филиала федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" Департамент уведомил Министерство. Доказательств направления Департаментом и получения обществом запроса о необходимости представления заключения Самарского филиала федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" суду не представлено.
Для отказа в предоставлении земельного участка, Министерство ссылается на не представление уполномоченным органом акта о выборе земельного участка и распоряжения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
При этом указанные основания не соответствуют положениям статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, и нарушают права заявителя.
Таким образом, незаконное решение об отказе в осуществлении выбора Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара повлекло незаконное решение об отказе в предоставлении земельного участка Министерством строительства Самарской области, что является основанием для признания незаконными отказа Департамента строительства и Министерства строительства.
Кроме того, в оспариваемых отказах отсутствуют ссылки на нормы земельного законодательства, препятствующие формированию испрашиваемого земельного участка и последующего его предоставления (на момент издания отказов).
Судебная коллегия выводы судов находит не противоречащими примененным нормам права и установленным по делу обстоятельствам и правомерным удовлетворение заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают обстоятельств дела установленных судом.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалованных судебных актов, которые приняты на основании представленных в материалы дела документов, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 30.04.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2013 по делу N А55-34017/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
В.А.КАРПОВА
Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
В.А.ПЕТРУШКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 17.12.2013 ПО ДЕЛУ N А55-34017/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 декабря 2013 г. по делу N А55-34017/2012
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Ананьева Р.В., Петрушкина В.А.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
заинтересованных лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 30.04.2013 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2013 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Кузнецов В.В., Холодная С.Т.)
по делу N А55-34017/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строй-Альянс", г. Самара, к Министерству строительства Самарской области, г. Самара, Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара, о признании незаконными решения и заключения,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Строй-Альянс" (далее - ООО "Строй-Альянс", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Министерству строительства Самарской области (далее - Министерство), Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - Департамент) с заявлением, с учетом изменения предмета требований, принятого арбитражным судом в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными решения от 13.09.2012 N 3/6135 об отказе в предоставлении земельного участка по заявлению от 10.06.2011 N 20110296 и заключения от 23.08.2012 N СП-9/2856-0-8, обязании Министерства строительства Самарской области и Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Строй-Альянс" в соответствии с действующим законодательством.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30.04.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2013, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Министерство строительства Самарской области просит решение и постановление отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Строй-Альянс" обратилось в Министерство строительства Самарской области с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения производственной базы снабжения и сбыта на земельном участке по адресу: г. Самара, Кировский район, в районе улицы Литвинова площадью 12 349 кв. м.
На основании Регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта под строительство магазина было направлено в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара для организации работ по формированию земельного участка.
Письмом от 23.08.2012 N СП-9/2856-0-8 Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара сообщил о невозможности организовать работу по обеспечению процедуры выбора земельного участка, мотивировав непредставлением заявителем заключения Самарского филиала федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ".
На основании указанного письма Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, Министерство строительства решением от 13.09.2012 N 3/6135 отказало в предоставлении земельного участка.
Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения заявителя в арбитражный суд.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения судебные акты, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права, так как суды правильно определили спорное правоотношение и предмет доказывания по делу.
Согласно нормам статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственного органа, если такой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок предоставления земельных участков для строительства закреплен в статьями 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации и в Регламенте взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Для строительства земельные участки предоставляются по заявлению о выборе земельного участка с предварительном согласованием места размещения объектов. Порядок предоставления земельных участков для строительства определен в статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Из изложенного следует, что основанием принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта являются утвержденные органом местного самоуправления акт о выборе и схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории квартала.
Как следует из материалов дела, в качестве основания для отказа в организации работ по выбору Департамент сослался на непредставление заявителем заключения Самарского филиала федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ".
Суды двух инстанций пришли к правомерному выводу, что указанный довод не является основанием для отказа в выборе земельного участка и не основан на положениях статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Иных оснований для не обеспечения выбора земельного участка в материалы дела суду не представлено.
Из пояснений представителя общества и материалов дела следует, что о непредставлении заявителем заключения Самарского филиала федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" Департамент уведомил Министерство. Доказательств направления Департаментом и получения обществом запроса о необходимости представления заключения Самарского филиала федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" суду не представлено.
Для отказа в предоставлении земельного участка, Министерство ссылается на не представление уполномоченным органом акта о выборе земельного участка и распоряжения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
При этом указанные основания не соответствуют положениям статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, и нарушают права заявителя.
Таким образом, незаконное решение об отказе в осуществлении выбора Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара повлекло незаконное решение об отказе в предоставлении земельного участка Министерством строительства Самарской области, что является основанием для признания незаконными отказа Департамента строительства и Министерства строительства.
Кроме того, в оспариваемых отказах отсутствуют ссылки на нормы земельного законодательства, препятствующие формированию испрашиваемого земельного участка и последующего его предоставления (на момент издания отказов).
Судебная коллегия выводы судов находит не противоречащими примененным нормам права и установленным по делу обстоятельствам и правомерным удовлетворение заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают обстоятельств дела установленных судом.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалованных судебных актов, которые приняты на основании представленных в материалы дела документов, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 30.04.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2013 по делу N А55-34017/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
В.А.КАРПОВА
Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
В.А.ПЕТРУШКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)