Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 22.06.2015 ПО ДЕЛУ N 33-13650/2015

Требование: О возложении обязательства по отмене разрешения на строительство, приостановлении строительства жилых домов.

Разделы:
Земли особо охраняемых территорий и их объектов; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец указал, что выдача ответчиком разрешений на строительство четырех жилых домов и иных объектов на спорном земельном участке осуществлена с нарушением полномочий и требований законодательства.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ


Судья Беседина Е.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Меншутиной Е.Л.,
судей Мадатовой Н.А., Савоскиной И.И.,
при секретаре Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании от <данные изъяты> апелляционное представление межрайонного природоохранного прокурора <данные изъяты>, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии РФ на решение Балашихинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по иску межрайонного природоохранного прокурора <данные изъяты> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г/о Балашиха, ООО "Астерра Инвест" о возложении обязательства по отмене разрешения на строительство, приостановлении строительства жилых домов,
заслушав доклад судьи Мадатовой Н.А.,
объяснения межрайонного природоохранного прокурора - Савельевой Т.Н., представителя Администрации г/о Балашиха - А., представителя Министерства природных ресурсов и экологии РФ - С., представителя ООО "Астерра Инвест" К., представителя ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" - Ю.,

установила:

Межрайонный природоохранный прокурор <данные изъяты> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации г.о. Балашиха и ООО "Астерра Инвест" об отмене разрешений на строительство N RU 50315000-269, RU 50315000-270, RU 50315000-271, RU 50315000-272.
Одновременно просил приостановить строительство четырех жилых домов и иных объектов на земельном участке с кадастровым номером 50:15:040104:13, расположенном по адресу: <данные изъяты>, квартал Абрамцево до получения ООО "Астерра-Инвест" в установленном законом порядке положительного заключения экологической экспертизы по проекту строительства, а также разрешения на строительство в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Свои требования мотивировал тем, что земельный участок с кадастровым номером 50:15:040104:13 располагается в границах особо охраняемой природной территории федерального значения - ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров", в связи с чем при планировании и осуществлении строительства на таком земельном участке необходимо проведение в установленном порядке экологической экспертизы проектной документации и получение разрешения на строительство в Министерстве природных ресурсов и экологии РФ.
Выдача администрацией городского округа Балашиха ООО "Астерра-Инвест" вышеуказанных разрешений на строительство четырех жилых домов и иных объектов на спорном земельном участке осуществлена с нарушением полномочий и требований законодательства.
Представитель ответчика администрации г.о. Балашиха иск не признал, указав, что спорный земельный участок не относится к категории земель "земли особо охраняемых территорий и объектов", находится в частной собственности и не закреплен на праве постоянного бессрочного пользования за ФБГУ "НП "Лосиный остров". Кроме того, границы ФБГУ "НП "Лосиный остров" до настоящего времени в установленном порядке не прошли кадастровый учет.
Представитель ответчика ООО "Астерра Инвест" в судебном заседании, исковые требования не признал, ссылался на то, что границы земельного участка, площадью 45 214 000 кв. м, принадлежащего на праве постоянного бессрочного пользования ФБГУ "НП "Лосиный остров", не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Границы спорного земельного участка, площадью 7768 кв. м, с кадастровым номером 50:15:040104:13, установлены в соответствии с земельным законодательством и данный участок не относится к землям особо охраняемых природных территорий.
Представители 3-х лиц - ФГБУ "НП "Лосиный остров" и Министерства природных ресурсов и экологии РФ в судебном заседании иск прокурора поддержали.
Представитель 3-го лица - ООО УК "Эверест Эссет Менеджмент" в судебном заседании против удовлетворения иска возражал.
Остальные участники процесса в суд не явились.
Решением Балашихинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты>, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от <данные изъяты>, в удовлетворении иска отказано.
Постановлением <данные изъяты> Президиума Московского областного суда от <данные изъяты> определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от <данные изъяты> отменено и дело передано на новое апелляционное рассмотрение.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Выслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Из материалов дела следует, что земельный участок общей площадью 7768 кв. м, с кадастровым номером 50:15:040104:13, расположенный по адресу: <данные изъяты>, квартал Абрамцево, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенный вид использования: под малоэтажную застройку, согласно свидетельству о государственной регистрации права от <данные изъяты> (серия 50-АД N 639784) находится в долевой собственности владельцев инвестиционных паев Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "Сельскохозяйственный" (л.д. 16), под управлением "Управляющая компания "Эверест Эссет Менеджмент".
По договору аренды от <данные изъяты> права владения и пользования указанным земельным участком переданы ООО Инвест" (л.д. 17 - 22).
На основании полученных в администрации городского округа Балашиха <данные изъяты> разрешений на строительство N RU 50315000-269, RU 50315000-270, RU 50315000-271, RU 50315000-272 на арендованном земельном участке ООО "Астерра Инвест" осуществляет строительство жилых домов и иных объектов.
Согласно кадастровому паспорту от <данные изъяты> на названный земельный участок в ГКН содержатся сведения о том, что данный участок полностью входит в зону "особо охраняемая природная территория Федерального значения - НП "Лосиный остров".
Разрешая возникший спор и отказывая прокурору в удовлетворение заявленных требований, суд первой инстанции исходил их того, что на момент разрешения спора границы национального парка "Лосиный остров" в установленном законом порядке не определены, сделав вывод, что спорный земельный участок находится в частной собственности и относится к категории земель "земли населенных пунктов" без зарегистрированных в установленном законом порядке обременений относительно его нахождения в охранной зоне национального парка.
- В соответствии со ст. ст. 11, 12 ГК РФ, суд осуществляет защиту нарушенных гражданских прав, в том числе, такими способами, как восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, присуждение к исполнению обязанности в натуре;
- Одной из целей судебной защиты является обеспечение баланса прав и законных интересов как сторон по делу, так и третьих лиц.
В соответствии с ч. 5 ст. 2 Федерального закона от <данные изъяты> N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" территории национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
Согласно ч. 4, 6 ст. 95 ЗК РФ и ч. 1 ст. 15 указанного выше Федерального закона допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.
Границы национального парка "Лосиный остров" утверждены Объединенным решением исполнительных комитетов <данные изъяты> и Московского городского Советов народных депутатов от <данные изъяты> N 1190-543.
Постановлением Совета М. Р. от <данные изъяты> <данные изъяты> принято решение о создании природного парка "Лосиный остров" в указанных границах.
Решением исполнительных комитетов Московского городского и <данные изъяты> Советов народных депутатов от <данные изъяты> <данные изъяты> "Об утверждении Положения о государственном природном национальном парке "Лосиный остров", проекта его детальной планировки и улучшения содержания этого парка" границы парка были уточнены.
На основании Постановления Совета М. С. от <данные изъяты> <данные изъяты> "О сохранении и дальнейшем развитии государственного природного национального парка "Лосиный остров" и Постановления Совета М. Р. от <данные изъяты> <данные изъяты> "О сохранении и дальнейшем развитии Государственного природного национального парка "Лосиный остров" Постановлением Правительства <данные изъяты> и <данные изъяты> от <данные изъяты> N 235-113 "О дальнейшем развитии Государственного природного национального парка "Лосиный остров" границы парка расширены.
Постановлением Главы администрации <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> во исполнение названных нормативных актов утверждены границы Государственного природного национального парка "Лосиный остров".
Постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты> "О национальном парке "Лосиный остров" национальный природный парк "Лосиный остров" отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения и переименован в национальный парк "Лосиный остров".
Государственному природному национальному парку "Лосиный остров" был выдан Государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования землей, в соответствии с которым в бессрочное (постоянное) пользование данной организации, правопреемником которой является ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров", передан земельный участок общей площадью 4 521, 4 га.
Право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок зарегистрировано <данные изъяты> с присвоением объекту недвижимости кадастрового номера 50:15:04:01249.
Государственный кадастровый учет земельного участка произведен в установленном законом порядке до вступления в силу Федерального закона от <данные изъяты> N 221-ФЗ "О Государственном кадастре недвижимости", в связи с чем участок является ранее учтенным.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от <данные изъяты> N 221-ФЗ сведения о границах зоны с особыми условиями использования территорий вносятся в Государственный кадастр недвижимости на основании документов, предоставленных в порядке информационного взаимодействия органами государственной власти или органами местного самоуправления, принявшими решение об установлении такой зоны.
В данном случае сведения о зоне "особо охраняемой природной территории федерального значения - национальный парк "Лосиный остров" были внесены в Государственный кадастр недвижимости в порядке информационного взаимодействия органов государственной власти (письмо Роснедвижимости от <данные изъяты> N ВК/3125).
Таким образом, границы национального парка "Лосиный остров" определены при его создании и установлены в соответствии с требованиями законодательства, в связи с чем выводы суда о том что границы национального парка "Лосиный остров" не определены в установленном порядке, нельзя признать верными.
Факт вхождения спорного земельного участка, площадью 7768 кв. м, с кадастровым номером 50:15:040104:13, в границы особо охраняемой природной зоны федерального значения - национальный парк "Лосиный остров" подтверждается кадастровым паспортом на названный земельный участок от <данные изъяты> (л.д. 157 - 158). Указанные сведения ГКН до настоящего времени не оспорены и недействительными не признаны.
Отсутствие в ЕГРП сведений об обременении спорного участка, в том числе о нахождении его в границах особо охраняемой территории, не влияет на объективный факт существования такой территории в установленных границах и не свидетельствует о незаконности последующих действий по внесению в ГКН данных сведений, тем более, что правомерность таких действий не входила в предмет доказывания в пределах заявленных прокурором требований, в связи с чем выводы суда в названной части противоречат требованиям ч. 3 ст. 196 ГПК РФ.
Согласно части 2 статьи 15 Закона об охраняемых территориях на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.
Таким образом, ограничение деятельности собственников земельных участков, расположенных в границах национального парка, возникает в силу закона с момента образования национального парка.
Пунктами 6, 19 Положения о Национальном парке "Лосиный остров", утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от <данные изъяты> N 82, установлено, что границы и особенности режима охраны национального парка учитываются при разработке планов и перспектив экономического и социального развития, лесохозяйственных регламентов и проектов освоения лесов, подготовке документов территориального планирования. На территории национальных парков строительство и реконструкция объектов капитального строительства, связанных с выполнением задач, возложенных на национальный парк, с обеспечением функционирования населенных пунктов и объектов инфраструктуры, расположенных в границах национального парка, допускается по согласованию с Минприроды России и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. ст. 3, 49 ГрК РФ, п. 7.1 ст. 11 Федерального закона от <данные изъяты> N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, подлежит экологической экспертизе.
Одним из принципов экологической экспертизы является обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы.
Согласно п. 4 Правил предоставления проектной документации объектов, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, для проведения государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <данные изъяты> N 722, проектная документация в отношении объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых, природных территорий федерального значении для проведения экологической экспертизы представляется в Министерство регионального развития Российской Федерации.
Согласно Письму Министерства регионального развития РФ от <данные изъяты> N 20048-ИГ/17 экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкция которые, предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, проводится ФАУ "Главное управление государственной экспертизы".
Кроме того, в соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство в случае осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства в границах особо охраняемой природной территории выдается федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, в ведении которого находится соответствующая особо охраняемая природная территория.
В соответствии с п. 5.16 (13) Постановления Правительства РФ от <данные изъяты> <данные изъяты> "О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации" разрешения на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, планируемых на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов в установленном порядке выдаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
С учетом изложенного, поскольку спорный земельный участок полностью расположен в границах особо охраняемой природной территории, то уполномоченным органом на выдачу разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Администрация городского округа Балашиха такими полномочиями не наделена, письмо Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России разрешением на строительство не является.
Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление или прекращение в полном объеме по решению суда размещения, проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов (части 2 и 3 ст. 23 Федерального закона "Об охране окружающей среды").
Принимая во внимание, что допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального права являются существенными, судебная коллегия, отменяя решение суда, приходит к выводу о принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Балашихинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> отменить.
Принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований межрайонного природоохранного прокурора <данные изъяты> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г/о Балашиха, ООО "Астерра Инвест" о возложении обязательства по отмене разрешения на строительство, приостановлении строительства жилых домов.
Обязать Администрацию городского округа Балашиха отменить разрешения на строительство N RU 50315000-269, RU 50315000-270, RU 50315000-271, RU 50315000-272.
Приостановить строительство 4 жилых домов и иных объектов на земельном участке с кадастровым номером 50:15:040103:12, расположенном по адресу: <данные изъяты>, квартал Абрамцево, в соответствии с разрешениями на строительство N RU 50315000-269, RU 50315000-270, RU 50315000-271, RU 50315000-272, до получения ООО "Астерра Инвест" в установленном законом порядке положительного заключения экологической экспертизы по проекту строительства, а также разрешение на указанное строительство в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)