Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 24.11.2014 ПО ДЕЛУ N 3-74/2014

Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: По мнению истца, кадастровая стоимость принадлежащего ему земельного участка превышает его рыночную стоимость, что нарушает его права как плательщика земельного налога.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 ноября 2014 г. по делу N 3-74/2014


Хабаровский краевой суд в составе председательствующего судьи Волошиной Е.В. при секретаре Н., с участием представителя истца общества с ограниченной ответственностью "Комсомольская мебельная компания" П., представителя ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" У.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Комсомольская мебельная компания" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Комсомольская мебельная компания" обратилось в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости земельного участка, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира нежилое здание, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес> с кадастровым номером N, равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты>.
В обоснование заявленных требований указало, что данный земельный участок истцом приобретен в собственность, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22.12.2009 г., на основании проведенной государственной оценки земель по состоянию на 01.01.2007 г. Постановлением Правительства Хабаровского края от 25.11.2008 г. N 273-пр "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов в Хабаровском крае" определена кадастровая стоимость данного земельного участка, в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка - <данные изъяты>., согласно отчету об оценке рыночной стоимости земельного участка рыночная стоимость указанного земельного участка определена по состоянию на 01.01.2007 г. в сумме <данные изъяты>. В соответствии с п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Налоговая база в отношении земельного налога определяется в отношении земельного участка как его кадастровая стоимость, в связи с чем превышение кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушает права истца.
Определением судьи от 27.10.2014 г. к участию в деле в качестве ответчика привлечено ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
В судебном заседании представитель истца П. настаивала на заявленных требованиях по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" У. иск не признал и суду пояснил, что спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет в 2009 г., полномочия ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" были переданы в 2012 году, ответчиком по делу должно быть Управление Росреестра по Хабаровскому краю, в случае удовлетворения требований истца ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" исполнит решение суда.
Представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, представитель администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю - по неизвестной суду причине. В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
В представленном в суд отзыве на исковое заявление представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю просил суд исключить Управление из числа ответчиков по делу, установление кадастровой стоимости в размере рыночной не является действием, входящим в состав процедур, реализуемых в рамках проведения государственной кадастровой оценки, Управление не осуществляет функции по ведению государственного кадастра недвижимости, в случае принятия решения судом об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости данная информация будет передана в орган кадастрового учета, который внесет ее в ГКН, заявителем ни отчет о рыночной стоимости, ни экспертное заключение земельного участка в Управление не представлено.
Согласно поступивших возражений представитель администрации г. Комсомольска-на-Амуре возражает против удовлетворения исковых требований ООО "Комсомольская мебельная компания", мотивируя тем, что размер средств кадастровой стоимости влияет на размер средств, поступающих в бюджет городского округа в качестве земельного налога, размер рыночной стоимости земельного участка, определенный в отчете ООО "Хабаровское агентство юридической экспертизы и оценки" необоснованно занижен, не соответствует действительным рыночным ценам на земельные участки, расположенные на территории города Комсомольска-на-Амуре, при применении сравнительного подхода оценщиком приведены аналоги, обладающие характеристиками, несопоставимыми с характеристиками оцениваемого земельного участка.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, согласно договора N купли-продажи земельного участка от 20.11.2009 г., истцом приобретен в собственность земельный участок, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира нежилое здание, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес>, с кадастровым номером N, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: с целью эксплуатации объекта промышленности нежилого здания - деревообрабатывающего цеха с АКБ инв. N. Свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок за истцом выдано 25.12.2009 г.
На кадастровый учет земельный участок поставлен 22.06.2009 г.
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2008 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Хабаровского края от 25.11.2008 г. N 273-пр "Об утверждении результатов государственной оценки земель населенных пунктов в Хабаровском крае" утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов Хабаровского края; средний уровень кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Хабаровского края; кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Хабаровского края.
Кадастровая стоимость принадлежащего истцу земельного участка установлена путем умножения площади земельного участка (5521 кв. м) и среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель населенных пунктов Хабаровского края (<данные изъяты>) и составляет <данные изъяты>.
Согласно п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ в редакции, действующей на момент рассмотрения настоящего дела, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Истец, заявив требования по настоящему делу, по существу, ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, следствием чего, принимая во внимание порядок определения налоговой базы по земельному налогу согласно статье 391 Налогового кодекса РФ, является нарушение прав истца, как собственника земельного участка и плательщика земельного налога.
Согласно положений ст. 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В соответствии с указанными положениями закона общество с ограниченной ответственностью "Комсомольская мебельная компания" обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Хабаровскому краю с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вышеназванного земельного участка.
Как следует из уведомления от 14.10.2014 г. N 21-29/604, комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости отказано в принятии к рассмотрению документов о пересмотре кадастровой стоимости в связи с тем, что кадастровая стоимость данного земельного участка может быть оспорена только в судебном порядке, поскольку положения Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", предусматривающие возможность оспаривания результатов государственной кадастровой оценки, не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения 60 дней после дня официального опубликования данного Закона (26.07.2010 г.) и работы, по проведению которой не завершились в указанный срок, государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Хабаровского края проводилась в 2007 - 2008 гг., договоры на проведение работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в Хабаровском крае были заключены в 2007 - 2008 гг. - до вступления в законную силу положений Федерального закона N 167-ФЗ.
Пункт 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ и в ранее действующей редакции допускал не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости.
- В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: - недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- - установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из указанной нормы следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости образует иное основание пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, нежели недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при ее определении.
Установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель.
Для целей Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона. Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме (ст. 3).
Таким образом, отличие кадастровой стоимости объекта недвижимости от его рыночной стоимости заключается в процедуре (процесс государственной кадастровой оценки) и методе (массовый метод оценки).
В статье 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" закреплено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В силу указанной нормы одним из допустимых доказательств по данным спорам является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия его нормам Закона об оценочной деятельности и правилам федеральных стандартов оценки.
Согласно представленному в материалы дела Отчету N об оценке, выполненному ООО "Хабаровское агентство юридической экспертизы и оценки имущества", рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2007 г. составляет <данные изъяты>
Из Отчета следует, что итоговое суждение о величине стоимости объекта оценки основано на результатах сравнительного и доходного подходов. В рамках сравнительного подхода применен метод сравнения продаж. Информация об объектах сравнения представлена в отчете в полном объеме. В расчете использованы пять объектов-аналогов, находящихся в г. Комсомольске-на-Амуре, приведены обоснования проведенных корректировок со ссылками на источники информации.
Отчет соответствует требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки. На данный Отчет представлено положительное экспертное заключение N от 18.09.2014 г. экспертного совета Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков", из которого следует, что выводы, сделанные Оценщиком о величине рыночной стоимости оценки, являются обоснованными. Экспертиза составлена в соответствии с примерной формой заключения на подтверждение стоимости отчета об оценке, принятой Советом Российского общества оценщиков 07.07.2014 г.
Указанные документы опровергают доводы представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, о необоснованно заниженном размере рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2007 г., определенного в Отчете.
Оценив совокупность вышеизложенных доказательств, суд приходит к выводу о несоответствии содержащихся в Государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости принадлежащего истцу земельного участка его рыночной стоимости, определенной на 01.01.2007 г.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки.
Именно поэтому статьей 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости), указанная во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости на основании Приказа Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости".
Из представленного Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Хабаровского края следует, что кадастровая стоимость земельных участков на территории г. Комсомольска-на-Амуре была определена на 01.01.2007 г.
Установление рыночной стоимости земельного участка именно на эту дату позволяет сопоставить оба вида стоимости в общей для них экономической обстановке.
Дата вступления в силу нормативного правового акта, в соответствии с которым была определена кадастровая стоимость земельного участка, правового значения не имеет.
Из изложенного следует, что подлежит удовлетворению требование истца о признании кадастровой стоимости принадлежащего истцу земельного участка равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2007 г. в размере <данные изъяты>.
В соответствии с положениями ст. 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.
В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 221-ФЗ, п. 1 распоряжения Правительства РФ от 31.03.2009 г. N 409-р, Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 г. N п/93 полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, наделено ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", которое и является надлежащим ответчиком по данному делу. Поскольку заявление о пересмотре кадастровой стоимости истцом было подано в октябре 2014 года, установленная судом кадастровая стоимость в размере его рыночной стоимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации (в том числе для целей налогообложения), с 1 января 2014 года.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Комсомольская мебельная компания" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира нежилого здания, расположенного <адрес> с кадастровым номером N равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты>.
В удовлетворении исковых требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости отказать.
Данное решение является основанием для внесения изменений в государственной кадастр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации через Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме вынесено 28 ноября 2014 года.

Судья
Хабаровского краевого суда
Е.В.ВОЛОШИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)