Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 5 марта 2010 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Ралько О.Б. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Любишкиной О.А.,
при участии главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Ларан" - предпринимателя Кузьмина В.К., от администрации города Вологды Завьяловой А.А. по доверенности от 13.03.2009 N 10-0/3-1-2-1/427, от Департамента земельных отношений Вологодской области Шамонина Д.Н. по доверенности от 30.12.2009 N 01-01-11/9884,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Ларан" Кузьмина Виктора Константиновича на решение Арбитражного суда Вологодской области от 19 октября 2009 года по делу N А13-11072/2009 (судья Киров С.А.),
установил:
предприниматель Кузьмин Виктор Константинович - глава крестьянского (фермерского) хозяйства "Ларан" (далее - глава КФХ "Ларан", Кузьмин В.К.) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к администрации города Вологды (далее - администрация) о признании недействительным постановления главы города Вологды от 11.08.2009 N 4077 "Об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по Никольскому переулку".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент земельных отношений Вологодской области (далее - департамент).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 19.10.2009 по делу N А13-11072/2009 в удовлетворении требований Кузьмина В.К. отказано.
Глава КФХ "Ларан" с решением суда не согласился и обратился с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на то, что Правила землепользования и застройки города Вологды, утвержденные решением Вологодской городской Думы от 26.06.2009 N 72, не содержат прямого запрета на осуществление сенокошения в границах экологического каркаса, поэтому отказ в утверждении схемы расположения земельного участка является незаконным.
Администрация и департамент в отзывах и их представители в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, считают решение суда законным и обоснованным.
Заслушав представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, постановлением главы города Вологды от 30.12.2008 N 7995 на основании заявления главы КФХ "Ларан" Кузьмина В.К. утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории в границах кадастрового квартала 35:24:0301004 (земли населенных пунктов) по Никольскому переулку площадью 15 336 кв. м для сенокошения, площадью 258 кв. м для подъезда.
В порядке уточнения указанного постановления 01.07.2009 Кузьмин В.К. обратился в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка для сенокошения площадью 20 081 кв. м вдоль Никольского переулка с кадастровым номером 35:24:0301004:148 в аренду на срок 5 лет.
Заявление направлено в администрацию для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Постановлением главы города Вологды от 11.08.2009 N 4077 в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории ориентировочной площадью 20 081 кв. м по Никольскому переулку для сенокошения отказано.
Глава КФХ "Ларан" с указанным постановлением не согласился и обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
По мнению Кузьмина В.К., на основании заявления от 01.07.2009 должны быть внесены изменения в постановление от 30.12.2008 N 7995 об уточнении площади спорного земельного участка с 15 335 кв. м на 20 081 кв. м.
Однако к названному заявлению не приложены документы, подтверждающие проведение землеустроительных работ, и объективные данные о необходимости внесения изменении в схему, утвержденную постановлением от 30.12.2008 N 7995.
При таких обстоятельствах заявление Кузьмина В.К. от 01.07.2009 правомерно принято в качестве самостоятельного обращения о предоставлении земельного участка площадью 20 081 кв. м.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого Кодекса (пункт 2 статьи 34 ЗК РФ).
В силу пункта 4 статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 данной статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 названного Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Во исполнение ЗК РФ Правительство Вологодской области утвердило Положение о порядке принятия решений по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, а также земельными участками, находящимися в собственности Вологодской области, на территории муниципального образования "Город Вологда" (далее - Положение N 326).
Положение N 326 устанавливает процедуры распоряжения земельными участками, а также компетенцию Департамента земельных отношений Вологодской области (далее - уполномоченный орган) в рамках данных процедур (пункт 1.3 Положения N 326).
В соответствии с пунктом 3.18 Положения N 326 при наличии ограничений и (или) обременений, препятствующих предоставлению испрашиваемого земельного участка, уполномоченный орган в течение 14 дней со дня регистрации заявления принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и в течение 7 дней со дня принятия решения направляет его заявителю.
Согласно пункту 3.19 Положения N 326 при отсутствии условий, установленных пунктами 3.17 - 3.18 названного Положения, уполномоченный орган в течение 7 дней со дня регистрации заявления направляет ксерокопию заявления в администрацию для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, о чем в указанный в данном пункте срок письменно информирует заявителя.
Таким образом, решение об утверждении акта выбора и схемы земельного участка относится к компетенции администрации.
Ограничения, препятствующие предоставлению испрашиваемого земельного участка, содержатся в Правилах землепользования и застройки города Вологды, утвержденных решением Вологодской городской Думы от 26.06.2009 N 72 (далее - Правила N 72).
Указанные Правила устанавливают виды разрешенного использования объектов недвижимости - виды использования, осуществлять которые на земельных участках и в расположенных на них объектах недвижимости разрешено в силу поименования этих видов в статьях 38 - 43 Правил при соблюдении требований, установленных названным и иными нормативными правовыми актами, техническими нормативными документами.
Согласно схеме градостроительного зонирования Правил N 72, испрашиваемый Кузьминым В.К. участок находится в границах экологического каркаса города.
В соответствии со статьей 43 Правил N 72 экологический каркас включает в себя зеленые массивы различного назначения, выполняющие рекреационные, средоформирующие, средоохранные, ресурсосохраняющие и объектозащитные функции. К элементам экологического каркаса относятся: лесные массивы, долины рек и рек-притоков, торфяные болота и луга, участки естественных насаждений.
Экологический каркас отнесен к зонам специального назначения, использование которых несовместимо с территориальными зонами другого назначения.
Из анализа статьи 43 Правил N 72 следует, что в зоне экологического каркаса не предусмотрено ведение какой-либо хозяйственной деятельности, поэтому нет необходимости в указании сведений о запрете в отношении отдельных видов разрешенного использования территории.
При таких обстоятельствах по данному делу правомерно отказано в признании недействительным постановления главы города Вологды от 11.08.2009 N 4077.
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Поскольку в удовлетворении жалобы Кузьмина В.К. отказано, расходы по госпошлине с администрации в его пользу взысканию не подлежат.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 19 октября 2009 года по делу N А13-11072/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу предпринимателя Кузьмина Виктора Константиновича - главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Ларан" - без удовлетворения.
Председательствующий
О.Ю.ПЕСТЕРЕВА
Судьи
О.Б.РАЛЬКО
О.А.ТАРАСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.03.2010 ПО ДЕЛУ N А13-11072/2009
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 марта 2010 г. по делу N А13-11072/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 5 марта 2010 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Ралько О.Б. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Любишкиной О.А.,
при участии главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Ларан" - предпринимателя Кузьмина В.К., от администрации города Вологды Завьяловой А.А. по доверенности от 13.03.2009 N 10-0/3-1-2-1/427, от Департамента земельных отношений Вологодской области Шамонина Д.Н. по доверенности от 30.12.2009 N 01-01-11/9884,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Ларан" Кузьмина Виктора Константиновича на решение Арбитражного суда Вологодской области от 19 октября 2009 года по делу N А13-11072/2009 (судья Киров С.А.),
установил:
предприниматель Кузьмин Виктор Константинович - глава крестьянского (фермерского) хозяйства "Ларан" (далее - глава КФХ "Ларан", Кузьмин В.К.) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к администрации города Вологды (далее - администрация) о признании недействительным постановления главы города Вологды от 11.08.2009 N 4077 "Об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по Никольскому переулку".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент земельных отношений Вологодской области (далее - департамент).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 19.10.2009 по делу N А13-11072/2009 в удовлетворении требований Кузьмина В.К. отказано.
Глава КФХ "Ларан" с решением суда не согласился и обратился с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на то, что Правила землепользования и застройки города Вологды, утвержденные решением Вологодской городской Думы от 26.06.2009 N 72, не содержат прямого запрета на осуществление сенокошения в границах экологического каркаса, поэтому отказ в утверждении схемы расположения земельного участка является незаконным.
Администрация и департамент в отзывах и их представители в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, считают решение суда законным и обоснованным.
Заслушав представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, постановлением главы города Вологды от 30.12.2008 N 7995 на основании заявления главы КФХ "Ларан" Кузьмина В.К. утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории в границах кадастрового квартала 35:24:0301004 (земли населенных пунктов) по Никольскому переулку площадью 15 336 кв. м для сенокошения, площадью 258 кв. м для подъезда.
В порядке уточнения указанного постановления 01.07.2009 Кузьмин В.К. обратился в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка для сенокошения площадью 20 081 кв. м вдоль Никольского переулка с кадастровым номером 35:24:0301004:148 в аренду на срок 5 лет.
Заявление направлено в администрацию для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Постановлением главы города Вологды от 11.08.2009 N 4077 в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории ориентировочной площадью 20 081 кв. м по Никольскому переулку для сенокошения отказано.
Глава КФХ "Ларан" с указанным постановлением не согласился и обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
По мнению Кузьмина В.К., на основании заявления от 01.07.2009 должны быть внесены изменения в постановление от 30.12.2008 N 7995 об уточнении площади спорного земельного участка с 15 335 кв. м на 20 081 кв. м.
Однако к названному заявлению не приложены документы, подтверждающие проведение землеустроительных работ, и объективные данные о необходимости внесения изменении в схему, утвержденную постановлением от 30.12.2008 N 7995.
При таких обстоятельствах заявление Кузьмина В.К. от 01.07.2009 правомерно принято в качестве самостоятельного обращения о предоставлении земельного участка площадью 20 081 кв. м.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого Кодекса (пункт 2 статьи 34 ЗК РФ).
В силу пункта 4 статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 данной статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 названного Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Во исполнение ЗК РФ Правительство Вологодской области утвердило Положение о порядке принятия решений по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, а также земельными участками, находящимися в собственности Вологодской области, на территории муниципального образования "Город Вологда" (далее - Положение N 326).
Положение N 326 устанавливает процедуры распоряжения земельными участками, а также компетенцию Департамента земельных отношений Вологодской области (далее - уполномоченный орган) в рамках данных процедур (пункт 1.3 Положения N 326).
В соответствии с пунктом 3.18 Положения N 326 при наличии ограничений и (или) обременений, препятствующих предоставлению испрашиваемого земельного участка, уполномоченный орган в течение 14 дней со дня регистрации заявления принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и в течение 7 дней со дня принятия решения направляет его заявителю.
Согласно пункту 3.19 Положения N 326 при отсутствии условий, установленных пунктами 3.17 - 3.18 названного Положения, уполномоченный орган в течение 7 дней со дня регистрации заявления направляет ксерокопию заявления в администрацию для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, о чем в указанный в данном пункте срок письменно информирует заявителя.
Таким образом, решение об утверждении акта выбора и схемы земельного участка относится к компетенции администрации.
Ограничения, препятствующие предоставлению испрашиваемого земельного участка, содержатся в Правилах землепользования и застройки города Вологды, утвержденных решением Вологодской городской Думы от 26.06.2009 N 72 (далее - Правила N 72).
Указанные Правила устанавливают виды разрешенного использования объектов недвижимости - виды использования, осуществлять которые на земельных участках и в расположенных на них объектах недвижимости разрешено в силу поименования этих видов в статьях 38 - 43 Правил при соблюдении требований, установленных названным и иными нормативными правовыми актами, техническими нормативными документами.
Согласно схеме градостроительного зонирования Правил N 72, испрашиваемый Кузьминым В.К. участок находится в границах экологического каркаса города.
В соответствии со статьей 43 Правил N 72 экологический каркас включает в себя зеленые массивы различного назначения, выполняющие рекреационные, средоформирующие, средоохранные, ресурсосохраняющие и объектозащитные функции. К элементам экологического каркаса относятся: лесные массивы, долины рек и рек-притоков, торфяные болота и луга, участки естественных насаждений.
Экологический каркас отнесен к зонам специального назначения, использование которых несовместимо с территориальными зонами другого назначения.
Из анализа статьи 43 Правил N 72 следует, что в зоне экологического каркаса не предусмотрено ведение какой-либо хозяйственной деятельности, поэтому нет необходимости в указании сведений о запрете в отношении отдельных видов разрешенного использования территории.
При таких обстоятельствах по данному делу правомерно отказано в признании недействительным постановления главы города Вологды от 11.08.2009 N 4077.
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Поскольку в удовлетворении жалобы Кузьмина В.К. отказано, расходы по госпошлине с администрации в его пользу взысканию не подлежат.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 19 октября 2009 года по делу N А13-11072/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу предпринимателя Кузьмина Виктора Константиновича - главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Ларан" - без удовлетворения.
Председательствующий
О.Ю.ПЕСТЕРЕВА
Судьи
О.Б.РАЛЬКО
О.А.ТАРАСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)