Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.07.2014 ПО ДЕЛУ N А56-68086/2013

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июля 2014 г. по делу N А56-68086/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июля 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Баркановой Я.В., Жиляевой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: Бернат К.А.
при участии:
от заявителя: Малышев Г.М. (доверенность от 09.01.2014); Овсянников А.В. (доверенность от 29.07.2013)
от заинтересованного лица: Мушникова Е.А. (доверенность от 25.06.2014); Козинова К.И. (доверенность от 08.07.2014)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13086/2014) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.04.2014 по делу N А56-68086/2013 (судья Варенникова А.О.), принятое
по заявлению ООО "КАМ Транс"
заинтересованное лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области
о признании незаконным отказа,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "КАМ Транс" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области (далее - заинтересованное лицо, Управление, ТУ ФАУГИ), изложенного в письме от 21.08.2013 N 01-7517, в оказании государственной услуги по продаже (приватизации) земельного участка площадью 30187 кв. м с кадастровым номером 47:08:0103002:1092, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, Осинорощинская КЭЧ, Левашовский лагерь, обязании ТУ ФАУГИ в месячный срок принять решение о предоставлении Обществу на праве собственности земельного участка, в месячный срок с даты принятия такого решения осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направить его Обществу для заключения договора.
Решением от 07.04.2014 требования заявителя удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление, считая решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, просит решение отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления Общества отказать, указывая, что на испрашиваемом Обществом земельном участке наряду с объектами недвижимости находятся три объекта, которые не являются недвижимым имуществом, при этом в материалы дела не представлены доказательства того, что приобретенные Обществом объекты представляют единый имущественный комплекс, как и доказательства формирования спорного земельного участка по заявлению Общества. По мнению подателя жалобы, спорный земельный участок находится в границах санитарно-защитной зоны, а также является зарезервированным для государственных нужд, в частности, для строительства автодороги. Таким образом, спорный земельный участок не может быть передан в собственность Обществу. Кроме того, судом нарушены процессуального права, к участию в деле не привлечены Администрация "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области и Комитет по природным ресурсам Ленинградской области, о правах и обязанностях которых вынесен оспариваемый судебный акт.
Общество возразило против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в результате проведении ГУ "РФФИ" торгов по продаже арестованного движимого и недвижимого имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за должником ФГУП "Строительное управление" Ленинградского военного округа Министерства обороны Российской Федерации, Общество приобрело следующее имущество:
- - Лот N 13 дом прораба, площадью 59 кв. м, 1974 года постройки с кад. N 47-78-14/010/2007-248;
- - Лот N 9 здание водомерного узла, площадью 10,1 кв. м, 1977 года постройки, с кад. N 47-78-14/010/2007-249;
- - Лот N 10 здание гаража на три машины, площадью 221, 7 кв. м, 1977 года постройки, с кад. N 47:78-14/010/2007-252;
- - Лот N 14 здание склада, площадью 34,8 кв. м, 1975 года постройки с кад. 47-78- 14/010/2007-247;
- - Лот N 11 здание ремонтных мастерских с гаражами и подвалом, площадью 1072, 7 кв. м, 1990 года постройки с кад. N 47-78-14/010/2007-250;
- - Лот N 12 здание котельной, площадью 544,1 кв. м 1974 года постройки, с кад. N 47-78-14/010/2007-251;
- - Лот N 6 ангар (временное строение), площадью 331 кв. м, 1981 года постройки;
- - Лот N 7 ангар (временное строение), площадью 333,3 кв. м, 1983 года постройки;
- - Лот N 8 АЗС, площадью 4,1 кв. м, 1978 года постройки.
На здание дома прораба, здание водомерного узла, здание гаража на 3 машины, здание склада, здание ремонтных мастерских с гаражами, с подвалом, здание котельной зарегистрировано право собственности Общества, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права от 01.08.2008.
Приобретенные Обществом здания, строения расположены на земельном участке с кад. N 47:08:0000000:64, площадью 31612052 кв. м по адресу: Ленинградская область, г. Сертолово, мкрн. Сертолово-1, ул. Индустриальная, д. 18
Приказом Министра обороны РФ от 30.06.2012 N 1708 из земельного участка с кад. N 47:08:0000000:64, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование для спецнадобностей, образован земельный участок с кад. N 47:08:0103002:1092, площадью 30 187 кв. м, по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, Оснорощинская КЭЧ, Левашовский лагерь.
На основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 07.12.2012 N 3664 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ФГУП "Строительное управление Ленинградского военного округа Министерства обороны Российской Федерации" на вновь образованный земельный участок.
Согласно кадастровому паспорту от 23.04.2012 на земельном участке с кад. N 47:08:0103002:1092 иные объекты недвижимости, помимо принадлежащих Обществу, отсутствуют.
13.02.2013 Общество в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) обратилось в Управление с заявлением о приобретении права собственности на вышеуказанный земельный участок.
Письмом от 14.03.2013 N 01-2405 Управление сообщило об отсутствии возможности рассмотреть вопрос о предоставлении участка в собственность в связи с тем, что заявителем представлены документы о праве собственности на 6 объектов из девяти, расположенных на спорном земельном участке. Кроме того, Управлением направлены межведомственные запросы о предоставлении информации в отношении запрашиваемого земельного участка, ответы на которые не представлены.
Общество повторно обратилось в Управление с заявлением от 15.03.201 N 1220, приложив в качестве правоустанавливающих документов на 3 строения протоколы о результатах торгов по продаже арестованного имущества с актами приема-передачи.
Письмом Управления от 12.04.2013 N 03-3561 Обществу указано о необходимость обоснования площади истребуемого земельного участка с учетом нахождения на нем временных строений и невозможность установить наличие исключительного права Общества на выкуп спорного земельного участка.
11.07.2013 Общество вновь обратилось в Управление, указав, что здания и строения, находящиеся на спорном земельном участке, являются единым целым производственным комплексом для ремонта строительной техники и не могут эксплуатироваться по отдельности на разных земельный участках.
Письмом Управления от 21.08.2013 N 01-7517 в оказании государственной услуги по продаже (приватизации) испрашиваемого земельного участка Обществу отказано в связи с невозможностью установить наличие исключительного права Общества на выкуп земельного участка в порядке, установленном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Полагая, что данный отказ является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, апелляционный суд пришел к выводу, что требования Общества удовлетворены судом первой инстанции правомерно.
В соответствии с нормами статей 198, 201 АПК РФ основанием для принятия судом решения о признании незаконными действий (бездействия), решений государственных органов, органов местного самоуправления является одновременно несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 5 той же статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 указанного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 г. N 475.
При этом исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных вышеназванным Перечнем.
Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 данного Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого же Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ предусмотрено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд; не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Как следует из материалов дела, Обществом представлены все необходимые документы, в том числе, свидетельства о праве собственности на объекты недвижимости, кадастровый паспорт земельного участка, согласно которому данный участок не изъят и не ограничен в обороте, на нем отсутствуют объекты недвижимости, принадлежащие иным лицам. Представленный комплект документов содержал в себе документы, устанавливающие и подтверждающие права собственности на все 9 зданий строений и сооружений, указанных в кадастровом паспорте спорного земельного участка (договоры купли-продажи, акты приема-передачи).
Земельный участок, на котором находятся принадлежащие Обществу объекты недвижимости, не относится к землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте и которые в силу статьи 27 Земельного кодекса РФ не могут быть предоставлены в частную собственность.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка представленных Управлением документов об ограничении в обороте спорного участка и его резервировании, которые содержат противоречивые и взаимоисключающие сведения о намерениях использования земельного участка. Данная оценка положениям ст. 71 АПК РФ не противоречит. Кадастровый паспорт участка не содержит каких-либо ограничений (обременений).
Согласно пункту 7 статьи 36 данного Кодекса местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что расположенные на земельном участке объекты представляют собой единый комплекс, связанный между собой функциональным назначением, о чем свидетельствует в том числе Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30.06.2012 N 1708 об образовании земельного участка с учетом необходимости единого использования расположенных на нем объектов.
Таким образом, на момент обращения Общества с заявлением о выкупе земельный участок, занятый принадлежащими Обществу на праве собственности зданиями, в установленном порядке сформирован и поставлен на кадастровый учет, утверждены границы земельного участка. При этом ТУ ФАУГИ не представило доказательств нарушения требований земельного и градостроительного законодательства при определении границ и площади данного земельного участка, в том числе опровергающих необходимость использования земельного участка в испрашиваемом размере.
При изложенных обстоятельствах оспариваемый отказ ТУ ФАУГИ правомерно признан судом не соответствующим требованиям действующего земельного законодательства и нарушающим права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Оснований для отмены обжалуемого решения апелляционным судом не установлено, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.04.2014 по делу N А56-68086/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
И.А.ТИМУХИНА

Судьи
Я.В.БАРКАНОВА
Е.В.ЖИЛЯЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)