Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12.12.2014.
Полный текст постановления изготовлен 17.12.2014.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Голубевой О.Н.,
судей Кислицына Е.Г., Павлова В.Ю.,
при участии представителей
от общества с ограниченной ответственностью "ВИП-ММ":
Беляковой М.В. (приказ от 11.07.2008),
Игнатьевой Е.А. (по доверенности от 04.12.2012),
от администрации города Чебоксары Чувашской Республики:
Борисова А.В. (по доверенности от 30.12.2013)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "ВИП-ММ"
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 05.05.2014,
принятое судьей Новожениной О.А., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2014,
принятое судьями Захаровой Т.А., Смирновой И.А., Протасовым Ю.В.,
по делу N А79-213/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВИП-ММ"
к администрации города Чебоксары Чувашской Республики
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка
и
общество с ограниченной ответственностью "ВИП-ММ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением к администрации города Чебоксары Чувашской Республики (далее - Администрация) о признании незаконными действий по отказу в предоставлении в аренду земельных участков для размещения базы отдыха и обязании в тридцатидневный срок со дня вынесения судебного акта принять решение о предоставлении в аренду испрашиваемых земельных участков и заключить соответствующие договоры.
Заявленные требования мотивированы неправомерными действиями Администрации, выразившимися в непредоставлении в аренду земельных участков.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии решением от 05.05.2014, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2014, пришел к выводу о несоблюдении Администрацией условий об информировании населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства, что является существенным нарушением порядка предоставления земельного участка для строительства, противоречащим основным принципам земельного законодательства, и безусловным препятствием для предоставления земельного участка конкретному заявителю. Вопрос о предоставлении конкретного участка конкретному лицу может быть разрешен только после проведения процедуры публичного информирования населения и с учетом результатов такого информирования. Отказ Администрации предоставить Обществу в аренду для строительства испрашиваемые земельные участки соответствует положениям земельного законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что является основанием для отказа в удовлетворении требований.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции, как незаконные, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела и принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя, суды обеих инстанций не приняли во внимание, что имеется вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 21.02.2013 по гражданскому делу N А79-12357/2012, в соответствии с которым признано незаконным постановление администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 15.10.2013 N 366 "Об отмене распоряжения администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 06.05.2010 N 1452-р об утверждении актов выбора земельного участка" и не было установлено нарушений при издании распоряжения администрации от 06.05.2010 N 1452-р, что свидетельствует о нарушении судами норм процессуального права. Суд первой инстанции не дал оценку тому обстоятельству, что 25.05.2010 в газете "Чебоксарские новости" была размещена информация о планируемом предоставлении земельного участка, которая позволяла всем заинтересованным лицам реагировать на полученную информацию в установленном порядке. В деле отсутствуют доказательства того, что имеются возражения против размещения базы отдыха на испрашиваемом земельном участке и есть заинтересованные лица, изъявившие желание получить испрашиваемый Обществом земельный участок.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы кассационной жалобы, представитель Администрации отклонил доводы кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Чувашской Республики - Чувашии.
На основании статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 12.12.2014, после перерыва представитель Администрации в судебное заседание не явился, поэтому в силу части 3 статьи 284 АПК РФ кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 05.05.2014 и постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2014 проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела и заслушав представителей сторон, окружной суд счел необходимым полностью отменить принятые по делу решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Как видно из документов и установил суд, Общество обратилось в Администрацию с заявлением от 18.08.2009 N 37 о предоставлении в порядке статей 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в аренду земельного участка для размещения базы отдыха на территории Заволжья Московского района города Чебоксары.
В письме от 14.09.2009 N 3473/3025 Администрация предложила Обществу рассмотреть земельный участок в районе улицы Хвойной в поселке Сосновка.
Управление архитектуры и градостроительства Администрации выдало градостроительное заключение от 27.08.2009 N 3025 о возможном использовании земельного участка площадью 67 402 квадратных метра, расположенного в районе улицы Хвойной в поселке Сосновка, для размещения базы отдыха, при условии изменения градостроительного регламента части территориальной зоны малоэтажных индивидуальных жилых домов с участками (Ж-3) и зоны лесопарков (Р-3) на зону рекреационных объектов (Р-4).
Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 22.06.2010 N 1706 внесены изменения в статью 24 Карты зонирования территории города Чебоксары, касающиеся градостроительного регламента части территориальной зоны малоэтажных индивидуальных жилых домов с участками (Ж-3) и зоны лесопарков (Р-3) на зону рекреационных объектов (Р-4).
Распоряжением от 06.05.2010 N 1452 Администрация утвердила акты выбора от 25.12.2009 N 267, от 29.12.2009 N 267/1 и от 09.02.2010 N 267/2 и схему расположения земельного участка под размещение базы отдыха в районе улицы Хвойной в поселке Сосновка.
Администрация 22.07.2010 в газете "Чебоксарские новости" N 76 опубликовала информацию (на основании заявления Общества от 16.04.2010 N 3) о предполагаемом предоставлении земельного участка, расположенного в районе улицы Хвойной в поселке Сосновка под размещение базы отдыха.
В государственный кадастр недвижимости 06.03.2012 внесены сведения о земельных участках площадью 47 936 квадратных метров с кадастровым номером 21:01:000000:261 и площадью 13 927 квадратных метров с кадастровым номером 21:01:000000:262.
Общество в обращениях от 14.03.2012, 06.04.2012, 19.07.2012, 26.07.2012 и 22.08.2012 просило Администрацию сообщить о сроках согласования распоряжения о предоставлении земельного участка под строительство базы отдыха и подготовить проект договора аренды земельного участка.
Распоряжение Администрации от 06.05.2010 N 1452-р об утверждении актов выбора земельного участка отменено постановлением Администрации от 15.10.2012 N 366, которое вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 21.02.2013 по делу N А79-12357/2012 признано недействительным.
Во исполнение поименованного решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии Общество 01.11.2013 обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка на праве аренды для строительства базы отдыха.
Управление архитектуры и градостроительства Администрации в письме от 06.12.2013 N 12484 уведомило Общество о том, что распоряжением Администрации от 06.05.2010 N 1452-р утверждены акты выбора от 25.12.2009 N 267, от 29.12.2009 N 267/1 и от 09.02.2010 N 267/2 и схема расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории от 09.02.2010 общей площадью 67 402 квадратных метра под размещение базы отдыха в районе улицы Хвойной в поселке Сосновка; на испрашиваемые земельные участки отсутствуют утвержденные акты выбора; на момент рассмотрения обращения истек срок действия актов выбора земельных участков.
Сославшись на то, что действия Администрации являются незаконными и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (статья 65 АПК РФ).
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 АПК РФ).
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 28 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
В силу статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
На основании положений статьи 11 ЗК РФ Администрация, как орган местного самоуправления, является уполномоченным лицом по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов (пункт 1 статьи 30 ЗК РФ).
Согласно пункту 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
В пункте 1 статьи 31 ЗК РФ установлено, что юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункта 2 статьи 31 ЗК РФ).
В силу пункта 5 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Компетентный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ).
Как видно из материалов дела, на основании заявки Общества Администрация осуществила действия по выбору земельных участков под размещение базы отдыха, что подтверждается актами выбора от 25.12.2009 N 267, от 29.12.2009 N 267/1 и от 09.02.2010 N 267/2. Распоряжением Администрации от 06.05.2010 N 1452-р утверждены названные акты выбора земельных участков и схема расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории от 09.02.2010 под размещение базы отдыха в районе улицы Хвойной в поселке Сосновка.
Из поименованных доказательств следует, что Администрацией осуществлен выбор двух земельных участков площадью 13 927 квадратных метров и 47 939 квадратных метров, которые впоследствии Общество поставило на кадастровый учет (кадастровые номера 21:01:000000:262 и 21:01:000000:261), акты выбора именно этих земельных участков и схемы их расположения были утверждены распоряжением Администрации от 06.05.2010 N 1452-р. Это распоряжение в соответствии со вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 21.02.2013 по делу N А79-12357/2012 является действующим.
Таким образом, действия Администрации по отказу в предоставлении испрашиваемых земельных участков по мотиву отсутствия актов выбора земельных участков являются незаконными.
Суды обеих инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, сослались на невозможность предоставления земельных участков в связи с несоблюдением Администрацией условия об информировании населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.
Суд кассационной инстанции не согласен с данным выводом в связи со следующим.
В соответствии с позицией, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10 положения пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации призваны обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Из представленных доказательств следует, что в нарушение требований пункта 3 статьи 31 ЗК РФ информация о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка под размещение базы была опубликована, но после принятия распоряжения распоряжением Администрации от 06.05.2010 N 1452-р об утверждении актов выбора земельных участков.
Данное нарушение носит формальный характер, доказательств того, что несвоевременное опубликование информации о предположительном размещении объекта на спорных земельных участках нарушило права населения либо третьих лиц, не представлено. Никто из третьих лиц до настоящего времени не изъявил желания на получение в аренду спорных участков. Формальное нарушение стадий выбора земельного участка, допущенное Администрацией, повлекло нарушение только прав Общества на получение в аренду земельных участков.
Отказ Администрации в предоставлении земельных участков по причине того, что на момент рассмотрения обращения Общества истек срок действия актов выбора земельных участков является неправомерным.
В силу первого абзаца пункта 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта служит основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В спорных отношениях непредоставление земельных участков Обществу в пределах срока действия предварительного согласования места размещения объекта связано не с несвоевременным поведением Общества по формированию земельного участка и осуществлению его кадастрового учета, а обусловлено незаконными действиями Администрации по отмене поименованного распоряжения. В период судебного разбирательства по гражданскому делу N А79-12357/2012 Общество было лишено возможности осуществлять какие-либо мероприятия, связанные с получением земельных участков для строительства, поэтому отказ Администрации со ссылкой на истечение срока действия актов выбора земельных участков нарушает права и законные интересы Общества.
Земельное законодательство не предусматривает возможности отказа в предоставлении земельного участка под строительство в случае прохождения лицом, заинтересованным в получении такого земельного участка, процедуры предварительного согласования места размещения объекта и представления в уполномоченный орган кадастровой карты (плана) земельного участка. Обществом выполнены все требования, предусмотренные статьей 31 ЗК РФ.
Таким образом, отказ Администрации, выраженный в письме от 06.12.2013 N 12484, не соответствует закону, а действия Администрации препятствует осуществлению деятельности Общества.
Выводы судов обеих инстанций, содержащиеся в решении и постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, что является основанием для отмены решения и постановления арбитражного суда (часть 1 статьи 288 АПК РФ). Не передавая дело на новое рассмотрение, суд округа счел необходимым принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований Общества в полном объеме.
В подпункте 3 пункта 5 статьи 201 АПК РФ установлено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
По смыслу этой нормы суд самостоятельно определяет необходимые действия, которые нужно произвести для восстановления нарушенных прав лица, обратившегося с заявлением, и разумный срок для выполнения таких действий.
Суд округа, учитывая наличие всех условий для предоставления заявителю испрашиваемых участков, счел необходимым в целях окончательного урегулирования спорной ситуации в качестве правовосстановительной меры обязать Администрацию в тридцатидневный срок со дня вынесения судебного акта суда кассационной инстанции принять решение о предоставлении на праве аренды Обществу земельных участков с кадастровыми номерами 21:01:000000:261 (кадастровый паспорт от 06.03.2012 N 21/301/12-20813) и 21:01:000000:262 (кадастровый паспорт от 06.03.2012 N 21/301/12-20839) и направить в адрес Общества проект договора (договоров) аренды в отношении поименованных земельных участков с предложением о его (их) заключении.
В связи с отменой принятых по делу судебных актов расходы по государственной пошлине, понесенные заявителем за рассмотрение заявления, апелляционной и кассационной жалоб в сумме 6000 рублей, подлежат взысканию с Администрации.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьями 289 и 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 05.05.2014 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2014 по делу N А79-213/2014 отменить полностью; принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью "ВИП-ММ": признать незаконными действия администрации города Чебоксары Чувашской Республики по отказу в предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "ВИП-ММ" испрашиваемых им земельных участков с кадастровыми номерами 21:01:000000:261 (кадастровый паспорт от 06.03.2012 N 21/301/12-20813) и 21:01:000000:262 (кадастровый паспорт от 06.03.2012 N 21/301/12-20839) для размещения базы отдыха по улице Хвойной в поселке Сосновка.
Обязать администрацию города Чебоксары Чувашской Республики в тридцатидневный срок со дня вынесения судебного акта суда кассационной инстанции принять решение о предоставлении на праве аренды обществу с ограниченной ответственностью "ВИП-ММ" (ИНН: 2130043552, ОГРН: 1082130010445) земельных участков с кадастровыми номерами 21:01:000000:261 (кадастровый паспорт от 06.03.2012 N 21/301/12-20813) и 21:01:000000:262 (кадастровый паспорт от 06.03.2012 N 21/301/12-20839) и направить в адрес общества с ограниченной ответственностью "ВИП-ММ" (ИНН: 2130043552, ОГРН: 1082130010445) проект договора (договоров) аренды в отношении поименованных земельных участков с предложением о его (их) заключении.
Взыскать с администрации города Чебоксары Чувашской Республики (ИНН: 2126003194, ОГРН: 1022101150037) в пользу общества с ограниченной ответственностью "ВИП-ММ" (ИНН: 2130043552, ОГРН: 1082130010445) 2000 рублей в качестве возмещения расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления в суде первой инстанции, 2000 рублей - за рассмотрение апелляционной жалобы и 2000 рублей - за рассмотрение кассационной жалобы.
Арбитражному суду Чувашской Республики - Чувашии выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 17.12.2014 N Ф01-5010/2014 ПО ДЕЛУ N А79-213/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 декабря 2014 г. по делу N А79-213/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 12.12.2014.
Полный текст постановления изготовлен 17.12.2014.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Голубевой О.Н.,
судей Кислицына Е.Г., Павлова В.Ю.,
при участии представителей
от общества с ограниченной ответственностью "ВИП-ММ":
Беляковой М.В. (приказ от 11.07.2008),
Игнатьевой Е.А. (по доверенности от 04.12.2012),
от администрации города Чебоксары Чувашской Республики:
Борисова А.В. (по доверенности от 30.12.2013)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "ВИП-ММ"
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 05.05.2014,
принятое судьей Новожениной О.А., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2014,
принятое судьями Захаровой Т.А., Смирновой И.А., Протасовым Ю.В.,
по делу N А79-213/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВИП-ММ"
к администрации города Чебоксары Чувашской Республики
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка
и
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ВИП-ММ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением к администрации города Чебоксары Чувашской Республики (далее - Администрация) о признании незаконными действий по отказу в предоставлении в аренду земельных участков для размещения базы отдыха и обязании в тридцатидневный срок со дня вынесения судебного акта принять решение о предоставлении в аренду испрашиваемых земельных участков и заключить соответствующие договоры.
Заявленные требования мотивированы неправомерными действиями Администрации, выразившимися в непредоставлении в аренду земельных участков.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии решением от 05.05.2014, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2014, пришел к выводу о несоблюдении Администрацией условий об информировании населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства, что является существенным нарушением порядка предоставления земельного участка для строительства, противоречащим основным принципам земельного законодательства, и безусловным препятствием для предоставления земельного участка конкретному заявителю. Вопрос о предоставлении конкретного участка конкретному лицу может быть разрешен только после проведения процедуры публичного информирования населения и с учетом результатов такого информирования. Отказ Администрации предоставить Обществу в аренду для строительства испрашиваемые земельные участки соответствует положениям земельного законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что является основанием для отказа в удовлетворении требований.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции, как незаконные, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела и принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя, суды обеих инстанций не приняли во внимание, что имеется вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 21.02.2013 по гражданскому делу N А79-12357/2012, в соответствии с которым признано незаконным постановление администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 15.10.2013 N 366 "Об отмене распоряжения администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 06.05.2010 N 1452-р об утверждении актов выбора земельного участка" и не было установлено нарушений при издании распоряжения администрации от 06.05.2010 N 1452-р, что свидетельствует о нарушении судами норм процессуального права. Суд первой инстанции не дал оценку тому обстоятельству, что 25.05.2010 в газете "Чебоксарские новости" была размещена информация о планируемом предоставлении земельного участка, которая позволяла всем заинтересованным лицам реагировать на полученную информацию в установленном порядке. В деле отсутствуют доказательства того, что имеются возражения против размещения базы отдыха на испрашиваемом земельном участке и есть заинтересованные лица, изъявившие желание получить испрашиваемый Обществом земельный участок.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы кассационной жалобы, представитель Администрации отклонил доводы кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Чувашской Республики - Чувашии.
На основании статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 12.12.2014, после перерыва представитель Администрации в судебное заседание не явился, поэтому в силу части 3 статьи 284 АПК РФ кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 05.05.2014 и постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2014 проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела и заслушав представителей сторон, окружной суд счел необходимым полностью отменить принятые по делу решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Как видно из документов и установил суд, Общество обратилось в Администрацию с заявлением от 18.08.2009 N 37 о предоставлении в порядке статей 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в аренду земельного участка для размещения базы отдыха на территории Заволжья Московского района города Чебоксары.
В письме от 14.09.2009 N 3473/3025 Администрация предложила Обществу рассмотреть земельный участок в районе улицы Хвойной в поселке Сосновка.
Управление архитектуры и градостроительства Администрации выдало градостроительное заключение от 27.08.2009 N 3025 о возможном использовании земельного участка площадью 67 402 квадратных метра, расположенного в районе улицы Хвойной в поселке Сосновка, для размещения базы отдыха, при условии изменения градостроительного регламента части территориальной зоны малоэтажных индивидуальных жилых домов с участками (Ж-3) и зоны лесопарков (Р-3) на зону рекреационных объектов (Р-4).
Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 22.06.2010 N 1706 внесены изменения в статью 24 Карты зонирования территории города Чебоксары, касающиеся градостроительного регламента части территориальной зоны малоэтажных индивидуальных жилых домов с участками (Ж-3) и зоны лесопарков (Р-3) на зону рекреационных объектов (Р-4).
Распоряжением от 06.05.2010 N 1452 Администрация утвердила акты выбора от 25.12.2009 N 267, от 29.12.2009 N 267/1 и от 09.02.2010 N 267/2 и схему расположения земельного участка под размещение базы отдыха в районе улицы Хвойной в поселке Сосновка.
Администрация 22.07.2010 в газете "Чебоксарские новости" N 76 опубликовала информацию (на основании заявления Общества от 16.04.2010 N 3) о предполагаемом предоставлении земельного участка, расположенного в районе улицы Хвойной в поселке Сосновка под размещение базы отдыха.
В государственный кадастр недвижимости 06.03.2012 внесены сведения о земельных участках площадью 47 936 квадратных метров с кадастровым номером 21:01:000000:261 и площадью 13 927 квадратных метров с кадастровым номером 21:01:000000:262.
Общество в обращениях от 14.03.2012, 06.04.2012, 19.07.2012, 26.07.2012 и 22.08.2012 просило Администрацию сообщить о сроках согласования распоряжения о предоставлении земельного участка под строительство базы отдыха и подготовить проект договора аренды земельного участка.
Распоряжение Администрации от 06.05.2010 N 1452-р об утверждении актов выбора земельного участка отменено постановлением Администрации от 15.10.2012 N 366, которое вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 21.02.2013 по делу N А79-12357/2012 признано недействительным.
Во исполнение поименованного решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии Общество 01.11.2013 обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка на праве аренды для строительства базы отдыха.
Управление архитектуры и градостроительства Администрации в письме от 06.12.2013 N 12484 уведомило Общество о том, что распоряжением Администрации от 06.05.2010 N 1452-р утверждены акты выбора от 25.12.2009 N 267, от 29.12.2009 N 267/1 и от 09.02.2010 N 267/2 и схема расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории от 09.02.2010 общей площадью 67 402 квадратных метра под размещение базы отдыха в районе улицы Хвойной в поселке Сосновка; на испрашиваемые земельные участки отсутствуют утвержденные акты выбора; на момент рассмотрения обращения истек срок действия актов выбора земельных участков.
Сославшись на то, что действия Администрации являются незаконными и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (статья 65 АПК РФ).
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 АПК РФ).
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 28 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
В силу статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
На основании положений статьи 11 ЗК РФ Администрация, как орган местного самоуправления, является уполномоченным лицом по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов (пункт 1 статьи 30 ЗК РФ).
Согласно пункту 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
В пункте 1 статьи 31 ЗК РФ установлено, что юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункта 2 статьи 31 ЗК РФ).
В силу пункта 5 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Компетентный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ).
Как видно из материалов дела, на основании заявки Общества Администрация осуществила действия по выбору земельных участков под размещение базы отдыха, что подтверждается актами выбора от 25.12.2009 N 267, от 29.12.2009 N 267/1 и от 09.02.2010 N 267/2. Распоряжением Администрации от 06.05.2010 N 1452-р утверждены названные акты выбора земельных участков и схема расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории от 09.02.2010 под размещение базы отдыха в районе улицы Хвойной в поселке Сосновка.
Из поименованных доказательств следует, что Администрацией осуществлен выбор двух земельных участков площадью 13 927 квадратных метров и 47 939 квадратных метров, которые впоследствии Общество поставило на кадастровый учет (кадастровые номера 21:01:000000:262 и 21:01:000000:261), акты выбора именно этих земельных участков и схемы их расположения были утверждены распоряжением Администрации от 06.05.2010 N 1452-р. Это распоряжение в соответствии со вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 21.02.2013 по делу N А79-12357/2012 является действующим.
Таким образом, действия Администрации по отказу в предоставлении испрашиваемых земельных участков по мотиву отсутствия актов выбора земельных участков являются незаконными.
Суды обеих инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, сослались на невозможность предоставления земельных участков в связи с несоблюдением Администрацией условия об информировании населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.
Суд кассационной инстанции не согласен с данным выводом в связи со следующим.
В соответствии с позицией, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10 положения пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации призваны обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Из представленных доказательств следует, что в нарушение требований пункта 3 статьи 31 ЗК РФ информация о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка под размещение базы была опубликована, но после принятия распоряжения распоряжением Администрации от 06.05.2010 N 1452-р об утверждении актов выбора земельных участков.
Данное нарушение носит формальный характер, доказательств того, что несвоевременное опубликование информации о предположительном размещении объекта на спорных земельных участках нарушило права населения либо третьих лиц, не представлено. Никто из третьих лиц до настоящего времени не изъявил желания на получение в аренду спорных участков. Формальное нарушение стадий выбора земельного участка, допущенное Администрацией, повлекло нарушение только прав Общества на получение в аренду земельных участков.
Отказ Администрации в предоставлении земельных участков по причине того, что на момент рассмотрения обращения Общества истек срок действия актов выбора земельных участков является неправомерным.
В силу первого абзаца пункта 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта служит основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В спорных отношениях непредоставление земельных участков Обществу в пределах срока действия предварительного согласования места размещения объекта связано не с несвоевременным поведением Общества по формированию земельного участка и осуществлению его кадастрового учета, а обусловлено незаконными действиями Администрации по отмене поименованного распоряжения. В период судебного разбирательства по гражданскому делу N А79-12357/2012 Общество было лишено возможности осуществлять какие-либо мероприятия, связанные с получением земельных участков для строительства, поэтому отказ Администрации со ссылкой на истечение срока действия актов выбора земельных участков нарушает права и законные интересы Общества.
Земельное законодательство не предусматривает возможности отказа в предоставлении земельного участка под строительство в случае прохождения лицом, заинтересованным в получении такого земельного участка, процедуры предварительного согласования места размещения объекта и представления в уполномоченный орган кадастровой карты (плана) земельного участка. Обществом выполнены все требования, предусмотренные статьей 31 ЗК РФ.
Таким образом, отказ Администрации, выраженный в письме от 06.12.2013 N 12484, не соответствует закону, а действия Администрации препятствует осуществлению деятельности Общества.
Выводы судов обеих инстанций, содержащиеся в решении и постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, что является основанием для отмены решения и постановления арбитражного суда (часть 1 статьи 288 АПК РФ). Не передавая дело на новое рассмотрение, суд округа счел необходимым принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований Общества в полном объеме.
В подпункте 3 пункта 5 статьи 201 АПК РФ установлено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
По смыслу этой нормы суд самостоятельно определяет необходимые действия, которые нужно произвести для восстановления нарушенных прав лица, обратившегося с заявлением, и разумный срок для выполнения таких действий.
Суд округа, учитывая наличие всех условий для предоставления заявителю испрашиваемых участков, счел необходимым в целях окончательного урегулирования спорной ситуации в качестве правовосстановительной меры обязать Администрацию в тридцатидневный срок со дня вынесения судебного акта суда кассационной инстанции принять решение о предоставлении на праве аренды Обществу земельных участков с кадастровыми номерами 21:01:000000:261 (кадастровый паспорт от 06.03.2012 N 21/301/12-20813) и 21:01:000000:262 (кадастровый паспорт от 06.03.2012 N 21/301/12-20839) и направить в адрес Общества проект договора (договоров) аренды в отношении поименованных земельных участков с предложением о его (их) заключении.
В связи с отменой принятых по делу судебных актов расходы по государственной пошлине, понесенные заявителем за рассмотрение заявления, апелляционной и кассационной жалоб в сумме 6000 рублей, подлежат взысканию с Администрации.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьями 289 и 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 05.05.2014 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2014 по делу N А79-213/2014 отменить полностью; принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью "ВИП-ММ": признать незаконными действия администрации города Чебоксары Чувашской Республики по отказу в предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "ВИП-ММ" испрашиваемых им земельных участков с кадастровыми номерами 21:01:000000:261 (кадастровый паспорт от 06.03.2012 N 21/301/12-20813) и 21:01:000000:262 (кадастровый паспорт от 06.03.2012 N 21/301/12-20839) для размещения базы отдыха по улице Хвойной в поселке Сосновка.
Обязать администрацию города Чебоксары Чувашской Республики в тридцатидневный срок со дня вынесения судебного акта суда кассационной инстанции принять решение о предоставлении на праве аренды обществу с ограниченной ответственностью "ВИП-ММ" (ИНН: 2130043552, ОГРН: 1082130010445) земельных участков с кадастровыми номерами 21:01:000000:261 (кадастровый паспорт от 06.03.2012 N 21/301/12-20813) и 21:01:000000:262 (кадастровый паспорт от 06.03.2012 N 21/301/12-20839) и направить в адрес общества с ограниченной ответственностью "ВИП-ММ" (ИНН: 2130043552, ОГРН: 1082130010445) проект договора (договоров) аренды в отношении поименованных земельных участков с предложением о его (их) заключении.
Взыскать с администрации города Чебоксары Чувашской Республики (ИНН: 2126003194, ОГРН: 1022101150037) в пользу общества с ограниченной ответственностью "ВИП-ММ" (ИНН: 2130043552, ОГРН: 1082130010445) 2000 рублей в качестве возмещения расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления в суде первой инстанции, 2000 рублей - за рассмотрение апелляционной жалобы и 2000 рублей - за рассмотрение кассационной жалобы.
Арбитражному суду Чувашской Республики - Чувашии выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
О.Н.ГОЛУБЕВА
О.Н.ГОЛУБЕВА
Судьи
Е.Г.КИСЛИЦЫН
В.Ю.ПАВЛОВ
Е.Г.КИСЛИЦЫН
В.Ю.ПАВЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)